Напоминание

Упражнения для детей с дислексией

Автор: Драчева Ирина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ " Школа №26"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРОКОПЬЕВСК
Наименование материала: презентация
Тема: Упражнения для детей с дислексией







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Упражнения для

детей с

дислексией

Учитель-логопед

Драчева И.А.

МБОУ «Школа № 26»

Дислексия

(от греческого «дис» – нарушение,

отклонение от нормы, затруднение и «лего» – читать) – это

состояние, основное проявление которого – стойкая,

избирательная неспособность овладеть навыком чтения

Виды дислексий:

Аграмматическая дислексия – недоразвитие грамматического строя речи

Вербальная – нарушения при чтении слов

Литеральная – нарушения при изолированном узнавании и различении буквы

Мнестическая – трудности усвоения всех букв, их недифференциация, замены.

Оптическая – трудности усвоения и смешение сходных графических букв, их замены.

Семантическая

нарушения

понимания

прочитанных

слов,

предложений

при

правильной

технике чтения.

Тактильная – у слепых детей трудности в дифференциации тактильного восприятия букв азбуки

Брайля

Фонематическая

связана

с

недоразвитием

функций

фонематической

системы,

звуко-

буквенного анализа.

Почему ребёнок так плохо читает?

Рассмотрим часто встречающиеся и приносящие наибольшие

неприятности устойчивые специфические ошибки ( не связанны с незнанием грамматических правил)

при чтении и письме.

Существует четыре группы специфических ошибок

1.

Замена

букв

по

принципу

сходства

соответствующих им звуков.

2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение

границ между словами в предложении.

3. Аграмматизмы в письме и чтении

.

4. Замена букв по принципу оптического сходства и

искаженное их написание или прочитывание.

Основные направления коррекционной работы:

1.Развитие и совершенствование фонематического восприятия (умение выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки)

не только в устной речи, но и в письменной.

2.Работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, сформировать правильное дыхание,

автоматизировать звуки в связных высказываниях, научить различать близкие по звучанию звуки;

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами данной работы являются: выделение из текста предложений, из

предложения - слов, из слов - слогов и звуков, такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание

основных терминов русского языка;

4.В коррекционной работе большое значение придаётся развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Для

этого рекомендуются различные задания и дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород»,

«Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т.д.

5.Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов,

относящихся к различным частям речи; знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и

дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических

конструкций: простыми и сложными.

6.Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей. Обращаем внимание на знаки

препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями можно читать одно и то же

предложение. Прочитать текст по-разному, например: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, певуче – как птичка, громко – как

медведь и другие виды работы

.

В самом начале коррекционной работы надо убедиться, что ученик знает все буквы алфавита, различает

гласные и согласные, дифференцирует согласные по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Упражнения по координации мелкой моторики и развитию зрительно-пространственного

восприятия надо проводить каждый день перед основными заданиями в виде разминки не

более 5 минут.

Рисование в воздухе, на бумаге (песке).

Вариации выполнения этих упражнений:

1)

Ученик рисует в воздухе фигуры одновременно двумя руками.

2) Ученик рисует в воздухе, на бумаге (песке) ведущей рукой. 3) «Цицерон»: ученик выполняет задание и проговаривает скороговорку.

4) «Воздушные загадки»: один ученик получает от наставника карточку с нарисованной фигурой, «рисует» в воздухе эту фигуру, остальные ученики –

отгадывают, какая фигура «нарисована»

Задания по формированию зрительно-пространственных представлений.

Найди «правильную» тень.

Л – М

Э – С –З

Ж – Х

ВО…К

И…БА

…АРА

…АЯК

…ТАЖ

В…ОД

ГРО…

…ФИР

ДУ…И

ИГ…А

Я…ЫК

Ё…ИК

…ЕТР

АЛО…

МОР…

ОРЁ…

…МЕЯ

СА…А

…ИСТ

У…ОР

…ЛЕБ

ХО…М

КВА…

СМЕ…

СТУ…

ПО…Т

ЭТА…

…АРШ

КО…А

КО…А

УЗЕ…

О…СЁЛ

Я…ТА

ЯС…И

…ТОЛ

Д…ЕМ

Задания на предотвращение ошибок по замене

букв, сходных по начертанию (по оптическому сходству)

и формированию представлений зрительных образов букв.

М Л Ч У П Т Г Р В Б Я Ф З С Ж Х Ш Щ Ц

Г…И…Ы

…А…ПА

…Е…А

…Е…И

…И…Н…

…УКИ

…А…Ы

…Ы…И

…ЛА…И

Впиши в слово с пропуском одну из предложенных букв печатным шрифтом.

Прочти слова в столбце.

1

2

3

4

5

6

7

8

ВАЛ

ВАР

ВОР

ВОЛ

ВОЗ

ВЯЗ

БАЛ

БАР

БЕГ

БЕС

БЫТ

БЫК

ГИД

ГАД

ГОД

ГОЛ

ГЕН

ГУЛ

ДЕД

ДЫМ

ДОМ

ДОН

ДНО

ДОГ

САН

СОН

СОК

СОМ

СОР

СЕВ

СУД

СУК

СУП

СЫН

СЫР

СЫЧ

МАЙ

МЯЧ

МЕЧ

МЁД

МЕЛ

МЫС

ПОТ

ПОЛ

ПАР

ПИР

ПЫЛ

ПИК

9

10

11

12

13

14

15

16

КИТ

КОТ

КОД

КОН

КОМ

КОК

КУБ

КУШ

МАГ

МАК

МОХ

МЕХ

МИР

МИФ

РОЙ

РАЙ

РАК

РАБ

РОГ

РОК

ШАР

ШАГ

ШАХ

ШЕФ

ШОФ

ШУМ

ШУТ

ШОУ

ЛАД

ЛАК

ЛУГ

ЛУК

ЛЁН

ЛЁД

ЛАЗ

ЛАЙ

ЛЕВ

ЛЕЩ

ЛЮК

ЛЯП

ЧИН

ЧИЖ

ЧИХ

ЧУБ

ЧАС

ЧАЙ

ЧАН

ЧЕК

ТАЗ

ТЫЛ

ТУЗ

ТУР

ТЮК

ТУЯ

ТЛЯ

Автоматизация прочтения слов в один закрытый слог.

Читать слова чётко, внятно.

Задание разбиваем на несколько этапов:

1)

чтение «враскачку» шёпотом;

2) чтение по столбцам громко в быстром темпе и на одном дыхании.

Прочить слово про себя и записать это слово в единственном числе. Прочитать эти

слова вслух.

Чижи -

Ножи -

Жуки -

Быки -

Бега-

Маги -

Маки -

Бока-

Рога -

Боги -

Раки -

Шаги -

Рифы -

Мифы -

Швы-

Рты -

Ходы -

Ножи -

Лбы -

Тазы-

Воры -

Жиры -

Часы-

Псы -

Задание по развитию звукового анализа и

синтеза.

Вычленение из слова звуков по параметрам.

Пример выполнения первого задания (выполняется поэтапно):

1) Что нарисовано? (Улитка, груша, ель, кот, утка, ремень).

2) Проследи глазами, куда ведёт пунктирная

кривая от улитки?

3) Мысленно запиши в этот пустой

круг первую букву слова «улитка». (Надо запомнить, какую позицию в искомом слове занимает

буква «У».)

Слова играют с нами в прятки.

Прочти спрятавшиеся слова.

Ш

ХЛО

ЕТА

БАШ

КАБ

ТА

АН

СТР

Е

ГА

КА

Развитие навыков звукового анализа

и синтеза.