Напоминание

Методические указания по выполнению практических работ для студентов, обучающихся по всем профессиям среднего профессионального образования очной формы обучения

Автор: Кляпова Анастасия Ринатовна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса"
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические указания по выполнению практических работ для студентов, обучающихся по всем профессиям среднего профессионального образования очной формы обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж информатики и связи

Отделение общеобразовательных дисциплин

ГЕОГРАФИЯ

Методические указания по выполнению практических работ

для студентов, обучающихся по всем профессиям

среднего профессионального образования

очной формы обучения

Составитель:

А.Р. Кляпова, преподаватель первой квалификационной категории

Тюмень

ТюмГНГУ

2016

География: метод. указ. по выполнению практических работ для студентов,

обучающихся по всем профессиям среднего профессионального образования /

сост. А.Р. Кляпова; Тюменский государственный нефтегазовый университет. –

1 изд., - Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2016. – 22 с.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на засе-

дании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин протокол № __ от

«__» _______ 2016 г.

Аннотация

Методические указания по дисциплине География предназначены для

студентов, обучающихся по всем профессиям среднего профессионального

образования. Данная дисциплина изучается в течение двух семестров.

Методические

указания

по

дисциплине

География

состоят

из

пояснительной

записки,

методических

рекомендаций

по

подготовке

и

проведению практических работ, содержания работ, критериев оценивания и

списка источников.

Методические указания могут оказать помощь преподавателям в организа-

ции практических работ, а также могут использоваться обучающимися при под-

готовке к занятиям.

2

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И

ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

13

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

14

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

15

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

16

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Методические указания по выполнению практических работ по дисци-

плине География предназначены для обучающихся по всем профессиям средне-

го профессионального образования и содержат практические задания по фор-

мированию общих компетенций в соответствии с рабочей программой дисци-

плины География.

Проведение практических работ по дисциплине География позволит тес-

нее увязать теорию с практикой, вовлечь в активную работу обучающихся, вы-

звать у них интерес к рассматриваемым ситуациям. При подготовке к практиче-

ским работам обучающиеся должны овладеть базовыми знаниями по теме рабо-

ты, т.е. необходимо изучить теоретический материал.

В результате выполнения практических работ обучающийся должен:

уметь:

-определять и сравнивать по разным источникам информации географи-

ческие тенденции развития природных, социально-экономических и геоэколо-

гических объектов, процессов и явлений

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регио-

нов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориаль-

ной концентрации населения и производства, степень природных, антропоген-

ных и техногенных изменений отдельных территорий

-применять разнообразные источники географической информации для

проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэко-

логическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влияни-

ем разнообразных факторов

-составлять комплексную географическую характеристику регионов и

стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, от-

ражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их

территориальные взаимодействия

-сопоставлять географические карты различной тематики

знать / понимать:

-основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их глав-

ные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику на-

селения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления мигра-

ций; проблемы современной урбанизации

4

-географические особенности отраслевой и территориальной структуры

мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую спе-

цифику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-эконо-

мического развития, специализации в системе международного географическо-

го разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человече-

ства

-особенности современного геополитического и геоэкономического поло-

жения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Практические занятия направлены на формирование следующих общих

компетенций:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-

сии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов

ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответствен-

ность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного вы-

полнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-

сиональной деятельности;

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

клиентами;

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением получен-

ных профессиональных знаний (для юношей).

Основные формы контроля знаний обучающихся на практических рабо-

тах:

- составление схем;

- выполнение заданий (решение задач);

- заполнение таблиц.

5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

По каждой теме, выносимой на практические работы, дается примерный

план изучения, которого целесообразно придерживаться.

Подготовку к практической работе необходимо начинать за несколько

дней до ее проведения. Кроме материала лекции необходимо ознакомиться с

соответствующими разделами учебников, литературой к теме, дать ответы на

дополнительные вопросы.

Подготовку к практической работе целесообразно осуществлять каждому

обучающемуся самостоятельно. Это позволит обеспечить каждому возмож-

ность реализовать право на изложение своей точки зрения и принять активное

участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых на практической работе.

Решение представляется в письменном виде в тетради для практических

работ, и проверяется преподавателем.

Ответы на теоретические вопросы и практические задания должны быть

аргументированы, свои выводы обучающиеся должны обосновывать ссылками

на конкретные источники информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка за работу выставляется по совокупности:

правильность и полнота выполнения практических заданий;

соответствие работы предъявляемым требованиям.

