Автор: Сушко Ирина Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад №77"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры"
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения
города Костромы
«Центр развития ребёнка – Детский сад №77»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством
музыкальной игры»
Музыкальный руководитель
Сушко Ирина Валентиновна,
высшая квалификационная категория
«Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого
человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий
финансового образования населения является важным направлением
государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая
Россию»
Антон Германович Силуанов
министр финансов РФ
Цель: создание условий для знакомства педагогов с приемами обучения
дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с разнообразием музыкальных игр и вариантов их
использования
в
рамках
реализации
программы
по
формированию
финансовой грамотности дошкольников.
2.Вызвать интерес к теме «Финансовая грамотность» через музыкальное
творчество.
3. Создать условия для использования педагогами музыкальных игр в
практической деятельности с детьми.
4.Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
5.Воспитывать художественный и эстетический вкус, творческое
восприятие окружающего мира.
Категория участников: педагоги ДОУ.
«Нажить много денег - храбрость;
сохранить их - мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать
финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных
доходов и осуществления личных расходов.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается
воспитание
у
ребенка
бережливости,
деловитости
и
рационального
поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной
оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также
формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.
Работая в тандеме с воспитателями, музыкальный руководитель может
принимать
участие
в
формировании
у
дошкольников
финансовой
грамотности, закрепляя полученные знания через музыкальную игру.
Ход мастер- класса
Музыкальный руководитель: А начнем мы, уважаемые коллеги,
с разминки «Загадки-добавлял-ки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:
На товаре должна быть обязательно……. ЦЕНА
Коль трудился целый год, будет кругленьким…… ДОХОД
Как ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫ
Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫ
Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕ
Люди ходят на базар, там дешевле весь……ТОВАР
И врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУ
Очень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА
Молодцы!
Музыкальный руководитель: Есть загадка у меня, отгадаете-ка, друзья?
Есть они бумажные, есть медные, блестящие,
Их платят за работу, они важны для всех!
Кто правильно их тратит, ждёт денежный успех.
Музыкальный руководитель: Что это? (Деньги, монеты).
Музыкальный руководитель. Правильно, это деньги и монеты. Деньги
нужны всем людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Молодцы! Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы
перейдем
к
основной
части
практикума,
где
познакомимся
с
играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в
детском
саду,
которые
можно
использовать
как
в
организованной
деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Подвижная игра «Мерчандайзер»
Музыкальный
руководитель:
Скажите,
а
кто
расставляет
товар
в
магазинах,
как
называется
эта
профессия?
Конечно
мерчандайзер,
приглашаю желающих поиграть со мной в подвижную игру (три команды по
два человека).
Цель: познакомить с профессией мерчандайзер, закрепить на практике.
Ход игры: три мольберта с надписями: «музыкальные инструменты»
(струнные, духовые, ударные) в центре лежат картинки с различными
инструментами, три команды играют на скорость. Инструменты пришли все
перепутанные и нам нужно скорее всё расставить на свои места.
Пока звучит весёлая музыка участники мастер – класса выполняют
задание.
Музыкальный руководитель:
Хорошо поиграли и все музыкальные
инструменты расставили на место.
Игра «Что можно купить за деньги?»
Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.
«За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого
сердца». Как вы понимаете это высказывание?
За деньги все не купишь.
Ход игры: Игрокам раздаются карточки с изображением предмета или
эмоции (машинка, дружба, радость, тучка…). Игроки должны определить,
что можно купить, а что нельзя и подойти к правильному мольберту. При
этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).
Игра «Найди пару»
Музыкальный руководитель:
У меня есть копилка, в которой лежат
денежные купюры. Выбирайте любую, возьмите её в правую руку, да сразу
никому не показывайте. Начнём игру с приветствия: сначала лёгкими
перебежками пройдемся по залу, помахивая купюрой, как веером. Музыка
подскажет, в какой момент делать остановку, кивком головы приветствуя
друг друга. При смене музыки показываем денежку, поднимая вверх, быстро
находим такую же и в паре с ней кружимся, соединив свободные руки. А это
будут левые руки, потому что в правой мы держим купюру. Кто ошибётся, не
сможет покружится.
Купюру можно взять и в левую руку, тогда кружиться придётся в другую
сторону. Пусть решат сами участники. Весь рассказ ведущий сопровождает
показом, поэтому всё проходит быстро и динамично.
А сейчас из наших денежек выложим круг - солнышко, (купюры кладём
лицевой стороной вниз). А сами встанем позади. Двигаться будем
приставным шагом по линии танца, затем против линии танца. Ну, а дальше
вы и сами знаете. Что будем делать?.. (участники договаривают задание)
«Ритмическая дорожка»
Цель
: Познакомить детей с денежными знаками.
