Автор: Шкулепа Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ирбейский детский дом"
Населённый пункт: село Ивановка, Ирбейский район, Красноярский край
Наименование материала: "Программа работы по воссоединению с кровной семьёй воспитанников детского дома"
Тема: "Дети дома"
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Ирбейский детский дом»
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
На Методическом Совете
Директор детского дома
КГКУ « Ирбейский детский дом» ______________ В.Е.Гринева
Протокол №1 от 15.09.2024
«Программа работы по воссоединению с кровной семьёй воспитанников
детского дома»
«Дети дома»
Автор: О.В. Шкулепа
КГКУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Ирбейский детский дом», воспитатель
Ивановка 2024 г.
Содержание:
Пояснительная записка
3
1. Проблемная ситуация
3
2. Социальные, психологические и педагогические проблемы
4
3. Гипотезы и диагностические процедуры
5
4. Вывод о реабилитационном потенциале семьи
6
5. Формирующие и коррекционные методы
8
6. Программа работы с семьёй в СОП/ТЖС
8
7. Оценка эффективности программы
12
8. Список литературы
17
2
1.Пояснительная записка
Важнейшей
задачей
любого
общества
и
государства
является
обеспечение права ребенка на воспитание в семье. Это право закреплено как
в международных документах, таких как Конвенция ООН «О правах
ребенка»,
так
и
в
российском
законодательстве.
Семейный
кодекс
Российской Федерации выделяет несколько ключевых прав ребенка: право
жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и
родственниками, право на защиту, а также право на имя, отчество и
фамилию.
Воспитание в кровной семье лучше всего отвечает потребностям
ребенка, обеспечивая ему чувство родства, привязанности и постоянства
отношений. Эти факторы являются основой для полноценного развития
личности.
Процесс возвращения воспитанника детского дома в кровную семью
представляет собой комплексную и поэтапную деятельность. Важную роль в
этом процессе играют как администрация, так и педагоги учреждения. Они
работают над созданием позитивного образа кровной семьи, формированием
положительной мотивации у ребенка и его родителей для восстановления
отношений. Кроме того, важно оценить возможности родителей выполнять
свои обязанности и организовать работу по восстановлению их родительских
прав.
Педагогическая
деятельность
детского
дома
сосредоточена
на
восстановлении и развитии позитивных детско-родительских отношений, что
является ключевым для возвращения воспитанника в кровную семью.
2. Проблемная ситуация
Проблемная ситуация, связанная с воспитанием и жизнеустройством
ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении (СОП) или
трудной жизненной ситуации (ТЖС), включает в себя множество факторов,
негативно влияющих на благополучие ребенка. В таких семьях часто
3
наблюдается низкий уровень родительской компетентности, отсутствие
необходимых условий для полноценного воспитания, что приводит к
эмоциональной и социальной депривации ребенка. Это может проявляться в
форме недостаточного внимания к его образовательным потребностям,
эмоциональному развитию и физическому благополучию.
В ходе взаимодействия с социальными службами и специалистами
(педагогами,
психологами,
социальными
работниками)
выявляются
следующие
типичные
проблемы:
алкогольная
или
наркотическая
зависимость родителей, домашнее насилие, отсутствие стабильного дохода и
жилья.
Такие
обстоятельства
часто
приводят
к
нарушению
детско-
родительских отношений и психологическим травмам ребенка. Ребенок
может демонстрировать признаки агрессии, тревожности, отставания в
обучении
и
социальном
развитии.
Эти
данные
подтверждаются
наблюдениями педагогов детского дома, психологическими заключениями и
отчетами социальных служб.
Часто дети из таких семей оказываются временно помещенными в
детские дома или другие учреждения, поскольку родители не способны
обеспечить их безопасность и нормальные условия для жизни.
2. Социальные, психологические и педагогические проблемы
В приведенной ситуации можно выделить три ключевые проблемы:
социальную, психологическую и педагогическую.