Несвоевременное представление работы отрицательно влияет на оценку.

Наибольший рейтинговый балл, который может получить обучающийся,

определяется приложением к рабочей программе «Рейтинговая система оцен-

ки», который доводится до обучающегося в начале семестра.

По итогам изученной дисциплины обучающийся может получить оценку

согласно шкале (на основании Положения о текущей и промежуточной аттеста-

ции обучающихся по программам среднего профессионального образования

Тюменского государственного нефтегазового университета, 2014 г.):

88 до 100 баллов – «отлично»;

76 до 87 баллов – «хорошо»;

61 до 75 баллов – «удовлетворительно»;

60 баллов и менее – «неудовлетворительно».

6

Практическая работа №1

Ознакомление с географическими картами различной тематики

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики

с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических

объектов.

План:

Физическая карта мира

Карта минеральных ресурсов мира

Карта добывающей промышленности мира

Задания:

Отметить на контурной карте Северной Америки основные географические

объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия

морей и океанов, которые омывают берега материка; нанести основные место-

рождения полезных ископаемых Северной Америки; нанести основные центры

добывающей промышленности Северной Америки. Сделать выводы о взаимо-

связи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров

добывающей промышленности США и Канады.

Литература: 1.2, 1.4, 1.5, 1.7

Практическая работа №2

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические

явления и процессы

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие умений комплексного использования карт и справочных мате-

риалов с целью фиксации полученных данных на контурной карте.

План:

Минеральные ресурсы мира

Страны – лидеры по добыче нефти

Основные регионы потребления нефти

Основные грузопотоки нефти

Задания: Нанести на контурную карту основные месторождения нефти, отме-

тить страны – лидеры по добыче нефти и регионы потребления нефти; Соста-

вить картосхему «Основные грузопотоки нефти».

Литература: 1.1, 1.2, 1.4, 1.9, 2.5

7

Практическая работа №3

Использование статистических материалов и геоинформационных систем

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие умений комплексного использования справочных и статистиче-

ских материалов и геоинформационных систем с целью отбора и анализа необ-

ходимой информации.

План:

Минеральные ресурсы мира

Страны – лидеры по добыче природного газа

Основные регионы потребления природного газа

Основные грузопотоки природного газа

Задания: С помощью атласа, и статистических материалов определить 10 стран

– лидеров по добыче природного газа и основные регионы его потребления.

Литература: 1.2, 1.3, 1.4, 2.2

Практическая работа №4

Ознакомление с политической картой мира

Форма проведения: практическое занятие

Цели:

Знакомство с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по со-

циально-экономическим показателям.

План:

Основные черты политической карты мира;

Влияние международных отношений на политическую карту мира;

Классификация стран мира.

Задание:

Дать характеристику политико - географического положения страны:

1. Положение страны по отношению к другим странам.

2. Уровень экономического развития соседних стран.

3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сбыта и сбыта продук-

ции.

4. Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5. Современное политическое положение. Роль в мире.

Литература: 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.2

8

Практическая работа №5

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы

стран по уровню социально-экономического развития

Форма проведения: практическое занятие

Цель: формирование знаний учащихся о социально-экономической типологии

(дифференциации) стран мира, умений и навыков в составлении классификаци-

онных таблиц.

План:

Развитые страны

Страны с переходной экономикой

Развивающиеся страны

Задание:

Составить таблицу характеризующую типы стран по социально-экономи-

ческим показателям

Группа

Признаки

Название стран

Литература: 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.9, 2.3, 2.5

Практическая работа №6

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран ми-

ра основными видами природных ресурсов

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регио-

нов) с помощью карт и статистических показателей

План:

Минерально-сырьевые и топливные ресурсы

Водные, земельные и лесные ресурсы

Агроклиматические, гидроэнергетические, рекреационные ресурсы

Ресурсы Мирового океана

ресурсообеспеченностью стран мира и регионов

Задания:

Определить обеспеченность разными видами ресурсов выбранной страны с по-

мощью карт атласа и материалов учебника. Дать характеристику агроклимати-

ческим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового

океана страны с помощью карт атласа. Сравнить ресурсообеспеченность стра-

ны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов.

Литература: 1.2, 1.4, 1.6, 1.10, 2.7

9

Практическая работа №7

Экономическая оценка использования различных видов

природных ресурсов

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных

отраслях мирового хозяйства.

