Напоминание

Творческая мастерская "Нетрадиционная работа с буагой"

Автор: Федорова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 169
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Творческая мастерская "Нетрадиционная работа с буагой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Творческая мастерская

Нетрадиционная работа с бумагой

Воспитатель Федорова О.В. МБДОУ №169 г. Красноярск

Истоки способностей и дарований детей — на

копчиках их пальцев

В.А. Сухомлинский

С

первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу

формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему.

Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени

сформированности мелкой моторики рук. «Рука — вышедший наружу мозг», —

писал И. Кант.

Что способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в практике

своей работы часто используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с

мелкими деталями, тестопластику и также работу с бумагой, что является отличным

средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы с детьми я использую бумажные салфетки. Данный

материал мы используем с детьми третий год, начиная со средней группы. Перед

собой я поставила следующие

цели:

— способствовать развитию образного

мышления, речи у дошкольников;

учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с

салфеткой, для развития мелких мышц пальцев;

продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные

свойства бумаги (салфетки).

Для достижения этих целей, я выделила задачи развивать у детей:

умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать,

отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать);

художественно-творческие способности (умение передавать форму и строение

предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции,

располагать красиво предметы в композиции, использовать разные способы

работы с бумагой для решения замысла).

Первые пробные коллективные работы с бумагой (обычной бумажной салфеткой)

были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных

салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей,

легкость и доступность работы — все это дало толчок фантазии и желанию работать с

этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки.

Так появилась картина «Зимняя деревня».

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба

крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали

снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина «Мимоза».

Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы

перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели над столом, и

дети часто сидели и любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка,

цветок. Это и натолкнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной

салфеткой. Наметили план работы с детьми средней группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с

образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными, Во время занятия по

ознакомлению детей с видами бумаги я внесла в группу альбом с разными

образцами «Бумага разная нужна, бумага разная важна». Чтобы ребята лучше

запоминали

название

и

разновидности

бумаги,

изготовила

несколько

дидактических игр: «Разрезные картинки», «Выбери правильно», «Парные картин-

ки», «Где и какая бумага нужна?».

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе

(сминание кончиками пальцев), имеет разновидности, без которых работы не

представляют особой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще

четрые вида сминания: между ладонями — «кулачком», «лодочкой», продольное

сминание, ладонью на столе. В результате использования этих способов стало

легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше

сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе. Ствол дерева — не

скручиванием, а способом продольного сминания. Туловище снеговика — тремя

салфетками разного размера, сминанием в кулачке. Тучки, облака, сугробы, землю

— «лодочкой».

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения

предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея опыт работы с салфеткой, я выделяла для себя определенные этапы

работы:

начинать обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе,

давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых

снежинок, мячиков для клоуна, клубочков для киски, звезд на небе и т.д.;

второй этап работы с комочками — наклеивание на линии: бусы, браслет,

цепочка, колечко, пуговицы и т.д.;

выкладывание комочками контура предмета: цветок, яблоня, солнышко

и т.д. (со средней группы, по шаблону). При сминании

«кулачком»

работа

происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие

комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка, снеговика, аистенка и

т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных

шаров на праздник Нового года.

Сминание «лодочкой», на мой взгляд — самое «нежное». Я учила детей на

примере образов: делаем пирожки, ладошки лодочкой. Сначала у детей не получа-

лось, пальчики сжимались в кулачок. Постепенно у них стали выходить

замечательные тучки и легкие облачка. Работу назвали «Тучка» и «Облака —

белогривые лошадки». Тогда я предложила детям выполнить облака отрывным

способом. Выполнив и оценив эти две работы, 9 детей из 11 высказались в пользу

бумажной салфетки.

Продольное сминшше, напоминает гофрирование. С помощью его можно

сделать интересные детали предметов: лучи солнца, куст, ветви елки, платье

матрешки, хвост птицы и т.д.

Сминание ладонью на столе самое сложное. Ладошка должна лежать на

середине салфетки, а пальчики должны подминать ее под ладошку. Его я

использовала уже со старшими дошкольниками при выполнении образов

солнышка, большого снеговика, кроны деревьев, листопада. Этот вид не такой

пышный, объемный, но за счет красивых заломов салфетки деталь получается

оригинальной.

Способ скручивания салфетки напоминает прядение: салфетка находится в

одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручи-

вают. Этот способ тоже сложный, так дети пытаются скатывать салфетку между

ладонями, как при лепке, или держат салфетку в обеих руках и поворачивают

кисти в разные стороны. Важно научить правильно, скручивать жгутики, чтобы

получалось ровно, гладко, красиво, Жгутики лучше скручивать длинными, потом

по необходимости разрезать на более короткие. При этом можно использовать

четыре вида скручивания:

целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца

(ветви дерева, лучи солнца);

частичное, когда заготовка скручивается с одного конца (мать-и-мачеха);

частичное, когда заготовка скручивается с

обоих концов (листья деревьев, цветов);

частичное, когда заготовка скручивается посередине (бантик).

Способ складывания (например, при изображении машины, замка, теремка

и

т.д.)

можно

использовать

для

получения

различных

фигур:

квадрата,

прямоугольника, треугольника.

Следующий способ

— свертывание,

в виде кулечка, сложный, но

интересный. Используя его, можно передавать объемность предмета (например,

лепестки цветов, нос снеговика, колпачок клоуна, лучики у солнышка).

Способ

отрывания

взят из работы с бумагой. Диапазон работы этим

способом широк, детям он доступен.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной

салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится не на салфетку, а на лист,

т.е. на основу, фон. Клеем проводится линия или наносится капелька, несколько

капель. Об этом важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их

контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям

то, что доступно для их возраста. Младшие дошкольники использовали простые

способы сминания (кончиками пальцев, кулачком, ладошками). Давала готовые,

нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были

коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы

дети стати делать в средней группе. Это были подарки к празднику 8 Марта:

«Открытка маме», «Тучка» с дорисовкой линий дождя карандашом. Дети старшей

группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами

работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем

можно увидеть творчество дошкольников? Это и изменение величины предмета, и

присутствие дополнительных деталей, и изменение взаиморасположения эле-

ментов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность. Т.С. Комарова

пишет: «Каждый ребенок, создавая изображения того или иного предмета, вносит

в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не

только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда

создается изображение по заданию педагога, если представляется возможность

определять композицию, выразительные средства изображения, внесение

дополнений». Самое главное — увидеть эти моменты творчества, отметить и

похвалить ребенка.

На занятиях, в совместной деятельности с детьми я использовала игровую

ситуацию. В пасмурные дни предлагала сделать на стену солнышко, чтобы стало

весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в

аквариуме — камешки, клоуну — мячики, котенку — разноцветные клубочки.

Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, использовала загадки, стихи

— образные и лаконичные. Очень детям нравится, когда работа сочетается или

сопровождается песенкой.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на занятиях по

аппликации, но и как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром:

«Сравнение куста с деревом», «Первые цветы», «Моя любимая мама» и др. Кроме

того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией:

«Одуванчики», «Клубочки для киски». Со старшими детьми, при подготовке к

обучению грамоте, для запоминания изучаемой буквы выкладываем ее из бумаги.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет

на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения,

фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию,

что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике

работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.