Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных
Чуприна Марина Михайловна, учитель начальных классов
МАОУ г. Иркутска СОШ № 63
Дидактическое обоснование
Русский язык, 3 класс, автор учебника Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема : «Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных»
Целевое назначение: Применение предметных ЗУНов и универсальных действий в условиях решения учебных
задач
Тип урока: «Урок применения предметных ЗУНов, универсальных учебных действий»
Результативность обучения: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений)
Задачи урока:
–Закреплять
– понятие «имя прилагательное»;
– правописание имени прилагательного с непроизносимым согласным в корне;
– представление о процессе словообразования, как о способе проверки не только состава слова, но и
правописания.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Здоровьесберегающие: снятие утомления глаз по методике В.Ф.Базарного
Основные термины, понятия: имя прилагательное, орфограмма
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
Обучение работе с разными видами информации:
формирование и умение поиска информации в учебном словаре по заданию «Открой словарь на букву Й.
Найди там группу слов»;
применение и представление информации.
Личностные УУД:
Смыслообразования и самоопределение:
децентрация младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения;
контроль процесса и результата деятельности ;
самоконтроль процессов и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как кооперация
Распределение работы с соседом по парте, участвовать в диалоге на уроке.
Средства обучения и оборудование:
Для учителя: учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Часть 1- М.:
Академкнига/Учебник, 2012г.; рабочая тетрадь №1, Байкова Т.А. М.: Академкнига.2012; видеопроектор, экран,
компьютер, презентация «Имя прилагательное 3 класс».
Для учеников: учебник, тетрадь для самостоятельных работ №1, цветные карандаши.
Технология изучения
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределени
е к деятельности
(орг. момент)
Настрой на работу
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи
Подготовка класса к работе
Запись числа и классной
работы.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
2. Знакомство с
новым словарным
словом.
Словарная работа
-Откройте тетрадь для
самостоятельной работы с.24
№17
-Что заметили? Прочитайте
задание
Дети записывают новое
словарное слово Шоссе,
выписывают словосочетания с
выделенными
прилагательными, объясняют
значения каждого
прилагательного через
родственное слова.
Коммуникативные :
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Познавательные:
логические-анализ
объектов с целью
выделения признаков
3.Активизация
знаний учащихся
- Что вы можете рассказать о
слове шоссе?
Учащиеся дают характеристику
словам как частям речи: шоссе
и асфальтовое.
Регулятивные:
целеполагание;
Познавательные
(Логические): анализ с
целью выделения
признаков
4.Постановка цели
-Откройте учебники и
сформулируйте тему урока.
Просмотрите содержание.
Какую тему мы изучали на
прошлом уроке? Какую цель
мы поставим?
-Что мы уже знаем об имени
прилагательном? Что можем
узнать?
-Будем учиться правильно
писать имена прилагательные
с изученными орфограммами,
будем учиться проверять
непроизносимый согласный
Регулятивные:
планирование ,
прогнозирование;
Логические - решение
проблемы, выдвижение
гипотез и их
обоснование;
Коммуникативные -
инициативное
сотрудничество в поиске
и выборе информации
5.Работа по
учебнику
-Прочитайте задание №27.
Что обозначает пиктограмма?
Объясните, как будем
выполнять задания. Запишите
словосочетания со словами
№2, 5, 6, 14, 25.
Образец на доске
-Надо открыть обратный
словарь на-Й, найти слова на
стный, пронумеровать их
справа простым карандашом,
показать, как и от каких
существительных образованы
слова.
Дети выполняют задания.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
Познавательные:
формирование умения
поиска информации в
учебном словаре;
применение и
(коллективный разбор)
Как образовалось слово
властный?
власть/□ →власть/; власть/ + н
+ ый =власт/н/ый
- Над какой орфограммой
работали?
-Каким способом проверяли
непроизносимый согласный?
-Как вы понимаете значения
слов бескорыстный и
корыстный?
Проверка на слайде.
представление
информации
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра - контроль,
коррекция.
6.Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой.
Организация деятельности
по повторению знакомых
орфограмм
Учебник с 36 №28.
-Прочитайте задание. – Что
нужно сделать?
-Прочитайте стихотворение.
-Запишите текст с нужными
буквами.
Дети записывают текст с
нужными буквами,
выписывают пары родственных
слов. Взаимопроверка.
Работа в парах. Оценка.
Критерии: сколько ошибок,
удалось ли объяснить.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению;
Личностные:
смыслообразование и
самоопределение,
контроль процесса и
результатов
деятельности
Коммуникативные:
коммуникация как
кооперация
7. Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Организация рефлексии
-Какую цель мы ставили?
Достигли ли цели?
-Какой способ проверки
непроизносимых согласных в
прилагательных мы узнали?
Самооценка результатов
деятельности
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование