Напоминание

"Современные технологии и региональный компонент: интеграция СТЕМ-образования в образовательный процесс"

Автор: Пермякова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №131"
Населённый пункт: города Ижевска
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии и региональный компонент: интеграция СТЕМ-образования в образовательный процесс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современные технологии и региональный компонент: интеграция СТЕМ-образования в

образовательный процесс

Интеграция регионального компонента в учебно-воспитательную деятельность позволяет детям

глубже познакомиться с культурным наследием своего края, осознать свою принадлежность к

малой родине и почувствовать гордость за её историю и традиции. Использование современных

технологий

расширяет

возможности

педагогической

практики,

способствуя

развитию

критического мышления, творческих способностей и интереса детей к изучению родного

региона.

Одним из эффективных подходов является использование СТЕМ-образования. Этот подход

интегрирует науки, технологии, инженерию и математику в единую систему, позволяющую

решать реальные жизненные проблемы. Мы предлагаем дополнить этот подход искусством и

показать, как образовательные учреждения города Ижевска успешно применяют современные

технологии для развития региональной культуры среди дошкольников.

Основные

направления

интеграции

региональных

компонентов

в

рамках

СТЕМ-

образования

Создание мультфильмов по удмуртским сказкам

Использование анимации помогает дошкольникам лучше понимать и запоминать народные

сказки. Например, дети, изучая сюжет знаменитой удмуртской народной сказки «Зоренька»

создают мультфильм с использованием мультстудии «Я творю мир». Таким образом,

дошкольники погружаются в изучение традиций народа, развивая одновременно творческое

мышление и умение создавать анимационные проекты.

А создавая собственный мультфильм по мотивам традиционной удмуртской сказки «Италмас»,

ребята научились планировать сценарии, лепить из пластилина персонажей и использовать

театрально-анимационный блок «Союзмультфильм ЭЛТИ» для воплощения своих идей.

Сборка и программирование робота-танцора

Современные

роботизированные

системы

позволяют

реализовывать

интересные

междисциплинарные проекты. Дети собирают собственных роботов, которые способны

танцевать национальные танцы. Используя набор MRT

«Brain

A», ребята проектируют

движения и задают алгоритм танца, применяя знания алгоритмики и программирования. Такой

подход способствует пониманию базовых принципов робототехники и развивает интерес к

культуре Удмурти.

При создании проекта «Робот-носитель национальных традиций» воспитанники познакомились

с основными принципами построения механики движений, освоили базовые команды

программирования

и

самостоятельно

запрограммировали

исполнителя

национального

удмуртского танца «Тыпыртон».

Изучая производства родного края, воспитанники совместно с педагогами реализуют

масштабные образовательные проекты. Например, малыши освоили создание моделей

предприятий

пищевой

промышленности,

используя

конструкторы

и

элементы

программирования. Под чутким руководством наставников дети смогли спроектировать мини-

производство известных региональных продуктов, таких как творожные сырки «Топтыжка»,

традиционные пряники и конфеты «Птичье молоко».

Изучение удмуртских орнаментов с помощью Даров Фребеля

Методика Даров Фребеля идеально подходит для изучения традиционных узоров народов

России. Используя геометрические фигуры, дети конструируют разнообразные композиции,

имитируя элементы народного творчества. Это стимулирует развитие пространственного

воображения, мелкой моторики рук и художественного вкуса.

Дидактический

набор

позволяет

визуализировать

познавательно-игровую

деятельность

дошкольников,

на

наглядном

материале

демонстрировать,

как

предметы

и

объекты

окружающей действительности можно представить и изобразить помощью разнообразных

геометрических фигур и тел. В последствии от предметных изображений конструктор

позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.

Через

занятия

с

Даром

дошкольники

создают

собственные

вариации

традиционного

удмуртского орнамента, используя принципы симметрии и ритма.

Логоробот «Пчелка (Bee-Bot) и основы алгоритмического мышления

Применение образовательных платформ, таких как Bee-Bot, даёт возможность изучать

алгоритмические конструкции и основы программирования в игровой форме. Дошкольники

осваивают навыки последовательного планирования действий, необходимых для решения

поставленной задачи. Алгоритмический подход позволяет развивать структурированное

мышление и готовит ребят к успешному решению технических задач.

Используя интерактивную программу Bee-Bot, мы разработали серию занятий, направленных

на знакомство с понятием алгоритма через моделирование поведения пчелы в процессе сбора

нектара.

Экскурсионные маршруты по городу Ижевск

Для лучшего знакомства с историей города и формирования краеведческих компетенций

организуются экскурсии с применением новых технологий. Через создание виртуальных туров

и интерактивных карт дети знакомятся с достопримечательностями столицы республики.

Приложения дополненной реальности помогают визуализировать исторические события и

объекты.

Экспериментирование с живой и неживой природой

Природные

материалы

традиционно

используются

народами

Урала

и

Поволжья

для

изготовления

предметов

быта

и

украшений.

Интерактивные

лаборатории

предлагают

дошкольникам проводить эксперименты с камнями, деревом, глиной и травами, исследуя

свойства

материалов.

Такие

мероприятия

способствуют

формированию

экологической

грамотности и воспитывают бережное отношение к природе.

Например, проведение занятий по изучению мира насекомых позволило ребятам внимательно

рассмотреть представителей местной фауны, обитающих в лесах города и региона. Благодаря

современным приборам они смогли детально разглядеть особенности строения тела божьих

коровок, муравьев и бабочек, открыв для себя удивительные факты о многообразии живой

природы. Экспериментирование позволило малышам развить наблюдательность, расширить

кругозор и сформировать бережное отношение к окружающему миру.

Таким образом, внедрение СТЕМ-подхода в образование открывает новые перспективы для

комплексного освоения знаний, стимулируя интерес дошкольников к истории и традициям

своей родины. Педагогический опыт показывает, что инновационные методы воспитания и

образования являются эффективным инструментом сохранения национальной самобытности и

патриотического воспитания молодого поколения.

Пермякова Ольга Александровна, старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад №13» гоода Ижевска