Автор: Борздова Ирина Валерьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ" Красноярский детский дом №2 им. И.А. Пономарева"
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: профилактика самовольных уходов из детского дома: "Свобода ложная и настоящая"
Занятие по профилактике самовольных уходов из детского дома:
«Свобода ложная и настоящая»
Социальный педагог Борздова И.В.
Дети, проживающие многие годы в детских домах, интернатах
нуждаются в комплексном подходе к их воспитанию, социализации и
гармоничном развитии. Это дети, пережившие травму отчуждения, с трудом
принимают новые правила, так как чувствуют утрату контроля и
стабильности. Для детей характерно чувство незащищенности,
неуверенность в себе и своих силах, ощущение неуспешности,
беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать
себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует у них появление
психологической защиты – самовольным уходам иной раз в никуда, лишь бы
уйти от проблемы, опасности, давления.
Одним из признаков, характеризующим детей, склонных к самовольным
уходам и бродяжничеству, является наличие у детей или подростков
нарушений в развитии и поведении. Самовольные уходы становятся основой
для всевозможных отклонений психосоциального развития
несовершеннолетних и в подростковом возрасте, резко изменяют поведение
несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к
употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир
(компьютерная и интернет-зависимости), т.е всё больше проявляется
девиантное поведение, требующее незамедлительной коррекции и участия в
этой деятельности разных специалистов.
Представляю Вам одно из занятий цикла по профилактике самовольных
уходов.
Занятие № 4: «Свобода ложная и настоящая»
Цель: Профилактика самовольных уходов детей из детского дома и
осознание ими понятия «свобода».
Задачи: 1. Познакомить подростков с понятием «свобода» и какую роль она
играет в жизни человека.
2. Показать практическую связь понятий «свобода» и «выбор»
3. Развивать в себе ответственность за своё свободное мнение,
решение, поступки
4. Формирование мотивационных установок по отношению к себе, к
трудностям, в которых можно оказаться, не отдавая себе отчёта в
своей жизнедеятельности.
Форма проведения занятия: беседа, групповая работа.
Технология: проблемное обучение
Технические средства обучения: проектор, экран,
презентация: «Свобода!!!»
Методы, используемые на занятии:
Методы формирования сознания личности:
- постановка проблемы;
- беседа;
- пример;
- обсуждение.
2. Методы организации деятельности и формирование опыта
общественного поведения:
- игра
- воспитательные ситуации
План занятия:
1. Организационная часть. (3 мин.)
2. Знакомство с новым материалом. (20 мин)
3. Беседа по окончанию просмотра презентации (10 мин.)
4. Подведение итогов. (7 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть:
Перед каждым ребёнком лежит лист бумаги, на котором написано
определение свободы и оставлено место для их рассуждений.
-Добрый день, ребята. Сегодня тема нашего занятия – это самовольные
уходы из детского дома, которое мы назовём: «Свобода ложная и
настоящая».
Перед вами дано определение свободы в её общем понимании:
«Свобода – это осознанная необходимость, это способность человека
действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь
на свои знания реальности.»
Все в этом мире хотят жить свободными, все понимают свободу по-своему,
поэтому в обществе издавна приняты определённые границы свобод
граждан, с которыми надо считаться и называются эти границы – законами,
обычаями, традициями, заповедями. Это всё существует для того, чтобы
личная свобода каждого члена общества не превращалась во
вседозволенность, беспредел.
Это очень тонкая грань: твоя свобода и свобода другого человека. Здесь на
первое место выходит выбор – ваш коридор решений, по которому можно
беспрепятственно свободно пройти, не нарушая правил, принятых
обществом.
Задание 1. Напишите: «Для меня свобода – это…»
(Дети детского дома в основном пишут о том, что свобода для них – это
бесконечная, бесконтрольная прогулка по городу, чтобы их никто не
разыскивал и они были бы не ограничены никакими рамками режима;
они чувствуют себя свободными лишь тогда, когда удовлетворяют свои
потребности и им никто не мешает).
Озвучив понимание свободы некоторых детей, переходим к пониманию
следующих истин:
- абсолютной свободы не существует, т.к. человек живёт в обществе и
свободным от общества он быть не может;
Пример:
-Когда дети убегают из детского дома, от родителей, они чувствуют
абсолютную свободу? (Да)
-До какого времени? (Пока не замёрзнут, или не захотят есть, или им будут
угрожать и тогда они уже не испытывают чувства радости, а возникает
желание вернуться в привычный мир потому, что этот чужой мир принимает
только подготовленных)
Значит - Свобода человека ограничивается его биологическими
потребностями: мы не должны испытывать чувство голода, холода, жары,
опасности и т.д. – это гонит нас обратно, под защиту взрослых.
- Но мы сами принимаем решение уйти, когда пожелаем – значит- это
свобода? Когда ты поступаешь вопреки правилам коллектива
Нет, это - ложная свобода, в погоне за которой ты переступаешь грань
дозволенного, ставишь в трудное положение людей, несущих за тебя
ответственность, а затем осознав всё это возвращаешься уже не победителем.
А может быть и преступником, которого могут лишить свободы надолго.
- «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода
другого» (М.И. Бакунин), т.е. мы все поставлены в рамки закона, который
охраняет общество от хаоса и беспорядков;
А что же такое настоящая свобода? - внутренняя свобода, которую нужно
воспитывать, это свобода от иллюзий (лжи) и пороков (грехов).
Чтобы приобрести такую свободу необходимы труд и поиск, борьба и
усилия, а также каждодневная работа над собой.
Для того, чтобы ощущать себя внутренне свободным, надо обладать
самоуважением и быть уверенным в своих убеждениях. Такой человек
свободен от глупых необдуманных поступков, от импульсивных решений и в
самой безнадёжной на первый взгляд ситуации найдёт правильный выход.
Почему? Потому, что он воспитал в себе свободного человека, он не будет
убегать сломя голову неизвестно куда, подвергаясь эмоциям, он будет
думать, логически рассуждать – как поступить? Быть свободным – не значит
быть бесконтрольным со стороны взрослых, не значит беспредельничать.
Свобода человеку даёт творчески развиваться, расти духовно, пользоваться
всеми правами и свободами, предоставляемыми государством и жить
полноценной жизнью, но в рамках правил, установленных обществом.
Задание 2. Перед вами на мониторе будет продемонстрировано несколько
жизненных ситуаций, в которых вы должны увидеть истинную свободу и
мнимую.
3. Беседа по окончанию просмотра презентации.
Как бы вы поступили в каждом отдельном случае?
Где ситуации, в которых свобода одного человека нарушает свободу
другого?
Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
4. Подведение итогов:
- Дети сами пишут вывод о том, почему самовольный уход – это не
обретение свободы, это ложная свобода, за которую придётся отвечать перед
обществом вплоть до потери настоящей.
- Они ещё раз излагают своё мнение после занятия:
«Свобода для меня – это …»
После занятия мы проводим мониторинг ответов подростков и делаем
выводы, в каком направлении выстраивать свою воспитательную работу с
каждым из них.