Автор: Крохмаль Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №18
Населённый пункт: г.о. Донецк, ДНР
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока "Лекция вдвоём" на тему: "Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах" 11 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18 городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики
Автор: учитель русского языка и литературы Крохмаль Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 11
Разработка урока
«Лекция вдвоём» на тему:
«Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных
членах»
Цель урока
повторить и систематизировать материалы по теме
«Однородные члены предложения, знаки препинания
при однородных членах».
Задачи урока:
обучающая
совершенствование
навыков
находить
однородные
члены
предложения,
производить
пунктуационный
анализ простого предложения с однородными членами;
развивающая
развитие навыков расстановки знаков препинания в
предложениях
с
однородными
членами,
развитие
умений нахождения однородных членов;
воспитательная
формирование языковой компетенции.
Тип урока
комбинированный
(систематизация и
обобщение,
контроль знаний, умений, навыков).
Вид урока
«Лекция вдвоём».
Методы
Метод
активизации
познавательной
деятельности,
метод индивидуализации, метод актуализации опорных
знаний.
Формы
Классно-урочная
форма
обучения,
индивидуальная,
групповая и коллективная форма организации работы
тренинговые задания.
Оборудование
доска, планшет
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя: сегодня наш урок предлагаю провести в виде «лекции
вдвоем». Вместе с вашим одноклассником будем лекцию по выбранной теме,
можем взаимодействовать на проблемно-организационном материале как
между собой, так и с вами, ребята.
Учитель: сообщение темы урока, работа с текстом.
В.П. Астафьев. Дождик.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты
куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал
торопливо и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не
утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и
только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная,
яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.
а)чтение текста
б)анализ текста
сколько предложений в данном тексте?
чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения,
значит,
присутствует
интонация
перечисления:
сказуемые
передают
движение,
динамику
окружающего
мира,
определения
характеризуют
состояние природы).
что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем
внимание на слова “дождик” и “дождь”, уменьшительно-ласкательный
суффикс подчеркивает кратковременность и незначительность дождя).
Ученик:
в)работа
по определению художественно-выразительных средств
языка с указанием их роли в тексте.
Метафорические эпитеты: “шалый”, “торопливо и без оглядки” –
напоминают маленького ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного.
Однородные
сказуемые,
выраженные
глаголами:
“налетел”,
“продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”, –
подчеркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).
Лексический
повтор
(“Снова
зной.
Снова...”)
в
сочетании
с
развернутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, ее
незавидная судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают чувство
досады, охватившее природу; подчеркивают невыносимость жары, которая
затянулась и губительна для всего живого на земле.
Учитель: повторение пройденного материала
какие
члены
предложения
называются
однородными ?
(которые
отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену
предложения)
как связываются между собой однородные члены ? (с помощью
перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов)
какие члены предложения могут быть однородными: главные или
второстепенные? (и те, и другие)
является ли обязательным условие, чтобы однородные члены были
частями одной и той же части речи? (нет).
Ученик: повторение пунктуации при однородных членах.
какие союзы связывают однородные члены? (сочинительные)
2
назовите основные типы сочинительных союзов (соединительные - и,
да (= и), ни...ни, тоже, также, не только, но и...,
разделительные - или, либо, то...то, не то...не то,
противительные - а, но, да(= но), зато, однако)
когда
запятая
ставится
при
однородных
членах? (перед
противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью
двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие).
а
когда
не
ставится? (перед
одиночным
соединительным
или
разделительным союзом, во фразеологизмах:
Учитель:
знаки
препинания
при
обобщающих
словах
в
предложениях с однородными членами.
1. Двоеточие: Ставится после обобщающего слова перед однородными
членами: Он видел всё: лес, речку, дорогу.
2. Тире: Ставится после однородных членов перед обобщающим
словом: Лес, речку, дорогу — всё видел он.
3. Двоеточие и тире: После обобщающего слова перед однородными
членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение
продолжается: Всё: лес, речку, дорогу — видел он.
Ученик: после обобщающих слов перед однородными членами в
книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними
ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные
канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.
Запишите и запомните!
• Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не
только...но и, не столы(я...сколько, не твк...кае и т.п.
или двойными
союзами если не...то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй
частью союза:
Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только
охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может
убить
тоненькие
стебельки
яблонь.
Не
столько
обида,
сколько
растерянность сквозила в его словах.
3
• В предложении может быть несколько рядов однородных членов,
поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать
каждый ряд однородных членов отдельно:
(На опушке и на холме) росли (ивы и березы) — в данном предложении
два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и
однородные обстоятельства на опушке и на холме.
(Отлогости и небольшие горы), (зеленые и круглые), как купола, иногда
перемежевывали равнину.
— В данном предложении также два ряда
однородных
членов:
однородные
подлежащие
отлогости
и
горы и
однородные определения зеленые и круглые.
Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся
там.
Учитель:
на
использовании
однородных
членов
предложения
основаны
некоторые
средства
художественной
выразительности
(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).
Задание: определить, какие стилистические фигуры использованы в
предложениях, данных в
задании и с какой целью; предложения не
записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в
предложении.
1.
И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и
ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все
разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи. (Блок) –
Многосоюзие-
увеличение
союзов
в
предложении,
благодаря
чему
подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления,
усиливается выразительность речи.
Ученик:
2.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах. (Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2)
создаёт
имитацию
быстрой
езды,
3)
придаёт
речи
быстроту,
энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой
особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая
градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе
усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение
Учитель: расставьте знаки препинания, составьте схемы и объясните
условия постановки знаков препинания между однородными членами
4
1.
М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0].–
повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным
словом, то запятая ставится перед первым союзом.
2.
Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики,
и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] (градация) - однородный ряд
начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.
3.
Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял
театральные спектакли. - разные ряды однородных членов предложения.
4.
Природа
на
его
картинах
безначальна
и
бесконечна,
дика
и
угрожающа. - попарное соединение.
5.
Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за
образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] –
запятая перед второй частью союза .
6.
Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова,
портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой
души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом.
7.
Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и
блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную
атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!
Ученик: трудные случаи
Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам
(сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный
член – по канавам).
Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской
красотой
(хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма
человека, а дальше - «наполнение»).
Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу
жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить
в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим
вспомогательным глаголом).
Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор –
одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).
Вывод
Роль однородных членов в предложении различна. Они могут
указывать на перечисление, на чередование действий, предметов, их
признаков, каких-либо явлений, событий, происходящих в жизни людей, на
неопределенность впечатлений от того, что происходит вокруг.
Они могут указывать также и на одновременность происходящего, на
противопоставление. Подчёркивают последовательность действия.
Ряды
однородных
членов
несут
особую
смысловую
нагрузку,
способствуют раскрытию содержания произведения, созданию конкретного
художественного образа.
5