Автор: Шестых Светлана Митрофановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополек"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры малышей в кругу семьи"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк».
Консультация для родителей.
«Игры малышей в кругу семьи».
Составила воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад «Тополёк»
Шестых Светлана Митрофановна
с. Мильково.
- 2025-год
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В.А.
В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Раннее детство –
период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста
отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.
Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его
уникальность, поддерживать и развивать ее.
Наблюдая за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, умеющий играть, не
капризничает, может, хотя и ненадолго, заняться интересным делом. Он доверяет
взрослому, любит с ним общаться. Такой ребенок любопытен, необыкновенно
активен: в повседневной жизни малыш готов с папой заводить машину, с мамой
стирать, мыть посуду. А когда взрослые ему не разрешают. То он без капризов
переходит к игре, делает все, что запрещали, понарошку водит машину и т. д. Дети,
умеющие играть, эмоциональны, жизнерадостны.
И наоборот, дети, которые не умеют, не любят играть, требуют к себе
постоянного внимания и участия взрослого. Такие дети часто капризничают,
бывают равнодушными. Их немногочисленные игры не интересны, однообразны.
Они затрудняются что – то спросить у взрослых, не доверяют им, становятся
замкнутыми. Дети, которые научились играть дома, спокойнее привыкают к
детскому коллективу.
Некоторые родители считают, что игра не так важна и полезна для ребенка,
чем просмотр детских передач и книг. Но развитие детей дошкольного возраста
зависит от того, как и во что они играют. В игре воспроизводится окружающая
ребенка действительность. Полезная для малыша игра сама по себе не организуется,
но ребенку помочь овладеть этим серьезным для него видом деятельности должны
взрослые.
Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно играть.
Совсем не обязательно, чтобы там было много игрушек. Напротив, чрезмерное
количество их рассеивает внимание ребенка, снижает интерес. К подбору игрушек
надо отнестись очень серьезно. Наиболее полезны игрушки, которые ребенок может
не только созерцать, но и разнообразно ими действовать, при помощи которых он
упражняет свои умения, закрепляет знания, учится соображать и которые своим
внешним видом радуют и воспитывают хороший вкус.
Детям нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы (мелкие,
крупные),
например,
ребенок
вместо
градусника
использует
палочку.
Так
развивается у него фантазия. Сколько же нужно игрушек ребенку? Мало. И много,
много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви! Ребенку нужно
показать, как можно играть с той или иной игрушкой.
Сколько радости доставляет ребенку даже старая игрушка в руках взрослых.
Родители должны не только покупать детям игрушки, но и обязательно играть
вместе с ними.
Игра имеет свои законы развития. Руководство игрой со стороны взрослого
должно быть ненавязчивым, тактичным. Придерживаться правила: «Не делать за
ребенка того, что он может сделать сам», нужно и в игре.
Дети второго года жизни очень непоседливы. Для развития движений малышу
можно предложить игрушки – каталки, мячи, обручи, крупные машины. Любят дети
игры с сюрпризными заводными игрушками. Любят катать забавные каталки,
укладывать неваляшку. Но вначале взрослый должен показать ребенку, как играть с
той или иной игрушкой. Например, пройти по доске как по дорожке, прокатить мяч
и поймать его.
Гуляя с малышом по улице, следует учить его преодолевать небольшие
препятствия: подняться на невысокую горку, перешагнуть через палку. Нужно
постоянно держать ребенка в поле зрения, но не опекать его. Не стоит огорчаться,
увидев запачканную одежду или руки ребенка. Неправильно поступают родители,
запрещая в таком случае самостоятельно двигаться малышу.
В конце второго года жизни дети начинают рисовать карандашами на бумаге.
Хорошо, если взрослые будут рисовать вместе с детьми простые предметы. Конечно
эти занятия кратковременные (5 – 7 минут), но очень полезны для ребенка.
Рисование учит наблюдательности,
успокаивает ребенка после двигательной
активности.
Таким образом, дети раннего возраста занимаются многим: рассматриванием
книг и наблюдением за окружающим, рисованием, отобразительной игрой. Но
такую разнообразную деятельность организует и создает условия для игры
взрослый. Родители радуются, когда ребенок самостоятельно играет. На первый
взгляд,
кажется,
что
такая
игра
возникает
и
развивается
независимо
от
вмешательства взрослых.
