Напоминание

Рассматривание картины К. Ш. Маковского "Дети, бегущие от грозы". Беседа.

Автор: Егорова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ Республика Марий Эл "Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: п. Октябрьский, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рассматривание картины К. Ш. Маковского "Дети, бегущие от грозы". Беседа.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Беседа . (10 -12 лет) Беседу подготовила Егорова И.А.

педагог доп. образования

Тема. Рассматривание картины К. Ш. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Беседа.

Задачи:

Продолжаем

учить

детей

понимать

душевное

состояние

и

настроение героев картины; определять изобразительно-выразительные

средства: позу, мимику.

Развиваем эстетическое восприятие, наблюдательность, фантазию,

умение рассказывать об изображенном на картине.

«Репродукции » картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Перед началом занятия дети рассматривая:: г картину Д. Александрова

«Грозовое небо».

Педагог. Послушайте, ребята, о каком случае я сейчас вам расскажу.

Однажды сестренка и братишка собрались в лес за грибами. Девочка очень

любила своего братишку, заботилась о нем. В лесу она учила малыша

различать съедобные и несъедобные грибы, показывала, куда прячутся

спелые ягоды земляники. Так они ходили но лесу. Кустик за кустик, чем

дальше, тем сочной трава, крупней ягоды.

Но вдруг внезапно потемнело в лесу, зашумели вершины деревьев,

заскрипели стволы старушек-елей. (Включает музыку и показывает картину

«Дети, бегущие от грозы».)

-Как вы думаете, ребята, что случилось, пока дети собирали грибы?

(Набежала грозовая туча.)

Из-за леса темная, Грозная, огромная Выплыла, сверкая, Туча грозовая.

-Кого вы видите на картине художника К. Маковского? (Девочку и ее

маленького братишку.)

-Что вы можете про них сказать? Куда они торопятся и почему? (Они бегут

домой, потому что боятся грозы.)

-Скажите, как художник передал испуг детей? (У девочки испуганные,

широко раскрытые глаза, сжаты губы. Мальчик крепко прижался к сестренке.

У него тоже в глазах страх, рот приоткрыт.)

-Куда смотрит девочка? Что она увидела? (Она смотрит на темную тучу.)

Девочка с прижавшимся малышом бежит по мостику, переброшенному через

ручей. Мостик узенький, всего две доски, но девочка так торопится, что не

смотрит под ноги. Она с испугом глядит на небо, на грозовую тучу.

-Скажите, какие звуки можно услышать при приближении грозы? (Свист

ветра, шум травы, раскаты грома.)

-Как художник передал в картине, что дует ветер? (Трава наклонена к земле,

у девочки волосы и концы платка развеваются на ветру.)

-Какими красками художник написал эту тучу

(Темно-серыми, грязно-

фиолетовыми.)

Гроза приближается. Вся природа насторожилась, замолкли птицы, не

стрекочут"кузнечики. Цветы кувшинок закрылись, сжали свои лепестки.

Только ветер свистит, пригибает травы к земле, да вдалеке слышны раскаты

грома.

-Какие чувства вызывает эта картина? (Чувство тревоги, страха, опасности.)

-Как вы думаете, успеют дети убежать от грозы? (Успеют убежать, они

торопятся).

И художник очень хочет, чтобы дети убежали от грозы, он их торопит,

поэтому и назвал картину «Дети, бегущие от грозы».

Если дети расположены к беседе, можно спросить: - А если дети не успеют

убежать? (Их намочит дождь.) Как бы вы их успокоили? От дождя вся

природа оживает: каждая травинка, каждый кустик... От него все растет,

расцветает. Поэтому и не страшно в теплый летний денек попасть под дождь.

Лепка. Сказочные герои

Задачи:

Познакомить детей с новым видом изображения предмета –

скульптура, бюст.

Учить передавать образ, характер героя в лепке.

Совершенствовать навыки детей в лепке.

Лепка (сырое тесто). Мой друг

Задачи:

Продолжать развивать навыки лепки

Познакомить детей с новым способом лепки - барельеф.

Закреплять в лепке правильное пропорциональное расположение

деталей лица.

Развивать творчество и воображение.

Рисование портрета друга.

Задачи:

Продолжать учить детей различать жанры живописи.

Закреплять и расширять представление о портретной живописи:

портрет мужской, женский, детский (художник стремится передать не

только внешний облик, но и внутренний мир, характер человека, его

настроение, свое отношение к нему).

Рисовать портрет друга, передавать характерные признаки: цвет волос, глаз,

настроение (веселый, грустный, задумчивый), выбирать цвета и оттенки

гуаши.

Материал. О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»; И. Глазунов:

«Принцесса Евдокия», «Русская женщина», «Верочка»; А. Венецианов «Вот

те и батькин обед»; Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой

Шумкой»; И. Репин. (Надя Репина, дочь художника»; отрывок из

стихотворения А. Кушнера «О картинах» (о портрете); бумага белая А4,

гуашь. Ход занятия:

Экскурсия на выставку портретов.

Вопросы:

- Каким, словом можно назвать все эти картины на нашей выставке?

- Кого изображают художники на портретах?

- Что хотел показать художник, когда рисовал портрет?

-Кого мы видим на портретах? (Мужчину, женщину, ребенка, мальчика,

девочку.)

- Что можно сказать о возрасте человека, которого изобразил художник?

- Можно ли на портрете узнать о времени, когда жил этот

человек?

-Как мы можем это узнать? (По одежде, по окружающим

предметам.)

- Можно ли сказать что-нибудь о настроении этого человека, о его характере?

Воспитатель подводит итог беседы - Мы с вами сегодня знакомились с

портретной живописью. И видим, что художники изображают на портрете

человека, известных людей для того, чтобы через много лет мы могли

увидеть, каким был писатель, артист, художник, композитор и простые люди,

которые им понравились. 1/1 мы видим на портретах мужчин - это мужской

портрет, женщин - женский, детей - детский. Художники, рисуя человека,

стремятся передать не только его внешний облик, его одежду, но и характер,

настроение, а также свое отношение к образу.

Читает отрывок из стихотворения А. Кушнера «О картинах» (о портрете)

часть.

Рисование портрета друга.

Перед занятием организовать и рассмотреть выставку портрета. Предложить

каждому ребенку рассмотреть свое лицо в зеркале, ответить на вопрос: «Что

бы я нарисовал, если бы был художником?» После занятия предложить

родителям рассмотреть портреты с детьми, посетить музей, выставки