Напоминание

Формирование ценностного отношения к русскому языка у студентов педагогического колледжа на учебных занятиях

Авторы: Коровина Наталья Анатольевна, Изгагина Екатерина Алекссевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Ревда
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ценностного отношения к русскому языка у студентов педагогического колледжа на учебных занятиях







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование ценностного отношения к русскому языка

у студентов педагогического колледжа на учебных занятиях

Коровина Наталья Анатольевна, преподаватель

ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Изгагина Екатерина Алексеевна, преподаватель

ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

В современном обществе обнаруживается явное противоречие между

стремлением подрастающего поколения реализовать свой потенциал, само-

утвердиться, определить свои приоритеты в различных областях жизнедеятель-

ности и отсутствием социально-культурных условий, обеспечивающих этот

процесс. Студенты используют русский язык как средство коммуникации в его

информационной функции, однако при этом когнитивная (речемыслительная),

кумулятивная (накопительная) и эстетическая функции языка отходят на вто-

рой план. Эффективность воспитания ценностного отношения у студентов к

русскому языку во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в

семье, образовательной организации, среде сверстников и от технологий, кото-

рые используются в досуговом пространстве.

Поэтому формирование у подрастающего поколения ценностного отно-

шения к культурному наследию, в том числе русскому языку и русской литера-

туре, - одна из важных и актуальных задач образования н современном этапе.

В Указе президента России от 11 июля 2025 года №474 «Об утверждении

Основ государственной языковой политики Российской Федерации» подчёрки-

вается, что язык — это не только инструмент коммуникации, но и выражение

исторической памяти, носитель традиционных ценностей и символ националь-

ного единства.

Деятельность коллектива педагогического колледжа направлена на фор-

мирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являю-

щемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором наци-

онального самоопределения.

Формирование ценностного отношения к языку и литературе осуще-

ствляется с учетом этнокультурной специфики языкового концепта, детермини-

рованного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение

как единицы коллективного сознания народа; на основе интериоризации духов-

ных ценностей общества, при которой подросток чувствует себя творцом и хра-

нителем русского языка.

В процессе формирования ценностного отношения к языку и литературе

необходимо работать над развитием мотивации студентов к участию в различ-

ных формах литературно-поэтического творчества, обеспечивающего преем-

ственность духовной культуры этноса.

В своей работе мы опираемся на следующее положение: деятельность

преподавателя педагогического колледжа по воспитанию ценностного отноше-

ния к русскому языку — это комплексный, многоуровневый процесс, интегри-

рованный во все сферы образовательной деятельности. Это не просто обучение

нормам и правилам, а формирование глубокого личностного отношения к язы-

ку как к духовной сокровищнице, инструменту мышления и основе националь-

ной идентичности.

Необходимо понимать, что ценностное отношение может быть сформиро-

вано только при системном подходе, который, на наш взгляд, должен включать

в себя несколько направлений.

1.

Мировоззренческо-ценностное направление,

направленное на фор-

мирование у будущих педагогов понимание русской языковой картины мира,

связи языка с историей, культурой и менталитетом народа. Данное направление

мы реализуем через организацию дискуссий на следующие темы: «Язык как на-

циональное достояние», «Что значит беречь язык?», «Цена речевой / языковой

безграмотности в профессии педагога». Это формирует личную позицию сту-

дента.

2.

Содержательно-образовательное направление, связанное в первую

очередь с наполнение учебных дисциплин содержанием, которое демонстриру-

ет богатство, красоту и мощь русского языка.

Работу в этом направлении мы ведем на занятиях по учебной дисциплине

«Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога». Эта ра-

бота включает в себя:

анализ текстов разных функциональных стилей (от официально-

делового до художественного) с точки зрения их эстетики и эффективности;

работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами как сконцен-

трированной народной мудростью;

изучение норм не как свода запретов, а как правил «языковой игры»,

обеспечивающих взаимопонимание и точность мысли.

В обязательном порядке мы знакомим студентов с необходимыми циф-

ровыми ресурсами: качественными онлайн-словарями (ГРАМОТА.РУ, Нацио-

нальный корпус русского языка), образовательными платформами, приложени-

ями для развития речи.

На предметах «Детская литература с практикумом по выразительному

чтению», «Теория и методика литературного чтения» выстроена работа по ана-

лизу языка классиков детской литературы (К.И. Чуковский, В.Ю. Драгунский,

Б.С. Житков, М.М. Пришвин и др.) как образца для подражания.

3.

Практико-ориентированное направление реализуется в колледже

через внеурочную деятельность. Основная задача направления - дать студентам

личный опыт созидательной работы со словом. Мы достигаем этой задачи через

организацию и участие наших студентов в творческих конкурсах и мероприяти-

ях. Так, например, второй год подряд мы принимаем участие во Всероссийском

конкурсе осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное». Наш колледж яв-

ляется городской площадкой международной акции «Тотальный диктант» и

всероссийской акции «Литературный диктант». Наши студенты принимают

участие в этих мероприятиях.

Большое значение в этом направлении имеют доклады о роли и сущности

русского языка, подготовленные студентами

Приоритетным направлением в этой работе становится четвертное

направление - личностно-ориентированное - преподаватель сам становится эта-

лоном ценностного отношения к языку. Только педагог, проявляющий уважи-

тельное отношение к языку и литературе, сможет повлиять на позицию студен-

тов. Считаем, что помимо того, что педагогу необходимо стремится стать для

студентов примером для поражения, немаловажно создать в аудитории безопас-

ную среду, где студент не боится ошибиться, высказать свое мнение, экспери-

ментировать со словом. На своих учебных занятиях мы часто организуем ре-

флексию: «Что ты почувствовал, когда подобрал нужное слово?», «Как изме-

нился смысл от перестановки интонации?».

Таким образом, деятельность преподавателя педагогического колледжа в

воспитании ценностного отношения к русскому языку — это целенаправленное

моделирование профессиональной и личностной позиции, при которой русский

язык воспринимается не как учебный предмет, а как живая, развивающаяся

ценность, любовь и уважение к которой будущий педагог пронесет через всю

жизнь и передаст своим воспитанникам и ученикам.