Автор: Косихина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Сатисская СШ"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.о.г. Первомайск, р.п. Сатис, ул. Мира 2-В
Наименование материала: Статья с элементами тренинга
Тема: Развитие читательской грамотности младших школьников через семейное чтение.
Семейное чтение – это не просто досуг, а важный инструмент для развития и
укрепления семейных уз в наше время. Как отмечал В.А. Сухомлинский,
дети младшего школьного возраста часто испытывают трудности с глубоким
осмыслением прочитанного. К счастью, интерес к совместному чтению в
семьях вновь набирает обороты.
Книги, прочитанные вместе, становятся мостиком между поколениями,
способствуя эмоциональному сближению, взаимопониманию и живому
общению. Они учат нас доброте и справедливости, открывают красоту
окружающего мира, воспитывают любовь ко всему живому и, конечно же,
расширяют кругозор юных читателей.
Почему чтение так важно?
Эмоциональный заряд: Как утверждал И.П. Павлов, эмоции – это мощный
источник энергии. Читая увлекательную книгу, ребенок испытывает целый
спектр чувств: радость, грусть, удивление, сострадание. Эти переживания
делают его более чутким и эмоционально развитым.
Эффективность восприятия: Глазами мы усваиваем лишь малую часть
информации, тогда как чтение позволяет воспринять до 70%. Постоянное
совершенствование навыков чтения – это ключ к более быстрому и
глубокому пониманию мира. И. Гёте, великий писатель, говорил: "Добрые
люди не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам
на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели." Это
подчеркивает ценность и сложность этого навыка.
Развитие аналитических способностей: Ребенок, который хорошо читает,
умеет быстро находить нужную информацию, понимать ее смысл, выделять
главное и отвечать на вопросы. У него развита "орфографическая зоркость" и
навыки поиска и обобщения информации. Это основа для успешного
обучения и критического мышления.
Путешествие в мир знаний: Книжный мир безграничен и полон открытий.
Посещая библиотеку, ребенок учится ориентироваться в книжном
пространстве, пользоваться справочной литературой, находить ответы на
интересующие его вопросы.
Формирование нравственных ориентиров: Книги – это кладезь знаний о
нормах поведения. Образы любимых героев, их благородные поступки,
вдохновляют и укрепляют веру в добро и светлое.
Как сделать семейное чтение по-настоящему ценным?
В каждой семье важно находить время для обсуждения прочитанных книг.
Родители могут поддержать интерес ребенка к чтению, проявляя искренний
интерес к тому, что он читает. Используйте "маленькие хитрости", чтобы
сделать чтение еще более привлекательным: пополняйте домашнюю
библиотеку красивыми изданиями. Поделитесь с ребенком своими
любимыми книгами из детства – это создаст особую атмосферу теплого
общения и станет прекрасной школой рассказывания.
"Копилка читательской мудрости"
Цель: развитие интереса к чтению и совершенствование навыков в условиях
семейного воспитания.
Игры и задания:
"Разорванные пословицы"
1. " Разорванные пословицы"
а)Соедините части пословиц, фиксируя время
Москва дальше будешь
Тише едешь города берёт
Поспешишь Родине служить
У страха людей насмешишь
Жить глаза велики
2. "Найди пару"
Образуйте слова в пару, подбирая противоположные слова.
Доброта смеяться
Правдивость холодный
Горячий медленный
Быстрый злость
Плакать лживость
3. "Буквы потерялись"
Со....ма
Бо...да
Раз....вор
Во...бей
Ге...изм
4. "Мини- бестселлер"
Составьте мини - текст, используя слова семья, сказки, вечер, настольная
лампа, радость, мама, сон.
5. "Путаница"
Определите правильную последовательность строк.
Ну вот : зачем фрак надевал?
Пингвин собрался на приём:
Нырнул за рыбиной...
Надел свой лучший фрак,
Пустился ... натощак.
Наш друг оголодал:
Но , не проплыв и двух часов,
На льдину сел и в дальний путь
6. " Математическая читалочка"
у + чи + тель=?
ро+маш+ка=?
доб+ро+та=?
кос+мо+навт=?
пи+ра+ми+да=?
7. Игра "Лабиринты"
Восстановите порядок слов в пословице, передай смысл пословиц своими
словами.
А, пером, человек, красна, умом, птица
И, пруда, без, вынешь, из труда, не , рыбку
Во, еды , приходит, время , аппетит
8. "Собиратели слов"
Запишите слова на тему "Осень". Время 10 минут.
Книга – это не просто стопка бумаги с буквами. Это настоящий кладезь, где
бережно хранится всё самое ценное, что создавало наше поколение:
национальные традиции, духовные ценности, мудрость предков. Она – наш
мост к прошлому и компас в будущее.
Давайте вместе откроем для себя магию слова! В поэзии, в каждом слоге, в
каждой строке таится особая красота, способная преобразить наш взгляд на
мир. Когда мы учимся видеть эту красоту, перед нами распахивается
удивительный, полный красок и смыслов мир.
Пусть в каждом доме, в каждом семейном кругу звучат волшебные строки
русских поэтов и писателей. Читайте вместе с детьми! Это не просто
совместное время провождение, это создание особой атмосферы, где
рождаются прекрасные образы окружающего мира. Через эти строки дети
учатся чувствовать, понимать и ценить красоту, а вместе с ней – и самих
себя. Совместное чтение – это путь к нравственному росту. Погружаясь в
мир героев, их переживаний и поступков, мы вместе с детьми поднимаемся
по ступеням понимания. Мы учимся отличать добро от зла, сопереживать,
быть милосердными. И, конечно же, мы начинаем осознавать высокое
предназначение человека в этом мире – быть творцом, хранителем красоты и
добра, строить лучшее будущее.
Пусть книга станет вашим верным спутником на этом пути!