Автор: Никитина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧОУ "Земская гимназия"
Населённый пункт: город Балашиха Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе
Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе
Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение
задач, куда входит:
обеспечение раннего развития детей
создание системы выявления одаренных детей
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Поэтому выявление
способных детей и работа с ними является актуальной задачей учителя.
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики
одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и
внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и
интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования
школьного психолога, использующего методики для определения уровня
интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.
Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная
диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития.
Для эффективности работы педагогу необходимо использовать различные
технологии, методы и формы работы, такие как:
1)
Технология развивающего обучения
У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как
Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Л. С. Выготский
доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на
завтрашний день детского развития.
Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне
трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную
«среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает
им простор и направление.
Д. Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал
системнодеятельностный подход к обучению.
2)
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает организацию под
руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся
по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются
новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная
активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление (авторы: Т.
В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь)
3)
Технология проектного обучения
В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной
деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной
жизни.
Для одаренной категории детей предпочтительны следующие методы
работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный.
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания,
творческие задания; консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Исследовательская деятельность учащихся является одной из самых
удачных форм внеклассной работы с одаренными учащимися по предмету.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- конкурсы;
- викторины и т.д.
Организация занятий позволяет реализовать принципы педагогической
деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их
обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями и обязательно с
родителями учеников. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической
гибкости.