Напоминание

"Конкурсы, фестивали как средства воспитания и мотивации к обучению и личностному развитию детей и подростков в учреждениях дополнительного образования"

Авторы: Алексеева Наталья Сергеевна, Чайкина Вера Петровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"Приволжского района г.Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Конкурсы, фестивали как средства воспитания и мотивации к обучению и личностному развитию детей и подростков в учреждениях дополнительного образования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Конкурсы, фестивали как средства воспитания и

мотивации к обучению и личностному развитию детей и

подростков в учреждениях дополнительного образования»

«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Сократ

Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет

свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности,

во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться

положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким

достижениям в детском и подростковом возрасте может послужить хорошей

основой

для

формирования

направленности

личности

на

различные

достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Мотивация –

это внутреннее или внешнее побуждение к действию ради достижения

какого-либо результата. Она является объективным показателем качества

образовательных услуг и процесса обучения. Мотивация зависит от форм

преподавания,

способов

работы,

организации

учебной

деятельности.

Проблему формирования мотивации обучения

у детей в учреждениях

дополнительного образования можно считать одной из самых актуальных в

образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по

которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации

обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим

аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания

педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие

личностного роста ребёнка.

Современное

общество

испытывает

потребность в

творческой,

самостоятельной, активной

личности,

с

ярко

выраженными

индивидуальными

качествами,

способной,

реализуя

свои

личностные

запросы,

решать

и

проблемы

общества. Данный

социальный

заказ

усиливает

внимание

к

проблеме развития творческой активности учащихся, которая

способствует

становлению

индивидуальности

человека,

его

самовыражению,

самореализации и успешной социализации.

Сегодня творческое развитие детей и подростков

должно быть

направлено на их самореализацию, когда ребенок еще не знает, что для него

важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он.

Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится

актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что

основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей

детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и

своих возможностей. В последнее время увеличивается число учащихся с

безразличным

отношением

к

учебной

деятельности,

наблюдается

преждевременное

прекращение

ими

обучения

в

учреждениях

дополнительного образования. В современных условиях большое внимание

педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и

обучению

учащихся.

Помимо

образовательных

программ,

которые

реализуются и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к

обучению, мотивирующим фактором является конкурсная деятельность.

Конкурс или фестиваль – это публичное выступление и своеобразный итог

системы обучения. Такая практика – уникальная возможность реализации

творческого

потенциала

учащихся.

Именно

поэтому

конкурсная

деятельность является значимым результатом учебного

процесса в

дополнительном образовании и важной частью целостного развития каждого

ребенка. Возможность выступить на конкурсах или фестивалях вызывает у

учащихся

повышенный

интерес.

Подготовка

к

этому

мероприятию

воспитывает в ребенке такие качества как ответственность, трудолюбие,

самоуважение, инициативу, стремление к совершенству.

Участие в конкурсах и фестивалях является серьезной мотивацией для

детей. В результате обучения определяются пути развития заложенных в

детях возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к

организации учебного процесса, направленного на творческое развитие

личности обучающегося.

Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество

юных

талантов.

Привлечение

обучающихся

к

активной

конкурсной

деятельности являются одной из составляющих системы образовательного

процесса в театре моды «Эстель». Возможность участия в конкурсах -

фестивалях детского и молодежного творчества, конкурсах театров моды и

дизайнеров является сильнейшим стимулом для прохождения всех ступеней

образовательного

процесса,

рождает

интерес

к

изучению

учебного

материала и получению практических навыков. Участие в конкурсах ставит

перед детьми конкретную цель: показать уровень владения исполнительским

искусством, полученный в период обучения в объединении и померяться

этим уровнем с другими детьми в соревновательной форме.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и

воспитания учащихся, мотивирует детей к обучению, личностному росту,

оказывает

благотворное

влияние

на

развитие

эстетических

вкусов,

способствует развитию гармоничной личности.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для

серьезной работы. Анализируя результаты участия в конкурсах можно

сказать, что увеличилось количество желающих участвовать в этих

конкурсах, учащиеся с разным уровнем способностей проявляют всё

большую активность, имеют успешные результаты. Победы детей в

конкурсах

являются

яркими

показателями

качества

образования

и

возможностей личностного роста.

Конкурсная деятельность является одним из направлений личностно-

ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых

каждый ребенок может проявить свои таланты, реализовать творческий

потенциал.

Таким

образом,

конкурсная

деятельность:

положительная

мотивация, процесс работы над конкурсными заданиями, безусловно,

помогла детям не только стать духовно богаче, но и приобрести навыки

общения, умения планировать, работать с информацией, что является

обязательными условиями успешной социализации человека в обществе.

Так ученики начинают свой путь к самореализации. Все это

происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается

постепенно, азарт приходит со временем. Задача педагога вовремя заметить

потенциал и желание, и направить его в нужное русло.

И в заключении, хотелось бы сказать о том, что конкурсы и фестивали

в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим, а те, кто

постарше,

уже

почувствовав

вкус

победы,

получат

новую

сильную

мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Творческое развитие

учащихся, в процессе выступления на конкурсах, становится итогом

определенного этапа совместной работы ученика и педагога.

Участие в конкурсах – это всегда праздник, который должен войти в

жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Конкурсы –

важное средство художественного воспитания, это торжество, которое

объединяет

детей общностью переживаний, эмоциональным настроем,

«лекарство» против чувства одиночества и неуверенности. Участие во всей

этой

столь

желанной

для

детей

деятельности,

обуславливается

добросовестностью в отношении к занятиям, активностью в повседневной

работе,

хорошей

успеваемостью.

Ощутить

себя

артистом,

пережить

творческий подъем, почувствовать благодарность зрителей – все это мощный

стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с

удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге,

от признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как

полноценного члена общества. Каждый человек хочет быть услышанным,

увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности –

это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения

и признания. Участие в конкурсах, фестивалях и концертах – одна из

приоритетных

форм

организации

работы

учащихся,

пожалуй,

самая

действенная мотивация, требующая не только настоящего самостоятельного

творчества, но и большой работы педагогов. Кроме прочего, этот метод

позволяет сохранить контингент учащихся объединения, а значит, является

одним из слагаемых результативности и успешности педагогической

деятельности.