"Обучение школьников критическому мышлению на уроках музыки на основе мультимедийных средств"

Автор: Менжулова Ритта Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 24
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Обучение школьников критическому мышлению на уроках музыки на основе мультимедийных средств"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Менжулова Р.В., к.п.н., доцент, учитель музыки МОБУ СОШ № 24 г. Таганрог «Обучение школьников критическому мышлению на уроках музыки на основе мультимедийных средств» Информационная эпоха предполагает в качестве главного фактора поступательного движения общества в целом свойства и качества человека. Поэтому цель современного образования состоит в поддержке, развитии человека, в становлении в его личностных структурах механизмов самореализации, саморазвития, адаптации и др., формировании способности к самостоятельному суждению, выбору, поступку, человечности, самоопределению в мире культурных ценностей. Для достижения данной цели необходимо развивать у школьников самостоятельность мышления, обучать навыкам действий, обеспечивающих высвобождение сознания для постижения смысла информации, изложенной в различных источниках, выведения заключений и оценки, что в итоге будет способствовать самостоятельному обретению знаний. В связи с этим основной задачей современного педагога является обучение школьников критическому мышлению. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый новый факт, изучаемый на уроке, подвергался критическому обдумыванию. Тогда процесс познания обретет индивидуальность и станет осмысленным, непрерывным и продуктивным. Однако, как показывают наблюдения, в школьной музыкально- педагогической практике существует ряд факторов, препятствующих решению данной задачи. Среди них: преподавание музыки на основе старой образовательной парадигмы, нацеленной на запоминание учеником готовых знаний, переданных учителем; неполная реализация учителем своего творческого потенциала и недостаточность или отсутствие современного технического и методического обеспечения уроков музыки. В соответствующей литературе существует множество определений понятия «критическое мышление» (Бутенко А.В., Ивуниной Е.Е., Клустера Д., Сориной Г.В., Фодотовской Е.И., Халперн Д. и мн. др.), которые сводятся с следующему. В «узком» смысле критическое мышление означает «корректную оценку суждений». В развернутом виде критическое мышление – это интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуации, применения, синтезирования и/или оценки информации,
полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир убеждений и действия. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Основные особенности критического мышления можно представить следующим образом: 1. Критическое мышление есть
мышление самостоятельное
(человек формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от других). 2.
Информация является
отправным, а отнюдь
не конечным

пунктом
критического мышления. 3. Критическое мышление
начинается с постановки вопросов и

