Автор: Пустовая Татьяна Юрьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Херсонский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Скадовск, Херсонская область
Наименование материала: Статья
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
УДК 373.3.011.3-051:7.071+7
Пустовая Татьяна Юрьевна,
магистрант кафедры педагогики и образовательных технологий
Института педагогического и специального образования,
Херсонский государственный педагогический университет;
275700, Россия, Херсонская область,
г. Скадовск, ул. Покровская, 7А;
pustovaya
_2024@
.
ru
.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается важность эстетического воспитания младших
школьников на уроках изобразительного искусства. Основной акцент сделан на развитии
творческих способностей, эстетического вкуса, критического мышления и восприятия у
детей младшего школьного возраста. Методы, основанные на активном взаимодействии с
изобразительным искусством, рассмотрены в контексте экспериментов с цветом, формой
и фактурой. Развитие наблюдательности и воображения через работу с различными
материалами и техниками также подчеркивается как важный аспект.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстетическое воспитание, учитель, дети, изобразительно искусство,
дополнительное образование, младший школьный возраст.
Pustovaya Tatiana Yurievna,
Master's student in the Department of Pedagogy and Educational Technologies
Institute of Pedagogical and Special Education,
Kherson State Pedagogical University;
Russia, Kherson Region, Skadovsk.
ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS BY
MEANS OF FINE ARTS
ABSTRACT. The article examines the importance of aesthetic education for younger students in
visual arts classes. The main emphasis is on the development of creativity, aesthetic taste, critical
thinking and perception in primary school children. Methods based on active interaction with the
visual arts are considered in the context of experiments with color, shape and texture. The
development of observation and imagination through work with various materials and techniques
is also emphasized as an important aspect.
KEY WORDS: aesthetic education, teacher, children, fine arts, additional education, junior
school age.
В 21 веке основой для развития личности должны стать такие базовые принципы,
как ответственность, добро, нравственность, стремление к красоте и гармонии с собой и
окружающим миром. Художественно-эстетическое воспитание, пронизывающее все
сферы жизни человека (физиологию, возраст, профессию, индивидуальность), играет в
этом ключевую роль.
Эстетическое восприятие мира закладывается у детей с ранних лет: от восторга
перед музыкой и яркими игрушками до первых танцев. Эти впечатления углубляются при
контакте с природой. Если взрослые поддерживают и развивают эти детские эстетические
переживания, это существенно влияет на формирование вкусов ребенка. Развитие
наблюдательности, образного мышления и умения отличать хорошее от плохого –
фундамент для становления эстетической культуры [2, с. 9].
В понятии эстетического воспитания, изложенном в сжатом словаре по эстетике,
фокус сосредоточен на создании системы мероприятий, направленных на формирование
способности человека к восприятию, правильному пониманию и творчеству в области
прекрасного и возвышенного в жизни и искусстве [8, с. 24].
Обе формулировки подчеркивают необходимость развития у человека способности
понимать и ценить прекрасное в искусстве и повседневной жизни. Поэтому эстетическое
воспитание должно не только быть ориентировано на контемпляцию, но также
способствовать формированию способности создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Следовательно, эстетическое воспитание играет ключевую роль в формировании
творческой личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое,
комическое, безобразное в жизни и искусстве. Существует множество толкований
понятия "эстетическое воспитание", но даже изучив лишь некоторые из них, можно
выделить основные принципы, касающиеся его сущности [8, с. 16].
Прежде всего, это процесс направленного воздействия на учащихся. Важно также
развивать у школьников способность видеть и понимать красоту в искусстве и
повседневной жизни. Кроме того, эстетическое воспитание способствует формированию
эстетических вкусов и идеалов у личности. И, наконец, оно способствует развитию
способности к самостоятельному творчеству и созданию произведений искусства.
Развивая художественно-эстетическое воспитание у детей, учителя способствуют
их общему росту, формированию морали, расширению знаний о мире и природе.
Разнообразные творческие занятия помогают развивать мышление, воображение, волю,
настойчивость, организованность и дисциплинированность. Главная цель – создание
базовых эстетических знаний и впечатлений, которые помогут детям развить интерес и
склонность к красоте и искусству.
Следовательно, педагог должен уметь выбирать предметы и явления, которые
соответствуют
нашему
представлению
о
красоте.
Таким
образом,
формируется
чувственный и эмоциональный опыт. Важно иметь знания о природе, о себе, о
художественных ценностях. Разносторонние знания являются основой для формирования
широких интересов, потребностей и способностей. Человек, обладающий этими знаниями,
проявляет себя как творческая личность в различных сферах жизни [3, с. 231].
Важной целью художественно-эстетического воспитания является формирование у
человека
социально-психологических
качеств,
способствующих
эмоциональному
восприятию
и
оценке
эстетически
значимых
предметов
и
явлений.
Дети,
заинтересованные в живописи, стремятся запомнить информацию о произведениях и
художниках, исследуют новые полотна без удивления и наслаждения. Ничто не
привлекает их внимание, не заставляет остановиться и насладиться красотой искусства.
Эстетическое
восприятие
тесно
связано
с
глубокими
переживаниями.
Возникновение разнообразных чувств при взаимодействии с прекрасным и уродливым, а
также при созерцании комического и проявлении эмоций – все это указывает на
настоящее эстетическое воспитание.
Глубокое
переживание
эстетических
чувств
сочетается
с
способностью
к
эстетическому суждению. Оценка искусства и жизни, включая развитие у ребенка
критического мышления и способности выражать свое мнение о произведениях и своем
психическом состоянии, играют важную роль в формировании эстетической культуры [1,
с. 67].
Цель третьей задачи художественно-эстетического воспитания заключается в
стимулировании формирования у каждого воспитанника творческой способности в
области искусства. Основная идея заключается в том, чтобы помочь индивидууму стать
активным
создателем,
творцом
красивых
ценностей,
способствовать
не
только
удовольствию от прекрасного в мире, но и его преобразованию согласно принципам
красоты. Основной задачей является развитие у ребенка не только способности ценить и
восхищаться прекрасным, но и активного участия в процессе создания красоты в
искусстве и жизни, самостоятельного творчества.
Следовательно, в процессе эстетического воспитания формируется у ребенка
эстетическое сознание, которое педагоги и психологи разделяют на разнообразные
категории, отражающие психологическую суть процесса и позволяющие оценить уровень
эстетической
культуры
индивида
[4,
с. 479].
Основные
категории,
выделенные
большинством исследователей, включают в себя эстетическое восприятие, эстетический
вкус, эстетический идеал и эстетическую оценку. Нравственно-эстетические качества
личности формируются в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни в
более или менее стабильной форме. Помимо педагогических подходов, также существуют
психологические подходы, суть которых заключается в развитии эстетического сознания у
ребенка.
В детстве дети погружаются в мир ярких эмоций, вызванных красотой
окружающего мира, людей и предметов. Эти эмоции стимулируют интерес к жизни,
способствуют развитию мышления, памяти и любознательности. Сильные переживания
влияют на формирование убеждений, навыков и привычек. Важное значение для развития
эстетического восприятия имеет младший школьный возраст, где учителю отводится
особенная роль [5, с. 64].
Истинно талантливые учителя могут не только укрепить основы эстетического
развития личности, но и сформировать истинное жизненное видение человека через
эстетическое воспитание, ведь в этом возрасте формируется отношение ребенка к
окружающему миру и развиваются важные эстетические черты будущей личности.
Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнений,
поскольку оно является его главным содержанием. Особенность искусства как средства
воспитания заключается в том, что оно собрало в себе творческий опыт человека, его
духовное богатство, сосредоточенное и укорененное в нем [6, с. 140].
Искусство, пронизанное человеческим духовным миром, выражает чувства, вкусы
и идеалы людей в различных художественных произведениях. Художник, исследуя
основные тенденции жизни, создаёт полнокровные образы, которые эмоционально
воздействуют на каждого человека и заставляют его задумываться о своём месте и
предназначении в мире. Искусство является огромным источником для понимания жизни,
оказывая широкое и многостороннее воздействие на человека.
Многие авторы отмечают, что познание искусства представляет собой глубокий
творческий
процесс.
Впечатления,
полученные
ребёнком
во
время
общения
с
произведениями искусства, разнообразны и включают в себя нравственно-эстетические
аспекты. Искусство оказывает разностороннее воздействие на человека. Хотя встреча с
искусством не делает человека моментально духовно богатым или эстетически развитым,
но опыт эстетического переживания запоминается на долгое время, и человек всегда
стремится повторно испытать те же эмоции, которые он почувствовал, встретившись с
прекрасным.