Социальная проблема: Семьи, находящиеся в СОП или ТЖС, часто
сталкиваются с отсутствием стабильных жизненных условий, что включает
бедность, алкоголизм или наркоманию родителей, а также отсутствие
стабильного жилья и дохода. Эти факторы приводят к социальной изоляции
семьи и ухудшению условий воспитания детей, что в итоге вызывает риск
социального сиротства.
Психологическая проблема: Дети из таких семей часто страдают от
эмоциональных
травм,
вызванных
недостатком
внимания,
любви
и
4
безопасности. Они могут испытывать чувство отверженности, тревожности,
агрессии или депрессии. Это сказывается на их способности к адаптации,
формированию
доверительных
отношений
и
восприятию
себя
и
окружающего мира.
Педагогическая проблема: Нарушения в семье приводят к тому, что
ребенок испытывает трудности в обучении и социализации. Такие дети могут
иметь низкую мотивацию к учебе, отставать в развитии по сравнению со
сверстниками, испытывать трудности в поведении и общении с другими
детьми и взрослыми. Без адекватной педагогической поддержки это может
затруднить их дальнейшую интеграцию в общество.
3. Гипотезы и диагностические процедуры
Для
определения
причин
возникновения
проблем
и
выработки
стратегий их решения можно выдвинуть следующие гипотезы:
Родители не обладают необходимыми социальными и
воспитательными навыками.
В семье присутствует низкий уровень психологической
поддержки, что вызывает у ребенка эмоциональные травмы.
У
ребенка
наблюдаются
трудности
в
обучении
и
социализации, вызванные неблагоприятной средой и отсутствием
надлежащей педагогической поддержки.
Ниже представлена таблица с диагностическими процедурами, которые
помогут оценить гипотезы:
Проблема
Диагностическая
процедура
Цель процедуры
Интерпретация
(объяснение)
результатов
1.Недостаток
родительских
навыков
Анкетирование
родителей на предмет
воспитательных
компетенций
Оценить уровень
знаний родителей
о воспитании и
их
готовность
выполнять
обязанности
Низкий
уровень
компетенций
указывает
на
необходимость
коррекционной
работы с родителями
2.Психологическая
Психологическое
Выявить
Высокий
уровень
5
травма у ребенка
тестирование
(тест
тревожности,
депрессии)
эмоциональное
состояние
ребенка
(тревожность,
агрессия,
депрессия)
тревожности
или
депрессии
требует
психологической
помощи ребенку
3.
Трудности
в
обучении
и
социализации
Педагогическая
диагностика
(наблюдение, тесты)
Оценить уровень
развития навыков
обучения,
социализации
и
поведения
Проблемы
с
обучением
или
социальными
навыками
требуют
педагогической
поддержки
4. Семейная динамика
и
детско-
родительские
отношения
Тест
на
определение
типа
семейных
отношений
(например,
тест Паркинсона)
Оценить характер
отношений
между
членами
семьи
и
определить
уровень
конфликтности
Негативные
или
конфликтные
отношения требуют
работы
по
улучшению
семейной атмосферы
Сроки и условия проведения:
Анкетирование родителей и психологическое тестирование
ребенка рекомендуется провести в течение 2-3 недель после первичной
консультации, чтобы оперативно определить проблему и начать
работу.
Педагогическая диагностика и тестирование семейных
отношений может занять до месяца для получения полного объема
данных и разработки плана коррекционной работы.
Все процедуры должны проводиться в комфортной для семьи среде, с
соблюдением
конфиденциальности
и
психологической
безопасности
участников.
4. Вывод о реабилитационном потенциале семьи
Вывод о реабилитационном потенциале семьи:
На основании проведенных диагностических процедур можно сделать вывод
о наличии реабилитационного потенциала семьи, если выявлены следующие
признаки:
6
Родители демонстрируют готовность к сотрудничеству и
улучшению своих воспитательных навыков.
Эмоциональное состояние ребенка поддается коррекции, и
нет глубоко укоренившихся психологических травм, препятствующих
восстановлению семейных отношений.
Семья,
несмотря
на
трудности,
сохраняет
базовые
положительные связи и стремление к восстановлению стабильных
взаимоотношений.
