Напоминание

Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе

Автор: Никитина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧОУ "Земская гимназия"
Населённый пункт: город Балашиха Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технология подготовки победителей олимпиад в начальной школе

Стратегическая цель государственной политики в области образования –

повышение доступности качественного образования, соответствующего

требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям

общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение

задач, куда входит:

обеспечение раннего развития детей

создание системы выявления одаренных детей

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей

является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские

традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и

умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного

общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Поэтому выявление

способных детей и работа с ними является актуальной задачей учителя.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики

одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и

внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и

интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования

школьного психолога, использующего методики для определения уровня

интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.

Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная

диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития.

Для эффективности работы педагогу необходимо использовать различные

технологии, методы и формы работы, такие как:

1)

Технология развивающего обучения

У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как

Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Л. С. Выготский

доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на

завтрашний день детского развития.

Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне

трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную

«среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает

им простор и направление.

Д. Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал

системнодеятельностный подход к обучению.

2)

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под

руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся

по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются

новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная

активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление (авторы: Т.

В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь)

3)

Технология проектного обучения

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной

деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной

жизни.

Для одаренной категории детей предпочтительны следующие методы

работы:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проективный.

Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания,

творческие задания; консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Исследовательская деятельность учащихся является одной из самых

удачных форм внеклассной работы с одаренными учащимися по предмету.

Очень важны:

- предметные олимпиады;

- интеллектуальные марафоны;

- конкурсы;

- викторины и т.д.

Организация занятий позволяет реализовать принципы педагогической

деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не

прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших,

постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их

обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями и обязательно с

родителями учеников. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической

гибкости.