Автор: Егорова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ Республика Марий Эл "Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: п. Октябрьский, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рассматривание картины К. Ш. Маковского "Дети, бегущие от грозы". Беседа.
Беседа . (10 -12 лет) Беседу подготовила Егорова И.А.
педагог доп. образования
Тема. Рассматривание картины К. Ш. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Беседа.
Задачи:
Продолжаем
учить
детей
понимать
душевное
состояние
и
настроение героев картины; определять изобразительно-выразительные
средства: позу, мимику.
Развиваем эстетическое восприятие, наблюдательность, фантазию,
умение рассказывать об изображенном на картине.
«Репродукции » картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Перед началом занятия дети рассматривая:: г картину Д. Александрова
«Грозовое небо».
Педагог. Послушайте, ребята, о каком случае я сейчас вам расскажу.
Однажды сестренка и братишка собрались в лес за грибами. Девочка очень
любила своего братишку, заботилась о нем. В лесу она учила малыша
различать съедобные и несъедобные грибы, показывала, куда прячутся
спелые ягоды земляники. Так они ходили но лесу. Кустик за кустик, чем
дальше, тем сочной трава, крупней ягоды.
Но вдруг внезапно потемнело в лесу, зашумели вершины деревьев,
заскрипели стволы старушек-елей. (Включает музыку и показывает картину
«Дети, бегущие от грозы».)
-Как вы думаете, ребята, что случилось, пока дети собирали грибы?
(Набежала грозовая туча.)
Из-за леса темная, Грозная, огромная Выплыла, сверкая, Туча грозовая.
-Кого вы видите на картине художника К. Маковского? (Девочку и ее
маленького братишку.)
-Что вы можете про них сказать? Куда они торопятся и почему? (Они бегут
домой, потому что боятся грозы.)
-Скажите, как художник передал испуг детей? (У девочки испуганные,
широко раскрытые глаза, сжаты губы. Мальчик крепко прижался к сестренке.
У него тоже в глазах страх, рот приоткрыт.)
-Куда смотрит девочка? Что она увидела? (Она смотрит на темную тучу.)
Девочка с прижавшимся малышом бежит по мостику, переброшенному через
ручей. Мостик узенький, всего две доски, но девочка так торопится, что не
смотрит под ноги. Она с испугом глядит на небо, на грозовую тучу.
-Скажите, какие звуки можно услышать при приближении грозы? (Свист
ветра, шум травы, раскаты грома.)
-Как художник передал в картине, что дует ветер? (Трава наклонена к земле,
у девочки волосы и концы платка развеваются на ветру.)
-Какими красками художник написал эту тучу
(Темно-серыми, грязно-
фиолетовыми.)
Гроза приближается. Вся природа насторожилась, замолкли птицы, не
стрекочут"кузнечики. Цветы кувшинок закрылись, сжали свои лепестки.
Только ветер свистит, пригибает травы к земле, да вдалеке слышны раскаты
грома.
-Какие чувства вызывает эта картина? (Чувство тревоги, страха, опасности.)
-Как вы думаете, успеют дети убежать от грозы? (Успеют убежать, они
торопятся).
И художник очень хочет, чтобы дети убежали от грозы, он их торопит,
поэтому и назвал картину «Дети, бегущие от грозы».
Если дети расположены к беседе, можно спросить: - А если дети не успеют
убежать? (Их намочит дождь.) Как бы вы их успокоили? От дождя вся
природа оживает: каждая травинка, каждый кустик... От него все растет,
расцветает. Поэтому и не страшно в теплый летний денек попасть под дождь.
Лепка. Сказочные герои
Задачи:
Познакомить детей с новым видом изображения предмета –
скульптура, бюст.
Учить передавать образ, характер героя в лепке.
Совершенствовать навыки детей в лепке.
Лепка (сырое тесто). Мой друг
Задачи:
Продолжать развивать навыки лепки
Познакомить детей с новым способом лепки - барельеф.
Закреплять в лепке правильное пропорциональное расположение
деталей лица.
Развивать творчество и воображение.
Рисование портрета друга.
Задачи:
Продолжать учить детей различать жанры живописи.
Закреплять и расширять представление о портретной живописи:
портрет мужской, женский, детский (художник стремится передать не
только внешний облик, но и внутренний мир, характер человека, его
настроение, свое отношение к нему).
Рисовать портрет друга, передавать характерные признаки: цвет волос, глаз,
настроение (веселый, грустный, задумчивый), выбирать цвета и оттенки
гуаши.
Материал. О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»; И. Глазунов:
«Принцесса Евдокия», «Русская женщина», «Верочка»; А. Венецианов «Вот
те и батькин обед»; Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой
Шумкой»; И. Репин. (Надя Репина, дочь художника»; отрывок из
стихотворения А. Кушнера «О картинах» (о портрете); бумага белая А4,
гуашь. Ход занятия:
Экскурсия на выставку портретов.
Вопросы:
- Каким, словом можно назвать все эти картины на нашей выставке?
- Кого изображают художники на портретах?
- Что хотел показать художник, когда рисовал портрет?
-Кого мы видим на портретах? (Мужчину, женщину, ребенка, мальчика,
девочку.)
- Что можно сказать о возрасте человека, которого изобразил художник?
- Можно ли на портрете узнать о времени, когда жил этот
человек?
-Как мы можем это узнать? (По одежде, по окружающим
предметам.)
- Можно ли сказать что-нибудь о настроении этого человека, о его характере?
Воспитатель подводит итог беседы - Мы с вами сегодня знакомились с
портретной живописью. И видим, что художники изображают на портрете
человека, известных людей для того, чтобы через много лет мы могли
увидеть, каким был писатель, артист, художник, композитор и простые люди,
которые им понравились. 1/1 мы видим на портретах мужчин - это мужской
портрет, женщин - женский, детей - детский. Художники, рисуя человека,
стремятся передать не только его внешний облик, его одежду, но и характер,
настроение, а также свое отношение к образу.
Читает отрывок из стихотворения А. Кушнера «О картинах» (о портрете)
часть.
Рисование портрета друга.
Перед занятием организовать и рассмотреть выставку портрета. Предложить
каждому ребенку рассмотреть свое лицо в зеркале, ответить на вопрос: «Что
бы я нарисовал, если бы был художником?» После занятия предложить
родителям рассмотреть портреты с детьми, посетить музей, выставки