Автор: Паршуткина Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя "Детский сад № 118"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Интегрированное занятие по экологии
Тема: "Земля - наш общий дом!"
Интегрированное занятие по экологии
«Земля - наш общий дом!»подготовительная группа.
Цель:
Формировать начала экологической культуры, осознанное бережное отношение
к природе.Познакомить с историей праздника.
Задачи:
Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы
экологической культуры личности.
Развивать экологическую грамотность.
Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях.
Познакомить с Красной книгой.
Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям
понятие «экология».
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения,
развивать коммуникативные умения.
Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение,
Красная книга)
Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и
растительному миру.
Оборудование:
Глобус, карточка SOS, Красная книга, готовые знаки о защите природы.
Раздаточный материал:
Глобус, шаблон дерево , из цв.бумаги круги желтого, зелёного и красного цвета,
заготовки листьев для аппликации.
Предварительная работа:Чтение художественной литературы, наблюдения,
просмотр мультфильмов с данной тематикой, работа с картами и глобусом,
беседы.
Ход НОД:
Организационный момент:
(Самомассаж)
С добрым утром, глазки!Указательными пальцами поглаживаем глазки. Вы
проснулись?
С добрым утром, ушки!Ладошками поглаживаем ушки.Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!Погладить ручки.Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!Погладить ножки.Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!Поднять ручки вверх и посмотреть глазками наверх.
Мы проснулись!Потрите ладошки.
-Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам
будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
(Звенит колокольчик)
Ребята, колокольчик наш звенит, за столы присесть велит!
— Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже
прошли? (День смеха, День космонавтики). А какой ещё праздник будет в
апреле?
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что это за праздник:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети.Земля.
Педагог.Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети.Ответы 1-2 ребёнка.
Педагог.Молодцы, ребята.
Наша планета - это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно
очкнь много времени , чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик
вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как
волчок, только медленно.
Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем
модель земного шара?(Глобус!)
Педагог.А что такое глобус?
Дети.Глобус – это модель земного шара.
Педагог.
Да, глобус – это модель земного шара, на нем нарисовано то, что есть на
настоящей Земле: вода и суша.
Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси.(Вращает
глобус.)Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую
свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
Когда космонавт Ю. Гагарин увидел Землю из космоса, он назвал ее голубой
планетой. Так как 3/4 планеты Земля - вода. Скажите, где живет вода?
1/4 суши - это поля, леса, горы, пустыни. Земля – это наш общий дом, в котором
человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Нужно
беречь природу, сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных. А для
этого нужно знать природу.
Добрым мир создал творец,
Солнце – общий наш отец,
А Земля – конечно, мать
Нужно Землю охранять!
— 22 апреля отмечают праздник «День Земли».
— Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
— 22 апреля — Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и
Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда
каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении
экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
— Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов,
загрязнение воды, воздуха, почвы).
— Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными
проблемами.
— История этого праздника связана с именем жителя американского
предпринимателя Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон
переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно
вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить
день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит
большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.
В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В
1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он
отмечался в день рождения Мортона — 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн
человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила
название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн
человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
22 апреля 1994 года объявили, что это будет Всемирным днем Земли. Флаг
Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне.
Семь колец в центре флага образуют цветок - символ жизни на Земле. Кольца
соединены друг с другом, что указывает на то, что все на нашей планете связано
между собой. Синий фон представляет собой воду, которая имеет очень важное
значение для жизни. Внешние кольца цветка образуют круг, который можно
рассматривать как символ Земли как планеты, а синий фон представляет собой
Вселенную. И вот сегодня мы с вами празднуем День рождения Земли!
Международный день Земли 2025 сопровождается общественными
субботниками, на которых высаживают молодые деревья, цветы, проводят
уборку прилегающих территорий. Волонтеры отправляются на городские пляжи
и в леса для сбора мусора, занимаются очисткой водоемов. Организуются
праздничные мероприятия, акции по защите окружающей среды, конкурсы
рисунков. Проводятся городские забеги или велосипедные марафоны.
Одной из интереснейших традиций является звон колокола Мира. Это символ
солидарности и дружбы народов. Его звон напоминает о красоте и хрупкости
нашей планеты, о необходимости ее беречь и защищать.
Интересные акции в поддержку Земли:
Марш парков.В 1997 году к нему присоединились национальные парки и
заповедники многих стран. Эта акция призвана обратить внимание на более
серьезную охрану этих мест и их обитателей.
