"Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Автор: Некрасова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №102 Невского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

физической культуры
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом. Физкультура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
 сохранять и укреплять здоровье детей;  формировать потребность в двигательной активности; закреплять основные виды движений;  развивать двигательные навыки и формировать физические качества;  формировать навыки правильного дыхания, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;  познакомить детей с днем Победы;  формировать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста

привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ГОРОДА»
 Создание радостного настроения, эмоциональной отзывчивости, воспитание патриотизма.  Закреплять знания об истории строительства города  Активизировать в речи детей названия достопримечательностей города  Развивать эмоциональную отзывчивость  Воспитывать чувство гордости и уважения к родному городу.
Спортивный праздник «Будем в Армии служить!»
 Расширять представление детей о государственном празднике.  Развивать физические и волевые качества в спортивных играх, соревнованиях и эстафетах, развивать творческую двигательную деятельность, и умение осознанно управлять телом и движениями.  Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.  Воспитывать любовь к Родине.
Формирование патриотических чувств через занятия физической культурой

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи: 1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год. В них отражены такие мероприятия, как:  Спортивный досуг «Весёлые старты»  Неделя здоровья «Будем сильными, быстрыми, ловкими!»  Спортивный досуг «Будем в Армии служить!».  Масленичные гулянья «Масленица»  Тематический досуг «День Победы».  Спортивный досуг «Салют, Олимпиада!»  Спортивный досуг «Путешествуем с игрой» Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Задачи по воспитанию духовно- нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры по своей направленности можно условно разделить на несколько групп: 1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует
ежегодное проведение «Недели здоровья» - спортивные мероприятия между детьми. В процессе организации спортивных досугов, спортивных эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. 2. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно- оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно–патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Таким образом, благодаря совместной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Спортивный досуг «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ИГРОЙ»
 Формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Приобщать к истокам игрового фольклора.  Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению его организма.  Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.  Формировать устойчивое и заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.  Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.  Воспитывать толерантное отношение к разным народам, путем познания фольклора посредством народных игр.
Спортивный праздник «Салют, Олимпиада!»
 закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
 приучать к соблюдению данного слова (клятвы);  способствовать физическому развитию детей, их силе, быстроте, ловкости;  развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  укрепить отношение между взрослыми и детьми;  сплотить детей, сотрудников;  приобщить взрослых к здоровому образу жизни;  воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
Спортивный праздник «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
 Способствовать совершенствованию двигательных качеств, приобретенных на занятиях по физической культуре.  Содействовать развитию командного духа, взаимопомощи, взаимоподдержки.  Способствовать удовлетворению потребности дошкольников в двигательной активности.
Масленичные гулянья «Масленица»
 способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи;
 развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  воспитывать соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки;  обеспечивать высокую двигательную активность детей.
Спортивные досуги «НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ»
 сформировать у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни;  добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;  вызвать эмоционально-положительное отношение к подвижным играм, спортивным упражнениям, к занятиям спортом.