Напоминание

Творческий мини-проект "Дружба народов Урала"

Автор: Мангилева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №1 г. Михайловска
Населённый пункт: Свердловская область, г. Михайловск
Наименование материала: Методическая разработка по ОРКСЭ
Тема: Творческий мини-проект "Дружба народов Урала"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Творческий мини-проект «Дружба народов Урала»

(Исполнитель: Мангилева И.Г.)

Цель

проекта

-

формирование

у

учащихся

4-х

классов

гражданственности, культуры межнационального общения.

Задачи проекта:

актуализация представлений о Конституции Российской Федера-

ции, о государственной символике — Гербе, Флаге и Гимне Рос-

сийской Федерации;

подведение учащихся к осознанию своей общности с другими на-

циями, проживающими на территории Урала;

формирование начальных представлений о культуре народов Ура-

ла, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашего

Урала;

развитие коммуникативных навыков, командного мышления;

развитие творческих способностей.

Участники проекта: учащиеся 4-х классов

Предполагаемые результаты:

• Дети получили качественные знания о культурах различных народов Урала,

познакомились с национальными особенностями.

• У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов Урала.

• Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.

• Дети уважительно относятся к другим народам, проживающим на территории

Урала.

Этапы реализации проекта.

-Сбор информации о народах, проживающих на территории Урала

-Разработка толерантной игры «Мы разные, но мы вместе»

Итог игры: Создание мини-альбома о национальностях, проживающих на

Урале, быте, блюдах, костюмах.

Двое детей заходят с планшетом в зал.

1: «Ой, а что это здесь происходит? »

2: «К нам в класс пришли гости, а мы и не знали! »

1: «Здравствуйте, дорогие гости! (ждут ответа) Мы рады вас видеть в нашем

классе! »

2: «А давай порадуем гостей, есть для этого немало фантастических идей»

1: «Ну не томи, рассказывай»

2: «Я нашел в интернете удивительную, просто сказочную историю:

Пишут здесь, что в старину был на свете необычный цветок Дружбы, а злой

волшебник … его сорвал и лепестки по свету разбросал. Попали лепестки эти в

разные страны. Он хотел, чтобы люди перестали дружить и понимать друг дру-

га

1: «Никак нельзя этого допустить! Лепестки нужно найти и собрать цветок! »

2: «Вот бы найти лепестки, чтобы все народы на Урале дружили между собой!

»

1: Смотри-ка, о том, где находятся лепестки, знает только одна мудрая змея.

Гаснет свет, «выползает Змея, голос «Первый лепесток находится У Манси, ко-

торые первыми заселили Урал.… .»

Одним из коренных народов были Манси, именуемые до революции вогу-

лами.

Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие

родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный

народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытес-

нили воинственные кочевые племена.

Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они

именуются «югрой».

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена.

У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, ли-

бо в юртах с оборудованным там очагом.

Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и

плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Основным родом деятельности манси была охота.

Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел.

Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась нацио-

нальная одежда.

Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практиче-

ски не признавали.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без кото-

рой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому.

Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться дан-

ный народ от древних языческих ритуалов.

Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили

жертвы.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом по старым тради-

циям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и

не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать

в Ханты-Мансийский округ для получения образования.

Лепесток ставим в вазу.

2:

1:

«Мы нашли первый лепесток! »

2: «Как это здорово! »

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Второй лепесток находится у

Коми»

»

Коми

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье.

Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также

занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян

встречается в свитке, датированном XI веком.

Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В

1478 году территория коми вошла в состав России.

Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как

погост Усть-Сысольск.

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого

тысячелетия.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревян-

ных домах.

Занимались пашенным земледелием.

С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся

обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собствен-

ное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков – язьвинская (воз-

никла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская

– зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более

компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и

сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-язьвинцы

Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в

дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы,

Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Ставят второй лепесток в вазу

Гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Третий лепесток находится у марийцев… »

: «Отправляемся к марийцам»

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Рассе-

лены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии.

Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общ-

ность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э.

После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали

переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем

"оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «пре-

пятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило,

именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было при-

знано оскорбительным и убрано из обихода.

Ставят третий лепесток в вазу

Гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Следующий лепесток находится у нагайбаков… »

«Отправляемся к нагайбакам»

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных та-

тар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками но-

гайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания

Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было

три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в

Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на ко-

торой основали, в том числе, село Париж.

Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречают-

ся и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз,

Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского

генерал-губернатора.

В состав Русского государства Урал вошел в 1586 году, после похода Ерма-

ка (1582). С этого времени началось переселение русских на Урал на по-

стоянное место жительства.

Это были крестьяне, уходившие с родных мест от гнета крепостников, от

государственных повинностей, от малоземелья и голода.

Освоение Урала русскими людьми оказало значительное воздействие на

культуру и быт жителей края. В течение XII-XVII вв. шло взаимообогаще-

ние культур коренного населения и русских, среди которых абсолютное

большинство составляли крестьяне.

Воздействие русской культуры яснее всего ощутимо в передаче навыков

пашенного земледелия, во влиянии на деревянное зодчество, в распро-

странении русского языка, письменности, православия как официальной

религии русского феодального государства. В свою очередь, русские пере-

нимали у коренных жителей многие приемы охоты, рыбной ловли и другие

элементы культуры.

Ставят четвертый лепесток в вазу

Татары

Гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Следующий лепесток находится у татар… »

«Отправляемся к татарам»

На Урале второе место по численности занимает татарский народ, уступаю-

щий лишь русским. Почти миллион человек проживают в Башкирии, а во

многих уральских районах попадаются населённые пункты, которые пол-

ностью принадлежат татарам. Большая часть из них следует исламским

традициям и вероисповеданию.

Существует много мнений относительно того, когда же впервые татары по-

явились в уральских краях, ибо достоверных сведений связанных с этим

очень не много.

Большинство выводов сделано на основе лишь предположений. Многие ис-

точники утверждают, что это пришлый народ, в особенности большая их

часть появилась в начале захватнических походов золотоордынских ханов.

Однако другие историки настаивают на упоминании татарских поселений

на Урале ещё в XI веке.

Это подтверждают персидские источники. Так, персидский учёный Ал-Гар-

дизи писал, что Урал принадлежал Кимакскому каганату.

Некоторые историки выдвигают гипотезу о появлении татар на уральских

землях в 15-16 веках.

Причиной тому послужила миграция татар со средневолжских земель.

Поначалу они заселяли свободные земли приуралья или же башкирские

земли на правах припуска.

«

Ставят пятый лепесток в вазу

1: Цветок собран, дружба восстановлена!

2: Спасибо тебе, Змея, что помогла нам! (змея «уползает»)

Домашнее задание для детей. Класс поделить на части и каждый в своей микро-

группе создаст альбом о какой-либо национальности.