План:

понятие ресурсообеспеченность;

природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Задания:

Привести примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высо-

кого экономического и социального развития. Сделать вывод о роли ресурсоо-

беспеченности в жизни общества.

Литература: 1.2, 1.4, 1.7, 1.8, 2.1, 2.2

Практическая работа №8

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической поли-

тики в различных странах и регионах мира

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», фор-

мирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с

разным типом воспроизводства населения.

План:

Понятие «демографическая политика»

Особенности демографической политики в различных странах мира

Оценка демографической ситуации в мире

Задание:

Используя статистические материалы, заполните таблицу «Демографическая

политика»:

Страны первого типа воспроиз-

водства населения

Страны второго типа воспроиз-

водства населения

Характерные черты естествен-

ного движения населения

Примеры стран (по пять)

Цель демографической полити-

ки

Мероприятия, проводимые госу-

дарством в рамках демографи-

ческой политики

Литература: 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 2.1, 2.5

10

Практическая работа №9

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами

отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информа-

ции.

План:

Понятие «трудовые ресурсы»

Экономически активное население

Обеспеченность трудовыми ресурсами

Задание:

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому

типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства

населения.

1.

Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле

молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

2.

Сравнить доли экономически активного населения, характерные для разви-

тых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре

занятости населения.

3.

Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, за-

полнив таблицу.

Стра-

на

Числен-

ность

населения

Естествен-

ный

прирост

Возраст-

ной

состав

Поло-

вой

состав

Занятость населения

в про-

мышлен-

ности

в

сель-

ском хо-

зяйстве

в сфере

услуг

Литература: 1.2, 1.4, 1.7, 1.8, 2.7

11

Практическая работа №10

Определение особенностей размещения различных отраслей

мирового хозяйства

Форма проведения: семинарское занятие

Цели:

Определение географии основных отраслей и производств мирового хо-

зяйства.

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сель-

скохозяйственной продукции, видов сырья;

Определение основных направлений международной торговли; фак-

торов, определяющих международную специализацию стран и регионов

мира.

План:

понятие

мирового хозяйства, его отраслевая и территориальная структу-

ра;

география важнейших отраслей, их технологические особенности и фак-

торы размещения;

международное географическое разделение труда.

Задание:

Ответить на следующие вопросы:

1. Что такое мировое хозяйство?

2. Каковы условия формирования мирового хозяйства?

3. Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

4. Какими отраслями представлена электроэнергетика мира?

5. Выделите регионы с преобладанием определенных видов электростанций.

6. Что такое «зеленая революция»? Определите основные направления «зеле-

ной революции».

7. Составьте схему «Структура животноводства мира». Приведите примеры

стран.

8. Какими отраслями представлена металлургическая промышленность мира?

Назовите страны лидирующие в производстве металлургической промышлен-

ности.

9. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики

страны?

10. Чем представлен сухопутный транспорт ? Укажите плюсы и минусы каждо-

го вида.

11. Какие культуры относятся к тонизирующим? Укажите страны, специализи-

рующиеся на производстве этих культур.

12

12. Назовите основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-

вашему, следует предпринять, чтобы решить их.

13. Перечислите отрасли легкой промышленности и страны-производители.

Литература: 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.6, 1.9, 2.2, 2.10

Практическая работа №11

Определение основных направлений международной торговли товарами и

факторов формирующих международную хозяйственную специализацию

стран и регионов мира

Форма проведения: семинарское занятие

Цели:

Определение условий международного географического разделения тру-

да;

Определение географии основных отраслей и производств мирового хо-

зяйства;

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сель-

скохозяйственной продукции, видов сырья;

Определение основных направлений международной торговли; фак-

торов, определяющих международную специализацию стран и регионов

мира.

План:

понятие

мирового хозяйства, его отраслевая и территориальная структу-

ра;

география важнейших отраслей, их технологические особенности и фак-

торы размещения;

международное географическое разделение труда.

Задание:

Ответить на следующие вопросы:

1.Что такое международное географическое разделение труда?

2.В каком веке сформировалось мировое хозяйство? Почему?

3.Перечислите условия специализации стран.

4.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

5.Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют дан-

ный вид энергии?

6.Назовите отрасли машиностроения и страны-лидеры в производстве.

7.Какими отраслями представлена химическая промышленность мира? В чем

позитивные и негативные стороны этой отрасли?

