Напоминание

"Дети дома"

Автор: Шкулепа Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ирбейский детский дом"
Населённый пункт: село Ивановка, Ирбейский район, Красноярский край
Наименование материала: "Программа работы по воссоединению с кровной семьёй воспитанников детского дома"
Тема: "Дети дома"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Ирбейский детский дом»

РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»

На Методическом Совете

Директор детского дома

КГКУ « Ирбейский детский дом» ______________ В.Е.Гринева

Протокол №1 от 15.09.2024

«Программа работы по воссоединению с кровной семьёй воспитанников

детского дома»

«Дети дома»

Автор: О.В. Шкулепа

КГКУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Ирбейский детский дом», воспитатель

Ивановка 2024 г.

Содержание:

Пояснительная записка

3

1. Проблемная ситуация

3

2. Социальные, психологические и педагогические проблемы

4

3. Гипотезы и диагностические процедуры

5

4. Вывод о реабилитационном потенциале семьи

6

5. Формирующие и коррекционные методы

8

6. Программа работы с семьёй в СОП/ТЖС

8

7. Оценка эффективности программы

12

8. Список литературы

17

2

1.Пояснительная записка

Важнейшей

задачей

любого

общества

и

государства

является

обеспечение права ребенка на воспитание в семье. Это право закреплено как

в международных документах, таких как Конвенция ООН «О правах

ребенка»,

так

и

в

российском

законодательстве.

Семейный

кодекс

Российской Федерации выделяет несколько ключевых прав ребенка: право

жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и

родственниками, право на защиту, а также право на имя, отчество и

фамилию.

Воспитание в кровной семье лучше всего отвечает потребностям

ребенка, обеспечивая ему чувство родства, привязанности и постоянства

отношений. Эти факторы являются основой для полноценного развития

личности.

Процесс возвращения воспитанника детского дома в кровную семью

представляет собой комплексную и поэтапную деятельность. Важную роль в

этом процессе играют как администрация, так и педагоги учреждения. Они

работают над созданием позитивного образа кровной семьи, формированием

положительной мотивации у ребенка и его родителей для восстановления

отношений. Кроме того, важно оценить возможности родителей выполнять

свои обязанности и организовать работу по восстановлению их родительских

прав.

Педагогическая

деятельность

детского

дома

сосредоточена

на

восстановлении и развитии позитивных детско-родительских отношений, что

является ключевым для возвращения воспитанника в кровную семью.

2. Проблемная ситуация

Проблемная ситуация, связанная с воспитанием и жизнеустройством

ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении (СОП) или

трудной жизненной ситуации (ТЖС), включает в себя множество факторов,

негативно влияющих на благополучие ребенка. В таких семьях часто

3

наблюдается низкий уровень родительской компетентности, отсутствие

необходимых условий для полноценного воспитания, что приводит к

эмоциональной и социальной депривации ребенка. Это может проявляться в

форме недостаточного внимания к его образовательным потребностям,

эмоциональному развитию и физическому благополучию.

В ходе взаимодействия с социальными службами и специалистами

(педагогами,

психологами,

социальными

работниками)

выявляются

следующие

типичные

проблемы:

алкогольная

или

наркотическая

зависимость родителей, домашнее насилие, отсутствие стабильного дохода и

жилья.

Такие

обстоятельства

часто

приводят

к

нарушению

детско-

родительских отношений и психологическим травмам ребенка. Ребенок

может демонстрировать признаки агрессии, тревожности, отставания в

обучении

и

социальном

развитии.

Эти

данные

подтверждаются

наблюдениями педагогов детского дома, психологическими заключениями и

отчетами социальных служб.

Часто дети из таких семей оказываются временно помещенными в

детские дома или другие учреждения, поскольку родители не способны

обеспечить их безопасность и нормальные условия для жизни.

2. Социальные, психологические и педагогические проблемы

В приведенной ситуации можно выделить три ключевые проблемы:

социальную, психологическую и педагогическую.

