Напоминание

Развитие читательской грамотности младших школьников через семейное чтение.

Автор: Косихина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Сатисская СШ"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.о.г. Первомайск, р.п. Сатис, ул. Мира 2-В
Наименование материала: Статья с элементами тренинга
Тема: Развитие читательской грамотности младших школьников через семейное чтение.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семейное чтение – это не просто досуг, а важный инструмент для развития и

укрепления семейных уз в наше время. Как отмечал В.А. Сухомлинский,

дети младшего школьного возраста часто испытывают трудности с глубоким

осмыслением прочитанного. К счастью, интерес к совместному чтению в

семьях вновь набирает обороты.

Книги, прочитанные вместе, становятся мостиком между поколениями,

способствуя эмоциональному сближению, взаимопониманию и живому

общению. Они учат нас доброте и справедливости, открывают красоту

окружающего мира, воспитывают любовь ко всему живому и, конечно же,

расширяют кругозор юных читателей.

Почему чтение так важно?

Эмоциональный заряд: Как утверждал И.П. Павлов, эмоции – это мощный

источник энергии. Читая увлекательную книгу, ребенок испытывает целый

спектр чувств: радость, грусть, удивление, сострадание. Эти переживания

делают его более чутким и эмоционально развитым.

Эффективность восприятия: Глазами мы усваиваем лишь малую часть

информации, тогда как чтение позволяет воспринять до 70%. Постоянное

совершенствование навыков чтения – это ключ к более быстрому и

глубокому пониманию мира. И. Гёте, великий писатель, говорил: "Добрые

люди не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам

на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели." Это

подчеркивает ценность и сложность этого навыка.

Развитие аналитических способностей: Ребенок, который хорошо читает,

умеет быстро находить нужную информацию, понимать ее смысл, выделять

главное и отвечать на вопросы. У него развита "орфографическая зоркость" и

навыки поиска и обобщения информации. Это основа для успешного

обучения и критического мышления.

Путешествие в мир знаний: Книжный мир безграничен и полон открытий.

Посещая библиотеку, ребенок учится ориентироваться в книжном

пространстве, пользоваться справочной литературой, находить ответы на

интересующие его вопросы.

Формирование нравственных ориентиров: Книги – это кладезь знаний о

нормах поведения. Образы любимых героев, их благородные поступки,

вдохновляют и укрепляют веру в добро и светлое.

Как сделать семейное чтение по-настоящему ценным?

В каждой семье важно находить время для обсуждения прочитанных книг.

Родители могут поддержать интерес ребенка к чтению, проявляя искренний

интерес к тому, что он читает. Используйте "маленькие хитрости", чтобы

сделать чтение еще более привлекательным: пополняйте домашнюю

библиотеку красивыми изданиями. Поделитесь с ребенком своими

любимыми книгами из детства – это создаст особую атмосферу теплого

общения и станет прекрасной школой рассказывания.

"Копилка читательской мудрости"

Цель: развитие интереса к чтению и совершенствование навыков в условиях

семейного воспитания.

Игры и задания:

"Разорванные пословицы"

1. " Разорванные пословицы"

а)Соедините части пословиц, фиксируя время

Москва дальше будешь

Тише едешь города берёт

Поспешишь Родине служить

У страха людей насмешишь

Жить глаза велики

2. "Найди пару"

Образуйте слова в пару, подбирая противоположные слова.

Доброта смеяться

Правдивость холодный

Горячий медленный

Быстрый злость

Плакать лживость

3. "Буквы потерялись"

Со....ма

Бо...да

Раз....вор

Во...бей

Ге...изм

4. "Мини- бестселлер"

Составьте мини - текст, используя слова семья, сказки, вечер, настольная

лампа, радость, мама, сон.

5. "Путаница"

Определите правильную последовательность строк.

Ну вот : зачем фрак надевал?

Пингвин собрался на приём:

Нырнул за рыбиной...

Надел свой лучший фрак,

Пустился ... натощак.

Наш друг оголодал:

Но , не проплыв и двух часов,

На льдину сел и в дальний путь

6. " Математическая читалочка"

у + чи + тель=?

ро+маш+ка=?

доб+ро+та=?

кос+мо+навт=?

пи+ра+ми+да=?

7. Игра "Лабиринты"

Восстановите порядок слов в пословице, передай смысл пословиц своими

словами.

А, пером, человек, красна, умом, птица

И, пруда, без, вынешь, из труда, не , рыбку

Во, еды , приходит, время , аппетит

8. "Собиратели слов"

Запишите слова на тему "Осень". Время 10 минут.

Книга – это не просто стопка бумаги с буквами. Это настоящий кладезь, где

бережно хранится всё самое ценное, что создавало наше поколение:

национальные традиции, духовные ценности, мудрость предков. Она – наш

мост к прошлому и компас в будущее.

Давайте вместе откроем для себя магию слова! В поэзии, в каждом слоге, в

каждой строке таится особая красота, способная преобразить наш взгляд на

мир. Когда мы учимся видеть эту красоту, перед нами распахивается

удивительный, полный красок и смыслов мир.

Пусть в каждом доме, в каждом семейном кругу звучат волшебные строки

русских поэтов и писателей. Читайте вместе с детьми! Это не просто

совместное время провождение, это создание особой атмосферы, где

рождаются прекрасные образы окружающего мира. Через эти строки дети

учатся чувствовать, понимать и ценить красоту, а вместе с ней – и самих

себя. Совместное чтение – это путь к нравственному росту. Погружаясь в

мир героев, их переживаний и поступков, мы вместе с детьми поднимаемся

по ступеням понимания. Мы учимся отличать добро от зла, сопереживать,

быть милосердными. И, конечно же, мы начинаем осознавать высокое

предназначение человека в этом мире – быть творцом, хранителем красоты и

добра, строить лучшее будущее.

Пусть книга станет вашим верным спутником на этом пути!