Автор: Мангилева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №1 г. Михайловска
Населённый пункт: Свердловская область, г. Михайловск
Наименование материала: Методическая разработка по ОРКСЭ
Тема: Творческий мини-проект "Дружба народов Урала"
Творческий мини-проект «Дружба народов Урала»
(Исполнитель: Мангилева И.Г.)
Цель
проекта
-
формирование
у
учащихся
4-х
классов
гражданственности, культуры межнационального общения.
Задачи проекта:
актуализация представлений о Конституции Российской Федера-
ции, о государственной символике — Гербе, Флаге и Гимне Рос-
сийской Федерации;
подведение учащихся к осознанию своей общности с другими на-
циями, проживающими на территории Урала;
формирование начальных представлений о культуре народов Ура-
ла, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашего
Урала;
развитие коммуникативных навыков, командного мышления;
развитие творческих способностей.
Участники проекта: учащиеся 4-х классов
Предполагаемые результаты:
• Дети получили качественные знания о культурах различных народов Урала,
познакомились с национальными особенностями.
• У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов Урала.
• Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
• Дети уважительно относятся к другим народам, проживающим на территории
Урала.
Этапы реализации проекта.
-Сбор информации о народах, проживающих на территории Урала
-Разработка толерантной игры «Мы разные, но мы вместе»
Итог игры: Создание мини-альбома о национальностях, проживающих на
Урале, быте, блюдах, костюмах.
Двое детей заходят с планшетом в зал.
1: «Ой, а что это здесь происходит? »
2: «К нам в класс пришли гости, а мы и не знали! »
1: «Здравствуйте, дорогие гости! (ждут ответа) Мы рады вас видеть в нашем
классе! »
2: «А давай порадуем гостей, есть для этого немало фантастических идей»
1: «Ну не томи, рассказывай»
2: «Я нашел в интернете удивительную, просто сказочную историю:
Пишут здесь, что в старину был на свете необычный цветок Дружбы, а злой
волшебник … его сорвал и лепестки по свету разбросал. Попали лепестки эти в
разные страны. Он хотел, чтобы люди перестали дружить и понимать друг дру-
га
1: «Никак нельзя этого допустить! Лепестки нужно найти и собрать цветок! »
2: «Вот бы найти лепестки, чтобы все народы на Урале дружили между собой!
»
1: Смотри-ка, о том, где находятся лепестки, знает только одна мудрая змея.
Гаснет свет, «выползает Змея, голос «Первый лепесток находится У Манси, ко-
торые первыми заселили Урал.… .»
Одним из коренных народов были Манси, именуемые до революции вогу-
лами.
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие
родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный
народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытес-
нили воинственные кочевые племена.
Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они
именуются «югрой».
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена.
У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, ли-
бо в юртах с оборудованным там очагом.
Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и
плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота.
Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел.
Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась нацио-
нальная одежда.
Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практиче-
ски не признавали.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без кото-
рой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому.
Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться дан-
ный народ от древних языческих ритуалов.
Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили
жертвы.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом по старым тради-
циям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и
не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать
в Ханты-Мансийский округ для получения образования.
Лепесток ставим в вазу.
2:
1:
«Мы нашли первый лепесток! »
2: «Как это здорово! »
Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:
«Второй лепесток находится у
Коми»
»
Коми
Коми (зыряне)
Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье.
Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также
занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян
встречается в свитке, датированном XI веком.
Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В
1478 году территория коми вошла в состав России.
Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как
погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого
тысячелетия.
Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревян-
ных домах.
Занимались пашенным земледелием.
С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся
обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собствен-
ное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Выделяется две обособленные группы коми-пермяков – язьвинская (воз-
никла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская
– зюздинская.
В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более
компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и
сейчас сохраняется основное ядро этого народа.
Коми-язьвинцы
Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в
дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы,
Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.
Ставят второй лепесток в вазу
Гаснет свет, выползает Змея, голос:
«Третий лепесток находится у марийцев… »
: «Отправляемся к марийцам»
Марийцы (черемисы)
Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Рассе-
лены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии.
Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общ-
ность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э.
После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали
переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.
Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем
"оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «пре-
пятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило,
именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было при-
знано оскорбительным и убрано из обихода.
Ставят третий лепесток в вазу
Гаснет свет, выползает Змея, голос:
«Следующий лепесток находится у нагайбаков… »
«Отправляемся к нагайбакам»
Нагайбаки
В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных та-
тар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками но-
гайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания
Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было
три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две
Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в
Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на ко-
торой основали, в том числе, село Париж.
Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречают-
ся и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз,
Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского
генерал-губернатора.
В состав Русского государства Урал вошел в 1586 году, после похода Ерма-
ка (1582). С этого времени началось переселение русских на Урал на по-
стоянное место жительства.
Это были крестьяне, уходившие с родных мест от гнета крепостников, от
государственных повинностей, от малоземелья и голода.
Освоение Урала русскими людьми оказало значительное воздействие на
культуру и быт жителей края. В течение XII-XVII вв. шло взаимообогаще-
ние культур коренного населения и русских, среди которых абсолютное
большинство составляли крестьяне.
Воздействие русской культуры яснее всего ощутимо в передаче навыков
пашенного земледелия, во влиянии на деревянное зодчество, в распро-
странении русского языка, письменности, православия как официальной
религии русского феодального государства. В свою очередь, русские пере-
нимали у коренных жителей многие приемы охоты, рыбной ловли и другие
элементы культуры.
Ставят четвертый лепесток в вазу
Татары
Гаснет свет, выползает Змея, голос:
«Следующий лепесток находится у татар… »
«Отправляемся к татарам»
На Урале второе место по численности занимает татарский народ, уступаю-
щий лишь русским. Почти миллион человек проживают в Башкирии, а во
многих уральских районах попадаются населённые пункты, которые пол-
ностью принадлежат татарам. Большая часть из них следует исламским
традициям и вероисповеданию.
Существует много мнений относительно того, когда же впервые татары по-
явились в уральских краях, ибо достоверных сведений связанных с этим
очень не много.
Большинство выводов сделано на основе лишь предположений. Многие ис-
точники утверждают, что это пришлый народ, в особенности большая их
часть появилась в начале захватнических походов золотоордынских ханов.
Однако другие историки настаивают на упоминании татарских поселений
на Урале ещё в XI веке.
Это подтверждают персидские источники. Так, персидский учёный Ал-Гар-
дизи писал, что Урал принадлежал Кимакскому каганату.
Некоторые историки выдвигают гипотезу о появлении татар на уральских
землях в 15-16 веках.
Причиной тому послужила миграция татар со средневолжских земель.
Поначалу они заселяли свободные земли приуралья или же башкирские
земли на правах припуска.
«
Ставят пятый лепесток в вазу
1: Цветок собран, дружба восстановлена!
2: Спасибо тебе, Змея, что помогла нам! (змея «уползает»)
Домашнее задание для детей. Класс поделить на части и каждый в своей микро-
группе создаст альбом о какой-либо национальности.