Автор: Евченко Елена Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад 17
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методический материал
Тема: Сценарий музыкально-литературной постановки по мотивам сказки "Дюймовочка" для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Сценарий музыкально-литературной постановки
по мотивам сказки «Дюймовочка» для детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР)
Участники
Взрослые: Ведущий. Дети: Дюймовочка, Женщина, Волшебница, Жаба, Сын Жабы,
Майский жук; насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела;
Мышь, Крот и его помощники, Ласточка, Снежинки, Цветы, Король эльфов,
Эльфы.
Цель
Развитие коммуникативных умений, координации движений, общей и мелкой
моторики воспитанников.
Задачи
Коррекция отклонений в психоэмоциональном развитии детей с ТНР;
формирование навыков самопознания и самовыражения посредством мимики,
жестов, двигательных умений, развития наглядно-образного мышления
и воображения; развитие интереса и мотивации к театрализованной деятельности
посредством использования нетрадиционных техник – пескотерапии,
сказкотерапии и музыкотерапии; расширение музыкального кругозора
и повышение общего культурного уровня детей благодаря использованию музыки
разных эпох, жанров, направлений.
Оборудование
Большой горшок с цветком, цветы в клумбах, лейка; скамейка, чаша с песком,
зернышко (для Женщины); большой лист кувшинки (из фанеры); музыкальные
тарелочки; крупы, горшочки, зерно (для Дюймовочки); счеты, ящик с песком,
игрушки-насекомые, поднос; костюмы персонажей.
Примерное время
45 минут.
Чтение сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка» с последующим обсуждением
содержания и характеров героев;рисование персонажей и понравившихся сцен
сказки;разыгрывание отдельных эпизодов сказки в свободной
деятельности;проведение логопедических занятий на материале сказки: развитие
словарного запаса, обогащение просодической стороны речи (темпа, ритма,
плавности, громкости, интонационности, четкой артикуляции);прослушивание
и анализ используемых в действии музыкальных произведений;разучивание песен
и танцев, выполнение специальных заданий на развитие навыков песенного
и танцевального творчества;подбор и примерка костюмов.
Вводная часть. Пролог
Центральная стена зала задекорирована полотном голубого цвета, на котором
прикреплены изображения облаков, ласточек, цветов, эльфов и руины замка сказочной
страны.
Ведущий:
Мы Андерсена сказку хотим вам рассказать
И, что умеют дети, раскрыть и показать.
Сказка эта датская обошла весь свет
Про девочку Дюймовочку, милей которой нет.
Дети исполняют песню «Добрый сказочник Андерсен», муз. и сл. Н. Мурычевой.
Основная часть. Сцена первая
30 минут
На сцене – декорации домика с цветочными клумбами. Перед домом стоит большой
горшок с цветком. Женщина сидит на скамейке, вышивает. Затем встает и поливает цветы
на клумбах. Звучит музыкальный фрагмент из «Старинной французской песенки» П.И.
Чайковского (из сб. «Детский альбом»).
Ведущий:
В одном селенье маленьком
Жила в уютном домике
Души прекрасной женщина.
Жила совсем одна...
Вздыхала и печалилась,
Грустила в одиночестве.
Слезами умывалась от этого она.
Женщина:
Есть у меня хороший дом,
В саду растут цветочки.
Но счастья в доме нет в моем:
Ни сына нет, ни дочки.
Ведущий:
Однажды она дом закрыла
С грустью и тоской.
Отправилась к волшебнице
С просьбой непростой.
Навстречу Женщине выходит Волшебница с чашей, наполненной песком.
Женщина:
Добрая волшебница, я прошу тебя
Подарить мне крохотное, нежное дитя.
Волшебница:
Дам тебе я зернышко – волшебное оно,
Попробуй отыскать в чаше ты его:
Гладкое, овальное, чуть прохладное.
Женщина находит в чаше с песком зернышко и вынимает его.
Волшебница:
Маленькое зернышко в горшочек посади,
Полей его водою и терпеливо жди.
Под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет» (средняя часть) Женщина подходит
к большому цветочному горшку, «сажает» в него зернышко и «поливает» его.
Ведущий:
Прошло немного времени,
И вот из чудо-семени
За лепесточком лепесток
Раскрылся сказочный цветок.
А в нем – о диво дивное! –
Девочка красивая!
Из цветочного горшка появляется Дюймовочка и исполняет импровизированный танец
под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет».
Дюймовочка:
Здравствуй, мама!
Женщина:
Здравствуй, дочка!
Ты откуда?
Дюймовочка:
Из цветочка.
Женщина и Дюймовочка обнимаются.
Ведущий:
Летели годы, мчались дни,
И жили счастливо они.
Под музыку из пьесы Ф. Шопена «Этюд
№ 1 ор. 25 "Эолова арфа"» Дюймовочка
с Женщиной исполняют импровизированный танец.
Ведущий:
И в мыслях не было тогда,
Что в домик их придет беда...
