Автор: Чибисова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ Таловская СОШ
Населённый пункт: рп Таловая
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Использование крупотерапии в работе учителя-логопеда.
Использование крупотерапии
в работе учителя-логопеда
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости
и
точности
движений
пальцев
рук)
и
тактильной
чувствительности
-
мощный
стимул
развития
у
детей
восприятия, внимания, памяти, мышления и речи...
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время
много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи
ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости
расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в
двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и
стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно
развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность,
нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и
интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
В своей практике я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в
частности, крупотерапию.
Для проведения упражнений можно использовать следующее оборудование: подносы
разных размеров с низкими и высокими бортиками; картон, бумагу; пластилин; простой и
цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые баночки и бутылочки,
коробочки; ложечки разной величины, палочки, шпатели, пинцеты. Также, будет необходим
исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна
кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов
(тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено), зерна мака.
Упражнения с крупой и зернобобовыми.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой
моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно.
Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу
на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребёнка.
Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на
подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, спицы, либо
рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги,
заборы, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого
задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
На первых этапах работы предлагается детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми
глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми
пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой используются различные варианты. Одним детям легче обвести
трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый
рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок
может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с
зёрнышками можно развивать уже у малышей.
Для изготовления панно, основой которого может служить пластилиновая пластина,
вырежьте из картона необходимую форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным
тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с
несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов,
панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено). Выкрасить
семена очень просто, причем безопаснее делать это натуральными красителями:
чтобы получить желтый цвет, опустите пшено или семена и отвар луковой шелухи на 3 минуты;
чтобы получить коричневый цвет - на 6 минут;
чтобы получить бордовый цвет, опустите пшено или семена в свекольный сок на 5 минут;
чтобы получить зеленый цвет, опустите пшено или семена и слабый раствор зеленки на 5 минут;
чтобы получить розовый цвет, опустите пшено или семена в слабый раствор марганцовки
на 5 минут.
Затем высушите крупу и семена, разложите по коробочкам разного цвета (можно
использовать спичечные коробки или полиэтиленовые пакетики).
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме
доставленного
удовольствия
эта
работа
разовьёт
у
детей
координацию
движений,
внимательность, изобретательность и расширить словарный запас, их представления о формах и
размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.
Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше
уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей
будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение
помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.
Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в
следующих упражнениях:
массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и
внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;
заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами;
вкладывание бобовых в отверстия разной формы и величины.
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводить их нужно в игровой форме: действовать
можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной
величины, шпателей, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
На занятиях обязательно есть физкультминутки как элемент двигательной активности и
переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводить желательно в сочетании
движений с речью детей. Текст их такой, чтобы в одной физкультурной паузе содержалось
возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались
бы с произносимыми стихами. Для детей с нарушением речи проговаривание стихотворений
одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется
движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно
влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в
стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости,
воображения, творческих способностей, мышления и т.д
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы
хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на
развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома.
Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего
ребёнка просто бесценны.