Социальная проблема: Семьи, находящиеся в СОП или ТЖС, часто

сталкиваются с отсутствием стабильных жизненных условий, что включает

бедность, алкоголизм или наркоманию родителей, а также отсутствие

стабильного жилья и дохода. Эти факторы приводят к социальной изоляции

семьи и ухудшению условий воспитания детей, что в итоге вызывает риск

социального сиротства.

Психологическая проблема: Дети из таких семей часто страдают от

эмоциональных

травм,

вызванных

недостатком

внимания,

любви

и

4

безопасности. Они могут испытывать чувство отверженности, тревожности,

агрессии или депрессии. Это сказывается на их способности к адаптации,

формированию

доверительных

отношений

и

восприятию

себя

и

окружающего мира.

Педагогическая проблема: Нарушения в семье приводят к тому, что

ребенок испытывает трудности в обучении и социализации. Такие дети могут

иметь низкую мотивацию к учебе, отставать в развитии по сравнению со

сверстниками, испытывать трудности в поведении и общении с другими

детьми и взрослыми. Без адекватной педагогической поддержки это может

затруднить их дальнейшую интеграцию в общество.

3. Гипотезы и диагностические процедуры

Для

определения

причин

возникновения

проблем

и

выработки

стратегий их решения можно выдвинуть следующие гипотезы:

Родители не обладают необходимыми социальными и

воспитательными навыками.

В семье присутствует низкий уровень психологической

поддержки, что вызывает у ребенка эмоциональные травмы.

У

ребенка

наблюдаются

трудности

в

обучении

и

социализации, вызванные неблагоприятной средой и отсутствием

надлежащей педагогической поддержки.

Ниже представлена таблица с диагностическими процедурами, которые

помогут оценить гипотезы:

Проблема

Диагностическая

процедура

Цель процедуры

Интерпретация

(объяснение)

результатов

1.Недостаток

родительских

навыков

Анкетирование

родителей на предмет

воспитательных

компетенций

Оценить уровень

знаний родителей

о воспитании и

их

готовность

выполнять

обязанности

Низкий

уровень

компетенций

указывает

на

необходимость

коррекционной

работы с родителями

2.Психологическая

Психологическое

Выявить

Высокий

уровень

5

травма у ребенка

тестирование

(тест

тревожности,

депрессии)

эмоциональное

состояние

ребенка

(тревожность,

агрессия,

депрессия)

тревожности

или

депрессии

требует

психологической

помощи ребенку

3.

Трудности

в

обучении

и

социализации

Педагогическая

диагностика

(наблюдение, тесты)

Оценить уровень

развития навыков

обучения,

социализации

и

поведения

Проблемы

с

обучением

или

социальными

навыками

требуют

педагогической

поддержки

4. Семейная динамика

и

детско-

родительские

отношения

Тест

на

определение

типа

семейных

отношений

(например,

тест Паркинсона)

Оценить характер

отношений

между

членами

семьи

и

определить

уровень

конфликтности

Негативные

или

конфликтные

отношения требуют

работы

по

улучшению

семейной атмосферы

Сроки и условия проведения:

Анкетирование родителей и психологическое тестирование

ребенка рекомендуется провести в течение 2-3 недель после первичной

консультации, чтобы оперативно определить проблему и начать

работу.

Педагогическая диагностика и тестирование семейных

отношений может занять до месяца для получения полного объема

данных и разработки плана коррекционной работы.

Все процедуры должны проводиться в комфортной для семьи среде, с

соблюдением

конфиденциальности

и

психологической

безопасности

участников.

4. Вывод о реабилитационном потенциале семьи

Вывод о реабилитационном потенциале семьи:

На основании проведенных диагностических процедур можно сделать вывод

о наличии реабилитационного потенциала семьи, если выявлены следующие

признаки:

6

Родители демонстрируют готовность к сотрудничеству и

улучшению своих воспитательных навыков.

Эмоциональное состояние ребенка поддается коррекции, и

нет глубоко укоренившихся психологических травм, препятствующих

восстановлению семейных отношений.

Семья,

несмотря

на

трудности,

сохраняет

базовые

положительные связи и стремление к восстановлению стабильных

взаимоотношений.

