"Культура речи как составляющее коммуникативной компетенции"

Автор: Рундина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №3
Населённый пункт: поселок Таксимо
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "Культура речи как составляющее коммуникативной компетенции"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа

элективного курса по русскому языку



для 9 класса

«Культура речи как составляющая

коммуникативной компетенции»



Всего по программе 17 часов



Количество часов: 17


Разработчик программы:

Рундина Елена Михайловна, учитель высшей категории
п.Таксимо
Пояснительная записка
Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной культурой , занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха. Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.
Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.). Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка. Издаются и читаются произведения современных авторов, откровенно ориентированные на вульгарно-сниженную, а то и просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках чело вечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим». Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, все гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему. «Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся.
Под языковой

компетентностью
следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), с другой стороны — знание системы языка.
Речевая (коммуникативная) компетентность
— это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных
понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Актуальность данной программы
обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса. Рассчитан на 17 часов. Основная
цель курса
– повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению
нормами русского литературного языка
. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи. Программа направлена на достижение следующих
задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения; - помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами; - формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях; - пользование нормативными словарями и справочной литературой. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций. Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.
На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.
Программа включает в себя:
теоретический материал, упражнения практического характера, контрольные вопросы, тесты, творческие задания. Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы. Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач. Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку. Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.
Основные формы организации занятий
– лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Планируемые результаты элективного курса.

Учащиеся:
Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
Правильно подбирать лексические понятия; Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
работы над благозвучием собственной речи; составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях; результаты выполнения предложенных заданий; анализ промежуточных творческих работ; создание собственных проектов. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
Содержание курса

1. Основы культуры речи:
а) что такое культура речи, основные качества речи; б) нормы произношения; в) ударение в словах; г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств) . Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений. Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой) . Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.
2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:
а) слова ограниченного и неограниченного употребления; б) многозначные термины и иностранные слова; в) неиссякаемый источник—фразеология; г) что делает нашу речь яркой и образной. Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор) . Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.
Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.
3. Точность словоупотребления:
а) нарушение лексической сочетаемости слов; б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность) ; в) правильный выбор синонимов; г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте; Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности. Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь. Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.
4. Язык и культура общения сегодня:
а) речевой этикет; б) этикет деловой речи. Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников. Требования к умения
м
: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.


Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Кол-во часов 1
Раздел 1. Основы культуры речи.
Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи. Тема 2. Нормы произношения. 1
2 3 4-5 6 7 8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 Тема 3. Ударение в словах. Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша

речь
. Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления. Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова. Тема 3. Неиссякаемый источник—фразеология. Тема 4. Что делает речь яркой и образной.
Раздел 3. Точность словоупотребления.
Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность). Тема 3. Правильный выбор синонимов. Тема 4. Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте.
Раздел 4. Язык и культура общения сегодня
. Тема 1. Речевой этикет. Тема 2. Этикет деловой речи. Зачетная работа по курсу. 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1


Учебно – тематический план



РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи.
№ п/п Название тем курса Всего часов Формы и методы обучения Контрольные вопросы 1 Что такое культура речи. Основные качества речи. 1 Беседа 1)Что такое культура речи и каковы ее составляющие? 2 Нормы произношения 1 Лекция Практикум, тренировочные задания из ЕГЭ 1) Дайте определение понятия «норма литературного языка». 2) Послушав друг друга, определите, есть ли у кого-либо из членов группы отклонения от норм произношения?
3)Чем отличаются нормы правописания от норм произношения? 3 Ударение в словах. 1 Практикум Работа с худ. текстами.), тренировочные задания из ЕГЭ (А2), тренажер на компьютере 1)Что вы узнали о колебаниях в ударении? 2)Расскажите о стилях произношения 4-5 Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. 2 Урок-практикум Задания из ЕГЭ (А4, А5, А6) 1)Перечислите характерные особенности нормы. 2)Что означает «точность» речи? 3)Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?


Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь

.


6 Слова ограниченного и неограниченного употребления. 1 Лекция Практикум (работа со словарями, выполнение практических упражнений) 1)Как вы относитесь к словам, которые находятся за пределами русского литературного языка? Употребляете ли вы их и в каких случаях? 2) Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. 4)Назовите основные способы толкования терминов 3)Что такое «общепонятность», «общедоступность»
речи? 7 Многозначные термины и иностранные слова. 1 Лекция Практикум (анализ художественных текстов, упражнения в выразительном чтении, критические выступления- анализы) 1) Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании? 8 Неиссякаемый источник— фразеология. 1 Практикум (исследование текстов разных стилей, работа в группах «Аукцион фразеологизмов», сочинение- миниатюра, используя фразеологизмы) 1)Какие изменения происходят во фразеологии русского языка? 2) Что такое фразеологизмы? 3) Что такое фразеологический оборот? 9 Что делает речь яркой и образной. 1 Лекция с элементами беседы, практикум 1)Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражен


РАЗДЕЛ III.

Точность словоупотребления


10- 11 Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов. . 2 Лекция с элементами беседы, практикум (задания из ЕГЭ А3) 1)Употребление каких морфологических форм вызывает у вас затруднения? 12 Плеоназм и тавтология (речевая избыточность). 1 Лекция с элементами беседы (сообщения учащихся) 1)Что такое плеоназм? 2)Что называется тавтологией? Приведите примеры.
13 Правильный выбор синонимов 1 Беседа, практикум 1) Расскажите об использовании в речи синонимов. 14 Речевые штампы, слова —сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте. 1 Лекция с элементами беседы 1)Какие требования предъявляются к речи выступающего со стороны ее звучания? 2)Какие недостатки проявляются чаще всего в речи выступающего? Как избавиться от них?
РАЗДЕЛ IV.
.
Язык и культура общения сегодня.


15 Речевой этикет. 1 Лекция Практикум (деловая игра «Заседание клуба любителей русского языка»распределение ролей, разыгрывание сценок, выполнение упражнений, анализ текстов различных стилей, устный журнал) 1)Что такое речевой этикет? 2)Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. 3)Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику. 4)На какие группы делятся формулы речевого этикета? 16 Этикет деловой речи. 1 Лекция, практикум 1) Что называется деловой речью? 17 Зачетная работа по курсу. 1 Турнир знатоков







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону, 1998 Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998 Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989 Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000 Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999 Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989