Автор: Слесарева Марина Ивановна
Должность: преподаватель-организатор основ безопасности и защиты родины
Учебное заведение: МКОУ "СШ 11" города ПАЛЛАСОВКИ
Населённый пункт: город Палласовка, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у школьников активной жизненной позиции, сопричастности к истории российского государства, своей малой родины, готовности служить и быть полезным своему Отечеству.
Формирование у школьников активной жизненной позиции,
сопричастности к истории российского государства, своей
малой родины, готовности служить и быть полезным своему
Отечеству.
Духовно-нравственное
и гражданско-патриотическое воспитание яв-
ляется одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в
ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориента-
ции, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых лич-
ностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина
в условиях современного общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотиче-
ского сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполне-
нию гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интере-
сов Родины.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного вос-
питания предусматривает формирование и развитие социально значимых
ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и во внеу-
чебное время; массовую патриотическую работу, направленную на рассмот-
рение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и
развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание пред-
ставляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для
формирования активной жизненной позиции школьника.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям
тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной
для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятель-
ности на базе духовно-нравственных ценностей.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формиро-
вание у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конститу-
ционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое
воспитание
является
одним
из
главенствующих
элементов воспитательной системы в нашем государстве. Любить и уважать
своё Отечество учат не только в школе, но и в семье, в армии, в трудовых
коллективах.
Однако
закладка
основ
патриотического
воспитания
гражданина лежит именно в школе, в то время когда происходит становление
личности.
Для
системного
подхода
к
патриотическому
воспитанию
школьников в 2016 году было основано Всероссийское детско-юношеское
военно-патриотическое
движение
«Юнармия».
Инициатива
создания
молодежной организации «Юнармия» принадлежит Министру обороны РФ
генералу армии Сергею Шойгу, по мнению которого движение призвано
объединить свыше 5 тысяч различных военно-патриотических и молодёжных
организаций. В феврале 2016 года в адрес Президента РФ поступило обраще-
ние от С. К. Шойгу о создании Всероссийского военно-патриотического
движения «Юнармия». Согласно резолюции Президента РФ Всероссийское
военно-патриотическое
движение
«Юнармия»
определено
одним
из
направлений российского движения школьников со своей символикой,
экипировкой,
планом
работы
по
развитию
данного
направления
на
региональном (муниципальном) уровне. Каждый юнармеец имеет личную
книжку, содержащюю записи его успехов и заслуг.
Законодательной базой стало Постановление Правительства РФ от
24.07.2000 N 551 (ред. от 24.12.2014) «О военно-патриотических молодёжных
и детских объединениях».
Цель деятельности
Разностороннее военно-патриотическое, гражданское и нравственное
воспитание,
поддержка
в
молодёжной
среде
государственных
и
общественных инициатив. Совершенствование личности детей и молодёжи,
формирование сплочённого и дружного коллектива, подготовка к службе в
Вооружённых силах Российской Федерации.
Основные задачи для успешной реализации поставленной цели:
гражданско-патриотическое и нравственное воспитание учащихся;
изучение истории и географии России и родного края;
изучение военно-патриотического наследия России;
повышение теоретических и практических навыков в сфере обороны и
безопасности государства;
повышение уровня физической подготовленности;
развитие творческих способностей учащихся.
Движение «Юнармия» не призвано решать задачи только лишь военно-
патриотического воспитания, оно нацелено на развитие личности и в
гражданской направленности. В рамках объединения можно успешно
реализовать
деятельность
информационнно-медийного
направления,
экологических и добровольческих отрядов, популяризации профессий, а
также творческого развития учащихся.
Как я реализую поставленные задачи?
История Вооружённых Сил России успешно реализует задачу изучения
военно-патриотического наследия России. На занятиях учащиеся изучают
историю возникновения Вооруженных Сил России, воинские звания и
военную форму одежды, виды оружия, знаменательные даты и победы
русского оружия.
Поисковая
деятельность.
В
рамках
внеурочной
деятельности
осуществляется обучение юнармейцев музейному делу. Самое молодое
направление поисковой деятельности, однако члены отряда уже приняли
2
участие
в
очном
этапе
межрегионального
научно-исследовательского
конкурса «Сталинградская битва в истории России», а также в районных III
Военно-исторических чтениях «И помнит мир спасённый…», посвящённых
Сталинградской битве. Юнармейцы посещают музеи, выставки по тематике
Великой Отечественной войны, защищают проекты на исторические темы, а
также проводят экскурсии по временным выставкам кабинета ОБЖ, таким
как «Снаряжение, обмундирование и вооружение РККА», «Снаряжение,
обмундирование и вооружение Российской Армии в локальных войнах
Афганистана, Чечни, Южной Осетии», организуемым в памятные даты.
Юнармейцами был разработан и успешно реализован исторический
квест для учащихся нашей школы, а затем проведён и с другими школами
нашего города в день открытых дверей. Эта интерактивная игра была
призвана активизировать внимание к историческим и памятным местам
Сталинградской битвы. Участники должны были знать виды оружия,
техники, боеприпасов, воинские звания и рода войск, историю Палласовки в
годы войны. Уровень медицинской подготовки проверялся на практических
заданиях. Юнармейцы выступали в качестве судей и консультантов на этой
игре.
