Автор: Бадмаева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 88 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Загадочные круги" круги Луллия
Мастер-класс для воспитателей «Загадочные круги» (круги Луллия)
Тема: Использование технологии ТРИЗ (кругов Луллия) в развитии детей
дошкольного возраста.
Цель
мастер
-
класса:
познакомить
с
использованием
кругов
Луллия
(технология ТРИЗ).
Задачи мастер - класса:
1. Обосновать актуальность использования дидактических игр с кругами
Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
2.
Организовать
работу
с
воспитателями
по
ознакомлению
с
кругами
Луллия.
3.
Организовать
рефлексию
мастер-класса
с
целью
определения
его
результативности.
Обрудование: шаблоны кругов Луллия, брадсы, ножницы, проектор для
презентации.
Методы и средства: беседа, презентация, игровые методы.
Одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития
творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач
ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в
своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его
внимание
всегда
направлено
на
то,
что
ему
интересно.
А
интерес
сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту
особенность.
Поэтому
стремление
к
повышению
качества
подготовки
детей
к
школе
привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения
(дидактические
игры,
конструкторы
и
игрушки-трансформеры,
занятия-
путешествия…).
Как
найти
ту
грань,
где
заканчивается
игра
и
начинается
серьезная
интеллектуальная
работа?
Насколько
совместимы
эти
понятия?
Поиск
ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди
современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и
технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким
технологиям относится технология ТРИЗ.
Целью
использования ТРИЗ
–
технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств
мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны
поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого
воображения.
Предлагаю вашему вниманию игровое пособие, созданное на основе кругов,
которое является отличным средством развития интеллектуальнотворческих
способностей детей, оно вносит элемент игры в любое занятие и помогает
поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Еще
в
14
веке
итальянский
монах
Раймонд
Луллий
создал
логическую
машину
в
виде
вращающихся
кругов
с
картинками
и
надписями.
Современных авторов ТРИЗ (Татьяну Анатольевну Сидорчук и Светлану
Викторовну
Лелюх)
очень
заинтересовал
этот
метод,
и
они
решили
адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Пособие
назвали в честь основоположника – Круги Луллия.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
1. Формирует понятие «признак», знакомят с именами признаков;
2.
Учат
восприятию
проявлений
признака
в
конкретном
объекте,
его
типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей
между объектами;
3. Развивают навыки фантастического преобразования объектов;
4. Формируют способность увидеть суть проблемы.
Технология изготовления пособия «Круги Луллия»
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра
• Сверху устанавливают стрелку
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов
•
На
них
располагаются
картинки
(рисунки,
слова,
цифры,
предметы
окружающего мира)
•
Круги
и
стрелка
свободно
двигаются
независимо
друг
от
друга.
По
желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на
секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
3. Пособие готово к работе!
Количество кругов и секторов на Кольцах Луллия зависит от возрастных
особенностей детей.
Возраст детей
Количество
кругов
Максимальное
количество
секторов на одном
круге
4-5 лет (средняя группа)
2
4
5-6 лет (старшая группа)
3
8
6-7 лет (подготовительная к школе группа)
3-4
10
(Также пособие можно сделать многофункциональным, используя для этого
липучки. Они позволят менять картинки в соответствии с поставленной
задачей.)
Авторы
технологии
предлагают
4
типа
заданий
с
кругами.
Давайте
на
примере игры «Часть – целое» поговорим о каждом из них поподробнее.
1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки,
формирующие
реальную
картину
мира.
Дети
составляют
предложения,
объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
На малом круге изображены животные, на большом – их отличительные
части. Ставится задача – детям предлагается найти соответствия на кругах.
Например, по просьбе воспитателя они находят на малом круге изображение
верблюда,
затем,
поворачивая
большой
круг,
отыскивают
изображение
горбов. Объясняют, что получилось.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети
рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее
объясняют необычность их взаимодействия.
Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались
под стрелкой, называют их. Например, белка – сумка кенгуру. Белка могла
бы переносить в ней припасы и строительный материал для гнезда.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение
случайных
объектов
служит
основой
для
фантазирования.
Детям
предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят
разные
истории.
Необходимо
учить
ребенка
формулировать
проблемы,
выдвигать идеи по их решению.
По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка,
рисование и т.п.).
Использовать
круги
Луллия
можно
очень
широко
–
в
познавательной
деятельности,
развитию
речи,
в
формировании
элементарных
математических представлений, рисованию, в творческой деятельности и,
конечно
же,
в
сочинительстве
и
фантазии.
Давайте
разберём
каждую
образовательную область по отдельности.
1. Социально-коммуникативное развитие: при помощи кругов Луллия можно
закреплять основы безопасности, воспитывать патриотизм, закрепляя знания
о государственных символах, родном городе, армии.
2. Познавательное развитие: круги могут использоваться для проведения
простейших опытов и экспериментов. У детей расширяется кругозор об
окружающем
мире.
Пособие
способствует
развитию
познавательной
активности, формированию элементарных математических представлений,
воспитанию
экологической культуры,
развитию
интереса
к
поисковой и
исследовательской деятельности.
3.
Художественно-эстетическое развитие:
например, при рисовании вазы
ребёнок может выбрать её форму и узор, которым будет украшать.
4. Речевое развитие: на занятии по обучению грамоте можно предложить
задание на совершенствование слоговой структуры слова: на одном круге
разное количество точек, на втором – предметные картинки. Детям нужно
объединить количество точек со словом с таким же количеством слогов.
5. Физическое развитие: ребёнок выбирает упражнение и атрибут, с которым
будет его выполнять.
Из вышеперечисленного следует вывод о том, что данного пособие может
быть
успешно
использовано
во
всех
5
образовательных
областях
дошкольного образования.
Источники:
1. Тусупова Г.У., Мусынова С.М. Использование «Кругов Луллия» в работе
по
развитию
познавательной
и
речевой
активности
дошкольников:
методическое пособие.
2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём и фантазируем с Кругами Луллия
(технология ТРИЗ).