"Система моей работы"

Автор: Егорова Светлана Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования детей
Учебное заведение: МКОК ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Новосибирская область, Р. П Ордынское
Наименование материала: Статья
Тема: "Система моей работы"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Система моей работы ПДО Егорова С. Л «Театр - удобный инструмент, дающий возможность оказать каждому ребенку помощь в условиях группы» И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова Что понесёт ребёнок в свою взрослую жизнь, зависит только от нас – взрослых. Сейчас, пока наши дети ещё малыши, мы вместе с ними собираем им багаж в эту трудную, не лёгкую жизнь. Что мы туда складываем? Всего понемножку… по крупицам… Но каждый наш жест, каждое движение, каждое слово имеет огромный вес для нашего малыша… Дети имеют свойство впитывать всё, что они видят, слышат, осязают, как губка… И будут ли они «омутом с мутной водою» или «озером с гладью зеркальной» - это будет результат работы педагога. Опыт моей работы показал, что дети 7-9 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, «скупо» общаются между собой, проявляют низкий уровень коммуникативной активности, отсутствует толерантность по отношению друг к другу, у большинства наблюдается нарушение речи, это негативно сказывается на эмоционально устойчивости психики ребенка, что является препятствием для установления полноценного контакта не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решение этих проблем во многом помогают занятия театром. Сочетая несколько видов искусства: музыку, танец, литературу, народное творчество, актерскую игру, рисование можно добиться положительных результатов. Все это определило направление моей работы «Воспитание гармоничной личности, с разнообразными интересами, с чувством личной значимости и самоопределения, с преодолением внутренней и внешней агрессии к окружающим». Основные идеи, которыми я руководствуюсь в своей работе, – это воспитание «народностью» (народные и современные сказки, игры, народные праздники, музыка) и идеи А.С. Макаренко (воспитание в коллективе, воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, семейное воспитание). Для эффективности своей деятельности опираюсь на принцип системности, дифференциации, увлекательности и коллективизма. Для работы потребовалось методическое обеспечение, в связи с этим мною разработана программа «Театральные ступени» для младших школьников. Целью которой является: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка средствами театрального искусства. Разнообразие предлагаемых в программе видов деятельности (игра, театрализация, этюды, упражнения, творческие задания и др.), необходимых для глубокого и разностороннего усвоению материала позволяют каждому ребенку найти занятие по душе. Приобщение к процессу подготовки праздника или спектакля приносит детям радость, творческое вдохновение, открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения своих сил. В программу включен целый комплекс разделов, взаимосвязанных между собой и вводятся одновременно, рассчитанных на четыре года обучения. Это обеспечивает разностороннее развитие детей и равномерные физические и психические нагрузки. Реализуемая программа предполагает включение ребенка в театрально-игровую деятельность через коллективное «погружение» его в сказки, игры, разучивание небольших сценок и стихов к праздникам, мини-спектакли. Такая деятельность позволяет привить детям доброту, уважение, развить способность к сотрудничеству. С целью развития социальных навыков, толерантных отношений на занятиях использую русские народные игры, современные игры. Сказка... Стоит услышать это слово, как нам представляется удивительный мир фантастических чудес, в котором нет ничего невозможного. Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Сказки, которые использую при работе с детьми, помогают решить такие проблемы, как: неумение общаться; невнимательность по отношению к сверстникам; конфликт. Театральный коллектив открыт для всех желающих. Нет никакого кастинга или отбора самых талантливых – принимаются все, остаются те, кому это по-настоящему необходимо. Дети приходят по-разному и разные. Есть категория приглашённых, то есть те, кого приглашаю сама, но не обязательно это суперталанты, и их уже не надо развивать. Многие присоединяются с кем-то за компанию – пришли посмотреть на репетицию и… остались. Самые ценные актёры те, которые делает свой выбор в пользу театра осознанно, обдуманно, целенаправленно. Иногда сердце плачет, а в мыслях одна дума: «Что я с тобой, ребёнок, буду делать?» Дети ведь бывают говорящие шёпотом и робкие, зажатые и скованные, стеснительные и ранимые. Моя задача – избавить ребёнка от всех этих проблем, помочь обрести уверенность в себе, стать подвижнее и активнее, овладеть навыками грамотной речи и по возможности искусством хорошей дикции, научиться управлять силой голоса, То есть найти в ребёнке талант, раскрыть его и развивать. Главное не навредить – главное разглядеть что есть в каждом из них. А помагают мне в этом принцыпы,которыми я руководствуюсь в работе: уверенность, успешность, удивидельность, убедительность, улыбчивость, уравновешанность,уважительность. Мне хочется, чтобы, соприкасаясь с театром, ребята испытывали чувство радости, которого им подчас так не хватает. Познавая через театр окружающий мир, дети учатся по-доброму относиться к окружающим, быть сдержанными и терпимыми друг к другу. В педагогической практике я стала больше применять методы, формирующие социальную компетентность воспитанников: Методы формирования сознания (убеждение, объяснение, рассказ, беседа). Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации). Например, игровое упражнение «Письмо заболевшему другу». Цель: учить детей оказывать поддержку близким, воспитывать доброе отношение к сверстникам, воспитывать милосердие. Успешность и результативность занятий зависят, и от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). Основными результатами своей деятельности я считаю: устойчивый интерес учащихся к занятиям театральным творчеством, сохранность контингента и положительная динамика в повышении качества обучения. Большой объем и разнообразие поставленных театральных постановок разного уровня. Успех выступлений моих воспитанников у зрителей. Успешное участие воспитанников в театральных конкурсах различного уровня. Если говорить о взаимоотношениях актёров между собой и с руководителем, тут должно быть полное взаимопонимание. Если такового не будет, то и театра тоже не будет. В коллективе не допускаю соперничества, склочности, зависти, скандалов. Чтобы этого не случалось, объясняю почему так или иначе распределяю роли – соответствие типажа, характера, темперамента. Чтобы не было зависти, А ещё есть доверие – доверие на сцене, доверие в отношениях друг с другом, доверие ко мне не как к руководителю, а как к человеку. Рано или поздно ребята начинают раскрываться не только на сцене. Мне приходится выслушивать и о душевных переживаниях, и о семейных проблемах, и о проблемах с учителями, и много всякого, что ребята по разным причинам не могут обсудить с родителями. Хотя для меня это странно, потому что сама как мать разговаривала со своими детьми обо всём и продолжаю это делать, у них не было и нет от меня тайн.
Хочется сказать о родителях театралов. Они разные, как и дети. И часто они не испытывают особого восторга от занятий детей театральным творчеством, не разделяют их театральных интересов. Родители считают это пустой тратой времени. Есть родители, относящиеся абсолютно равнодушно к увлечению ребёнка: «Ну, занимаешься и ладно, только бы не мешало учёбе и выполнению домашних обязанностей». Спасибо тем родителям, которые проявляют интерес к занятиям ребёнка в коллективе: позвонят, спросят, чем помочь, придут на спектакль, помогут, чем могут. К сожалению, таких семей очень и очень мало. Чем больше взрослые интересуются успехами детей во всех сферах их деятельности и чем чаще их хвалят или указывают на ошибки, тем успешнее ребёнок в будущем. Мне удалось создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пробудить фантазию детей, максимально реализовать их творческие способности, когда каждый ребенок в силу своих возможностей продвигался от уровня к уровню, а в итоге добился определенных высот. Так в 2015 году Анна Ильиных прошла кастинг в киностудию «Ералаш в г. Новосибирске и прошла четырех месячное обучение. Процесс становления личности – сложная задача, осуществляемая поэтапно, Творчество должно привести к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти своё место в жизни, быть нужным и полезным людям – вот это и будет главным результатом моей работы. Насколько верно выбран путь покажет время … Я для себя когда - то решила осуществить свою мечту. И пусть пока это всего лишь маленький театр, и у нас пока не все получается, и иногда мы не понимаем друг друга, а возникающие конфликтные ситуации с бурей негативных эмоций бывают такие, что хочется все бросить. Но ты знаешь (о! это – счастье – знать), что «завтра» – будет! Будет новый день и новая встреча на пути к себе, детям и свободе.