Автор: Родикова Юлия Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с № 122"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Картотека игр
Тема: Опыты и эксперименты младшая группа
Картотека опытов и
экспериментов
с водой и песком
для
младшей группы
Содержание:
Карточка№1 «Росток»
Карточка№2 «Песок»
Карточка№3 «Песчаный конус»
Карточка№4 «Рассеянный песок»
Карточка№5 «Своды и тоннели»
Карточка№6 «Мокрый песок»
Карточка№7 «Свойства воды»
Карточка№8 «Вкус воды»
Карточка№9 «Запах воды»
Карточка№10 «Цвет воды»
Карточка№11«Живая вода»
Карточка№12 «Испарение»
Карточка№1
«Росток»
Задачи: Закрепить и обобщить знания о
воде, воздухе, понять их значение для всего
живого.
Материалы. Лоток любой формы, песок,
глина, перегнившие листья.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины
и перегнивших листьев; заполните лоток.
Затем посадите туда семечко быстро
прорастающего растения (овощ или цветок).
Полейте водой и поставьте в теплое место.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за
посевом, и через некоторое время у вас
появится росток.
Карточка№ 2
«Песок»
Задачи: Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток,
лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и
насыпьте его в лоток. Вместе с детьми
через лупу рассмотрите форму
песчинок. Она может быть разной;
расскажите детям, что в пустыне она
имеет форму ромба. Пусть каждый
ребенок возьмет в руки песок и
почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки
бывают разной формы.
Карточка№3
«Песчаный конус»
Задачи: Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка
и выпустите его струйкой так, чтобы он
падал в одно место. Постепенно в месте
падения образуется конус, растущий в
высоту и занимающий все большую
площадь у основания. Если долго
сыпать песок, то в одном месте, то в
другом возникают сплывы; движение
песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
Карточка№4
«Рассеянный песок»
Задачи: Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка.
Равномерно по всей поверхности сыпьте песок
через сито. Погрузите без надавливания в песок
карандаш. Положите на поверхность песка какой-
нибудь тяжелый предмет (например, ключ).
Обратите внимание на глубину следа, оставшегося
от предмета на песке. А теперь встряхните лоток.
Проделайте с ключом и карандашом аналогичные
действия. В набросанный песок карандаш
погрузится примерно вдвое глубже, чем в
рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет
заметно более отчетливым на набросанном песке,
чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это
свойство хорошо известно строителям.
Карточка№5
«Своды и тоннели»
Задачи: Выяснить, почему насекомые,
попавшие в песок, не раздавливаются им, а
выбираются целыми и невредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть
больше карандаша, склеенная из тонкой
бумаги, карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш.
Затем трубочку с карандашом засыпаем
песком так, чтобы концы трубочки
выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и
видим, что трубочка осталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют
предохранительные своды, поэтому
насекомые, попавшие в песок, остаются
невредимыми.
Карточка№6
«Мокрый песок»
Задачи: Познакомить детей со свойствами
мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для
песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и
попробовать сыпать струйкой, но он будет
падать с ладони кусками. Формочки для
песка заполнить мокрым песком и
перевернуть ее. Песок сохранит форму
формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой
из ладони, затон может принимать любую
нужную не форму, пока не высохнет. Когда
песок намокает, воздух между гранями
песчинок исчезает, мокрые грани слипаются
друг с другом.
Карточка№7
«Свойства воды»
Задачи: Познакомить детей со
свойствами воды (принимает форму, не
имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных
сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной
формы налить воды и показать детям,
что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и
принимает форму того сосуда, в
который она налита.
Карточка№8
«Вкус воды»
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль,
сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом,
какого вкуса вода. После этого дать
детям попробовать простую кипяченую
воду. Затем положите в один стакан
соль. В другой сахар, размешайте и
дайте попробовать детям. Какой вкус
теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает
вкус того вещества, которое в нее
добавлено.
Карточка№9
«Запах воды»
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром,
стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет
вода? После ответов попросите их
понюхать воду в стаканах с растворами
(сахара и соли). Затем капните в один
из стаканов (но так, чтобы дети не
видели) пахучий раствор. А теперь чем
пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет
тем веществом, которое в нее
добавлено.
Карточка№10
«Цвет воды»
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с
водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить
кристаллики разных цветов в стаканы с
водой и размешать, чтобы они
растворились. Какого цвета вода
теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет
того вещества, которое в нее добавлено.
Карточка№11
«Живая вода»
Задачи: Познакомить детей с
животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки
быстро распускающихся деревьев,
сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на
него этикетку «Живая вода». Вместе с
детьми рассмотрите веточки. После
этого поставьте ветки в воду, а сосуд
сними на видное место. Пройдет время,
и они оживут. Если это ветки тополя,
они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды –
давать жизнь всему живому.
Карточка№12
«Испарение»
Задачи:
Познакомить детей с превращениями воды
из жидкого в газообразное состояние и
обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой,
крышка для сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд
крышкой и покажите, как
сконденсированный пар превращается снова
в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого
состояния переходит в газообразное, а при
остывание из газообразного обратно в
жидкое.