Автор: Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Совушка"
Населённый пункт: с. Миловка Уфимский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация для родителей, педагогов
Тема: Игры на развитие слоговой структуры слова у дошкольников
«Игры на развитие слоговой структуры слова
у дошкольников»
Консультация для родителей, педагогов
Слоговая структура – это взаиморасположение и связь слогов внутри слова.
При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структуры происходит
поэтапно. Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец
стадии гуления, когда у ребёнка формируется устойчивый слог.
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:
3 года: воспроизведение слов, состоящих: - из 2-х слогов, например, (вата, ива,
сова и т. д.), - из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) - из 1 слога, например, (мак,
сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов: -из 4-5 открытых слогов без стечения согласных
(малина, пуговица, помидоры…); - со стечением согласных в начале, середине, конце
слова (капуста, крыша, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк,
телевизор,
сковорода,
свисток,
милиционер,
аквариум,
парикмахерская,
строительство...)
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией
сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают
разноцветные рыбки.
От чего зависит овладения слоговой структурой слова?
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от:
состояния фонематического восприятия,
артикуляционных возможностей,
семантической недостаточности,
мотивационной сферы ребёнка,
а также от особенностей развития неречевых процессов:
оптико-пространственной ориентации,
ритмической и динамической организации движений,
способности к серийно-последовательной обработке информации.
Виды искажений слогового состава слова
Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер
изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:
Нарушения количества слогов:
- элизия – сокращение (пропуск) слогов: дога (дорога).
- опускание слогообразующей гласной: пинино (пианино)
- итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей
гласной в том месте, где имеется стечение согласных: таракатор (трактор).
Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове: вонора (ворона);
- перестановка звуков соседних слогов: томоцикл (мотоцикл)
Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение
стечения
согласных,
превращающее
закрытый
слог
в
открытый: тава (трава);
- вставка согласных в слог: банант (банан).
Антиципации –
уподобления
одного
слога
другому: кокодил (крокодил); бобода (борода).
Персеверации
– циклический
повтор,
настойчивое
воспроизведение: чепапаха (черепаха).
Контаминации – соединения частей двух слов: вазанка (ваза + банка).
Типы слоговой структуры слова
В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен
принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация,
которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени
сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании
различных типов слогов.
1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов (гора, лето).
2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов (голова, ворона).
3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, дом).
4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога
(диван, баран).
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (корка, будка).
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова
(кувшин, букварь).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (молоток, колобок)
8. Трёхсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале
или середине слова (комната, ботинки, тумбочка).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или
конце слова (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (грач,
слон, мост).
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (брюква, крошка).
13. Четырёхсложные слова из открытых слогов (королева, половина)
14. Четырёхсложные слова со стечением согласных (карандаши, перекрёсток).
Формирование слоговой структуры слова
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры проходит
в 2 этапа:
Подготовительный
Цель:
Формирование
предпосылок
развития
слоговой
структуры
слова.
Подготовка ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Основной (коррекционный)
Цель: Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у
конкретного ребёнка.
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
Упражнения на развития оптико сомато-пространсвенной ориентации
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе
бумаги) и трёхмерном пространстве
Упражнение на развитие временно-пространственной ориентации
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации
движений
Основной этап
Работа над гласными
Работа над слогами
Работа над словами
Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную
передачу слогового образа слова.
В работе над гласными целесообразно применять зрительные и ручные символы
гласных звуков.
Ребёнку предлагаются следующие задания:
• Повторить пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к
менее контрастным: [а]-[и], [а]-[и]-[о], [у]-[а]-[и]-[о].
•
Тренировка
высоты,
громкости,
силы
голоса
и
темпа
произношения
(произнесение серий звуков на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо,
чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением
ударного звука).
Для закрепления работы над гласными предлагается:
угадать, символ какого гласного звука показывает педагог;
угадать ряд звуков и показать их при помощи ручных символов;
сосчитать количество звуков, произнесённых педагогом;
выложить фишек столько, сколько звуков прозвучало;
придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано и т.д.
Работа над слогами
Берутся слоги:
с общим согласным (ма-мо-му-мы-мэ)
с общим гласным (бу-ку-ву-ну-ду)
обратные (ан-ын-он-эн-ун)
закрытые слоги, их ряды и пары (мак-мок-мук-мык-мэк; кап-пап, пых-тых)
прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными (ба-бя, ву-вю,
ап-апь)
Работа над слогами со стечением согласных
Данный вид слогов требует отдельной отработки.
Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них.
Предлагаются слоги:
открытые и закрытые: кна-акн, пту-упт…
с оппозиционными согласными: фта-вта, фта-фда, кму-гму…
цепочка слогов: мна-мно-мну-мны-мне
слоги со сменой позиции согласного: мна-нма, ско-ксо…
Работа над словами
I этап
Упражнения на различение длинных и коротких слов:
«Длинное – короткое»: логопед произносит слово и предлагает ребёнку
определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую
фишку на длинную или короткую полоску бумаги.
«Раздели слова по группам»: перед ребёнком набор картинок с односложными и
многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
«Найди предмет»: один ребёнок ищет в комнате предметы с короткими
названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, ребёнок называет его.
II этап
Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа
Упражнения на повторение с выделением ударного слога
Упражнения с перестановкой слогов
Упражнения на оценку нормативности
Упражнения на переход к слитному произнесению
Упражнения на образования словосочетаний
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.
Этапы работы над слоговой структурой слова
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2
этапа:
подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической
структуры слов родного языка;
собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция
дефектов ССС у конкретного ребенка;
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
формирование пространственных представлений и оптико пространственной
ориентировки;
развитие временно-пространственной ориентировки;
развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже
предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций.
Ориентировка в собственном теле
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди,
спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и
следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных
вариантов).
1.
Ориентировка в трехмерном пространстве
«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь
лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к
белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания:
1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале
покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок
выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит,
затем повторяет все движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
Совершенствование движений общей моторики
Совершенствование мелкой моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие чувства темпа
Формирование чувства ритма Совершенствование движений моторики: общей,
мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие
переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную
последовательность движений.
«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех
движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)
Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на
пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2)
Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
Артикуляционные упражнения Чередование разных поз органов
артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2)
«Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка». Развитие чувства темпа Цель: учить
различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-
кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного
цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка»
(чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки»,
«Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая
капелька — короткий).
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки» У взрослого в
руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает:
Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел,
к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук
— тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты
кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною
в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных
ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Коррекционный этап Коррекционная работа проводится на вербальном
материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень
осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня. Выделяются
следующие уровни:
уровень гласных звуков;
уровень слогов;
уровень слов;
уровень коротких предложений;
уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо
речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с
опорой на наглядность и без нее — на слух).
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
«Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на
следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно,
злобно, ласково) голоса. Произнести столько гласных, сколько на поляне
цветочков.
Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами Работа проводится с разными типами слогов:
с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя
движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
с общим гласным (ка – та – ма – ва);
обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и
обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости
— глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
слоги со стечением. Приемы и упражнения:
«Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с
рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек,
кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается
ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко коко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам
более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов
предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными
типами слоговой структуры
Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в
слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
Слоговые линейки.
Слоговые домики
«Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них,
например, СА _ ; СА _ _ )
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются
количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с
одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает,
а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный …
(шар); хитрая … (лиса)).
«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями
рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам».
Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать»
сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка.
Летит красивая маленькая птичка.).
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.