Следовательно, индивидуальные способности человека, его духовное напряжение,
уровень художественного образования – все это влияет на его активное и творческое
отношение к искусству, не менее важно, чем качество самого искусства. Авторы также
отмечают, что только человек с развитыми способностями способен к сотворчеству и
творчеству, которое пробуждает подлинное искусство. Существует риск того, что
искусство не сможет выполнять свою воспитательную функцию, если человек не обладает
художественным образованием, не научится видеть, чувствовать и понимать красоту в
искусстве и жизни.
Разнообразные виды творческой работы в искусстве можно классифицировать на
несколько категорий: пластическое творчество, музыкальное творчество и декоративно-
прикладное творчество. На различных этапах своего развития дети имеют ограниченный
жизненный опыт, который мешает им распознать и оценить эстетические явления. Одной
из задач педагога является воспитание у ребенка способности наслаждаться искусством,
развитие эстетических потребностей и интересов, приведение их к уровню эстетического
вкуса и, в конечном итоге, к идеалу.
Различные материалы, как слово, звук, движение, краски, природные элементы,
имеют специфическое воздействие на человека в различных видах художественной
деятельности. Взаимодействие ребенка с искусством начинается с восприятия. Художник
видит важное и значимое в жизни, умеет ярко показать это невидимое, делая это
доступным для всех. Процесс постижения художником уже открытых образов является
сложным и многоступенчатым.
Следовательно, в процессе обучения каждый ребенок проходит через три основные
стадии формирования личности: любознательность, любопытство и познавательный
интерес. Эстетический интерес играет важную роль в освоении изобразительной
деятельности детьми. Показатели интереса к творчеству и искусству включают желание
творить
красивые
вещи
своими
руками,
увлеченность
процессом
рисования,
использование индивидуальных методов, эмоциональную реакцию, наличие богатого
воображения
в
рисунках,
новизну
и
оригинальность
в
подходе
к
творчеству,
настойчивость в достижении целей, а также трудолюбие и усердие [8, c. 4].
Б. Т. Лихачёв характеризовал эстетическое воспитание как целенаправленный
процесс
формирования
творчески
активной
личности
ребёнка,
способного
воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и
искусстве, жить и творить «по законам красоты» [16, с. 347].
Для развития творческих способностей младших школьников необходимо сочетать
спонтанность и организованность. Исследования показывают, что полная свобода или
жёсткие ограничения могут негативно сказаться на эстетическом развитии детей.
Положительные результаты достигаются через совместную работу педагога и учеников. В
современных
условиях
важно
предоставлять
дополнительное
образование
для
художественно-эстетического воспитания личности.
Следовательно, искусство играет ключевую роль в формировании вкуса у детей в
раннем возрасте, поскольку оно позволяет им раскрыть свои таланты и выразить себя.
Дополнительное
образование
способствует
обогащению
культурного
опыта
и
формированию стратегии личностного развития, вовлекая каждого в мировые ценности.
По мнению специалистов, дополнительное образование открывает новые возможности
для самореализации и самоутверждения личности, что делает его неотъемлемым
инструментом в образовательном процессе [7, c. 110].
Художественное изображение, будучи фактически представлением любого рисунка
или картины, отражает эстетическое содержание объекта. Изобразительные средства
художественного языка, такие как композиция, рисунок, светотень, колорит и другие,
пропитаны эстетическим содержанием и служат для передачи реальности в творчестве
ребенка. Процесс изображения приносит радость ребенку, так как позволяет через кисть,
карандаш и краски выразить свои чувства и отношение к миру окружающим [11, c. 62].
Б. М. Неменский указывал, что система эстетического воспитания должна
быть единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную
жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в
деле формирования эстетической культуры и личности школьника [3, с. 234].
Следовательно, развитие у детей эстетического восприятия и вкуса, эстетических
чувств и познавательно-творческой активности на занятиях искусством играет ключевую
роль. Организация процесса художественного воспитания в разнообразных и креативных
форматах повышает эффективность итогов. Это включает беседы о изобразительном
искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натуры, посещение
музеев, выставок, а также встречи с художниками [13, с. 48].
Обсуждения с детьми должны включать в себя разговоры о силе художественных
образов,
способах,
которыми
художник
делает
их
выразительными,
типичности
изобразительного явления и прекрасном в жизни. Это поможет детям увидеть не только
динамику событий на картине, но и талант художника, что способствует глубокому
пониманию идеи произведения и приносит наибольшее удовольствие. Школьное
изобразительное искусство направлено на формирование учащихся художественного
способа познания мира, предоставляет им систему знаний и ценностных ориентиров на
основе их собственной художественно-творческой активности.
