Напоминание

профилактика самовольных уходов из детского дома: "Свобода ложная и настоящая"

Автор: Борздова Ирина Валерьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ" Красноярский детский дом №2 им. И.А. Пономарева"
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: профилактика самовольных уходов из детского дома: "Свобода ложная и настоящая"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Занятие по профилактике самовольных уходов из детского дома:

«Свобода ложная и настоящая»

Социальный педагог Борздова И.В.

Дети, проживающие многие годы в детских домах, интернатах

нуждаются в комплексном подходе к их воспитанию, социализации и

гармоничном развитии. Это дети, пережившие травму отчуждения, с трудом

принимают новые правила, так как чувствуют утрату контроля и

стабильности. Для детей характерно чувство незащищенности,

неуверенность в себе и своих силах, ощущение неуспешности,

беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать

себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует у них появление

психологической защиты – самовольным уходам иной раз в никуда, лишь бы

уйти от проблемы, опасности, давления.

Одним из признаков, характеризующим детей, склонных к самовольным

уходам и бродяжничеству, является наличие у детей или подростков

нарушений в развитии и поведении. Самовольные уходы становятся основой

для всевозможных отклонений психосоциального развития

несовершеннолетних и в подростковом возрасте, резко изменяют поведение

несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к

употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир

(компьютерная и интернет-зависимости), т.е всё больше проявляется

девиантное поведение, требующее незамедлительной коррекции и участия в

этой деятельности разных специалистов.

Представляю Вам одно из занятий цикла по профилактике самовольных

уходов.

Занятие № 4: «Свобода ложная и настоящая»

Цель: Профилактика самовольных уходов детей из детского дома и

осознание ими понятия «свобода».

Задачи: 1. Познакомить подростков с понятием «свобода» и какую роль она

играет в жизни человека.

2. Показать практическую связь понятий «свобода» и «выбор»

3. Развивать в себе ответственность за своё свободное мнение,

решение, поступки

4. Формирование мотивационных установок по отношению к себе, к

трудностям, в которых можно оказаться, не отдавая себе отчёта в

своей жизнедеятельности.

Форма проведения занятия: беседа, групповая работа.

Технология: проблемное обучение

Технические средства обучения: проектор, экран,

презентация: «Свобода!!!»

Методы, используемые на занятии:

Методы формирования сознания личности:

- постановка проблемы;

- беседа;

- пример;

- обсуждение.

2. Методы организации деятельности и формирование опыта

общественного поведения:

- игра

- воспитательные ситуации

План занятия:

1. Организационная часть. (3 мин.)

2. Знакомство с новым материалом. (20 мин)

3. Беседа по окончанию просмотра презентации (10 мин.)

4. Подведение итогов. (7 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть:

Перед каждым ребёнком лежит лист бумаги, на котором написано

определение свободы и оставлено место для их рассуждений.

-Добрый день, ребята. Сегодня тема нашего занятия – это самовольные

уходы из детского дома, которое мы назовём: «Свобода ложная и

настоящая».

Перед вами дано определение свободы в её общем понимании:

«Свобода – это осознанная необходимость, это способность человека

действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь

на свои знания реальности.»

Все в этом мире хотят жить свободными, все понимают свободу по-своему,

поэтому в обществе издавна приняты определённые границы свобод

граждан, с которыми надо считаться и называются эти границы – законами,

обычаями, традициями, заповедями. Это всё существует для того, чтобы

личная свобода каждого члена общества не превращалась во

вседозволенность, беспредел.

Это очень тонкая грань: твоя свобода и свобода другого человека. Здесь на

первое место выходит выбор – ваш коридор решений, по которому можно

беспрепятственно свободно пройти, не нарушая правил, принятых

обществом.

Задание 1. Напишите: «Для меня свобода – это…»

(Дети детского дома в основном пишут о том, что свобода для них – это

бесконечная, бесконтрольная прогулка по городу, чтобы их никто не

разыскивал и они были бы не ограничены никакими рамками режима;

они чувствуют себя свободными лишь тогда, когда удовлетворяют свои

потребности и им никто не мешает).

Озвучив понимание свободы некоторых детей, переходим к пониманию

следующих истин:

- абсолютной свободы не существует, т.к. человек живёт в обществе и

свободным от общества он быть не может;

Пример:

-Когда дети убегают из детского дома, от родителей, они чувствуют

абсолютную свободу? (Да)

-До какого времени? (Пока не замёрзнут, или не захотят есть, или им будут

угрожать и тогда они уже не испытывают чувства радости, а возникает

желание вернуться в привычный мир потому, что этот чужой мир принимает

только подготовленных)

Значит - Свобода человека ограничивается его биологическими

потребностями: мы не должны испытывать чувство голода, холода, жары,

опасности и т.д. – это гонит нас обратно, под защиту взрослых.

- Но мы сами принимаем решение уйти, когда пожелаем – значит- это

свобода? Когда ты поступаешь вопреки правилам коллектива

Нет, это - ложная свобода, в погоне за которой ты переступаешь грань

дозволенного, ставишь в трудное положение людей, несущих за тебя

ответственность, а затем осознав всё это возвращаешься уже не победителем.

А может быть и преступником, которого могут лишить свободы надолго.

- «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода

другого» (М.И. Бакунин), т.е. мы все поставлены в рамки закона, который

охраняет общество от хаоса и беспорядков;

А что же такое настоящая свобода? - внутренняя свобода, которую нужно

воспитывать, это свобода от иллюзий (лжи) и пороков (грехов).

Чтобы приобрести такую свободу необходимы труд и поиск, борьба и

усилия, а также каждодневная работа над собой.

Для того, чтобы ощущать себя внутренне свободным, надо обладать

самоуважением и быть уверенным в своих убеждениях. Такой человек

свободен от глупых необдуманных поступков, от импульсивных решений и в

самой безнадёжной на первый взгляд ситуации найдёт правильный выход.

Почему? Потому, что он воспитал в себе свободного человека, он не будет

убегать сломя голову неизвестно куда, подвергаясь эмоциям, он будет

думать, логически рассуждать – как поступить? Быть свободным – не значит

быть бесконтрольным со стороны взрослых, не значит беспредельничать.

Свобода человеку даёт творчески развиваться, расти духовно, пользоваться

всеми правами и свободами, предоставляемыми государством и жить

полноценной жизнью, но в рамках правил, установленных обществом.

Задание 2. Перед вами на мониторе будет продемонстрировано несколько

жизненных ситуаций, в которых вы должны увидеть истинную свободу и

мнимую.

3. Беседа по окончанию просмотра презентации.

Как бы вы поступили в каждом отдельном случае?

Где ситуации, в которых свобода одного человека нарушает свободу

другого?

Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

4. Подведение итогов:

- Дети сами пишут вывод о том, почему самовольный уход – это не

обретение свободы, это ложная свобода, за которую придётся отвечать перед

обществом вплоть до потери настоящей.

- Они ещё раз излагают своё мнение после занятия:

«Свобода для меня – это …»

После занятия мы проводим мониторинг ответов подростков и делаем

выводы, в каком направлении выстраивать свою воспитательную работу с

каждым из них.