Напоминание

Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Свитальская Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»

Картотека игр и упражнений

для развития критического мышления

у детей дошкольного возраста

материал подготовил

учитель-логопед:

Оксана Викторовна Свитальская

(I квалификационная категория)

Г. Сланцы, 2023-2024 уч.г.

Актуальность технологий развития критического мышления состоит в том, что она

является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных

результатов

в

формировании

информационной

компетентности

ребенка.

Она

представляет

собой

целостную

систему,

формирующую

навыки

работы

с

информацией,

дает

возможность

личностного

роста

ребенка,

развития

его

индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит,

когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе

проделанной работы делаются выводы. В настоящее время отмечается пристальный

интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для

педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку

определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению

пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на

вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно

помогает ему жить среди людей.

Технология развития критического мышления (РКМ) направлена на достижение

образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся

информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,

идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая

мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Структура технологии развития критического мышления

состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка

знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

Эта стадия позволяет дошкольнику: получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно

здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с

учетом вновь приобретенных знаний.

Приёмы развития критического мышления для использования в работе:

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Выбираем какое-либо детское художественное произведение с неожиданным

финалом. Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваем у детей:

«Как вы думаете, что будет дальше?». Эти вопросы стимулируют мышление

ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсуждаем с детьми

сходства и различия их версий с оригинальной. Такой прием не только учит

детей мыслить логически, но и снимает с повестки дня вопрос о том, как

научить их правильно говорить. Чем больше ребенок беседует, спорит,

доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится

его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные

доводы не принимаются. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения,

объясняет, почему он думает именно так.

Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)

Этот прием можно использовать с детьми трехлетнего возраста и старше.

Объявляем детям тему занятия. Затем спрашиваем, что они знают по этой теме.

Записываем их высказывания либо вывешиваем на доску схематические

рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание можно

выдать красную звездочку. Спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой

теме и снова записываются их высказывания, выдавая ребенку зеленые

звездочки за каждое. После того, как мы ответим на все вопросы по объявленной

теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что

они узнали нового. Снова записываем высказывания, выдаем желтые звездочки

за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если

нет, занятие можно повторить на следующий день.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Утверждения могут быть верными и неверными. В начале занятия после

объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что...».

Читаем утверждения, а дети, если утверждение верное хлопают в ладоши или на

листочке ставят + или - . В конце занятия идет проверка. Снова читаются

утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак.

Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого-

либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению

будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен.

Игры и упражнения для развития критического мышления

у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Третий лишний»

Играют дети со средней группы. Для занятия необходимо подготовить

соответствующие тематике карточки с изображениями объектов окружающего мира.

Цель – обучение умению группировать предметы по определенным качествам с

исключением лишнего.

Задачи:

обучение навыку анализа, сравнения, обобщения, нахождения связей между

объектами;

развитие образного мышления, способности логически мыслить;

активизация индивидуального словаря по определенным темам;

улучшение памяти, концентрации внимания;

развитие зрительного восприятия;

развитие речевых способностей, обучение навыку изложения мыслей и

построения диалогов.

Ход игры

Педагог раскладывает перед ребенком 3 карточки. Воспитанник, внимательно

рассмотрев изображения, должен сказать, какая картинка неправильная. Занятие

может быть и индивидуальным, и групповым, во втором случае воспитатель

распределяет карточки между участниками, меняет их по мере выполнения задания.

Тематические примеры карточек:

корова, олень, [волк];

сосна, [земляника], береза;

овца, лошадь, [собака];

[горох], слива, яблоко;

Как видят мир животные, насекомые, птицы?

Цель: научить детей строить гипотезы.

Педагог рассказывает детям, что все животные видят мир по – своему в зависимости

от своих размеров, среды обитания, устройства зрения и т.д. Например, кошка слабо

различает все цвета, кроме серого, но способна видеть много его оттенков; к тому же

кошка небольшого размера, и то, что нам кажется маленьким, для нее большое и т.д.

Взрослый просит каждого ребенка представить себя каким - нибудь животным

(кошкой, лежащей на окне и смотрящей вниз; пчелой, опустившейся на цветок;

собакой, сидящей в будке; птицей, летящей над крышей домов и т.д.) и попытаться

зарисовать мир глазами этого животного.

Пчела опустилась на цветок

Крупные глаза ПЧЕЛЫ состоят из множества маленьких глазок - фасеток. Каждая

фасетка воспринимает лишь часть изображения. Части складываются в одну

картину, и пчела видит «мозаичное панно» окружающего мира. Пчела видит мир в

ультрафиолетовом цвете.

Собака сидит в будке

СОБАКА - видит коричневый, синий и желтый. У нее периферийное зрение, как у

человека. Кроме того, они способны различить до сорока оттенков серого цвета.

Кошка лежит на окне и смотрит вниз

КОШКА - как и собака видит коричневый, синий, желтый. Кроме того, они

способны различить до сорока оттенков серого цвета.

Птица летит над крышами домов

ПТИЦА - видит ультрафиолет, которого человек не видит. Они могут одинаково

хорошо видеть сразу два объекта, находящихся в стороне друг от друга. У птиц

глаза как бинокль.

Комар, уселся на руку человека

Глаза комара состоят из множества маленьких линз – фасеток и видят очень плохо.

Такие глаза называют сложными, или фасеточными; они дают мозаичное

изображение объектов и видит мир в ультрафиолетовом цвете.

Пирамида предсказаний

Цель: научить детей формулировке и построению гипотез.

Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих

невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в

круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики

и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а

бабочка (крокодил, кузнечик)?

Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами?

Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и

светило солнце?

Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?

Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?

Что было бы, если бы …. все люди стали однорукими?

Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?

Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?

Что было бы, если бы …. мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться

там, где захотели?

Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?

Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?

Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?

Что было бы, если бы …. у людей пропала память?

Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их

планету?

Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?

Что было бы, если бы…. города умели летать?

Что было бы, если бы… солнце стало синим?

Что было бы, если бы .…все сказки на Земле исчезли?

Что было бы, если бы… у мальчишек не было карманов?

Что было бы, если бы… люди перестали плакать?

Дебаты

Цель упражнения - развитие критического и логического мышления, обучение

участников, смотреть на проблемы с разных точек зрения.

Объедините детей в 2 команды. Далее выбирается какой-нибудь предмет или

действие, и одна команда называет его положительные стороны, другая –

отрицательные. Например, снег. Для дебатов с детьми выбирайте соответствующие их

возрасту объекты для обсуждения, чтобы заодно изучить их свойства.

«Какое что бывает?».

Цель: научиться сравнивать, обобщать свойства предметов и понимать значение таких

понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру,

цвету.

Ход упражнения. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно

дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

· Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что

выше – дерево или дом; человек или столб.

· Что бывает длинным (коротким)?

· Что бывает широким (узким)?

· Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким,

твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Противоположность».

Цель: научиться сравнивать.

Ход упражнения. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее

противоположный предмет.

Например, родитель называет предмет «чашка». Ребенок предлагает свой ответ и

обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет. Например: «доска»

(чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце - это

часть естественной природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и

т. д.

«Кто без чего не обойдётся».

Цель: научиться выделять существенные признаки.

Ход игры. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два,

самых важных, без чего главный предмет не может обойтись.

Например, сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля?

Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без

садовника? собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок

понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком

данного понятия.

Примерные задания:

· Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).

· Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

· Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

· Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

· Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

· Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты).

· Детский сад (воспитатель, дети, столы, стулья, игрушки, музыкальный зал).

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого

предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, провод, карандаш,

стекло, кирпич.

«Я луна, а ты звезда».

Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант для игры вдвоём.

Один говорит, например: «Я – гроза!». Другой должен быстро ответить что-либо

подходящее, к примеру: «А я – дождь». Первый продолжает тему: «Я – большая

туча!». Ему можно быстро ответить: «Я – осень». И так далее.

Вариант для игры семьей.

В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят 3 стула, на одном из

них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я – пожарная команда!». Кто-

нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится

рядом на свободный стул и говорит: «Я – шланг». Другой спешит на второй стул и

говорит: «А я – пожарник». Ребёнок-«пожарная команда» должен выбрать одного из

двух, например: «Я беру шланг». Он берет «шланг», и они садятся на стулья к другим

детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я –

швейная машина!» и игра продолжается.

«Найди общее слово».

Цель: развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

Ход игры. В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом.

Этот их общий смысл нужно постараться назвать одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь.

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп,

более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово «весенние

месяцы», а может быть «месяцы года» и т.д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых

необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

1. хлеб и масло (еда);

2. нос и глаза (части лица, органы чувств);

3. яблоко и земляника (плоды);

4. часы и градусник (измерительные приборы);

5. кит и лев (животные);

6. эхо и зеркало (отражение).

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего

основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к

абстрагированию.

Проблемные ситуации:

- Как увидеть воздух?

- Куда прячется вода?

- Дышат ли рыбы?

- Где можно увидеть динозавра?

- Как без космического корабля слетать на Сатурн?

«ОСТАНОВКА»

Цель: развитие критического мышления у детей.

Необходимые материалы: заранее подготовленная книга или мультфильм.

Ход упражнения. Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении

особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком

обсуждение, предложите ему пофантазировать: Как ты думаешь, что будет дальше?

Почему? А как ты бы поступил? Закончив произведение, обсудите сходство и

различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное

упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление

ребенка.

«ПОХОД»

Цель: развитие мышления и смекалки у детей.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход упражнения. Ведущий, говорит: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются

два предмета)». После чего он предлагает всем участникам вместе с ним сходить в

поход. Только необходимо догадаться: кто какие вещи возьмет с собой. Тот, кто

догадается – идет в поход, а остальные – продолжают думать.

Участники говорят: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)»,

а ведущий решает: брать их в поход или не брать. В поход с ним идут игроки,

выбравшие два предмета, названия которых начинаются с той же буквы, что и их

имена. Например, участник Дима может взять с собой дрель и дрова, а участница

Наташа – нитки и ножницы. Важно, ведущий должен знать имена всех участников

игры.

Жили-были.

Цель - развить мышление, смекалку, закрепить знания об окружающем мире.

Играть можно вдвоем с ребенком или с подгруппой, задавая вопросы по очереди.

Ход игры:

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал

петушком". "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился",

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару", "Жило-было

семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос", "Жил-был кусочек глины,

что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу)».

Решай сам.

Цель - научить детей принимать решения.

Старайтесь как можно меньше помогать им. Создайте ситуацию для анализирования, к

примеру: «Нам сейчас нужно … (сделать), как думаете, как лучше поступить?» На

своём личном примере объясняйте детям, как и почему принято то или иное решение.

Причинно-следственная цепь: накопление необходимой информации, оценка

вариативности принятия решения и возможных последствий. Необходимо создать

доверительную атмосферу для дискуссии, хвалить за проявление любознательности,

демонстрировать, что детские размышления важны. Если дети делают неправильный

вывод, переспросите, нет ли у них другого варианта.