"Культура речи как составляющее коммуникативной компетенции"
Автор: Рундина Елена Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №3
Населённый пункт: поселок Таксимо
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "Культура речи как составляющее коммуникативной компетенции"
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для 9 класса
«Культура речи как составляющая
коммуникативной компетенции»
Всего по программе 17 часов
Количество часов: 17
Разработчик программы:
Рундина Елена Михайловна,
учитель высшей категории
п.Таксимо
Пояснительная записка
Одной из главных задач современного образования является
формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание
коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации
делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который
устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в
высшем
обществе.
Светское общество XXI века
составляют публичные люди,
образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие
элитарной
коммуникативной культурой
, занимающие высокое социальное и
материальное положение. Однако в современную систему школьного
речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения,
которыми должны овладеть выпускники для профессионального и
социального успеха.
Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных
литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи,
вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как
специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья
профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение
уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и
интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость
возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях
образования (от начального до высшего).
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда
востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в
значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и
письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого
воздействия, убеждения.
Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом
общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна
давать современному ученику необходимые теоретические и практические
знания в этой области.
Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования
к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества.
Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их
общей культуры, что владение литературным языком составляет
необходимый компонент образованности.
Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в
структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и
состава активных участников коммуникации, приводят к известному
«расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц,
так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных
вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного
просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов
и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в
стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в
заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не
вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к
сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить
великое множество оправданных и неоправданных заимствований
(эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая
альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).
Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации
современного языка. Издаются и читаются произведения современных
авторов, откровенно ориентированные на вульгарно-сниженную, а то и
просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано
с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня
интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и
речевой компетенции.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках чело
вечества.
Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н.
М. Карамзин, много сделавший для развития
и обогащения русского языка,
писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным
языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще
более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже
если мы свободно владеем литературным языком, все
гда полезно задуматься о
том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную
систему.
«Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня
языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой
компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц
языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член
предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и
правил их построения (как условия понимания и конструирования
высказывания), с другой стороны — знание системы языка.
Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и
навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих
собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам,
ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных
понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение
описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте
и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно
коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения
применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом
адресата, стиля.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание
курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа,
изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать
совершенствованию устной и письменной речи обучающихся,
самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к
Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на
рынке труда.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.
Рассчитан на 17 часов.
Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся,
сформировать у них необходимые практические навыки по овладению
нормами русского литературного языка . Развивать умение видеть в
собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению
отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и
навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе
речевого общения;
- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их
использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными
задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в
конкретных ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны
глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и
средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом
расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о
нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка.
Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа
знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает
более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и
построению синтаксических конструкций.
Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по
орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.
На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность
выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться
словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.
Программа включает в себя:
теоретический материал,
упражнения практического характера,
контрольные вопросы,
тесты,
творческие задания.
Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов,
касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет
углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю
использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по
материалам рекомендованной учебной литературы.
Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать
языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования
текста с целью расширения поставленных различного рода задач.
Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи
материалов ЕГЭ по русскому языку.
Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной
информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся,
позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах
изучаемого материала.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические
занятия, самостоятельная работа учащихся.
Планируемые результаты элективного курса.
Учащиеся:
Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими,
орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
Правильно подбирать лексические понятия;
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные
средства, определяя их роль;
создавать собственные высказывания;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств
выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
работы над благозвучием собственной речи;
составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
анализ промежуточных творческих работ;
создание собственных проектов.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса
используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление
учащихся, соответствующее требованиям.
Содержание курса
1. Основы культуры речи:
а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи
(правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств)
. Произношение безударных гласных,
согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского
ударения, вариативность ударений.
Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи,
построение словосочетаний и предложений.
Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи
(владение
языковой, литературной нормой)
.
Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной
культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно
строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.
2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:
а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.
Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая
лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных
слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция
фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое;
выразительные возможности лексических образных средств языка
(метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы,
градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы
стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор)
.
Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы,
точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные
средства языка, которые делают нашу речь выразительной.
Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно
определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь
иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений;
использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные
элементы, различные изобразительные средства.
3. Точность словоупотребления:
а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология
(речевая избыточность)
;
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты— “словесное
топтание” на месте;
Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении
однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически
связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением;
психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и
борьба с ними, причины словесной небрежности.
Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов;
знать, что засоряет нашу речь.
Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь
пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности,
словам-сорнякам, речевым штампам.
4. Язык и культура общения сегодня:
а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.
Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях
официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы
приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров;
выражение стандартных ситуаций в деловом общении.
Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения,
предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.
Требования к умения
м :
уметь общаться с людьми, учиться управлять своим
голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Кол-во
часов
1
Раздел 1. Основы культуры речи.
Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.
Тема 2. Нормы произношения.
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
Тема 3. Ударение в словах.
Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся
отклонения от них.
Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша
речь .
Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного
употребления.
Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.
Тема 3. Неиссякаемый источник—фразеология.
Тема 4. Что делает речь яркой и образной.
Раздел 3. Точность словоупотребления.
Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).
Тема 3. Правильный выбор синонимов.
Тема 4. Речевые штампы, слова—сорняки, холостые
вводные обороты— “словесное топтание” на месте.
Раздел 4. Язык и культура общения сегодня .
Тема 1. Речевой этикет.
Тема 2. Этикет деловой речи.
Зачетная работа по курсу.
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Учебно – тематический план
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи.
№
п/п
Название
тем курса
Всего
часов
Формы и методы
обучения
Контрольные
вопросы
1
Что такое
культура речи.
Основные
качества речи.
1
Беседа
1)Что такое культура
речи и каковы ее
составляющие?
2
Нормы
произношения
1
Лекция
Практикум,
тренировочные
задания из ЕГЭ
1) Дайте определение
понятия «норма
литературного языка».
2) Послушав друг
друга, определите, есть
ли у кого-либо из
членов группы
отклонения от норм
произношения?
3)Чем отличаются
нормы правописания от
норм произношения?
3
Ударение в
словах.
1
Практикум
Работа с худ.
текстами.),
тренировочные
задания из ЕГЭ (А2),
тренажер на
компьютере
1)Что вы узнали о
колебаниях в ударении?
2)Расскажите о стилях
произношения
4-5
Грамматические
нормы и
наблюдающиеся
отклонения от
них.
2
Урок-практикум
Задания из ЕГЭ (А4,
А5, А6)
1)Перечислите
характерные
особенности нормы.
2)Что означает
«точность» речи?
3)Употребление каких
синтаксических
конструкций вызывает
у вас затруднения?
Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь
.
6
Слова
ограниченного и
неограниченного
употребления.
1
Лекция
Практикум
(работа со
словарями,
выполнение
практических
упражнений)
1)Как вы относитесь к
словам, которые
находятся за пределами
русского литературного
языка? Употребляете ли
вы их и в каких
случаях?
2) Расскажите об
использовании в речи
профессионализмов,
диалектизмов,
жаргонизмов.
4)Назовите основные
способы толкования
терминов
3)Что такое
«общепонятность»,
«общедоступность»
речи?
7
Многозначные
термины и
иностранные
слова.
1
Лекция
Практикум
(анализ
художественных
текстов, упражнения
в выразительном
чтении, критические
выступления-
анализы)
1) Как вы относитесь к
употреблению в речи
иностранных слов?
Какие ошибки
встречаются в речи при
их использовании?
8
Неиссякаемый
источник—
фразеология.
1
Практикум
(исследование
текстов разных
стилей, работа в
группах «Аукцион
фразеологизмов»,
сочинение-
миниатюра,
используя
фразеологизмы)
1)Какие изменения
происходят во
фразеологии русского
языка?
2) Что такое
фразеологизмы?
3) Что такое
фразеологический
оборот?
9
Что делает речь
яркой и
образной.
1
Лекция с элементами
беседы,
практикум
1)Расскажите об
использовании в речи
пословиц, поговорок,
крылатых слов,
фразеологических
выражен
РАЗДЕЛ III.
Точность словоупотребления
10-
11
Тема 1.
Нарушение
лексической
сочетаемости
слов.
.
2
Лекция с элементами
беседы, практикум
(задания из ЕГЭ А3)
1)Употребление каких
морфологических форм
вызывает у вас
затруднения?
12
Плеоназм и
тавтология
(речевая
избыточность).
1
Лекция с элементами
беседы (сообщения
учащихся)
1)Что такое плеоназм?
2)Что называется
тавтологией?
Приведите примеры.
13
Правильный
выбор
синонимов
1
Беседа, практикум
1) Расскажите об
использовании в речи
синонимов.
14
Речевые
штампы, слова
—сорняки,
холостые
вводные
обороты—
“словесное
топтание” на
месте.
1
Лекция с элементами
беседы
1)Какие требования
предъявляются к речи
выступающего со
стороны ее звучания?
2)Какие недостатки
проявляются чаще
всего в речи
выступающего? Как
избавиться от них?
РАЗДЕЛ IV.
. Язык и культура общения сегодня.
15
Речевой этикет.
1
Лекция
Практикум
(деловая игра
«Заседание клуба
любителей русского
языка»распределение
ролей, разыгрывание
сценок, выполнение
упражнений, анализ
текстов различных
стилей, устный
журнал)
1)Что такое речевой
этикет?
2)Назовите факторы,
определяющие
формирование речевого
этикета и его
использование.
3)Докажите, что
речевой этикет имеет
национальную
специфику.
4)На какие группы
делятся формулы
речевого этикета?
16
Этикет деловой
речи.
1
Лекция, практикум
1) Что называется
деловой речью?
17
Зачетная работа
по курсу.
1
Турнир знатоков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-
Дону, 1998
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской
речи. М.,1998
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней
школе. М.,1989
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000
Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи.
М., 1996
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989