Напоминание

Музыкальная литература через призму "Кубика Блума"

Автор: Гуларова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" с. Михайловка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Музыкальная литература через призму "Кубика Блума"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музыкальная литература через призму «Кубика Блума»

Приём «Кубик Блума» — это инструмент, который помогает развивать

критическое мышление и аналитические способности.

Внешне кубик

представляет собой объемную фигуру с шестью гранями.

Его можно

смастерить самостоятельно или распечатать, взяв шаблон из интернета, а

потом склеить.

Он представляет собой игровой подход к обучению,

основанный на использовании граней кубика, на каждой из которых написано

начало вопроса. Всего их 6:

Назови

Почему

Придумай

Объясни

Поделись

Предложи

Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов, тем лучше

усваивается изучаемый материал. «Кубик Блума» позволяет задавать вопросы

разного уровня сложности: от простых, требующих назвать что-либо, до

более глубоких, которые требуют анализа и синтеза.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

1.

Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

2.

На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на

вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой

вариант – составить задание и выполнить его.

3.

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по

очереди.

4.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то

вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не

выпадала.

5.

Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и

исправить.

6.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был

самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной

теме.

7.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить

уровень познавательной активности учеников, но и прояснить аспекты темы,

которые вызывают затруднения у детей.

Есть два варианта использования этой модели:

1.

Педагог готовит вопросы под тему урока для каждой грани.

2.

Ученики сами придумывают вопросы. На мой взгляд, это является

наиболее ценным в этой методике, т. к. ни для кого не секрет, что дети

зачастую просто не умеют этого делать. Сложность представляет для них

найти сам вопрос, правильно его сформулировать, придумать такой вопрос,

который в полной мере касался бы именно проблематики изучаемого

материала и открывал поле для дальнейших, более глубоких исследований.

В зависимости от задач урока преподаватель может редактировать надписи

на гранях куба, делая акцент на то, что необходимо в данный момент. На

уроках музыкальной литературы «Кубик Блума» помогает учащимся по-

новому взглянуть на изучаемое произведение, композитора или эпоху. Он

стимулирует

не

только

запоминать

факты,

но

и

анализировать,

интерпретировать и оценивать музыкальный материал.

Создатель этой техники — Бенджамин Блум, американский психолог и

педагог.

Он в 1956 году вместе с группой учёных из Чикагского университета

создал термин «таксономия», основываясь на своей теории таксономии в

образовании. Это слово — всего лишь синоним классификации, просто Блум

посчитал его наиболее удачным. В своей книге «Таксономия образовательных

целей: сфера познания» он предложил классифицировать педагогические

цели.

Автор

пишет

о

трех

основополагающих

составляющих

образовательной деятельности: когнитивная (познавательная), аффективная

(эмоциональная) и психомоторная сферы. Б. Блум делает акцент на шести

важнейших категориях познавательного процесса:

1. Знание (грань «Назови») – предполагает перечисление объектов, явлений,

качеств (тему урока, жанров, композиторов, дат) и т. д.

Действия: определить, найти, выбрать, назвать, обозначить, пересказать,

исключить, пронумеровать и т.д.

Вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Как? Сколько?

В этом блоке можно задавать вопросы относительно не только биографии

композитора, но и средств музыкальной выразительности произведения.

Например: назови жанр, лад, темп, музыкальный размер пьесы, музыкальную

форму и т.д.

Вопросы об истории создания: когда автор сочинил произведение?

Стихотворения каких поэтов взял композитор в качестве эпиграфов к своим

пьесам?

Сколько частей в произведении?

Также предполагается определение части музыкального произведения,

музыкальной темы.

2. Понимание (грань «Почему») –— подразумевает объяснение причинно-

следственных связей.

Действия: сравнить, выразить, классифицировать, обобщить, объяснить,

охарактеризовать, оценить, перефразировать, предположить, преобразовать,

собрать.

Вопросы: как сравнить? Как противопоставить? Какова главная мысль? Что

означает? Как охарактеризовать?

Здесь можно сформулировать следующие вопросы, и они уже становятся

более интересными, требуют размышления детей, например:

Почему здесь преобладает мажорный лад?

Почему композитор выбрал трехчастную форму?

Почему композитор решил обратиться к этой теме?

3. Применение (грань «Придумай») –

требует творческого подхода и

фантазии, например – придумай рифму к слову или новому термину.

Действия: придумать, воспроизвести, выполнить, изменить, изобразить,

исследовать, определить, подготовить, разъяснить, собрать. Вопросы: где

можно использовать? Как можно использовать? Что можно изменить? Как

можно изменить?

Также весьма интересный блок вопросов, где можно развивать креативный

потенциал детей. Вопросы могут быть примерно такого плана, например:

Как можно по-другому инструментовать эту пьесу? Как можно использовать

это произведение в театральных постановках? Каким станет сочинение, если

изменить в ней темп или другие средства музыкальной выразительности?

4. Анализ (грань «Объясни»)

– требует более глубокого понимания и

анализа.

