Напоминание

Разработка урока "Лекция вдвоём" на тему: "Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах" 11 класс

Автор: Крохмаль Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №18
Населённый пункт: г.о. Донецк, ДНР
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока "Лекция вдвоём" на тему: "Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах" 11 класс







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18 городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики

Автор: учитель русского языка и литературы Крохмаль Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 11

Разработка урока

«Лекция вдвоём» на тему:

«Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных

членах»

Цель урока

повторить и систематизировать материалы по теме

«Однородные члены предложения, знаки препинания

при однородных членах».

Задачи урока:

обучающая

совершенствование

навыков

находить

однородные

члены

предложения,

производить

пунктуационный

анализ простого предложения с однородными членами;

развивающая

развитие навыков расстановки знаков препинания в

предложениях

с

однородными

членами,

развитие

умений нахождения однородных членов;

воспитательная

формирование языковой компетенции.

Тип урока

комбинированный

(систематизация и

обобщение,

контроль знаний, умений, навыков).

Вид урока

«Лекция вдвоём».

Методы

Метод

активизации

познавательной

деятельности,

метод индивидуализации, метод актуализации опорных

знаний.

Формы

Классно-урочная

форма

обучения,

индивидуальная,

групповая и коллективная форма организации работы

тренинговые задания.

Оборудование

доска, планшет

Ход урока

Организационный момент

Слово учителя: сегодня наш урок предлагаю провести в виде «лекции

вдвоем». Вместе с вашим одноклассником будем лекцию по выбранной теме,

можем взаимодействовать на проблемно-организационном материале как

между собой, так и с вами, ребята.

Учитель: сообщение темы урока, работа с текстом.

В.П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты

куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал

торопливо и без оглядки.

Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не

утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и

только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная,

яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.

а)чтение текста

б)анализ текста

сколько предложений в данном тексте?

чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения,

значит,

присутствует

интонация

перечисления:

сказуемые

передают

движение,

динамику

окружающего

мира,

определения

характеризуют

состояние природы).

что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем

внимание на слова “дождик” и “дождь”, уменьшительно-ласкательный

суффикс подчеркивает кратковременность и незначительность дождя).

Ученик:

в)работа

по определению художественно-выразительных средств

языка с указанием их роли в тексте.

Метафорические эпитеты: “шалый”, “торопливо и без оглядки” –

напоминают маленького ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного.

Однородные

сказуемые,

выраженные

глаголами:

“налетел”,

“продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”, –

подчеркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).

Лексический

повтор

(“Снова

зной.

Снова...”)

в

сочетании

с

развернутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, ее

незавидная судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают чувство

досады, охватившее природу; подчеркивают невыносимость жары, которая

затянулась и губительна для всего живого на земле.

Учитель: повторение пройденного материала

какие

члены

предложения

называются

однородными ?

(которые

отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену

предложения)

как связываются между собой однородные члены ? (с помощью

перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов)

какие члены предложения могут быть однородными: главные или

второстепенные? (и те, и другие)

является ли обязательным условие, чтобы однородные члены были

частями одной и той же части речи? (нет).

Ученик: повторение пунктуации при однородных членах.

какие союзы связывают однородные члены? (сочинительные)

2

назовите основные типы сочинительных союзов (соединительные - и,

да (= и), ни...ни, тоже, также, не только, но и...,

разделительные - или, либо, то...то, не то...не то,

противительные - а, но, да(= но), зато, однако)

когда

запятая

ставится

при

однородных

членах? (перед

противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью

двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие).

а

когда

не

ставится? (перед

одиночным

соединительным

или

разделительным союзом, во фразеологизмах:

Учитель:

знаки

препинания

при

обобщающих

словах

в

предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие: Ставится после обобщающего слова перед однородными

членами: Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире: Ставится после однородных членов перед обобщающим

словом: Лес, речку, дорогу — всё видел он.

3. Двоеточие и тире: После обобщающего слова перед однородными

членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение

продолжается: Всё: лес, речку, дорогу — видел он.

Ученик: после обобщающих слов перед однородными членами в

книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними

ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные

канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

Запишите и запомните!

• Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не

только...но и, не столы(я...сколько, не твк...кае и т.п.

или двойными

союзами если не...то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй

частью союза:

Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только

охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может

убить

тоненькие

стебельки

яблонь.

Не

столько

обида,

сколько

растерянность сквозила в его словах.

3

В предложении может быть несколько рядов однородных членов,

поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать

каждый ряд однородных членов отдельно:

(На опушке и на холме) росли (ивы и березы) — в данном предложении

два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и

однородные обстоятельства на опушке и на холме.

(Отлогости и небольшие горы), (зеленые и круглые), как купола, иногда

перемежевывали равнину.

— В данном предложении также два ряда

однородных

членов:

однородные

подлежащие

отлогости

и

горы и

однородные определения зеленые и круглые.

Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся

там.

Учитель:

на

использовании

однородных

членов

предложения

основаны

некоторые

средства

художественной

выразительности

(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).

Задание: определить, какие стилистические фигуры использованы в

предложениях, данных в

задании и с какой целью; предложения не

записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в

предложении.

1.

И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и

ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все

разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи. (Блок)

Многосоюзие-

увеличение

союзов

в

предложении,

благодаря

чему

подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления,

усиливается выразительность речи.

Ученик:

2.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах. (Пушкин)

Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2)

создаёт

имитацию

быстрой

езды,

3)

придаёт

речи

быстроту,

энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой

особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая

градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе

усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение

Учитель: расставьте знаки препинания, составьте схемы и объясните

условия постановки знаков препинания между однородными членами

4

1.

М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0].–

повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным

словом, то запятая ставится перед первым союзом.

2.

Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики,

и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] (градация) - однородный ряд

начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.

3.

Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял

театральные спектакли. - разные ряды однородных членов предложения.

4.

Природа

на

его

картинах

безначальна

и

бесконечна,

дика

и

угрожающа. - попарное соединение.

5.

Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за

образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] –

запятая перед второй частью союза .

6.

Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова,

портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой

души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом.

7.

Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и

блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную

атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!

Ученик: трудные случаи

Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам

(сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный

член – по канавам).

Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской

красотой

(хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма

человека, а дальше - «наполнение»).

Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу

жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить

в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим

вспомогательным глаголом).

Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор –

одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).

Вывод

Роль однородных членов в предложении различна. Они могут

указывать на перечисление, на чередование действий, предметов, их

признаков, каких-либо явлений, событий, происходящих в жизни людей, на

неопределенность впечатлений от того, что происходит вокруг.

Они могут указывать также и на одновременность происходящего, на

противопоставление. Подчёркивают последовательность действия.

Ряды

однородных

членов

несут

особую

смысловую

нагрузку,

способствуют раскрытию содержания произведения, созданию конкретного

художественного образа.

5