Авторы: Алексеева Наталья Сергеевна, Чайкина Вера Петровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"Приволжского района г.Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурсы, фестивали как средства воспитания и мотивации к обучению и личностному развитию детей и подростков в учреждениях дополнительного образования"
«Конкурсы, фестивали как средства воспитания и
мотивации к обучению и личностному развитию детей и
подростков в учреждениях дополнительного образования»
«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Сократ
Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет
свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности,
во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться
положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким
достижениям в детском и подростковом возрасте может послужить хорошей
основой
для
формирования
направленности
личности
на
различные
достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Мотивация –
это внутреннее или внешнее побуждение к действию ради достижения
какого-либо результата. Она является объективным показателем качества
образовательных услуг и процесса обучения. Мотивация зависит от форм
преподавания,
способов
работы,
организации
учебной
деятельности.
Проблему формирования мотивации обучения
у детей в учреждениях
дополнительного образования можно считать одной из самых актуальных в
образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по
которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации
обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим
аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания
педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие
личностного роста ребёнка.
Современное
общество
испытывает
потребность в
творческой,
самостоятельной, активной
личности,
с
ярко
выраженными
индивидуальными
качествами,
способной,
реализуя
свои
личностные
запросы,
решать
и
проблемы
общества. Данный
социальный
заказ
усиливает
внимание
к
проблеме развития творческой активности учащихся, которая
способствует
становлению
индивидуальности
человека,
его
самовыражению,
самореализации и успешной социализации.
Сегодня творческое развитие детей и подростков
должно быть
направлено на их самореализацию, когда ребенок еще не знает, что для него
важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он.
Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится
актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что
основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей
детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и
своих возможностей. В последнее время увеличивается число учащихся с
безразличным
отношением
к
учебной
деятельности,
наблюдается
преждевременное
прекращение
ими
обучения
в
учреждениях
дополнительного образования. В современных условиях большое внимание
педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и
обучению
учащихся.
Помимо
образовательных
программ,
которые
реализуются и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к
обучению, мотивирующим фактором является конкурсная деятельность.
Конкурс или фестиваль – это публичное выступление и своеобразный итог
системы обучения. Такая практика – уникальная возможность реализации
творческого
потенциала
учащихся.
Именно
поэтому
конкурсная
деятельность является значимым результатом учебного
процесса в
дополнительном образовании и важной частью целостного развития каждого
ребенка. Возможность выступить на конкурсах или фестивалях вызывает у
учащихся
повышенный
интерес.
Подготовка
к
этому
мероприятию
воспитывает в ребенке такие качества как ответственность, трудолюбие,
самоуважение, инициативу, стремление к совершенству.
Участие в конкурсах и фестивалях является серьезной мотивацией для
детей. В результате обучения определяются пути развития заложенных в
детях возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к
организации учебного процесса, направленного на творческое развитие
личности обучающегося.
Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество
юных
талантов.
Привлечение
обучающихся
к
активной
конкурсной
деятельности являются одной из составляющих системы образовательного
процесса в театре моды «Эстель». Возможность участия в конкурсах -
фестивалях детского и молодежного творчества, конкурсах театров моды и
дизайнеров является сильнейшим стимулом для прохождения всех ступеней
образовательного
процесса,
рождает
интерес
к
изучению
учебного
материала и получению практических навыков. Участие в конкурсах ставит
перед детьми конкретную цель: показать уровень владения исполнительским
искусством, полученный в период обучения в объединении и померяться
этим уровнем с другими детьми в соревновательной форме.
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и
воспитания учащихся, мотивирует детей к обучению, личностному росту,
оказывает
благотворное
влияние
на
развитие
эстетических
вкусов,
способствует развитию гармоничной личности.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для
серьезной работы. Анализируя результаты участия в конкурсах можно
сказать, что увеличилось количество желающих участвовать в этих
конкурсах, учащиеся с разным уровнем способностей проявляют всё
большую активность, имеют успешные результаты. Победы детей в
конкурсах
являются
яркими
показателями
качества
образования
и
возможностей личностного роста.
Конкурсная деятельность является одним из направлений личностно-
ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых
каждый ребенок может проявить свои таланты, реализовать творческий
потенциал.
Таким
образом,
конкурсная
деятельность:
положительная
мотивация, процесс работы над конкурсными заданиями, безусловно,
помогла детям не только стать духовно богаче, но и приобрести навыки
общения, умения планировать, работать с информацией, что является
обязательными условиями успешной социализации человека в обществе.
Так ученики начинают свой путь к самореализации. Все это
происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается
постепенно, азарт приходит со временем. Задача педагога вовремя заметить
потенциал и желание, и направить его в нужное русло.
И в заключении, хотелось бы сказать о том, что конкурсы и фестивали
в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим, а те, кто
постарше,
уже
почувствовав
вкус
победы,
получат
новую
сильную
мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Творческое развитие
учащихся, в процессе выступления на конкурсах, становится итогом
определенного этапа совместной работы ученика и педагога.
Участие в конкурсах – это всегда праздник, который должен войти в
жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Конкурсы –
важное средство художественного воспитания, это торжество, которое
объединяет
детей общностью переживаний, эмоциональным настроем,
«лекарство» против чувства одиночества и неуверенности. Участие во всей
этой
столь
желанной
для
детей
деятельности,
обуславливается
добросовестностью в отношении к занятиям, активностью в повседневной
работе,
хорошей
успеваемостью.
Ощутить
себя
артистом,
пережить
творческий подъем, почувствовать благодарность зрителей – все это мощный
стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка.
Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с
удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге,
от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как
полноценного члена общества. Каждый человек хочет быть услышанным,
увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности –
это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения
и признания. Участие в конкурсах, фестивалях и концертах – одна из
приоритетных
форм
организации
работы
учащихся,
пожалуй,
самая
действенная мотивация, требующая не только настоящего самостоятельного
творчества, но и большой работы педагогов. Кроме прочего, этот метод
позволяет сохранить контингент учащихся объединения, а значит, является
одним из слагаемых результативности и успешности педагогической
деятельности.