Час Земли.Суть акции заключается в том, что на один час все жители планеты
выключают освещение и электрические приборы, на зданиях отключают
подсветку. Время устанавливается единым для всех.
День без автомобиля.Подразумевается, что в этот день все неравнодушные к
проблемам Земли должны пересесть на велосипеды или ходить пешком,
отказавшись от поездок на машинах. Этим люди пытаются привлечь внимание
к проблемам загрязнения воздуха выхлопными газами.
Физминутка:
На поляну мы идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот пришли и видим вдруг.(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом
наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.(Дети садятся.)
Наша планета в опасности. Она требует помощи,
Подаёт нам сигнал бедствия SOS.(карточка, на ней написаны такие слова)
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Люди все больше и больше вмешиваются в жизнь природы. И это не проходит
для природы незамечено. Исчезают животные, насекомые, птицы, растения.
Уничтожаются леса. Ребята, сегодня я принесла вам Красную книгу . В эту
книгу ученые занесли животных, растения, птиц и всех представителей
природы, которые нуждаются в охране. А как вы думаете, почему их нужно
охранять? От кого?
(Ответы детей).
-Почему Красная книга так называется?
Ответы детей).
-Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
Ответы детей).
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение)
-Что делают люди, чтобы сохранить редких и исчезающих животных?
(Ответы детей).
(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от
хищников и болезней; разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для
них условия.)
Педагог.
Все животные требуют бережного отношения, но особенно те, которые
занесены в Красную книгу. Помните об этом, и встретив случайно жука на
тропинке не давите его, потому что он может быть уже последним и другого
такого не будет.
А сейчас мы поиграем в игру:« Экологический светофор».
В игре«Экологический светофор»все цвета имеют тоже обозначения, что и на
простом светофоре.
Красный свет – природе вред.
Жёлтый - осторожно!
Свет зеленый – так красиво!
–Лес сказал тебе «спасибо».
(У воспитателя карточки-знаки)
Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание
и поднять нужный цвет:
Красный - запрещает
Желтый – предупреждает,
Зеленый – разрешает.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:
1) Знак- запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят
красным).
- Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом
для птиц и некоторых животных).
2) Знак.А теперь послушайте рассказ.
« В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и
вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все их достать. Она
встала на пластмассовое ведерко нагнула веточки дерева и достала сочные
вишенки»
(Дети включают желтый и зеленый свет светофора).
-Почему желтый?(осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается,
осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку,
ведерко может лопнуть и Галя упадёт)
3) Знак– не оставляй мусор в лесу.
(дети светофорят красным).
- Почему?(Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный
запах.)
4) Знак– место для мусора. Куда же мусор девать?
(зелёный)
(В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)
5) Знак– кормушки: привлекайте птиц.
(Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)
-Почему зелёным?
(Нужно помогать птицам добывать пищу)
- Почему жёлтым?
(Нужно быть осторожным при кормлении кормушек к дереву: привязать
крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к дереву).
6) Знак– «Не рви цветы»
рассказ.« Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели
плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро
вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили
цветы и побежали».
(Дети светофорят красным).
- Почему?
(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют
кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для
насекомых).
- А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе
летом, купить букет).
7)Знак– «Улыбнись».
- Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.
Педагог.
Молодцы, ребята!
Запомните эти правила, которые надо знать всем людям на Земле!
Первое правило:НЕ СОРИ!
Второе правило:НЕ ШУМИ!
Третье правило:НЕ ГУБИ!
— Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без
листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в
листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите.
Потом мы приклеим их на дерево.
— Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.
Подведение итога:
— Что нового вы сегодня узнали на занятии?
— Что вам понравилось, показалось интересным?
— Какого числа отмечают «День Земли»?
— С чьим именем связана история праздника?
— Почему возникла необходимость создать такой праздник?
Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете
сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?
Заключительная часть:
- Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая
наука — экология.Что такое экология и кто такие экологи? (ответы детей) . Вы
тоже становитесь юными экологами, защитниками природы.
Растите дети большими, и берегите землю, она вернет вам заботу о себе –
хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой
зелёного царства Природы, а это вам медали за хорошую работу. (детям
выдаются специальные эмблемы).
Спасибо вам и до свидания.