Напоминание

Сценарий музыкально-литературной постановки по мотивам сказки "Дюймовочка" для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Евченко Елена Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад 17
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методический материал
Тема: Сценарий музыкально-литературной постановки по мотивам сказки "Дюймовочка" для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий музыкально-литературной постановки

по мотивам сказки «Дюймовочка» для детей старшего

дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

(ТНР)

Участники

Взрослые: Ведущий. Дети: Дюймовочка, Женщина, Волшебница, Жаба, Сын Жабы,

Майский жук; насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела;

Мышь, Крот и его помощники, Ласточка, Снежинки, Цветы, Король эльфов,

Эльфы.

Цель

Развитие коммуникативных умений, координации движений, общей и мелкой

моторики воспитанников.

Задачи

Коррекция отклонений в психоэмоциональном развитии детей с ТНР;

формирование навыков самопознания и самовыражения посредством мимики,

жестов, двигательных умений, развития наглядно-образного мышления

и воображения; развитие интереса и мотивации к театрализованной деятельности

посредством использования нетрадиционных техник – пескотерапии,

сказкотерапии и музыкотерапии; расширение музыкального кругозора

и повышение общего культурного уровня детей благодаря использованию музыки

разных эпох, жанров, направлений.

Оборудование

Большой горшок с цветком, цветы в клумбах, лейка; скамейка, чаша с песком,

зернышко (для Женщины); большой лист кувшинки (из фанеры); музыкальные

тарелочки; крупы, горшочки, зерно (для Дюймовочки); счеты, ящик с песком,

игрушки-насекомые, поднос; костюмы персонажей.

Примерное время

45 минут.

Чтение сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка» с последующим обсуждением

содержания и характеров героев;рисование персонажей и понравившихся сцен

сказки;разыгрывание отдельных эпизодов сказки в свободной

деятельности;проведение логопедических занятий на материале сказки: развитие

словарного запаса, обогащение просодической стороны речи (темпа, ритма,

плавности, громкости, интонационности, четкой артикуляции);прослушивание

и анализ используемых в действии музыкальных произведений;разучивание песен

и танцев, выполнение специальных заданий на развитие навыков песенного

и танцевального творчества;подбор и примерка костюмов.

Вводная часть. Пролог

Центральная стена зала задекорирована полотном голубого цвета, на котором

прикреплены изображения облаков, ласточек, цветов, эльфов и руины замка сказочной

страны.

Ведущий:

Мы Андерсена сказку хотим вам рассказать

И, что умеют дети, раскрыть и показать.

Сказка эта датская обошла весь свет

Про девочку Дюймовочку, милей которой нет.

Дети исполняют песню «Добрый сказочник Андерсен», муз. и сл. Н. Мурычевой.

Основная часть. Сцена первая

30 минут

На сцене – декорации домика с цветочными клумбами. Перед домом стоит большой

горшок с цветком. Женщина сидит на скамейке, вышивает. Затем встает и поливает цветы

на клумбах. Звучит музыкальный фрагмент из «Старинной французской песенки» П.И.

Чайковского (из сб. «Детский альбом»).

Ведущий:

В одном селенье маленьком

Жила в уютном домике

Души прекрасной женщина.

Жила совсем одна...

Вздыхала и печалилась,

Грустила в одиночестве.

Слезами умывалась от этого она.

Женщина:

Есть у меня хороший дом,

В саду растут цветочки.

Но счастья в доме нет в моем:

Ни сына нет, ни дочки.

Ведущий:

Однажды она дом закрыла

С грустью и тоской.

Отправилась к волшебнице

С просьбой непростой.

Навстречу Женщине выходит Волшебница с чашей, наполненной песком.

Женщина:

Добрая волшебница, я прошу тебя

Подарить мне крохотное, нежное дитя.

Волшебница:

Дам тебе я зернышко – волшебное оно,

Попробуй отыскать в чаше ты его:

Гладкое, овальное, чуть прохладное.

Женщина находит в чаше с песком зернышко и вынимает его.

Волшебница:

Маленькое зернышко в горшочек посади,

Полей его водою и терпеливо жди.

Под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет» (средняя часть) Женщина подходит

к большому цветочному горшку, «сажает» в него зернышко и «поливает» его.

Ведущий:

Прошло немного времени,

И вот из чудо-семени

За лепесточком лепесток

Раскрылся сказочный цветок.

А в нем – о диво дивное! –

Девочка красивая!

Из цветочного горшка появляется Дюймовочка и исполняет импровизированный танец

под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет».

Дюймовочка:

Здравствуй, мама!

Женщина:

Здравствуй, дочка!

Ты откуда?

Дюймовочка:

Из цветочка.

Женщина и Дюймовочка обнимаются.

Ведущий:

Летели годы, мчались дни,

И жили счастливо они.

Под музыку из пьесы Ф. Шопена «Этюд

№ 1 ор. 25 "Эолова арфа"» Дюймовочка

с Женщиной исполняют импровизированный танец.