Социальные

службы

и

педагоги

могут

предоставить

необходимую поддержку для улучшения условий жизни семьи и

корректировки их воспитательных практик.

Если же семья отказывается от сотрудничества, отсутствует готовность

изменить поведение, или ребенок страдает от серьезных психологических

нарушений, то реабилитационный потенциал оценивается как низкий.

Цели работы с семьей:

Улучшение

воспитательных

компетенций

родителей:

Повышение их осведомленности о воспитательных методах и развитии

навыков для обеспечения безопасной и поддерживающей среды для

ребенка.

Восстановление детско-родительских отношений: Работа

над

укреплением

эмоциональных

связей

между

родителями

и

ребенком, преодоление конфликтов и устранение психологических

травм.

Социальная

реабилитация:

Помощь

в

стабилизации

социально-экономической

ситуации

семьи,

включая

доступ

к

социальным услугам и ресурсам, необходимых для полноценного

воспитания ребенка.

Подготовка ребенка к возвращению в кровную семью:

Психологическая и педагогическая поддержка для восстановления

7

чувства безопасности, уверенности и эмоциональной устойчивости

ребенка в семейной среде.

Работа с семьей будет направлена на постепенное восстановление всех

элементов, необходимых для полноценного функционирования семьи и

успешного воспитания ребенка в домашних условиях.

5. Формирующие и коррекционные методы

Для сопровождения семьи в СОП/ТЖС подходят следующие методы:

Тренинги по развитию родительских навыков — помогают

повысить ответственность родителей и улучшить их воспитательные

способности. Важны для семей с низким уровнем родительских

компетенций.

Психотерапевтические

сессии

(индивидуальные

и

групповые) — помогают снизить тревожность и агрессию у детей,

справиться с последствиями психологической травмы. Необходимы

для стабилизации эмоционального состояния.

Социальное

патронирование

и

консультирование

помогает

родителям

получить

материальную

и

юридическую

поддержку, что важно для стабилизации социального положения

семьи.

Методики

семейной

терапии

способствуют

восстановлению эмоциональных связей между членами семьи, что

критично для улучшения межличностных отношений.

6. Программа работы с семьёй в СОП/ТЖС

Программа работы с семьей, находящейся в социально опасном

положении (СОП) или трудной жизненной ситуации (ТЖС) направлена на

восстановление семейных функций, реабилитацию ребенка и родителей, а

также

предотвращение

социального

сиротства.

Программа

включает

8

ключевые мероприятия и события, направленные на коррекцию ситуации,

развитие родительских навыков и поддержку ребенка.

Цель программы: Формирование позитивного образа кровной семьи,

воспитанников

детского

дома

положительной

мотивации

ребенка

и

родителей на восстановление детско – родительских отношений, оценку

возможностей выполнять родительские обязанности

Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

1. Увеличение количества воспитанников детского дома, переданных в

кровную семью.

2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.

3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского дома.

Целевые группы:

1. Воспитанники детского дома

2. Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации.

3. Социально-благополучные родственники воспитанников.

4. Группа педагогов детского дома

Задачи программы:

1.

Содействовать

реабилитации

кровной

семьи,

воспитанников

детского дома, развитию у родителей социальных навыков, повышению

социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного

преодоления жизненных трудностей и проблем.

2.

Формировать

положительную

мотивацию

родителей

и

родственников на восстановление родительских и родственных отношений.

3.

Организовать

взаимодействие

с

социальными

службами

и

структурами по оказанию адресной помощи в реабилитации семьи.

4. Обеспечить психолого-педагогическую подготовку детей к возврату

в семьи из детского дома

Основные направления деятельности по возвращению воспитанников в

кровные семьи включают несколько аспектов:

I. Социально-психологическая работа с кровной семьей:

9

•Оказание помощи родителям, которые отбывают наказание, недавно

освободились или были ограничены в родительских правах.

•Работа с детьми, чьи родители лишены родительских прав, находятся

в местах лишения свободы или недавно освободились.

•Поддержка родителей и детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации, временно поместивших своих детей в детском доме.

II. Психолого-педагогическая работа с ребенком:

•Преодоление последствий психологических травм.

•Формирование мотивации у ребенка и его подготовка к возвращению

в семью.

•Подготовка кровной семьи к принятию ребенка и его воспитанию.

•Развитие межличностных отношений.

•Помощь в выборе жизненной стратегии.

•Развитие психологической устойчивости в сложных ситуациях.

•Актуализация позитивного восприятия жизни.

•Формирование осознанного отношения к своим интересам, ценностям

и склонностям.

Ключевые мероприятия:

Диагностика семьи (первичная оценка условий жизни, психологическое

состояние)

Срок: 1 месяц.

Специалисты: Социальный работник, психолог.

Причина: Для понимания проблем и составления плана

работы.

Тренинги для родителей (повышение воспитательных навыков)

Срок: 1-3 месяц.

Специалисты: Педагог, психолог.

Причина: Формирование ответственного родительства.

Психологическая поддержка ребенка (индивидуальные и групповые

сессии)

10

Срок: 1-6 месяц.

Специалисты: Психолог, психотерапевт.

Причина:

Устранение

последствий

психологической

травмы.

Социальная поддержка (помощь в получении льгот, улучшение

жилищных условий)

Срок: 2-4 месяц.

Специалисты: Социальный работник, юрист.

Причина: Стабилизация материального положения семьи.

Мониторинг

прогресса

(регулярные

отчеты

и

корректировка

программы)

Срок: каждые 2 месяца.

Специалисты: Социальные службы, психологи, педагоги.

Причина:

Оценка

эффективности

и

необходимость

корректировок.

Смежные специалисты/учреждения:

Социальные

службы:

мониторинг

условий

жизни

и

материальная помощь.

Психологические центры: диагностика и психокоррекция.

Образовательные учреждения: работа с педагогами для

адаптации ребенка.

Юристы: юридическая помощь в восстановлении прав и

льгот.

Ключевые

мероприятия

важны

для

решения

проблем

семьи,

повышения

компетенций

родителей,

восстановления

эмоциональной

стабильности ребенка и улучшения социальной поддержки.

Программа работы с семьей в СОП/ТЖС нацелена на комплексное

решение

проблем

семьи,

включая

эмоциональные,

социальные

и

образовательные аспекты. Ее реализация позволит восстановить семейные

11

функции, улучшить эмоциональное состояние ребенка и родителей, а также

создать условия для безопасного и стабильного воспитания в кровной семье.

7. Оценка эффективности программы

Оценка эффективности программы работы с семьей в СОП/ТЖС

требует систематического мониторинга на каждом этапе. Для этого

необходимо использовать различные методы и методики, которые помогут

измерить успех программы и принять решения о корректировке действий.

Важна комплексная оценка, которая будет учитывать изменения в разных

аспектах жизни семьи: социальном, эмоциональном, образовательном.

Оценка эффективности программы

Методы мониторинга:

Анкетирование родителей и ребенка — оценка изменений в

эмоциональном состоянии и родительских навыках до и после участия

в программе.

Наблюдение за поведением ребенка и родителей —

регулярная

оценка

динамики

в

отношениях

и

воспитательных

практиках.

Психологическое

тестирование

для

отслеживания

улучшений в эмоциональной стабильности ребенка.

Социальные отчеты — анализ изменений в материальном

положении и жилищных условиях семьи.

Параметры оценки:

Психоэмоциональное состояние ребенка (по результатам

тестов и наблюдений).

Улучшение родительских навыков (по итогам анкет и

тренингов).

Материальная стабильность семьи (по отчетам социальных

служб).

Критерии:

12

Снижение уровня тревожности у ребенка.

Повышение

качества

взаимодействия

родителей

с

ребенком.

Улучшение социальных и жилищных условий.

Ответственные:

Социальные

работники,

психологи,

педагоги.

Алгоритм:

Проводятся

регулярные

встречи

и

диагностика,

корректируются цели и мероприятия по мере необходимости, итоговая

оценка — по завершению программы.

