Напоминание

Методы повышения интереса и мотивации у детей к дополнительному образованию

Автор: Тыдыкова Анастасия Ильинична
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 6 г.Барнаула"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Методы повышения интереса и мотивации у детей к дополнительному образованию







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему: « Методы повышения интереса и мотивации у

детей к дополнительному образованию »

Тыдыкова Анастасия Ильинична

Преподаватель МБУДО «ДШИ №6»

г.Барнаул

Дополнительное образование имеет важное значение для

учащихся, так как помогает им приобретать знания, навыки и опыт,

необходимые для успешной жизни в современном мире.

Некоторые преимущества дополнительного образования:

Развитие способностей и талантов. Ученики могут углублённо

изучать области, которые им интересны, и развиваться в выбранной

сфере.

Расширение кругозора и познание нового. Дополнительное

образование позволяет познакомиться с областями, которые не

всегда входят в школьную программу.

Подготовка к будущей профессии. Многие курсы и секции

направлены

на

развитие

практических

навыков,

которые

в

дальнейшем могут стать основой для выбора профессии.

Развитие самостоятельности и ответственности. Участие в

дополнительных занятиях учит детей планировать своё время,

следить за своими обязанностями и развивать самостоятельность.

Стимулирование

интереса

к

обучению.

Дополнительное

образование может быть более интересным и увлекательным, чем

обычные школьные уроки, и мотивировать детей учиться.

Развитие социальных навыков. Занятия часто проводятся в

группах, что помогает детям развивать социальные навыки, такие

как коммуникация, сотрудничество и уважение к другим.

Развитие самооценки. Успех в дополнительном образовании может

повысить самооценку детей и уверенность в собственных силах.

Таким образом, дополнительное образование является важным

дополнением к основному учебному процессу, способствующим

гармоничному развитию ребёнка, раскрытию его потенциала и

успешной социализации.

Повысить интерес детей к дополнительному образованию можно,

используя разнообразные методы, формы проведения занятий,

современные образовательные технологии и методы оценивания.

Важно учитывать интересы и потребности каждого учащегося,

адаптировать учебные материалы под его предпочтения.

Для

повышения

интереса

детей

к

дополнительному

образованию

(ДОД)

используются

методы,

связанные

с

индивидуальным

подходом,

использованием

интерактивных

технологий, системой оценивания и созданием мотивирующей

образовательной среды. Задача педагога — не «давать» материал, а

пробудить

интерес,

раскрыть

возможности

каждого

ученика,

организовать

совместную

познавательную

и

творческую

деятельность.

I.Содержание занятий

Проблемное обучение. В начале занятия перед учащимися ставится

проблема или тема, сформулированная в виде вопроса, и в течение

занятия они должны найти решение проблемы или ответ на вопрос.

Проектная работа. Позволяет применять полученные знания на

практике и видеть результаты своей деятельности.

Интеграция знаний. Темы одного направления связываются с

родственными или другими учебными дисциплинами, что обогащает

знания и расширяет кругозор учащихся.

Практическая значимость полученных знаний. Желательно,

чтобы на каждом занятии учащиеся получали определённый

минимум теоретического материала, который они тут же могут

использовать на практике.

II. Формы проведения

Нетрадиционные формы. Например:

Презентация — публичное представление определённой темы или

предмета.

Защита проекта — обоснование и представление проделанной

работы.

Круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики,

совместные просмотры готовых работ.

Ролевые игры — предложение ребёнку стать на место персонажа и

действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Занятия-соревнования (конкурс, турнир) — основываются на

принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции.

Различные внеклассные мероприятия -

развивают социальные

навыки, связи,дают возможность поделиться опытом и идеями,а так

же объединяют учащихся.

III. Технологии

Интерактивные формы. Диалоговое обучение, в ходе которого

происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Игровые элементы в учебный процесс — викторины, конкурсы,

образовательные игры — помогают создать соревновательную

атмосферу и стимулируют учащихся к активному участию.

Использование VR и AR-технологий для создания интерактивных

уроков и практических занятий — позволяет учащимся погружаться

в учебный материал,

что повышает их интерес и вовлечённость.

Применение мастер-классов — позволяет передавать опыт и

обмениваться им, а также получать немедленный результат.

IV. Оценка

Аутентичные методы оценивания — исследовательские проекты,

научные эксперименты, дискуссии, устные презентации, эссе —

ориентированы

на

практические

результаты

деятельности

учащегося.

Технология портфолио — позволяет оценить приложенные усилия,

повысить самооценку учащегося.

Самооценивание

позволяет

детям

поэтапно

фиксировать

собственное продвижение по ступеням мастерства.

Открытый

показ

результатов обучения

по

программе

стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к

своей деятельности творчески.

Гибкая и вариативная система оценивания — она выполняет

развивающую

и

стимулирующую

функции,

обеспечивает

комплексную оценку результатов: общую характеристику всего

приобретённого

ребёнком

в

ходе

освоения

дополнительной

образовательной программы.

Учёт личностных достижений — педагог не сравнивает учащихся

друг с другом, а оценивает личные достижения, рост или отсутствие

роста в развитии и обучении каждого ученика.

Использование разнообразных форм оценивания — например,

портфолио личностных успехов, карта

-

профиль персональных

достижений, ведение тетради успешности.

V.Индивидуальный подход

Учёт интересов и потребностей каждого учащегося. Например:

Составление индивидуальной образовательной программы на

основе характеристик ученика, гибко приспосабливающейся к его

возможностям и динамике развития.

Предоставление возможности выбора тем или проектов для

выполнения, что развивает творческие способности и интерес к

учёбе.

Дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили) —

учебный план предоставляет широкий спектр дисциплин, что даёт

ребёнку возможность свободного выбора.

VI.Мотивационная среда

Создание

позитивного

и

поддерживающего

климата в

образовательной среде — помогает учащимся чувствовать себя

уверенно и комфортно.

Регулярное признание достижений и предоставление поощрений

за успехи — это повышает самооценку и мотивацию (похвальные

грамоты, сертификаты или небольшие призы).

Организация работы наставников и менторов, которые могут

предоставлять поддержку и советы учащимся, — помогает создавать

доверительную атмосферу.

Привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях,

конференциях — задания этих мероприятий интегрируются в

учебные

или

внеклассные

занятия,

дают

возможность

продемонстрировать свои знания и умения.

Успех

в

дополнительном

образовании

может

повысить

самооценку детей и уверенность в собственных силах. Это важно

для их личностного роста и развития.

Дополнительное образование играет важную роль в развитии

детей, помогая им приобретать знания, навыки и опыт, необходимые

для успешной жизни в современном мире. Родители и учителя могут

поддерживать детей в этом процессе, создавая условия для

обогащения их образования.