Напоминание

Использование крупотерапии в работе учителя-логопеда.

Автор: Чибисова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ Таловская СОШ
Населённый пункт: рп Таловая
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Использование крупотерапии в работе учителя-логопеда.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование крупотерапии

в работе учителя-логопеда

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости

и

точности

движений

пальцев

рук)

и

тактильной

чувствительности

-

мощный

стимул

развития

у

детей

восприятия, внимания, памяти, мышления и речи...

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время

много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи

ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости

расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в

двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и

стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно

развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность,

нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и

интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

В своей практике я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в

частности, крупотерапию.

Для проведения упражнений можно использовать следующее оборудование: подносы

разных размеров с низкими и высокими бортиками; картон, бумагу; пластилин; простой и

цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые баночки и бутылочки,

коробочки; ложечки разной величины, палочки, шпатели, пинцеты. Также, будет необходим

исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна

кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов

(тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено), зерна мака.

Упражнения с крупой и зернобобовыми.

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой

моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно.

Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу

на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребёнка.

Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на

подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, спицы, либо

рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги,

заборы, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого

задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

На первых этапах работы предлагается детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми

глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми

пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При работе с крупой используются различные варианты. Одним детям легче обвести

трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый

рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок

может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с

зёрнышками можно развивать уже у малышей.

Для изготовления панно, основой которого может служить пластилиновая пластина,

вырежьте из картона необходимую форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным

тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с

несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов,

панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено). Выкрасить

семена очень просто, причем безопаснее делать это натуральными красителями:

чтобы получить желтый цвет, опустите пшено или семена и отвар луковой шелухи на 3 минуты;

чтобы получить коричневый цвет - на 6 минут;

чтобы получить бордовый цвет, опустите пшено или семена в свекольный сок на 5 минут;

чтобы получить зеленый цвет, опустите пшено или семена и слабый раствор зеленки на 5 минут;

чтобы получить розовый цвет, опустите пшено или семена в слабый раствор марганцовки

на 5 минут.

Затем высушите крупу и семена, разложите по коробочкам разного цвета (можно

использовать спичечные коробки или полиэтиленовые пакетики).

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме

доставленного

удовольствия

эта

работа

разовьёт

у

детей

координацию

движений,

внимательность, изобретательность и расширить словарный запас, их представления о формах и

размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше

уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей

будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение

помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.

Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в

следующих упражнениях:

массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и

внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);

раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;

выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;

выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами;

вкладывание бобовых в отверстия разной формы и величины.

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводить их нужно в игровой форме: действовать

можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной

величины, шпателей, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.

На занятиях обязательно есть физкультминутки как элемент двигательной активности и

переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводить желательно в сочетании

движений с речью детей. Текст их такой, чтобы в одной физкультурной паузе содержалось

возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались

бы с произносимыми стихами. Для детей с нарушением речи проговаривание стихотворений

одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется

движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно

влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в

стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости,

воображения, творческих способностей, мышления и т.д

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы

хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на

развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома.

Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего

ребёнка просто бесценны.