Социальные
службы
и
педагоги
могут
предоставить
необходимую поддержку для улучшения условий жизни семьи и
корректировки их воспитательных практик.
Если же семья отказывается от сотрудничества, отсутствует готовность
изменить поведение, или ребенок страдает от серьезных психологических
нарушений, то реабилитационный потенциал оценивается как низкий.
Цели работы с семьей:
Улучшение
воспитательных
компетенций
родителей:
Повышение их осведомленности о воспитательных методах и развитии
навыков для обеспечения безопасной и поддерживающей среды для
ребенка.
Восстановление детско-родительских отношений: Работа
над
укреплением
эмоциональных
связей
между
родителями
и
ребенком, преодоление конфликтов и устранение психологических
травм.
Социальная
реабилитация:
Помощь
в
стабилизации
социально-экономической
ситуации
семьи,
включая
доступ
к
социальным услугам и ресурсам, необходимых для полноценного
воспитания ребенка.
Подготовка ребенка к возвращению в кровную семью:
Психологическая и педагогическая поддержка для восстановления
7
чувства безопасности, уверенности и эмоциональной устойчивости
ребенка в семейной среде.
Работа с семьей будет направлена на постепенное восстановление всех
элементов, необходимых для полноценного функционирования семьи и
успешного воспитания ребенка в домашних условиях.
5. Формирующие и коррекционные методы
Для сопровождения семьи в СОП/ТЖС подходят следующие методы:
Тренинги по развитию родительских навыков — помогают
повысить ответственность родителей и улучшить их воспитательные
способности. Важны для семей с низким уровнем родительских
компетенций.
Психотерапевтические
сессии
(индивидуальные
и
групповые) — помогают снизить тревожность и агрессию у детей,
справиться с последствиями психологической травмы. Необходимы
для стабилизации эмоционального состояния.
Социальное
патронирование
и
консультирование
—
помогает
родителям
получить
материальную
и
юридическую
поддержку, что важно для стабилизации социального положения
семьи.
Методики
семейной
терапии
—
способствуют
восстановлению эмоциональных связей между членами семьи, что
критично для улучшения межличностных отношений.
6. Программа работы с семьёй в СОП/ТЖС
Программа работы с семьей, находящейся в социально опасном
положении (СОП) или трудной жизненной ситуации (ТЖС) направлена на
восстановление семейных функций, реабилитацию ребенка и родителей, а
также
предотвращение
социального
сиротства.
Программа
включает
8
ключевые мероприятия и события, направленные на коррекцию ситуации,
развитие родительских навыков и поддержку ребенка.
Цель программы: Формирование позитивного образа кровной семьи,
воспитанников
детского
дома
положительной
мотивации
ребенка
и
родителей на восстановление детско – родительских отношений, оценку
возможностей выполнять родительские обязанности
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.
1. Увеличение количества воспитанников детского дома, переданных в
кровную семью.
2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского дома.
Целевые группы:
1. Воспитанники детского дома
2. Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации.
3. Социально-благополучные родственники воспитанников.
4. Группа педагогов детского дома
Задачи программы:
1.
Содействовать
реабилитации
кровной
семьи,
воспитанников
детского дома, развитию у родителей социальных навыков, повышению
социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного
преодоления жизненных трудностей и проблем.
2.
Формировать
положительную
мотивацию
родителей
и
родственников на восстановление родительских и родственных отношений.
3.
Организовать
взаимодействие
с
социальными
службами
и
структурами по оказанию адресной помощи в реабилитации семьи.
4. Обеспечить психолого-педагогическую подготовку детей к возврату
в семьи из детского дома
Основные направления деятельности по возвращению воспитанников в
кровные семьи включают несколько аспектов:
I. Социально-психологическая работа с кровной семьей:
9
•Оказание помощи родителям, которые отбывают наказание, недавно
освободились или были ограничены в родительских правах.
•Работа с детьми, чьи родители лишены родительских прав, находятся
в местах лишения свободы или недавно освободились.
•Поддержка родителей и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, временно поместивших своих детей в детском доме.