Однажды ночью девочка спала,
А к ней в окошко жаба прыгнула
И крошку в колыбельке с собою унесла.
На сцену «выпрыгивает» Жаба, берет Дюймовочку за руку и убегает с ней.
Ведущий:
Хотела, безобразная, сыночку угодить:
На миленькой Дюймовочке бездельника женить.
Сцена вторая
На сцене – декорации болота, с камышами, кувшинками и фигурками лягушек. На краю
болота «спит» Дюймовочка. Звучит пьеса С. Слонимского «Лягушки». На сцену
«выпрыгивает» Сын Жабы.
Жаба:
Вот тебе, сыночек, красавица жена,
Худенькая, умная... Ну просто ква-ква-ква!
Сын Жабы:
Да, действительно! Девчонка просто блеск!
В жены я возьму ее – бре-ке-кекс!
Жаба:
А сейчас поскачем в тину,
К свадьбе приберем ква-ква-квартиру.
Жаба и Сын Жабы исполняют песню-танец «Ква-ква-ква», муз. Г. Вихаревой, сл.
М. Дружининой и Г. Лагздынь.
Ведущий:
Проснулась утром девочка
На листике-тарелочке:
Кругом болото, камыши,
Звала на помощь – ни души...
Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (тема 3-го действия).
На сцену выбегает Майский жук.
Ведущий:
Вдруг появился Майский жук,
Малышку подхватил и перенес на луг.
Майский жук с Дюймовочкой убегают. Жаба и Сын Жабы пытаются их догнать.
Сцена третья
На сцене – декорации лесной полянки с цветами. Майский жук обращается к Дюймовочке
Майский жук:
Заж-ж-живешь со мной,
Будешь мне ж-ж-женой,
Друг друга будем уваж-ж-жать,
С утра до вечера жуж-ж-жать.
Танец «Полька»
Звучит «Детская полька» (муз. А. Жилинского). Дюймовочка и Майский жук исполняют
парный танец:
1-я часть: выставление правой и левой ноги на каблучок; кружение в паре на поскоках;
2-я часть: игра в «ладушки»;
3-я часть: кружение в паре; затем Дюймовочка обегает вокруг Майского жука, стоящего
на одном колене.
Ведущий:
Тут на полянке собрались знакомые жука,
Хохочут, заливаются, схватились за бока.
Выбегают насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела. Исполняют
танец.
«Танец насекомых»
Звучит музыка из пьесы «Мазурка» (балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»). Дети
исполняют танец:
1-я музыкальная фраза: дети двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе;
2-я музыкальная фраза: выполняют притопы одной ногой и кружение на поскоках;
3-я музыкальная фраза: выполняют скользящие хлопки в ладоши и кружатся вокруг себя
на поскоках, держа руки на поясе;
4-я музыкальная фраза: двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе.
1-я бабочка:
Жук дорогой, зачем тебе это убожество?
2-я бабочка:
Нет крылышек совсем и лапок только две,
Нет усиков на голове!
1-я бабочка:
Своих невест у нас есть множество!
Бабочки исполняют «Песенку Бабочек» (из сб. Т.Э. Тютюнниковой «Бамбара-Чуфара»)
с использованием музыкальных тарелочек.
Ведущий:
Жук понял все без лишних слов,
Простился он с невестою и был таков.
Под музыку из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (модерато из 2-го действия)
Майский жук и насекомые выбегают из зала.
Ведущий:
А бедная Дюймовочка опять одна,
В лесу под листиком все лето провела.
Но солнце летнее ушло,
А вместе с солнцем и тепло.
Минула осень, снег кружит,
В застывший лес зима спешит.
Под музыку из пьесы А. Вивальди «Зима» (концерт «Времена года») выбегают снежинки,
исполняют импровизированный танец с султанчиками.
Дюймовочка:
Как холодно! Я голодаю!
Ах, что мне делать, я не знаю.
Дюймовочка плачет, ежится, притоптывает ногами, чтобы согреться.
Сцена четвертая
На сцене – декорации мышиной норы. Мышь сидит за столом и перебирает разные крупы,
раскладывая их по горшочкам. Услышав шум, она выходит из норы.
Мышь (сердито):
Кто там топчет домик мой?
И кто там плачет? Кто такой?
Дюймовочка: Ой, мышка, сжалься, обогрей.
Мышь:
Уж в норку залезай скорей!
Ах, какая красота!
Вот и невеста для соседушки Крота.
Погрейся, скушай зернышко, а я к Кроту
С хорошей новостью скорей пойду.
Под музыку из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (средняя часть из цикла
«Карнавал животных») Дюймовочка заходит в норку.
Ведущий:
И мышка быстро скрылась в темном коридоре.
А девочке в норе и сытно, и тепло, и отступило горе.
Не догадалась, бедная, пока,
Какая вскоре ждет ее судьба.
Сцена пятая
На сцене – декорации норы Крота. За столом сидят кроты и считают на счетах.