Действия: найти признаки, классифицировать, упорядочить, объединить,

объяснить, противопоставить, разделить, разобрать, рассмотреть, сделать

выводы, соединить, соотнести, сравнить. Вопросы: как взаимосвязаны?

Каковы причины? Найти части. В чем различия? Какие доказательства?

Этот блок вопросов отчасти пересекается с блоком «Понимание», однако

вопросы здесь формулируются таким образом, что однозначно сложно

получить на них единственно верный ответ или их может быть несколько.

Например:

Объясни, какие музыкальные средства использует композитор, чтобы

показать контраст между главной и побочной партиями?

В чем различия циклов, посвященных временам года у Чайковского и,

например, Вивальди? Есть ли какая-то последовательность в пьесах цикла?

По какому признаку?

5. Оценка (грань «Поделись») — предполагает обмен мнениями и опытом.

Действия:

высказать

мнение,

комментировать,

критиковать,

обсудить,

оценить. Вопросы: как ты думаешь? Каково твое мнение? Как можно

объяснить? По каким признакам это можно понять?)

Что тебе понравилось в этой пьесе, а что не понравилось?

Как бы ты мог сочинить эту пьесу? О чем?

Попробуй объяснить, почему цикл «Времена года» стал настолько любим и

популярен у публики?

Оцени, как изобразили времена года А. Вивальди и П. Чайковский, на твой

взгляд, у кого это получилось лучше и почему?

На твой взгляд, в чем разница между изображением зимы у А. Вивальди и П.

Чайковского?

6.

Создание (грань «Предложи») - предлагает решение проблемы или

создание чего-то нового.

Действия:

придумать,

нарисовать

иллюстрацию

к

музыкальному

произведению, сочинить рассказ, стихотворение, сделать презентацию,

создать театрализацию и т.д.

В этом блоке много вариантов творческих заданий. Например, дети очень

любят

придумывать

свои

ассоциации,

названия

к

музыкальным

произведениям, самые маленькие – рисовать иллюстрации, сочинять сказки,

рассказы, стихи, показывать театрализации по пройденному материалу.

Кубик Блума, на мой взгляд, целесообразно использовать в конце урока, во

время рефлексии, а также на заключительном этапе знакомства с материалом,

чтобы закрепить пройденное и проверить насколько материал понятен и

усвоен детьми.

Детям очень нравится этот приём, они активно включаются в работу,

одновременно

снижается

напряжение

в

классе

и

повышается

работоспособность, т. к. надо сосредоточиться и правильно ответить. В

отличие от ситуации, когда те же вопросы задаются с учебника, за счет

игрового элемента учащиеся отвечают на них с удовольствием.

Кроме того, этот метод способствует развитию навыков работы в команде.

Ученики могут работать в парах или не-больших группах, обсуждая и

анализируя вопросы, которые появляются после броска куба.

Так как в

группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть

небольшой вклад в работу,

и

более слабые дети не чувствуют себя не

востребованными.

Таким образом, можно устроить командную игру, где

будет жюри из ребят, а также две-три команды, которые могут по очереди

бросать кубик и получать задание по выпавшему жребию от преподавателя.

Главным достоинством кубика Блума является, конечно, возможность

варьировать

комбинации

надписей.

Решение

о

технике

такого

комбинирования принимается в зависимости от возраста целевой аудитории,

изучаемой темы. То есть грани могут заполняться на усмотрение педагога в

зависимости от задач обучения. Вместе с тем педагог получает огромную

личную свободу в творческом подходе к организации учебного процесса.

Например, Кубик Блума можно использовать также в конце урока с целью

более глубокой рефлексии. Надписи на кубике в этом случае будут примерно

такими:

Я научился

Я узнал

Мне понравилось

Я хочу похвалить

У меня получилось

Было трудно

Именно момент проговаривания, особенно для младших школьников, помо-

гает им осознать и свои успехи, и свои трудности.

Еще одна возможность использования этого приёма – при чтении текста.

У

многих школьников часто возникают проблемы с запоминанием того, что

они прочитали. Кубик Блума помогает не только запомнить, но и

проанализировать, прочувствовать и понять материал.

Учитель выбирает текст для чтения. Это может быть и биография, и

характеристика эпохи и творчества композитора, и анализ произведения.

Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где

следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая

остановка» и т. д. Преподаватель заранее продумывает вопросы и задания к

тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных

навыков; или же он дает инструкцию и организовывает процесс чтения с

остановками, бросая кубик и предлагая самим учащимся придумать вопрос

на выпавшую грань (рис. 14).

Ни для кого не секрет, что умение ставить

вопросы

к

тексту

напрямую

зависит

от

понимания

этого

текста

обучающимися. Крайне важно и необходимо формировать умение задавать

вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять

прочитанное с собственным опытом.

Таким образом, такой подход позволяет не только закрепить фактический

материал, но и развить у учеников навыки анализа, синтеза и оценки, что

особенно важно для глубокого понимания музыкальной литературы.

(Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном

чтении, но и при восприятии текста «на слух»).