Ведущий:

И в мыслях не было тогда,

Что в домик их придет беда...

Однажды ночью девочка спала,

А к ней в окошко жаба прыгнула

И крошку в колыбельке с собою унесла.

На сцену «выпрыгивает» Жаба, берет Дюймовочку за руку и убегает с ней.

Ведущий:

Хотела, безобразная, сыночку угодить:

На миленькой Дюймовочке бездельника женить.

Сцена вторая

На сцене – декорации болота, с камышами, кувшинками и фигурками лягушек. На краю

болота «спит» Дюймовочка. Звучит пьеса С. Слонимского «Лягушки». На сцену

«выпрыгивает» Сын Жабы.

Жаба:

Вот тебе, сыночек, красавица жена,

Худенькая, умная... Ну просто ква-ква-ква!

Сын Жабы:

Да, действительно! Девчонка просто блеск!

В жены я возьму ее – бре-ке-кекс!

Жаба:

А сейчас поскачем в тину,

К свадьбе приберем ква-ква-квартиру.

Жаба и Сын Жабы исполняют песню-танец «Ква-ква-ква», муз. Г. Вихаревой, сл.

М. Дружининой и Г. Лагздынь.

Ведущий:

Проснулась утром девочка

На листике-тарелочке:

Кругом болото, камыши,

Звала на помощь – ни души...

Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (тема 3-го действия).

На сцену выбегает Майский жук.

Ведущий:

Вдруг появился Майский жук,

Малышку подхватил и перенес на луг.

Майский жук с Дюймовочкой убегают. Жаба и Сын Жабы пытаются их догнать.

Сцена третья

На сцене – декорации лесной полянки с цветами. Майский жук обращается к Дюймовочке

Майский жук:

Заж-ж-живешь со мной,

Будешь мне ж-ж-женой,

Друг друга будем уваж-ж-жать,

С утра до вечера жуж-ж-жать.

Танец «Полька»

Звучит «Детская полька» (муз. А. Жилинского). Дюймовочка и Майский жук исполняют

парный танец:

1-я часть: выставление правой и левой ноги на каблучок; кружение в паре на поскоках;

2-я часть: игра в «ладушки»;

3-я часть: кружение в паре; затем Дюймовочка обегает вокруг Майского жука, стоящего

на одном колене.

Ведущий:

Тут на полянке собрались знакомые жука,

Хохочут, заливаются, схватились за бока.

Выбегают насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела. Исполняют

танец.

«Танец насекомых»

Звучит музыка из пьесы «Мазурка» (балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»). Дети

исполняют танец:

1-я музыкальная фраза: дети двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе;

2-я музыкальная фраза: выполняют притопы одной ногой и кружение на поскоках;

3-я музыкальная фраза: выполняют скользящие хлопки в ладоши и кружатся вокруг себя

на поскоках, держа руки на поясе;

4-я музыкальная фраза: двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе.

1-я бабочка:

Жук дорогой, зачем тебе это убожество?

2-я бабочка:

Нет крылышек совсем и лапок только две,

Нет усиков на голове!

1-я бабочка:

Своих невест у нас есть множество!

Бабочки исполняют «Песенку Бабочек» (из сб. Т.Э. Тютюнниковой «Бамбара-Чуфара»)

с использованием музыкальных тарелочек.

Ведущий:

Жук понял все без лишних слов,

Простился он с невестою и был таков.

Под музыку из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (модерато из 2-го действия)

Майский жук и насекомые выбегают из зала.

Ведущий:

А бедная Дюймовочка опять одна,

В лесу под листиком все лето провела.

Но солнце летнее ушло,

А вместе с солнцем и тепло.

Минула осень, снег кружит,

В застывший лес зима спешит.

Под музыку из пьесы А. Вивальди «Зима» (концерт «Времена года») выбегают снежинки,

исполняют импровизированный танец с султанчиками.

Дюймовочка:

Как холодно! Я голодаю!

Ах, что мне делать, я не знаю.

Дюймовочка плачет, ежится, притоптывает ногами, чтобы согреться.

Сцена четвертая

На сцене – декорации мышиной норы. Мышь сидит за столом и перебирает разные крупы,

раскладывая их по горшочкам. Услышав шум, она выходит из норы.

Мышь (сердито):

Кто там топчет домик мой?

И кто там плачет? Кто такой?

Дюймовочка: Ой, мышка, сжалься, обогрей.

Мышь:

Уж в норку залезай скорей!

Ах, какая красота!

Вот и невеста для соседушки Крота.

Погрейся, скушай зернышко, а я к Кроту

С хорошей новостью скорей пойду.

Под музыку из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (средняя часть из цикла

«Карнавал животных») Дюймовочка заходит в норку.

Ведущий:

И мышка быстро скрылась в темном коридоре.

А девочке в норе и сытно, и тепло, и отступило горе.

Не догадалась, бедная, пока,

Какая вскоре ждет ее судьба.

Сцена пятая

На сцене – декорации норы Крота. За столом сидят кроты и считают на счетах.

