Напоминание

"Загадочные круги" круги Луллия

Автор: Бадмаева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 88 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Загадочные круги" круги Луллия







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер-класс для воспитателей «Загадочные круги» (круги Луллия)

Тема: Использование технологии ТРИЗ (кругов Луллия) в развитии детей

дошкольного возраста.

Цель

мастер

-

класса:

познакомить

с

использованием

кругов

Луллия

(технология ТРИЗ).

Задачи мастер - класса:

1. Обосновать актуальность использования дидактических игр с кругами

Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

2.

Организовать

работу

с

воспитателями

по

ознакомлению

с

кругами

Луллия.

3.

Организовать

рефлексию

мастер-класса

с

целью

определения

его

результативности.

Обрудование: шаблоны кругов Луллия, брадсы, ножницы, проектор для

презентации.

Методы и средства: беседа, презентация, игровые методы.

Одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития

творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач

ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в

своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его

внимание

всегда

направлено

на

то,

что

ему

интересно.

А

интерес

сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту

особенность.

Поэтому

стремление

к

повышению

качества

подготовки

детей

к

школе

привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения

(дидактические

игры,

конструкторы

и

игрушки-трансформеры,

занятия-

путешествия…).

Как

найти

ту

грань,

где

заканчивается

игра

и

начинается

серьезная

интеллектуальная

работа?

Насколько

совместимы

эти

понятия?

Поиск

ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди

современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и

технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким

технологиям относится технология ТРИЗ.

Целью

использования ТРИЗ

технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств

мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны

поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого

воображения.

Предлагаю вашему вниманию игровое пособие, созданное на основе кругов,

которое является отличным средством развития интеллектуальнотворческих

способностей детей, оно вносит элемент игры в любое занятие и помогает

поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Еще

в

14

веке

итальянский

монах

Раймонд

Луллий

создал

логическую

машину

в

виде

вращающихся

кругов

с

картинками

и

надписями.

Современных авторов ТРИЗ (Татьяну Анатольевну Сидорчук и Светлану

Викторовну

Лелюх)

очень

заинтересовал

этот

метод,

и

они

решили

адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Пособие

назвали в честь основоположника – Круги Луллия.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

1. Формирует понятие «признак», знакомят с именами признаков;

2.

Учат

восприятию

проявлений

признака

в

конкретном

объекте,

его

типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей

между объектами;

3. Развивают навыки фантастического преобразования объектов;

4. Формируют способность увидеть суть проблемы.

Технология изготовления пособия «Круги Луллия»

Конструкция данного пособия очень проста:

• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра

• Сверху устанавливают стрелку

• Все круги разделены на одинаковое количество секторов

На

них

располагаются

картинки

(рисунки,

слова,

цифры,

предметы

окружающего мира)

Круги

и

стрелка

свободно

двигаются

независимо

друг

от

друга.

По

желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на

секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

3. Пособие готово к работе!

Количество кругов и секторов на Кольцах Луллия зависит от возрастных

особенностей детей.

Возраст детей

Количество

кругов

Максимальное

количество

секторов на одном

круге

4-5 лет (средняя группа)

2

4

5-6 лет (старшая группа)

3

8

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

3-4

10

(Также пособие можно сделать многофункциональным, используя для этого

липучки. Они позволят менять картинки в соответствии с поставленной

задачей.)

Авторы

технологии

предлагают

4

типа

заданий

с

кругами.

Давайте

на

примере игры «Часть – целое» поговорим о каждом из них поподробнее.

1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки,

формирующие

реальную

картину

мира.

Дети

составляют

предложения,

объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

На малом круге изображены животные, на большом – их отличительные

части. Ставится задача – детям предлагается найти соответствия на кругах.

Например, по просьбе воспитателя они находят на малом круге изображение

верблюда,

затем,

поворачивая

большой

круг,

отыскивают

изображение

горбов. Объясняют, что получилось.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети

рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее

объясняют необычность их взаимодействия.

Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались

под стрелкой, называют их. Например, белка – сумка кенгуру. Белка могла

бы переносить в ней припасы и строительный материал для гнезда.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение

случайных

объектов

служит

основой

для

фантазирования.

Детям

предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят

разные

истории.

Необходимо

учить

ребенка

формулировать

проблемы,

выдвигать идеи по их решению.

По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка,

рисование и т.п.).

Использовать

круги

Луллия

можно

очень

широко

в

познавательной

деятельности,

развитию

речи,

в

формировании

элементарных

математических представлений, рисованию, в творческой деятельности и,

конечно

же,

в

сочинительстве

и

фантазии.

Давайте

разберём

каждую

образовательную область по отдельности.

1. Социально-коммуникативное развитие: при помощи кругов Луллия можно

закреплять основы безопасности, воспитывать патриотизм, закрепляя знания

о государственных символах, родном городе, армии.

2. Познавательное развитие: круги могут использоваться для проведения

простейших опытов и экспериментов. У детей расширяется кругозор об

окружающем

мире.

Пособие

способствует

развитию

познавательной

активности, формированию элементарных математических представлений,

воспитанию

экологической культуры,

развитию

интереса

к

поисковой и

исследовательской деятельности.

3.

Художественно-эстетическое развитие:

например, при рисовании вазы

ребёнок может выбрать её форму и узор, которым будет украшать.

4. Речевое развитие: на занятии по обучению грамоте можно предложить

задание на совершенствование слоговой структуры слова: на одном круге

разное количество точек, на втором – предметные картинки. Детям нужно

объединить количество точек со словом с таким же количеством слогов.

5. Физическое развитие: ребёнок выбирает упражнение и атрибут, с которым

будет его выполнять.

Из вышеперечисленного следует вывод о том, что данного пособие может

быть

успешно

использовано

во

всех

5

образовательных

областях

дошкольного образования.

Источники:

1. Тусупова Г.У., Мусынова С.М. Использование «Кругов Луллия» в работе

по

развитию

познавательной

и

речевой

активности

дошкольников:

методическое пособие.

2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём и фантазируем с Кругами Луллия

(технология ТРИЗ).