Патриотический
уклон
занятий
базируется
на
систематическом
осмыслении
школьниками
патриотических,
нравственных
идей,
содержащихся
в истории
Отечества,
на
ее
как
победных,
так
и
трагических
страницах,
несомненно,
влияющих
на
формирование
мировоззрения.
Уроки Мужества и Памяти, посвящённые дням Героев, снятия блокады Ле-
нинграда, окончания Сталинградской битвы, Победы, космонавтики, полко-
водцу Г. К. Жукову, конструктору М. Т. Калашникову, традиционны в нашей
работе.
Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриоти-
ческой направленности, они подбирают материал, делают сообщения, высту-
пают лекторами.
Кроме этого мы участвуем в различных викторинах и квестах,
посвящённых этим дням.
Уроки Мужества дают самый благодатный материал для патриотического
воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому
прошлому.
Вместе с подрастающим поколением переживается и осмысливается все
положительное, что было в прошлом. Именно благодаря патриотизму и
героизму
народов,
России
удавалось
выходить
из самых
тяжелых
ситуаций в
самые
сложные
периоды
своей
истории. Постижение
школьниками
идеи любви
к
своей
Родине,
человечеству
в целом,
привитие общечеловеческих норм морали и нравственности выступает в
качестве ключевого этапа формирования гражданственности, воспитания
Гражданина Российской Федерации. Этого возможно достигнуть лишь в
момент
раскрытия
идей
патриотизма
перед
умом
и
сердцем
3
воспитанника в ярких, эмоциональных образах, способных пробудить в
них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за
триумф правды, справедливости.
В
мероприятиях
по формированию активной гражданской позиции
обязательно используется огромный потенциал, который несет в себе
краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию
любви к
ней,
бережному
отношению
ко
всему,
что
досталось
от
предшествующих
поколений.
Постижение
идеи
патриотизма
школьниками, стремление к познанию нового о своей семье, о своей малой
Родине, передаче накопленных знаний своим сверстникам и старшим
товарищам,
может
быть
сформировано посредством
включения
в
учебный материал примеров из жизни родителей, горожан, событий из
истории
своего
города.
Привитие
гражданственности, патриотизма,
уважения к старшим, их судьбе может быть реализовано на конкретной
исторической почве. Это особенно актуально в наше время, так как
многие люди потеряли ценностные ориентиры, утратили чувство любви
к своей Родине.
Творческая деятельность.
Юнармецы нашей школы принимают
активное участие во многих проводимых творческих конкурсах различного
уровня. Участвуют в фотоконкурсах и конкурсах рисунков. Систематически
записываются видео и создаются ролики с исполнением юнармейцами
стихотворений, песен, поздравлениями и призывами... Это позволяет не
только овладеть современными компьютерными технологиями, видео- и фо-
торедакторами, но и даёт возможность публикации своих творческих работ в
СМИ и сети Интернет.
Широкий спектр реализации возможностей в отряде говорит о
многогранности подходов в творческой деятельности юнармейцев. На
протяжении четырёх лет юнармейцы нашей школы являются бессменными
участниками «Парада Победы» и акции «Бессмертный полк». Наш отряд вот
уже много лет по знаменательным датам несёт вахту Памяти у памятника
«Вечный огонь».
Члены
движения
«Юнармия»
являются
активными
участниками
проводимых
Региональным
штабом
сборов,
форумов
и
слётов.
Это
способствует социализации юнармейцев и даёт возможность познакомиться
и завязать дружбу с членами других отрядов области. Мы участвовали в
различных акциях («Поздравь солдата с Новым годом», «Что значит быть
гражданином Российской Федерации»), запускали марафон чтения книг о
Великой Отечественной войне, поздравляли ветеранов с памятными датами,
к дням Российского флага, гимна и герба раздавали ленточки жителям
нашего города, проводили акции георгиевская ленточка и «Окна Победы»,
присоединились к акции
Помним своих героев-#Защитим
ветеранов,
поддержали Всероссийскую акцию «Километр красоты» и поздравили
женщин с праздником, ко дню Космонавтики разносили открытки и задавали
4
вопросы прохожим о первом полёте Ю. А. Гагарина в космос. И это не весь
спектр наших дел. Свеча Памяти 9 Мая, 22 июня, 3 сентября и многие
другие.
Самая запоминающаяся акция - вальс для ветерана «Синий
платочек».
ВЫВОД:
Мероприятия и акции, проводимые в течение всей деятельности, рас-
считаны на привлечение и активную деятельность самих юнармейцев, к ра-
боте по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущи-
ми поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализа-
цию учащихся, подготовку их к жизни в условиях нелегкого военного време-
ни.
Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в обла-
сти политики позволяют воспитывать в школьниках качества патриота и гра-
жданина.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой лич-
ности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть
важнейшее условие успешного формирования активной жизненной позиции
школьников.
5