Ведущий:

Меж тем в норе Крота кипит работа,

С утра до ночи счет его помощники ведут:

Какой урон и какова статья дохода,

Учитывая курс валют.

Кроты исполняют импровизированный танец со счетами под музыку рок-н-ролла Э.

Пресли.

Ведущий:

А Мышь идет к Кроту с поклоном,

Нашептывая о семейной жизни задушевным тоном.

Мышь:

Хочу дать дружеский совет:

Жениться вам пора, сосед,

Невесту я нашла – что надо!

Мила, скромна, а главное – ест мало!

Крот:

О! Это можно обсудить,

Один скучаю, что и говорить!

Хоть и богатству нет числа,

В хозяйстве все ж нужна жена!

Звучат фанфары из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (из цикла «Карнавал

животных»).

Ведущий:

Поговорив еще о том о сем,

В мышиную нору они отправились вдвоем.

С невестой жениха пора уж познакомить

И к свадьбе все, что нужно, приготовить.

Мышь:

Вот, Дюймовочка, и твой жених!

Не смотри, что с виду он старик.

Сошьем тебе мы свадебный наряд.

Жених, хоть и слепой, но сказочно богат!

Дюймовочка (испуганно):

Я под землей без солнца буду жить тогда...

Нет! Не хочу я замуж за крота!

Крот (обращаясь к Дюймовочке, поучительно):

Ты во всем должна мне угождать,

Кормить обедом, просьбами не утруждать!

А чтоб еда была – учись копать

И разных насекомых собирать.

Звучит пьеса К. Сен-Санса «Пианисты» (из цикла «Карнавал животных»). Крот

и Дюймовочка ищут в ящике с песком игрушки-насекомых и складывают их на поднос,

который держит Мышь.

Крот:

Жуков и червяков ищи жирней,

Нет в жизни ничего вкусней!

Звучит музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты

№ 2 к музыкальной драме «Пер

Гюнт»).

Дюймовочка:

Я прошу перед венчаньем

Исполнить вас мое последнее желание:

Разрешите мне наверх подняться,

С солнышком навеки попрощаться.

Мышь и Крот согласно кивают. Дюймовочка выходит из норы. Продолжает звучать

музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты

№ 2 к музыкальной драме «Пер Гюнт»).

Дюймовочка:

Прощайте, горы и поля!

Прощайте, реки и моря!

Прощайте, травы и цветы...

Звучит вступление пьесы В. Мальковой «Танец птиц». Выбегает Ласточка, кружится

по залу, махая руками, как крыльями. Затем останавливается около Дюймовочки, утешает

плачущую девочку.

Ласточка:

Дюймовочка! Лечу я в теплые края,

Ты полетишь со мной?

Дюймовочка: О, да.

«Танец птиц»

1,5 минуты

Под музыку из пьесы В. Мальковой «Танец птиц» Ласточка и Дюймовочка исполняют

танец:

1-я часть: Ласточка бежит по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Дюймовочка бежит

за ней;

2-я часть: Дюймовочка садится на одно колено, Ласточка встает за ней; Ласточка

и Дюймовочка разводят руки в стороны и делают взмахи руками вверх-вниз;

3-я часть: Ласточка и Дюймовочка бегут по кругу, взмахивая руками и кружась, затем

выполняют импровизированные движения.

Ведущий:

Мелькают страны, города,

И вот – чудесная земля!

Кругом цветы прекрасные растут,

В уютных светлых домиках эльфы живут.

Звучит пьеса Ф. Шуберта «Вечерняя серенада». Дети-«цветы» исполняют танец

(танцевальная композиция из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

Сцена шестая

5 минут

На сцене – декорации страны эльфов. Дети-«цветы» располагаются по кругу. В центре –

Ласточка, Дюймовочка и Король эльфов. Фоном звучит «Вальс цветов» из балета П.И.

Чайковского «Щелкунчик».

Ласточка (обращается к Дюймовочке):

В этом удивительном краю

Счастье и любовь ты найдешь свою.

Ну, а мне представить позволь:

Волшебной страны этой юный король!

Король эльфов:

Я вашей красотой сражен!

И в вас без памяти влюблен!

Вы всех прекрасней, всех милей!

Прошу женой вас стать моей!

Дюймовочка:

О, милый король, не грустите напрасно.

Вашей женою быть я согласна!

Под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Дюймовочка

и Король эльфов исполняют импровизированный танец (движение на усмотрение

музыкального руководителя).

Ведущий:

Тут и свадьбу наконец они сыграли,

С цветка на цветок кружились в танце и порхали.

Заключительная часть. Эпилог

5 минут

Все участники спектакля встают врассыпную по залу.

Ведущий:

Ах, как прекрасно в сказке жить!

Добро и радость всем вокруг дарить!

Чудеса лишь там живут,

Где в них верят, где их очень ждут!

Участники спектакля исполняют песню «Где живут чудеса?», муз. и сл. О. Чекановой.