II. Психолого-педагогическая работа с ребенком:
•Преодоление последствий психологических травм.
•Формирование мотивации у ребенка и его подготовка к возвращению
в семью.
•Подготовка кровной семьи к принятию ребенка и его воспитанию.
•Развитие межличностных отношений.
•Помощь в выборе жизненной стратегии.
•Развитие психологической устойчивости в сложных ситуациях.
•Актуализация позитивного восприятия жизни.
•Формирование осознанного отношения к своим интересам, ценностям
и склонностям.
Ключевые мероприятия:
Диагностика семьи (первичная оценка условий жизни, психологическое
состояние)
Срок: 1 месяц.
Специалисты: Социальный работник, психолог.
Причина: Для понимания проблем и составления плана
работы.
Тренинги для родителей (повышение воспитательных навыков)
Срок: 1-3 месяц.
Специалисты: Педагог, психолог.
Причина: Формирование ответственного родительства.
Психологическая поддержка ребенка (индивидуальные и групповые
сессии)
10
Срок: 1-6 месяц.
Специалисты: Психолог, психотерапевт.
Причина:
Устранение
последствий
психологической
травмы.
Социальная поддержка (помощь в получении льгот, улучшение
жилищных условий)
Срок: 2-4 месяц.
Специалисты: Социальный работник, юрист.
Причина: Стабилизация материального положения семьи.
Мониторинг
прогресса
(регулярные
отчеты
и
корректировка
программы)
Срок: каждые 2 месяца.
Специалисты: Социальные службы, психологи, педагоги.
Причина:
Оценка
эффективности
и
необходимость
корректировок.
Смежные специалисты/учреждения:
Социальные
службы:
мониторинг
условий
жизни
и
материальная помощь.
Психологические центры: диагностика и психокоррекция.
Образовательные учреждения: работа с педагогами для
адаптации ребенка.
Юристы: юридическая помощь в восстановлении прав и
льгот.
Ключевые
мероприятия
важны
для
решения
проблем
семьи,
повышения
компетенций
родителей,
восстановления
эмоциональной
стабильности ребенка и улучшения социальной поддержки.
Программа работы с семьей в СОП/ТЖС нацелена на комплексное
решение
проблем
семьи,
включая
эмоциональные,
социальные
и
образовательные аспекты. Ее реализация позволит восстановить семейные
11
функции, улучшить эмоциональное состояние ребенка и родителей, а также
создать условия для безопасного и стабильного воспитания в кровной семье.
7. Оценка эффективности программы
Оценка эффективности программы работы с семьей в СОП/ТЖС
требует систематического мониторинга на каждом этапе. Для этого
необходимо использовать различные методы и методики, которые помогут
измерить успех программы и принять решения о корректировке действий.
Важна комплексная оценка, которая будет учитывать изменения в разных
аспектах жизни семьи: социальном, эмоциональном, образовательном.
Оценка эффективности программы
Методы мониторинга:
Анкетирование родителей и ребенка — оценка изменений в
эмоциональном состоянии и родительских навыках до и после участия
в программе.
Наблюдение за поведением ребенка и родителей —
регулярная
оценка
динамики
в
отношениях
и
воспитательных
практиках.
Психологическое
тестирование
—
для
отслеживания
улучшений в эмоциональной стабильности ребенка.
Социальные отчеты — анализ изменений в материальном
положении и жилищных условиях семьи.
Параметры оценки:
Психоэмоциональное состояние ребенка (по результатам
тестов и наблюдений).
Улучшение родительских навыков (по итогам анкет и
тренингов).
Материальная стабильность семьи (по отчетам социальных
служб).
Критерии:
12
Снижение уровня тревожности у ребенка.
Повышение
качества
взаимодействия
родителей
с
ребенком.
Улучшение социальных и жилищных условий.
Ответственные:
Социальные
работники,
психологи,
педагоги.
Алгоритм:
Проводятся
регулярные
встречи
и
диагностика,
корректируются цели и мероприятия по мере необходимости, итоговая
оценка — по завершению программы.
