Авторы: Коровина Наталья Анатольевна, Изгагина Екатерина Алекссевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Ревда
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ценностного отношения к русскому языка у студентов педагогического колледжа на учебных занятиях
Формирование ценностного отношения к русскому языка
у студентов педагогического колледжа на учебных занятиях
Коровина Наталья Анатольевна, преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Изгагина Екатерина Алексеевна, преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
В современном обществе обнаруживается явное противоречие между
стремлением подрастающего поколения реализовать свой потенциал, само-
утвердиться, определить свои приоритеты в различных областях жизнедеятель-
ности и отсутствием социально-культурных условий, обеспечивающих этот
процесс. Студенты используют русский язык как средство коммуникации в его
информационной функции, однако при этом когнитивная (речемыслительная),
кумулятивная (накопительная) и эстетическая функции языка отходят на вто-
рой план. Эффективность воспитания ценностного отношения у студентов к
русскому языку во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в
семье, образовательной организации, среде сверстников и от технологий, кото-
рые используются в досуговом пространстве.
Поэтому формирование у подрастающего поколения ценностного отно-
шения к культурному наследию, в том числе русскому языку и русской литера-
туре, - одна из важных и актуальных задач образования н современном этапе.
В Указе президента России от 11 июля 2025 года №474 «Об утверждении
Основ государственной языковой политики Российской Федерации» подчёрки-
вается, что язык — это не только инструмент коммуникации, но и выражение
исторической памяти, носитель традиционных ценностей и символ националь-
ного единства.
Деятельность коллектива педагогического колледжа направлена на фор-
мирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являю-
щемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором наци-
онального самоопределения.
Формирование ценностного отношения к языку и литературе осуще-
ствляется с учетом этнокультурной специфики языкового концепта, детермини-
рованного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение
как единицы коллективного сознания народа; на основе интериоризации духов-
ных ценностей общества, при которой подросток чувствует себя творцом и хра-
нителем русского языка.
В процессе формирования ценностного отношения к языку и литературе
необходимо работать над развитием мотивации студентов к участию в различ-
ных формах литературно-поэтического творчества, обеспечивающего преем-
ственность духовной культуры этноса.
В своей работе мы опираемся на следующее положение: деятельность
преподавателя педагогического колледжа по воспитанию ценностного отноше-
ния к русскому языку — это комплексный, многоуровневый процесс, интегри-
рованный во все сферы образовательной деятельности. Это не просто обучение
нормам и правилам, а формирование глубокого личностного отношения к язы-
ку как к духовной сокровищнице, инструменту мышления и основе националь-
ной идентичности.
Необходимо понимать, что ценностное отношение может быть сформиро-
вано только при системном подходе, который, на наш взгляд, должен включать
в себя несколько направлений.
1.
Мировоззренческо-ценностное направление,
направленное на фор-
мирование у будущих педагогов понимание русской языковой картины мира,
связи языка с историей, культурой и менталитетом народа. Данное направление
мы реализуем через организацию дискуссий на следующие темы: «Язык как на-
циональное достояние», «Что значит беречь язык?», «Цена речевой / языковой
безграмотности в профессии педагога». Это формирует личную позицию сту-
дента.
2.
Содержательно-образовательное направление, связанное в первую
очередь с наполнение учебных дисциплин содержанием, которое демонстриру-
ет богатство, красоту и мощь русского языка.
Работу в этом направлении мы ведем на занятиях по учебной дисциплине
«Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога». Эта ра-
бота включает в себя:
анализ текстов разных функциональных стилей (от официально-
делового до художественного) с точки зрения их эстетики и эффективности;
работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами как сконцен-
трированной народной мудростью;
изучение норм не как свода запретов, а как правил «языковой игры»,
обеспечивающих взаимопонимание и точность мысли.
В обязательном порядке мы знакомим студентов с необходимыми циф-
ровыми ресурсами: качественными онлайн-словарями (ГРАМОТА.РУ, Нацио-
нальный корпус русского языка), образовательными платформами, приложени-
ями для развития речи.
На предметах «Детская литература с практикумом по выразительному
чтению», «Теория и методика литературного чтения» выстроена работа по ана-
лизу языка классиков детской литературы (К.И. Чуковский, В.Ю. Драгунский,
Б.С. Житков, М.М. Пришвин и др.) как образца для подражания.
3.
Практико-ориентированное направление реализуется в колледже
через внеурочную деятельность. Основная задача направления - дать студентам
личный опыт созидательной работы со словом. Мы достигаем этой задачи через
организацию и участие наших студентов в творческих конкурсах и мероприяти-
ях. Так, например, второй год подряд мы принимаем участие во Всероссийском
конкурсе осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное». Наш колледж яв-
ляется городской площадкой международной акции «Тотальный диктант» и
всероссийской акции «Литературный диктант». Наши студенты принимают
участие в этих мероприятиях.
Большое значение в этом направлении имеют доклады о роли и сущности
русского языка, подготовленные студентами
Приоритетным направлением в этой работе становится четвертное
направление - личностно-ориентированное - преподаватель сам становится эта-
лоном ценностного отношения к языку. Только педагог, проявляющий уважи-
тельное отношение к языку и литературе, сможет повлиять на позицию студен-
тов. Считаем, что помимо того, что педагогу необходимо стремится стать для
студентов примером для поражения, немаловажно создать в аудитории безопас-
ную среду, где студент не боится ошибиться, высказать свое мнение, экспери-
ментировать со словом. На своих учебных занятиях мы часто организуем ре-
флексию: «Что ты почувствовал, когда подобрал нужное слово?», «Как изме-
нился смысл от перестановки интонации?».
Таким образом, деятельность преподавателя педагогического колледжа в
воспитании ценностного отношения к русскому языку — это целенаправленное
моделирование профессиональной и личностной позиции, при которой русский
язык воспринимается не как учебный предмет, а как живая, развивающаяся
ценность, любовь и уважение к которой будущий педагог пронесет через всю
жизнь и передаст своим воспитанникам и ученикам.