Ведущий:
Меж тем в норе Крота кипит работа,
С утра до ночи счет его помощники ведут:
Какой урон и какова статья дохода,
Учитывая курс валют.
Кроты исполняют импровизированный танец со счетами под музыку рок-н-ролла Э.
Пресли.
Ведущий:
А Мышь идет к Кроту с поклоном,
Нашептывая о семейной жизни задушевным тоном.
Мышь:
Хочу дать дружеский совет:
Жениться вам пора, сосед,
Невесту я нашла – что надо!
Мила, скромна, а главное – ест мало!
Крот:
О! Это можно обсудить,
Один скучаю, что и говорить!
Хоть и богатству нет числа,
В хозяйстве все ж нужна жена!
Звучат фанфары из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (из цикла «Карнавал
животных»).
Ведущий:
Поговорив еще о том о сем,
В мышиную нору они отправились вдвоем.
С невестой жениха пора уж познакомить
И к свадьбе все, что нужно, приготовить.
Мышь:
Вот, Дюймовочка, и твой жених!
Не смотри, что с виду он старик.
Сошьем тебе мы свадебный наряд.
Жених, хоть и слепой, но сказочно богат!
Дюймовочка (испуганно):
Я под землей без солнца буду жить тогда...
Нет! Не хочу я замуж за крота!
Крот (обращаясь к Дюймовочке, поучительно):
Ты во всем должна мне угождать,
Кормить обедом, просьбами не утруждать!
А чтоб еда была – учись копать
И разных насекомых собирать.
Звучит пьеса К. Сен-Санса «Пианисты» (из цикла «Карнавал животных»). Крот
и Дюймовочка ищут в ящике с песком игрушки-насекомых и складывают их на поднос,
который держит Мышь.
Крот:
Жуков и червяков ищи жирней,
Нет в жизни ничего вкусней!
Звучит музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты
№ 2 к музыкальной драме «Пер
Гюнт»).
Дюймовочка:
Я прошу перед венчаньем
Исполнить вас мое последнее желание:
Разрешите мне наверх подняться,
С солнышком навеки попрощаться.
Мышь и Крот согласно кивают. Дюймовочка выходит из норы. Продолжает звучать
музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты
№ 2 к музыкальной драме «Пер Гюнт»).
Дюймовочка:
Прощайте, горы и поля!
Прощайте, реки и моря!
Прощайте, травы и цветы...
Звучит вступление пьесы В. Мальковой «Танец птиц». Выбегает Ласточка, кружится
по залу, махая руками, как крыльями. Затем останавливается около Дюймовочки, утешает
плачущую девочку.
Ласточка:
Дюймовочка! Лечу я в теплые края,
Ты полетишь со мной?
Дюймовочка: О, да.
«Танец птиц»
1,5 минуты
Под музыку из пьесы В. Мальковой «Танец птиц» Ласточка и Дюймовочка исполняют
танец:
1-я часть: Ласточка бежит по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Дюймовочка бежит
за ней;
2-я часть: Дюймовочка садится на одно колено, Ласточка встает за ней; Ласточка
и Дюймовочка разводят руки в стороны и делают взмахи руками вверх-вниз;
3-я часть: Ласточка и Дюймовочка бегут по кругу, взмахивая руками и кружась, затем
выполняют импровизированные движения.
Ведущий:
Мелькают страны, города,
И вот – чудесная земля!
Кругом цветы прекрасные растут,
В уютных светлых домиках эльфы живут.
Звучит пьеса Ф. Шуберта «Вечерняя серенада». Дети-«цветы» исполняют танец
(танцевальная композиция из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
Сцена шестая
5 минут
На сцене – декорации страны эльфов. Дети-«цветы» располагаются по кругу. В центре –
Ласточка, Дюймовочка и Король эльфов. Фоном звучит «Вальс цветов» из балета П.И.
Чайковского «Щелкунчик».
Ласточка (обращается к Дюймовочке):
В этом удивительном краю
Счастье и любовь ты найдешь свою.
Ну, а мне представить позволь:
Волшебной страны этой юный король!
Король эльфов:
Я вашей красотой сражен!
И в вас без памяти влюблен!
Вы всех прекрасней, всех милей!
Прошу женой вас стать моей!
Дюймовочка:
О, милый король, не грустите напрасно.
Вашей женою быть я согласна!
Под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Дюймовочка
и Король эльфов исполняют импровизированный танец (движение на усмотрение
музыкального руководителя).
Ведущий:
Тут и свадьбу наконец они сыграли,
С цветка на цветок кружились в танце и порхали.
Заключительная часть. Эпилог
5 минут
Все участники спектакля встают врассыпную по залу.
Ведущий:
Ах, как прекрасно в сказке жить!
Добро и радость всем вокруг дарить!
Чудеса лишь там живут,
Где в них верят, где их очень ждут!
Участники спектакля исполняют песню «Где живут чудеса?», муз. и сл. О. Чекановой.