В начальной школе выделяется значительное внимание разнообразным формам
эстетического воспитания как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной
деятельности. Младшие школьники активно проявляют интерес к художественному
творчеству, что используют передовые педагоги для комплексного воспитания детей.
Планируя мероприятия по внеурочной работе, учителя ориентируются на детские
интересы, внутренние потребности и стремятся организовать жизнь учащихся таким
образом, чтобы развивать их нравственные, эстетические и умственные качества
[9,
c.162].
Следовательно, уроки рисования способствуют формированию навыков анализа и
восприятия искусства у учеников, что способствует расширению их мировоззрения и
способности
к
наслаждению
окружающей
красотой.
Сравнивая
и
оценивая
художественные произведения, молодые люди формируют собственное видение и стиль,
что помогает им проявить свою индивидуальность и раскрыть потенциал в творчестве.
При этом развивается внимательность и фантазия, позволяя учащимся погружаться в
детали и глубину искусства [12, c. 80].
Эстетическое восприятие, по мнению Б. Т. Лихачева, описывается как способность
человека выделять в художественных и реальных явлениях те элементы, которые могут
вызвать эстетические чувства [16, с. 450]. Дети могут переживать разнообразные эмоции,
включая как радостные, так и печальные, благодаря произведениям изобразительного
искусства. Просматривая картины, отражающие красоту природы или трагические
события, расширяем свой внутренний мир и развиваем способность к сопереживанию.
В процессе изучения произведений искусства, учащиеся погружаются в мир
разнообразных эпох и исторических событий, поглубже понимают различные культуры,
раскрывают для себя тайны художников и их творческого гения, узнают о создании
произведений и художественном самовыражении. Методы формирования эстетического
восприятия в процессе обучения изобразительному искусству играют ключевую роль в
развитии творческого мышления и художественного вкуса учеников. Это динамичный
процесс, направленный на развитие эстетического чувства, творческое самовыражение и
культурное развитие детей [15, с. 150].
Следовательно, на уроках изобразительного искусства используются различные
методы, например, анализ произведений искусства, наблюдение за ними и собственное
творчество. Ученики изучают цвета, текстуры и композицию произведений, что помогает
развить их внимательность и аналитические способности. Также им предлагается
самостоятельно творить искусство, создавая рисунки, композиции или скульптуры, что
развивает их творческий потенциал и воображение.
Воображение, художественный вкус и мастерство развиваются у учащихся в
процессе творчества, где они проявляют свою индивидуальность и креативность.
Изобразительная деятельность играет важную роль в формировании эстетического
восприятия, так как способствует развитию эмоций и чувств у детей. Создание
благоприятных условий для изобразительной деятельности помогает формировать
эстетическое отношение к окружающему миру. Выделение особенностей предметов,
таких как форма, цвет, размер, структура, способствует развитию эстетических чувств у
детей, включая чувство цвета, формы и ритма.
Следовательно,
эстетическое
воспитание
детей
подразумевает
организацию
разнообразной
художественно-эстетической
деятельности,
направленной
на
формирование полноценного восприятия и правильного понимания красоты в искусстве и
жизни, на развитие творческих способностей учащихся. Приобщение к художественно-
творческой деятельности может осуществляться в школах и других учебных заведениях
через различные формы учебной и внеурочной работы.
В начальной школе эстетическое воспитание детей осуществляется через изучение
различных дисциплин, таких как музыка, изобразительное искусство, литературное
чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Учителя должны учитывать возрастные
особенности развития мышления, восприятия, памяти и воображения детей при
проведении воспитательной работы и адаптировать процесс воспитания к этим
особенностям [14, с. 156].
Развивая эстетическое восприятие у детей, мы помогаем им стать умными и
культурными людьми. Красота окружает нас в повседневной жизни, в общении с
природой и искусством, в моментах общения с другими. Она приносит радость,
мотивирует к деятельности и привносит удовольствие в общение. Противоположность
красоте - безобразие - отталкивает, а трагическое помогает понимать чувства других
людей. Комическое же помогает нам смеяться над собой и принимать свои недостатки.
Именно через понимание и восприятие этих явлений мы воспитываем гармоничных и
культурных личностей.
В. Н. Шацкая утверждала, что эстетическое воспитание стимулирует посильное
участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты
[17].
Необходимо учитывать специфику форм и методов учебной работы в школе,
глубоко понимать сущность искусства, умело отбирать произведения для их постижения
детьми, чтобы повысить идейно-эстетическое воспитание детей через литературу и
искусство.
Следовательно, изобразительное искусство играет существенную роль в развитии
эстетического восприятия, формировании творческой личности, способной воспринимать
и оценивать прекрасное в жизни и искусстве в целом. Формировать чувственный
эмоциональный
опыт,
разносторонние
творческие
знания,
которые
способствуют
развивать
мышление,
воображение,
волю,
настойчивость,
организованность
и
дисциплинированность. Эстетическое воспитание в начальной школе направлено на
формирование эстетической грамотности, развитие художественного восприятия и
воображения, формирование эстетического вкуса и критического мышления у детей.
Уроки рисования способствуют формированию навыков анализа и восприятия искусства у
учеников, что способствует расширению их мировоззрения и способности к наслаждению
окружающей красотой [9, с. 160].
Использование средств изобразительного искусства в образовательном процессе
способствует не только развитию художественных навыков, но и формированию
эстетического
вкуса,
культурной
осознанности
и
критического
мышления.
Художественное восприятие помогает детям понимать окружающий мир, формировать
свою индивидуальность и находить уникальный способ самовыражения.
Таким образом, интеграция изобразительного искусства в учебный процесс
является необходимым условием для гармоничного развития обучающихся, которое
позитивно сказывается на их эмоциональном, интеллектуальном и социальном развитии.
Важно, чтобы педагоги активно использовали эти средства для создания творческой и
вдохновляющей атмосферы, способствующей всестороннему развитию детей.
Список литературы
1.
Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник / Ю. Б. Бореев. – М. : Высш. шк., 2021. – 501 с.
2. Бреан, А., Скейе, Г. У. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и
интеллект / А. Бреан, Г. У. Скейе ; Перевод с английского. – Москва : Альпина Паблишер,
2020. – 275 с.
3. Воспитание и образование в современной школе : материалы Всероссийской
научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (5-6 апреля
2006 года, Новокузнецк) / ГОУ ВПО Кузбасская гос. педакад, под общ. ред. О. Ю.
Елькиной. – Новокузнецк : Новокузнецкий полиграфкомбинат 2024. – 349 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В.
Давыдова. – Москва : Педагогика-прресс, 2022. – 536 с.
5. Гурович, Л. М. Ребёнок и книга : пособие для воспитателя детского сада /
Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И.Пирадова / Под ред. В. И. Логиновой.
– 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 127 с.
6. Евдокимова, И. Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного
образования / И. Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика:
материалы VII Международной научно-практической конференции (19 августа 2016 гола,
Чебоксары) / Редкол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс»,
2016. – С. 139-142.
7. Киященко, Н. И., Лейзеров, К. Л. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко,
К. Л. Лейзеров, К. Л. – М., 2023. – 112 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр
«Академия», 2022. – 176 с.
9. Козлова, С. А., Куликова, Т. Д. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ.
сред, пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб, и доп. / С. А. Козлова, Т. Д. Куликова. –
М. : Издательский центр «Академия», 2022. – 416 с.
10. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. :
Мозаика-Синтез, 2023. – 120 с.
11. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: Том 1 / Я. А.
Коменский. – М. : Книга по Требованию, 2021. – 440 с.
12. Кошелева, А. Л. Анализ художественных произведений : учеб. пособие / А.
Л. Кошелева. – Абакан : Изд. ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова», 2022. – 172 с.
13. Куревина, О. А. Программа «Изобразительное искусство» / О. А. Куревина,
Е. Д. Ковалевская. – М. : Баласс, 2022 – 48 с.
14. Лабунская, Г. В. Эстетическое воспитание на уроках рисования в первом и
втором классах / Г. В. Лабунская. – М.,2023. – 166 с.
15. Лихачёв, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие
по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М. : Просвещёние,
2023. – 175 с.
16. Лихачёв, Б. Т. Педагогика: Курс лекций : учеб. пособие для студентов педагог,
учеб. заведений // Б. Т. Лихачев, перераб. и доп. – М. : Юрайт-М, 2023.– 462 с.