выяснения проблем
, которые нужно решить. 4. Критическое мышление
стремится к убедительной аргументации
(человек утверждает, приводит доводы, подкрепленные доказательствами). 5. Критическое мышление
есть мышление социальное
(когда мы спорим, обсуждаем, обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем свою собственную позицию) (4). Однако в основе процесса критического мышления лежит определенное знание, создающее мотивировку, без которого человек не может мыслить. Важное место на современном этапе развития образования отводится мультимедийным средствам, активно содействующим решению основных задач обучения учащихся, в частности задачи обучения критическому мышлению. Поэтому современный учитель должен быть медиакомпетентным: обладать набором соответствующих знаний, умений, владеть техническими, программными средствами, которые позволят ему заниматься медиатворчеством – созданием творческих работ (проектов, презентаций, сопровождений к уроку и т.д.). А также обучать этому школьников. Известно, что мультимедиа – это комплекс технических, программных средств, синтезирующих текст, изображение и звук. Медиатекст – сообщение, которое изложено в любом виде в жанре медиа. Например, фильм, видеоклип, энциклопедия. Однако сами по себе медиатекст, изображение и звук могут остаться своеобразной картинкой, которая в лучшем случае привлечет внимание детей, вызовет любопытство, интерес, поверхностное восприятие смысла информации, заложенной в ней, знания. Поэтому главным является обучение
учащихся, прежде всего, умению анализировать, интерпретировать данные составляющие при опоре на имеющиеся знания и включение проблемных задач, вопросов, способствующих запуску и активизации мыслительных процессов, что содействует развитию критического мышления. Программа «Музыка» Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой (концепция «Школа XXI века»), которой мы руководствуемся в своей работе, опирается на следующие принципы: 1)преподавание музыки в школе как живого образного искусства; 2) возвышение ребёнка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования); 3)деятельностное освоение искусства; 4)проникновение в природу искусства и его закономерностей; 5)моделирование художественно-творческого процесса. Отличительной особенностью программы по музыке является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, обществознания, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства, сведений из русского языка, математики и др. (1) Поэтому зрительный ряд применяется не только в качестве эмоционально-эстетического фона, но, прежде всего, для решения познавательных, проблемных задач, что усиливает понимание детьми содержания музыкального произведения и другой изучаемой информации. Также нужно отметить, что следование принципам программы и решение обозначенной задачи невозможно без использования следующих инновационных методов:  диалога;  понимания;  конкретных ситуаций;  проблемного изложения материала;  проблемного обсуждения;  обсуждения содержания деятельности;  «живой ситуации»;  визуализации, а также объяснительно-иллюстративный метод, сравнительного анализа и др. На основании вышеизложенного можно утверждать, что для уроков музыки мультимедиа имеет особую актуальность. Кратко остановимся на конкретных примерах применения мультимедийных средств на уроке музыки в 1 и 3 классах для раскрытия механизма обучения школьников критическому мышлению.
В качестве первого примера представим вид творческой работы – «Презентация» к уроку музыки в 1 классе на тему: «Что выражает музыка?». Уже на данном этапе дети, опираясь на знание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп, динамика, ритм и др., зрительный ряд картинок с изображением определенных человеческих эмоций (в том числе собственный жизненный опыт), слушают пьесу Л. Бетховена «Веселая. Грустная». В результате безошибочно определяют на слух два настроения музыки, пытаются самостоятельно осмыслить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создаются эти настроения композитором, а также форму произведения. Думают над вопросами: «Что хотел нам «сказать» Бетховен, сочинив пьесу с повторением 1 (веселой части), т.е. из 3- х частей?» «Что будет, если…» Если форма пьесы ограничится двумя частями? В итоге в процессе индивидуального обдумывания, коллективного обсуждения, обмена мнениями приходят к выводу о том, что музыка может выражать настроение (эмоции) человека, которое подвержено периодической смене, потому что может зависеть от каких-либо жизненных обстоятельств. Например, «была плохая погода, и нельзя было погулять, но потом вышло солнышко»; «поссорился с другом, потом помирился» и т.д. Однако важно знать, что плохое настроение обязательно сменится хорошим, что и утверждает своей музыкой Л. Бетховен. В качестве второго примера представим вид творческой работы – «Сопровождение к уроку» на основе применения медиатекста в 3 классе на уроке на тему «Обрядовые песни и их использование в сочинениях Н.А. Римского-Корсакова». Просмотр и слушание Хоровой сцены «Прощание с Масленицей» из мультфильма «Снегурочка» по одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. Опираясь на знания сущности понятия «обрядовые песни», их классификации и отличительных особенностей, осмысленные на предыдущих уроках, и анализируя прослушанную музыку, дети высказывают свое мнение о том, какой народный обряд изображен в опере «Снегурочка» и как он воплощен. Какой характер имеет композиторская музыка, сопровождающая данный обряд. Вокально-хоровая работа над обрядовой песней «Закличка весны» происходит по изображенной нотной записи (медиатекст) на основе осмысления движения мелодии, количества нот (всего три), особенностей ее характера, ритма, темпа и т.д. Сравнивая музыку Хоровой сцены из оперы и обрядовую песню «Закличка весны», ученики приходят к выводу о близости характера той и другой музыки, движения мелодии, ее постоянная
повторяемость, близость смысла слов народной обрядовой и композиторской музыки и легкость вокального исполнения. В качестве домашнего задания выступает просмотр мультфильма «Снегурочка» полностью в интернете. Поэтому даются соответствующие инструкции для просмотра онлайн и как ответить на вопрос: «Чему нас учит сказка?» И, наконец, третий пример применения медиатекста на уроке музыки в 3 классе. Это видеоклип. Слушание р.н.п. «Тонкая рябина» в вокально-хоровом исполнении, и просмотр и слушание этой же песни в инструментальном исполнении – на гитаре. Дети осмысливают представленные варианты исполнения на основе сравнения средств музыкальной выразительности, формы произведений, состава исполнителей. Уясняют возможность трансформирования вокальной музыки в инструментальную: что происходит с характером, тембром, что меняется, а что остается неизменным, приводят доводы «за» и «против». И в итоге приходят к выводу: самое главное, что музыка во втором (инструментальном) варианте исполнения не теряет своего характера, тех человеческих эмоций, которые она передает. А это значит, инструментальный вариант имеет право на свое существование, обогащая простую народную песню новыми красками и содержанием на основе применения формы вариации и тембра инструмента – гитары. На более поздних этапах музыкального обучения школьникам даются задания, требующие использования мультимедийных средств для их выполнения и осмысления, обработки и оценки информации. Исходя из особенностей критического мышления, на уроках музыки оценивается степень самостоятельности и умение школьников: - анализировать содержание музыки: средства музыкальной выразительности, форму, состав исполнителей, определять смысл; сравнивать музыку; анализировать мелодию песни по нотной записи; - анализировать качество исполнения музыки (собственное и чужое), предлагать приемы преодоления недостатков исполнения; делать выводы по новому факту, изученному на уроке, по теме урока; - приводить доводы, подкрепленные доказательствами; высказывать свое мнение и уважительно относиться к чужому мнению; - знание сущности понятий и умение их применять при освоении нового учебного материала; - подготовить домашнее задание, требующее для его выполнения осмысления, обработки и оценки информации, использования интернета, мультимедийных средств.
Как показывает практика, собственный опыт мультимедийные средства могут применяться на разных этапах урока музыки и находят свое применение в различных видах творческих работ учителя. Выбор вида работы, его включение на том или ином этапе урока, дозированность использования мультимедийных средств обусловлены целями урока, степенью сложности изучаемой информации, ее объемом и определяется учителем. Успешность решения данных задач напрямую зависит от его креативности. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Обучение школьников критическому мышлению на уроках музыки на основе мультимедийных средств актуально. Применение мультимедийных средств содействует эффективности организации музыкального образования в направлении обучения учащихся критическому мышлению, поскольку открывается широкий спектр возможностей, делающих процесс критического обдумывания новых для детей фактов наглядным, интересным, увлекательным и плодотворным. В целом же обогащает содержание музыкального обучения, является действенным инструментом развития у школьников критического мышления и специальных предметных знаний, умений и навыков. Использованная литература 1. Авторская программа «Музыка»/Л. В. Школяр, В. О. Усачёва (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова), 2013 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – М., 2002 3. Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление»//Молодой ученый, 2009. – №11 4. Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Перемена, 2001. – № 4 5. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб: Питер, 2000