Эффективность программы будет оцениваться по комплексной системе
параметров (социальные, психологические, педагогические, юридические), а
ее успешность определяется позитивными изменениями в материальном
положении семьи, восстановлением эмоциональных связей и улучшением
адаптации ребенка в образовательной среде.
13
План мероприятия
Проблема 1: Низкий уровень родительских навыков и отсутствие эффективных воспитательных практик
Задача
Мероприят
ие
Срок
и
На кого
направлено
(участники)
Ответственные
(должность,
ведомство)
Партнеры
(ведомства,
специалисты)
Ожидаемый результат
Способы оценки
Повышение
родительски
х навыков
Организация
тренингов и
мастер-
классов для
родителей
1-3
меся
ц
Родители
семьи
Социальный
работник, педагог
Психолог,
социальный педагог
Увеличение уровня
знаний и навыков в
области воспитания
Анкетирование
участников до и
после тренингов,
наблюдение за
изменениями в
поведении
родителей
Разработка
индивидуаль
ного плана
поддержки
Консультац
ии и
разработка
индивидуал
ьного плана
по
улучшению
родительски
х навыков
1
меся
ц
Родители
семьи
Социальный
работник, психолог
Психотерапевт
Формирование
конкретных шагов и
рекомендаций для
родителей
Анализ
выполнения плана,
обсуждение на
регулярных
встречах
14
Проблема 2: Эмоциональная нестабильность ребенка и последствия психологической травмы
Задача
Мероприяти
е
Срок
и
На кого
направлено
(участники)
Ответственные
(должность,
ведомство)
Партнеры (ведомства,
специалисты)
Ожидаемый результат
Способы оценки
Психологичес
кая
поддержка
ребенка
Проведение
индивидуаль
ных и
групповых
терапевтичес
ких сессий
1-6
месяц
Ребенок
Психолог,
психотерапевт
Педагог, социальный
работник
Снижение уровня
тревожности и агрессии у
ребенка
Оценка результатов
по психологическим
тестам, изменение в
поведении ребенка
Психологичес
кая адаптация
к школе
Работа с
ребенком по
преодолению
стресса,
связанного с
учебным
процессом
2-6
месяц
Ребенок,
учителя
Школьный психолог,
педагог
Учителя, социальный
педагог
Улучшение успеваемости
и адаптации ребенка в
образовательной среде
Наблюдение за
успеваемостью и
поведением ребенка,
обсуждение с
учителями и
психологом
15
Проблема 3: Социальная и материальная нестабильность семьи
Задача
Мероприяти
е
Срок
и
На кого
направлено
(участники)
Ответственные
(должность,
ведомство)
Партнеры (ведомства,
специалисты)
Ожидаемый результат
Способы оценки
Обеспечение
материальной
поддержки
Составление
и подача
заявок на
социальные
выплаты и
помощь
1-2
месяц
Родители семьи
Социальный работник
Социальные службы,
органы социальной
защиты
Улучшение
материального
положения семьи
Оценка выполнения
заявок и получения
помощи, мониторинг
изменений в
финансовом
положении семьи
Решение
жилищных
вопросов
Помощь в
получении
жилищных
субсидий или
переезде
2-4
месяц
Родители семьи
Социальный работник
Организации по
жилищным вопросам,
местные власти
Улучшение жилищных
условий семьи
Оценка улучшений в
жилищных условиях,
проверка выполнения
заявок и программ
поддержки
16
Список использованной литературы
1.
Варга А.Я. Система семейной психотерапии. СПб., 2021.
2.
Иванюк Н.А., Маханько A.M. и др. Некоторые аспекты содействия
социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. М,
2019.
3.
Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми. М. 2022.
4.
Лиханов А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 2019.
5.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.
пособие для студ высш. учебн. заведений. М., 2023.
6.
Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения
свободы // Развитие личности. М., 2023.
7.
Проект «Семья для каждого ребенка»: Учебно-методическое пособие.
М., 2020.
8.
Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан,
2021.
9.
Шипицина A.M., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и
коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы.
СПб, 2020.
10.Шульга Т.Н. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. Пособие. М.,
2019.
17