Эффективность программы будет оцениваться по комплексной системе

параметров (социальные, психологические, педагогические, юридические), а

ее успешность определяется позитивными изменениями в материальном

положении семьи, восстановлением эмоциональных связей и улучшением

адаптации ребенка в образовательной среде.

13

План мероприятия

Проблема 1: Низкий уровень родительских навыков и отсутствие эффективных воспитательных практик

Задача

Мероприят

ие

Срок

и

На кого

направлено

(участники)

Ответственные

(должность,

ведомство)

Партнеры

(ведомства,

специалисты)

Ожидаемый результат

Способы оценки

Повышение

родительски

х навыков

Организация

тренингов и

мастер-

классов для

родителей

1-3

меся

ц

Родители

семьи

Социальный

работник, педагог

Психолог,

социальный педагог

Увеличение уровня

знаний и навыков в

области воспитания

Анкетирование

участников до и

после тренингов,

наблюдение за

изменениями в

поведении

родителей

Разработка

индивидуаль

ного плана

поддержки

Консультац

ии и

разработка

индивидуал

ьного плана

по

улучшению

родительски

х навыков

1

меся

ц

Родители

семьи

Социальный

работник, психолог

Психотерапевт

Формирование

конкретных шагов и

рекомендаций для

родителей

Анализ

выполнения плана,

обсуждение на

регулярных

встречах

14

Проблема 2: Эмоциональная нестабильность ребенка и последствия психологической травмы

Задача

Мероприяти

е

Срок

и

На кого

направлено

(участники)

Ответственные

(должность,

ведомство)

Партнеры (ведомства,

специалисты)

Ожидаемый результат

Способы оценки

Психологичес

кая

поддержка

ребенка

Проведение

индивидуаль

ных и

групповых

терапевтичес

ких сессий

1-6

месяц

Ребенок

Психолог,

психотерапевт

Педагог, социальный

работник

Снижение уровня

тревожности и агрессии у

ребенка

Оценка результатов

по психологическим

тестам, изменение в

поведении ребенка

Психологичес

кая адаптация

к школе

Работа с

ребенком по

преодолению

стресса,

связанного с

учебным

процессом

2-6

месяц

Ребенок,

учителя

Школьный психолог,

педагог

Учителя, социальный

педагог

Улучшение успеваемости

и адаптации ребенка в

образовательной среде

Наблюдение за

успеваемостью и

поведением ребенка,

обсуждение с

учителями и

психологом

15

Проблема 3: Социальная и материальная нестабильность семьи

Задача

Мероприяти

е

Срок

и

На кого

направлено

(участники)

Ответственные

(должность,

ведомство)

Партнеры (ведомства,

специалисты)

Ожидаемый результат

Способы оценки

Обеспечение

материальной

поддержки

Составление

и подача

заявок на

социальные

выплаты и

помощь

1-2

месяц

Родители семьи

Социальный работник

Социальные службы,

органы социальной

защиты

Улучшение

материального

положения семьи

Оценка выполнения

заявок и получения

помощи, мониторинг

изменений в

финансовом

положении семьи

Решение

жилищных

вопросов

Помощь в

получении

жилищных

субсидий или

переезде

2-4

месяц

Родители семьи

Социальный работник

Организации по

жилищным вопросам,

местные власти

Улучшение жилищных

условий семьи

Оценка улучшений в

жилищных условиях,

проверка выполнения

заявок и программ

поддержки

16

Список использованной литературы

1.

Варга А.Я. Система семейной психотерапии. СПб., 2021.

2.

Иванюк Н.А., Маханько A.M. и др. Некоторые аспекты содействия

социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. М,

2019.

3.

Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми. М. 2022.

4.

Лиханов А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 2019.

5.

Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.

пособие для студ высш. учебн. заведений. М., 2023.

6.

Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения

свободы // Развитие личности. М., 2023.

7.

Проект «Семья для каждого ребенка»: Учебно-методическое пособие.

М., 2020.

8.

Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан,

2021.

9.

Шипицина A.M., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и

коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы.

СПб, 2020.

10.Шульга Т.Н. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. Пособие. М.,

2019.

17