Но это не так, ведь только в семье, где бережно относятся к формированию
познавательных интересов ребенка, может быть создан комплекс условий для
развития игры. Ребенок растет, игра становится разнообразнее и самостоятельнее.
Малыш познает мир, активно действуя. Поэтому необходимо привлекать его к
равноправному участию в повседневной жизни. Ошибаются те родители, что
отстраняют ребенка от дел, руководствуясь тем, что ребенок помешает или
запачкается.
Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение
матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Если родители не играют с
ребенком, то постепенно в такой семье ребенок отстраняется от дел. Контакт между
ребенком и взрослым не устанавливается. Незнание жизни, отсутствие интереса к
ней не создает и почву для возникновения игры. Иначе происходит в семье, где
привлекают ребенка к посильным трудовым действиям. К примеру, мама стирает и
предлагает дочери постирать платья для кукол. Девочка устраивается со своим
детским тазиком тут же, возле мамы.
Таким детям в семье спокойно и уютно. Активно действуя, они развиваются,
упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие
от полученных результатов. Все, с чем познакомились малыши в жизни, они
отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными их
наблюдений, из книг.
Но перенести свой жизненный опыт в игру дети раннего возраста сами не
могут, поэтому взрослые должны показать малышам, как играть и во что играть. Это
может быть небольшая инсценировка: как прошел день рождения у зайчика, как
кукла гуляла с собачкой. Родители часто жалуются, что дети разбрасывают
игрушки, ломают их. Просто эти дети не умеют с ними играть. Например, ребенок
несет куклу кверху ногами, а потом бросает ее. Ласково обращаясь к кукле, мама
говорит: «Машенька идет ножками, топ- топ – топ, она идет к нашей Юленьке».
Подводит куклу к малышке. Она берет куклу за руку, ведет ее, приговаривая:
«Маша топ – топ – топ». Ласковый голос мамы, пример бережного отношения к
кукле, делают свое дело. Действия с игрушкой, которые показала малышу мама, он
перенесет в свою игру.
Взрослые, играя с ребенком, могут брать на себя роль, например, продавца,
покупателя, шофера, врача. Это не только радует ребенка, но и многому учит. И еще
очень важно, когда взрослый использует в игре предметы – заместители в виде
палочек, веточек, камешков, вместо необходимых для игры предметов.
Взрослые путем ненавязчивого руководства игрой могут помочь ребенку ее
продлить, предложив дополнительную игрушку. Например, мальчик перевез все
кубики и бесцельно возит машину по комнате. Бабушка говорит внуку: «У меня
кончилась картошка, не мог бы ты съездить в магазин?»
В
раннем
возрасте
игра
начинает
формироваться
в
виде
индивидуальной
деятельности детей. Двухлетние дети
с приобретением игрового опыта с
удовольствием играют вместе.
Чем меньше малыш, тем большая помощь требуется от взрослого в игре. Не
следует, конечно, постоянно вмешиваться в игры детей, но направлять их -
обязанность
родителей.
Делать
это
нужно
не
навязчиво,
а
дружески
-
заинтересованно и как бы невзначай.
Увидев, что дочка небрежно держит куклу, пожурите ее: «Что же ты свою дочку
вниз головой держишь, ей больно. Вот как надо держать».
Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его
игру. Ребенок, умеющий играть самостоятельно, чувствует себя по – настоящему
счастливым. Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре.
Если ребенок умеет один, без взрослых, выбрать игру, то у него создается привычка
всегда быть занятым. Праздность приводит к лени, шалостям, озорству. Как же
научить ребенка играть одному? Прежде всего, сообразуясь с его возрастом,
знаниями и интересами, подберите игрушки, которые располагают к игре. Это могут
быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки.
Наблюдая за ребенком в игре, выявите его интересы и наклонности. Игровые
интересы нужно не только поддерживать, но и расширять.
Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил кубики,
выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора - сохраните это до
тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала вызовут желание и в
дальнейшем действовать в игре самостоятельно.
Занимаясь своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем
занят, во что играет их ребенок.
Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка.