Напоминание

"Игры малышей в кругу семьи"

Автор: Шестых Светлана Митрофановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополек"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры малышей в кругу семьи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк».

Консультация для родителей.

«Игры малышей в кругу семьи».

Составила воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

Шестых Светлана Митрофановна

с. Мильково.

- 2025-год

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А.

В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Раннее детство –

период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста

отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.

Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его

уникальность, поддерживать и развивать ее.

Наблюдая за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, умеющий играть, не

капризничает, может, хотя и ненадолго, заняться интересным делом. Он доверяет

взрослому, любит с ним общаться. Такой ребенок любопытен, необыкновенно

активен: в повседневной жизни малыш готов с папой заводить машину, с мамой

стирать, мыть посуду. А когда взрослые ему не разрешают. То он без капризов

переходит к игре, делает все, что запрещали, понарошку водит машину и т. д. Дети,

умеющие играть, эмоциональны, жизнерадостны.

И наоборот, дети, которые не умеют, не любят играть, требуют к себе

постоянного внимания и участия взрослого. Такие дети часто капризничают,

бывают равнодушными. Их немногочисленные игры не интересны, однообразны.

Они затрудняются что – то спросить у взрослых, не доверяют им, становятся

замкнутыми. Дети, которые научились играть дома, спокойнее привыкают к

детскому коллективу.

Некоторые родители считают, что игра не так важна и полезна для ребенка,

чем просмотр детских передач и книг. Но развитие детей дошкольного возраста

зависит от того, как и во что они играют. В игре воспроизводится окружающая

ребенка действительность. Полезная для малыша игра сама по себе не организуется,

но ребенку помочь овладеть этим серьезным для него видом деятельности должны

взрослые.

Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно играть.

Совсем не обязательно, чтобы там было много игрушек. Напротив, чрезмерное

количество их рассеивает внимание ребенка, снижает интерес. К подбору игрушек

надо отнестись очень серьезно. Наиболее полезны игрушки, которые ребенок может

не только созерцать, но и разнообразно ими действовать, при помощи которых он

упражняет свои умения, закрепляет знания, учится соображать и которые своим

внешним видом радуют и воспитывают хороший вкус.

Детям нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы (мелкие,

крупные),

например,

ребенок

вместо

градусника

использует

палочку.

Так

развивается у него фантазия. Сколько же нужно игрушек ребенку? Мало. И много,

много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви! Ребенку нужно

показать, как можно играть с той или иной игрушкой.

Сколько радости доставляет ребенку даже старая игрушка в руках взрослых.

Родители должны не только покупать детям игрушки, но и обязательно играть

вместе с ними.

Игра имеет свои законы развития. Руководство игрой со стороны взрослого

должно быть ненавязчивым, тактичным. Придерживаться правила: «Не делать за

ребенка того, что он может сделать сам», нужно и в игре.

Дети второго года жизни очень непоседливы. Для развития движений малышу

можно предложить игрушки – каталки, мячи, обручи, крупные машины. Любят дети

игры с сюрпризными заводными игрушками. Любят катать забавные каталки,

укладывать неваляшку. Но вначале взрослый должен показать ребенку, как играть с

той или иной игрушкой. Например, пройти по доске как по дорожке, прокатить мяч

и поймать его.

Гуляя с малышом по улице, следует учить его преодолевать небольшие

препятствия: подняться на невысокую горку, перешагнуть через палку. Нужно

постоянно держать ребенка в поле зрения, но не опекать его. Не стоит огорчаться,

увидев запачканную одежду или руки ребенка. Неправильно поступают родители,

запрещая в таком случае самостоятельно двигаться малышу.

В конце второго года жизни дети начинают рисовать карандашами на бумаге.

Хорошо, если взрослые будут рисовать вместе с детьми простые предметы. Конечно

эти занятия кратковременные (5 – 7 минут), но очень полезны для ребенка.

Рисование учит наблюдательности,

успокаивает ребенка после двигательной

активности.

Таким образом, дети раннего возраста занимаются многим: рассматриванием

книг и наблюдением за окружающим, рисованием, отобразительной игрой. Но

такую разнообразную деятельность организует и создает условия для игры

взрослый. Родители радуются, когда ребенок самостоятельно играет. На первый

взгляд,

кажется,

что

такая

игра

возникает

и

развивается

независимо

от

вмешательства взрослых.

