"Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками"
Автор: Мандрыкина Наталья Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Населённый пункт: п.г.т. Анна, Воронежская область
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками"
Педагогическое наблюдение как одно из
условий организации индивидуальной
деятельности с дошкольниками
В своей работе по данному направлению я опираюсь на методику ведения
педагогических наблюдений по Лидии Свирской.
Кандидат педагогических наук Лидия Свирская считает, что педагогическое
наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении
и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с
другими детьми.
Методика Свирской, в первую очередь, помогает мне осуществлять
образовательную деятельность с дошкольниками. Наблюдение за детьми и
фиксация результатов, заставляют меня постоянно анализировать свою работу и
правильно организовывать развитие малышей.
Наблюдения позволяют мне понять каждого ребенка как личность, и я на основе
результатов наблюдения стараюсь создать для дошкольника комфортные
условия, помогаю найти ему своё место в коллективе, вовлекаю его в жизнь
группы, поддерживаю и поощряю его активность и инициативу в познании.
Наблюдая за детьми, я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, и тогда
малыши раскрывают все свои индивидуальные черты. Определив интересы,
умения и потребности каждого ребенка, проанализировав его спонтанный выбор,
я выстраиваю индивидуальную образовательно-воспитательную модель
взаимодействия с воспитанником и разрабатываю индивидуальный маршрут
развития каждого ребенка.
Так, с помощью педагогических наблюдений в течение всего времени пребывания
ребенка в детском саду, я вижу, как дети развиваются в познавательном,
физическом, социальном, эмоциональном аспектах.
Познавательное развитие особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте.
Получив определенные понятия на занятиях, дети в спонтанной игре проявляют
свои знания. Так, конструируя летательный аппарат, Кирилл спрашивает у
мальчиков: «А вы знаете, что такое «Спутник? », получив отрицательный ответ, он
бойко поясняет: «Спутник – это такой предмет, который летает в космосе с
человеками и подает сигнал, а потом показывает телевизор». Я поняла, что
ребенок интересуется миром космоса и запланировала с ним работу в данном
направлении.
Разговор об осени помог мне увидеть, как дети устанавливают причинно-
следственные связи, так, Ева спрашивает:
Ева С. «Наталья Ивановна, а что скоро осень? »
Н. И. «Почему ты так решила? »
Ева С. «Деревья желтеют, листочки осыпаются».
Кирилл М. «Скоро все деревья останутся без листьев, голые».
Развитие музыкальности проявилось у Кирилл М., когда он заявил: «А ты знаешь,
что стучением можно делать музыку? ». Этот момент показал, что ребенок не
просто слышит звуки, но и в обычном стуке улавливает музыку.
Во время вечерней прогулки Кирилл М., увидев, что маленький котенок хромает на
одну лапу, сказал: «Нельзя оставлять котика в такой ситуации, его нужно отвезти к
доктору для животных». Я поняла, насколько у мальчика развито чувство
сострадания, что он проявляет отзывчивость на чужую боль. Для себя я
зафиксировала, что моя работа по развитию толерантного отношения ко всему
живому идет в правильном направлении.
Однажды утром Илья В. сказал: «Он (детский сад) разрушает все мои планы,
поэтому я его не люблю». Это выражение показало, что у ребенка есть свои
планы, но детский сад в эти планы не входит. Я поняла, что дошкольника нужно
заинтересовать детским садом и постараться сделать так, чтобы детский сад стал
его планом.
Летом на прогулке, Ева С. рассуждала сама с собой: «Так хочется праздника,
когда праздник – это веселье». Я увидела, что ребенку не хватает положительных
эмоций, веселья… И решила организовать маленький праздник в группе, в его
организации девочка принимала самое активное участие.
Гендерное воспитание – одно из важных направлений работы в группе. Это
понимаешь, слушая воспитанников. Так, Никита Р. заявил: «Я отдаю обёртку
девочкам, какие её достойны». Я поняла, что ребенок уже выделяет некоторых
девочек среди всех, он предъявляет к детям определенные требования, и в тоже
время высоко ценит себя и других.
Утром воспитатели поздоровались с Егор Н., на что он, держась за горло, шепотом
ответил: «У меня звук сбился». Такой ответ мальчика поставил меня перед
вопросом, как оценить: то ли не захотел сказать приветствие или его волнует
хриплый голос ….
Вместе с родителями мы используем результаты наблюдений для достижения
понимания ребенка и координации своих действий. Такой обмен информацией и
мнениями создает настоящее партнерство между нами.
В тоже время, педагогическое наблюдение может стать субъективным, если оно
осуществляется одним педагогом. Я могу видеть детей такими, какими я «их
придумала», а не такими, какие они есть на самом деле. Мы с педагогами нашего
детского сада работаем во взаимодействии, когда за одним ребенком наблюдают
несколько педагогов, в том числе специалисты, и поэтому наше педагогическое
наблюдение позволяет сформировать объективную оценку развитию ребенка.
В связи с введением ФГОС мы не оцениваем знания, умения и навыки ребенка, но
педагогическая диагностика остается. Мы лишь фиксируем, сформировано или не
сформировано то или иное умение ребенка на том или ином возрастном этапе. В
этом смысле педагогическое наблюдение остается основным и единственным
средством педагогической диагностики.
Педагогическое наблюдение позволяет мне проанализировать свою собственную
деятельность. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы,
я определяю, отвечают ли созданные условия потребностям детей, есть ли
необходимость в изменениях предметно-развивающей среды.
Также я получаю обратную связь от детей о моих собственных педагогических
профессиональных действиях. Вижу достоверную картину успехов ребенка в
деятельности, тем самым корректирую и вношу изменения в содержание
обучения, формы и методы, с тем, чтобы используемая мною образовательная
технология наилучшим способом подходила детям.
Когда же проводить наблюдения за детьми? Я наблюдаю за детьми постоянно: во
время НОД, во время прогулок, во время свободной деятельности.