13

8.Составьте схему «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их

возделывания».

9.В чем заключается значение «зеленой революции»?

10.Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит морскому

транспорту?

11.Назовите условия размещения свиноводческой и овцеводческой отраслей.

12.Каково воздействие промышленности на окружающую среду?

13.Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный

транспорт?

Литература: 1.1, 1.3, 1.7, 2.5, 2.7

Практическая работа №12

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом раз-

личных территорий и размещением населения и хозяйства

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности соци-

ально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов

внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяй-

ства, природными условиями разных территорий.

План:

Социально-экономическое развитие отдельных стран

Размещение населения и хозяйства

Природные условия различных территорий

Влияние природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта на-

селения и хозяйство

Задание:

Выбрав один из макрорегионов США, выполните следующие задания:

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияю-

щих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского насе-

ления, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и на-

зовите крупнейшие города региона;

14

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации

региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности

жизни и быта населения и хозяйство региона.

Литература: 1.2, 1.4, 1.9, 2.3, 2.4, 2.7, 2.9

Практическая работа №13

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном

географическом разделении труда

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие умений комплексного использования справочных и статистиче-

ских материалов с целью определения основных направлений международной

торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны.

Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической

характеристики страны, используя различные источники информации

План:

Границы России и границы её главных экономических районов

Важнейшие месторождения полезных ископаемых

Регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидро-

энергетическими и рекреационными ресурсами

Основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности

Сельскохозяйственные районы

Торговые партнеры России

Задания:

1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных

экономических районов, подпишите названия соседних с Россией стран и

регионов, моря и океаны, омывающие её берега.

2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторо-

ждения полезных ископаемых.

3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными,

агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.

4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и об-

рабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышлен-

ного района.

5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преоб-

ладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.

15

6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского

хозяйства России.

7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами Рос-

сии в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции.

8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую

продукцию и сырье.

9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.

Литература: 1.2, 1.4, 1.6, 1.10, 2.4, 2.6, 2.10

Практическая работа №14

Использование географических карт для выявления регионов с неблаго-

приятной экологической ситуацией, а также географических аспектов дру-

гих глобальных проблем человечества

Форма проведения: практическое занятие

Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, справочных

и статистических материалов с целью определения основных регионов с не-

благоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких

регионов.

План:

Основные районы деградации природной среды в результате деятельно-

сти человека

загрязнение рек, озёр, каналов и морских акваторий

пути решения экологических проблем и меры для улучшения экологиче-

ского состояния страны

перспективы развития экологической ситуации

Задания:

1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.

2. Используя атлас и статистические материалы условными знаками обозначь-

те на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и

главные промышленные пояса США.

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной

среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей про-

мышленности,

обрабатывающей

промышленности,

сельского

хозяйства,

танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских ак-

ваторий.

16

5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые сле-

дует предпринять правительству США для улучшения экологического состоя-

ния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.

Литература: 1.2, 1.3, 1.5, 1.9, 2.3, 2.9

17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1.1 Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специально-

стей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для

студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

1.2 Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специально-

стей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

1.3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специально-

стей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное посо-

бие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

1.4 Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специально-

стей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для

студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

1.5 Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. —

М., 2014.

1.6 Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. —

М., 2014.

1.7 Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. —

М., 2014.

1.8 Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М.,

2014.

1.9 Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

1.10 Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Дополнительные источники:

2.1 География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

2.2 География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство

«Школьная пресса».

2.3 География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. —

М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

2.4 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. —

М.: 2014.

2.5 Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-эко-

номического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

2.6 США: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. — М.,

1987. Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

18

2.7 Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д.Во-

лодихина. — М., 2003.

2.8 Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред.

М.Д.Аксенова. — М., 2001.

2.9 Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004.

2.10 Плесецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч.1 и

ч.2./ Е.Л. Плесецкий –М.:2005

19

Для записей

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

20

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

21

Учебное издание

ГЕОГРАФИЯ

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине

География для студентов, обучающихся по всем профессиям очной формы обу-

чения

Составитель

КЛЯПОВА Анастасия Ринатовна

в авторской редакции

Подписано в печать ……….. Формат ……... Усл. печ. л. 3,0

Тираж 30 экз. Заказ № ____

Библиотечно-издательский комплекс

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет».

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.

Типография библиотечно-издательского комплекса

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.

22