Музыкальный руководитель: Ну, вот с монетками мы поиграли, в
следующей игре объединим эти денежные знаки. С их помощью пройдёмся
звучащими жестами по ритмической дорожке. Какие это будут жесты,
подскажут вот эти карточки. (Показывает карточки: 1-я – две бумажные
купюры; 2-я – три пятирублёвых монетки. Какие денежные знаки
изображены на карточках и сколько их озвучивают сами участники).
Бумажные купюры мы отметим хлопками. (Просит показать).
А встретив на пути монетки, протопаем. (Показывают)
Участники ставят мольберт. Ведущий выкладывает карточки («деньги»),
чередуя купюры и монетки, по 4 штуки.
Когда все эту ритмическую дорожку пройдут, продолжаем двигаться снова,
но уже в парах. Каждый первый из пары должен будет встать по другую
сторону стола. Будьте внимательны, не зевайте, ведь музыка не даёт нам
никаких пауз. Ну, что? В путь?.. (Начинает первым).
Музыкальная игра: «Кошелек»
Цель. Закрепить математический счет в пределах 10, повторить состав чисел,
умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание,
мышление, быстроту реакции.
Ход игры:
Раздаются карточки с разным числом монет. Двое стоят с
табличкой кошелек (поднимают руки и держат табличку, как ворота).
Играющие делятся пополам, первая половина выбирает цифры, остальные
выбирают карточки с монетами и встают по кругу. Чтобы попасть в
«кошелек», цифрам нужно найти пару – МОНЕТЫ, взять за руку и бежать в
кошелек.
Начало игры начинается по сигналу:
Свои монеты отыщи-
В кошелек скорей беги!
Звучит музыка, участники выполняют задание. все свои монеты нашли и
попали в кошелек.
Музыкальная игра «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не
захлопнулся – дети смыкают круг.)
Игра повторяется – дети меняются ролями.
скорее.
Музыкальная игра «Музыкальный магазин инструментов»
Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю сыграть в оркестре
русских музыкальных инструментов. Но, к сожалению. У нас с вами очень
мало инструментов. Где бы взять недостающие (дети дают ответ) Правильно.
Но чтобы купить, нужны деньги. Взрослые зарабатывают деньги своими
знаниями, умениями. А мы ведь тоже кое, что знаем об инструментах, так что
давайте попробуем заработать монетки своими знаниями.
Ход игры:
Музыкальный
руководитель
подводит
детей
к
стульчикам
напротив
аудиоцентра. Педагог включает аудио со звучанием одного из инструментов.
Если дети угадывают его название – они получают монетки. Если ответ
неверный – игра продолжается, дети стараются угадать следующий. Когда
дети назовут все инструменты и получат за них монетки, все отправляются в
музыкальный магазин. В другой части зала уже все подготовлено:
«прилавки» - стол с инструментами, место кассира и его касса. Один из детей
становится продавцом, он надевает бейдж с надписью «продавец» и встает за
кассу.
Дети
договариваются
с
музыкальным
руководителем,
какие
инструменты они хотят купить для своего оркестра, а заодно вспоминают.
Затем ребята берут по инструменту и встают в очередь в кассу. Кассир
обслуживает покупателей, музыкальный руководитель помогает ему: можно
в начале показать инструмент, рассказать о нем., затем вернуться с кассе,
взять у покупателя деньги. Когда дети купят все нужные инструменты, все
выходят на середину зала и играют в оркестре. (русская народная мелодия
«Во кузнице).
Музыкальная игра «Музыкальный магазин»
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте сегодня поиграем в оркестре?
Но
сначала
нам
нужно
собрать
инструменты.
Смотрите,
в
нашем
музыкальном зале расположился музыкальный магазин «Маэстро». Только
из магазина просто так нельзя брать инструменты, их нужно купить.. Давайте
и мы попробуем заработать монетки для покупки инструментов для нашего
оркестра.
Музыкальный руководитель: Нужно выбрать один инструмент и показать
пантомимой, как на нем играют музыканты. Тот, кто угадал название
инструмента, получают монетки оба. Потом мы меняемся – инструмент
показывает кто – то другой из вас, а остальные ребята угадывают, о чем идет
речь.
Дети выбирают себе по инструменту и по очереди показывают его
пантомимой. Если у ребят возникнут трудности, музыкальный руководитель
может подсказать или даже показывать загадки – картинки или изображение
деталей разных музыкальных инструментов. Когда каждый ребенок покажет
по одному инструменту и соберет хотя бы по монетке, все отправляются в
музыкальный магазин. Игра проводится также как в предыдущем варианте.
Когда дети «купят» нужные им инструменты, они собираются в центре зала и
играют в оркестре «Детскую польку» М. Глинка.