Но это не так, ведь только в семье, где бережно относятся к формированию

познавательных интересов ребенка, может быть создан комплекс условий для

развития игры. Ребенок растет, игра становится разнообразнее и самостоятельнее.

Малыш познает мир, активно действуя. Поэтому необходимо привлекать его к

равноправному участию в повседневной жизни. Ошибаются те родители, что

отстраняют ребенка от дел, руководствуясь тем, что ребенок помешает или

запачкается.

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение

матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Если родители не играют с

ребенком, то постепенно в такой семье ребенок отстраняется от дел. Контакт между

ребенком и взрослым не устанавливается. Незнание жизни, отсутствие интереса к

ней не создает и почву для возникновения игры. Иначе происходит в семье, где

привлекают ребенка к посильным трудовым действиям. К примеру, мама стирает и

предлагает дочери постирать платья для кукол. Девочка устраивается со своим

детским тазиком тут же, возле мамы.

Таким детям в семье спокойно и уютно. Активно действуя, они развиваются,

упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие

от полученных результатов. Все, с чем познакомились малыши в жизни, они

отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными их

наблюдений, из книг.

Но перенести свой жизненный опыт в игру дети раннего возраста сами не

могут, поэтому взрослые должны показать малышам, как играть и во что играть. Это

может быть небольшая инсценировка: как прошел день рождения у зайчика, как

кукла гуляла с собачкой. Родители часто жалуются, что дети разбрасывают

игрушки, ломают их. Просто эти дети не умеют с ними играть. Например, ребенок

несет куклу кверху ногами, а потом бросает ее. Ласково обращаясь к кукле, мама

говорит: «Машенька идет ножками, топ- топ – топ, она идет к нашей Юленьке».

Подводит куклу к малышке. Она берет куклу за руку, ведет ее, приговаривая:

«Маша топ – топ – топ». Ласковый голос мамы, пример бережного отношения к

кукле, делают свое дело. Действия с игрушкой, которые показала малышу мама, он

перенесет в свою игру.

Взрослые, играя с ребенком, могут брать на себя роль, например, продавца,

покупателя, шофера, врача. Это не только радует ребенка, но и многому учит. И еще

очень важно, когда взрослый использует в игре предметы – заместители в виде

палочек, веточек, камешков, вместо необходимых для игры предметов.

Взрослые путем ненавязчивого руководства игрой могут помочь ребенку ее

продлить, предложив дополнительную игрушку. Например, мальчик перевез все

кубики и бесцельно возит машину по комнате. Бабушка говорит внуку: «У меня

кончилась картошка, не мог бы ты съездить в магазин?»

В

раннем

возрасте

игра

начинает

формироваться

в

виде

индивидуальной

деятельности детей. Двухлетние дети

с приобретением игрового опыта с

удовольствием играют вместе.

Чем меньше малыш, тем большая помощь требуется от взрослого в игре. Не

следует, конечно, постоянно вмешиваться в игры детей, но направлять их -

обязанность

родителей.

Делать

это

нужно

не

навязчиво,

а

дружески

-

заинтересованно и как бы невзначай.

Увидев, что дочка небрежно держит куклу, пожурите ее: «Что же ты свою дочку

вниз головой держишь, ей больно. Вот как надо держать».

Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его

игру. Ребенок, умеющий играть самостоятельно, чувствует себя по – настоящему

счастливым. Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре.

Если ребенок умеет один, без взрослых, выбрать игру, то у него создается привычка

всегда быть занятым. Праздность приводит к лени, шалостям, озорству. Как же

научить ребенка играть одному? Прежде всего, сообразуясь с его возрастом,

знаниями и интересами, подберите игрушки, которые располагают к игре. Это могут

быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки.

Наблюдая за ребенком в игре, выявите его интересы и наклонности. Игровые

интересы нужно не только поддерживать, но и расширять.

Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил кубики,

выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора - сохраните это до

тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала вызовут желание и в

дальнейшем действовать в игре самостоятельно.

Занимаясь своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем

занят, во что играет их ребенок.

Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка.