"Математика с элементами экономики"

Автор: Еремина Оксана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: "С(К)ОШИ № 15 (VIII вида) города Белово"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа для обучающихся 9 класс
Тема: "Математика с элементами экономики"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная»

школа-интернат № 15 (VIII вида)

города Белово»

«Математика с элементами экономики»

учебная программа

для обучающихся 9 класса


Белово

Автор - составитель
О. В. Еремина, учитель математики.
Рецензент:
Т.П.Трушина, методист кафедры естестественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО. Программа может использоваться воспитателями в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида для работы с обучающимися 9 класса. Ее применение знакомит с простейшими понятиями эко номической науки, содействует формированию первич ных навыков экономического мышления, т.е. формируется более полное представление об «экономике» и практической направленности использования математических знаний в данной сфере. Для социальной адаптации детей с ОВЗ очень важно умение применять математические знания на практике. Этот курс должен помочь обучающимся с ОВЗ применять те знания, умения, навыки, которые ими полу чены ранее на уроках математики, лучше распознавать в явлениях окружаю щей жизни математические факты, применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшей жизни. О.В.Еремина, 2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка….………………………………………….………….……4 Глава I. Содержание программы факультативного курса «Математика с элемен- тами экономики» ……………………………………………………………………7 Глава II. Методические рекомендации по формированию знаний, умений и нав- ыков программы факультатива «Математика с элементами экономики»……...9 Заключение…………………………………………………………………………11 Список литературы…………………………………………….………………..…12 Приложение 1……………………………………………………………………...13 3

Пояснительная записка.
Содержание учебного материала факультативного курса «Математика с элементами экономики» представляет собой систему понятий и правил по практической направленности использования математических знаний. Курс рассчитан на 32 часа (1 урок в неделю). Данная программа предложена для апробирования на базе нашего учебного заведения с 2011 учебного года. Она согласована с методическим объединением и утверждена педагогическим советом школы-интерната №15 города Белово. Для социальной адаптации детей с ОВЗ очень важно умение применять математические знания на практике, что для них весьма проблематично. В силу, ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом, перенос и использование знаний, умений и навыков, полученный детьми с ОВЗ в одной ситуации, в новую ситуацию весьма затруднителен. Так, например, на уроке «штукатурно-малярное дело» обучающиеся не могут прочесть десятичную или обыкновенную дробь в инструкции по приготовлению обойного клея, или сколько нужно раствора «Геркулес» на 5 литров воды, если известно, сколько надо взять на 1 литр. Хотя в то же самое время, на уроках математики, обучающиеся прекрасно справляются с примерами на все действия с десятичными или обыкновенными дробями и спокойно решают задачи на увеличение чисел в несколько раз. Программа факультативного курса «Математика с элементами экономики» позволит решить эту проблему. Для этого на каждом уроке факультативного занятия необходимо обучать узнаванию того, что из изученного ранее математического материала требуется применить в конкретной жизненной ситуации. Кроме того, каждый урок должен быть уроком - демонстрацией, т.е. показом того, как можно использовать знания, полученные на уроках математики. Как применять их, в различных жизненных ситуациях: в торгово- потребительских (при оплате налогов, услуг и т.д.), в бытовых, так же в трудовой деятельности. В основе программы «Математика с элементами экономики.» лежат следующие дидактические принципы (Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.[6,с.25])
:
 Принцип коррекционно-развивающей направленности обучения;  Принцип связи обучения с жизнью;  Принцип систематичности и последовательности в обучении;  Принцип научности и доступности обучения;  Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;  Принцип социально-адаптирующей направленности образования; Социально-адаптирующая направленность специального образо вания позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социал ьное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни: в окружающей человека социально-культурной среде, помочь найти социальную нишу. [11,с.25-30]. Нынешним выпускникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Эти уроки помогут им правильно ориентировать ся в различных жизненных ситуациях, само стоятельно, творчески действовать, а зна чит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Цели:
Факультативного курса «Математика с элементами экономики.» 1. Содействие формированию практических навыков грамотного потребительского поведения, которые помогут в дальнейшем выпускникам коррекционной школы обрести доступную им степень самостоятельности в решении экономических вопросов. 4
2. Создание условий обучения, способствующих проявлению у каждого ребёнка механизма компенсации имеющегося дефекта на основе усвоения программного материала для благополучной интеграции в современном обществе. 3. Воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества.
Задачи
, которые решаются в процессе обучения: 1. Обеспечить обучающихся математическими знаниями, помогающими освоению первоначальных навыков грамотного потребительского поведения. 2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики на практике. 3. Повысить уровень узнавания и применения на практике математического материала. 4. Приблизить некоторые основы экономических взаимодействий, законов, принципов к доступной форме восприятия детьми с отклонениями в развитии. 5. Дать некоторые навыки самостоятельной работы. Раскроем более подробно цели, задачи и содержание нашей работы по данному направлению. Ф акультативный курс «Математики с элементами экономики» в выпускном 9 классе принципиально важен для реализация общих принципов социальной адаптации выпускников коррекционных школ VIII вида. Этот курс должен помочь обучающимся с ОВЗ применять те знания, умения, навыки, которые ими полу чены ранее на уроках математики, лучше распознавать в явлениях окружаю щей жизни математические факты, применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшей жизни. Очень важно научить обучающихся с ОВЗ использовать свои знания в меняющихся усло виях жизни. Решение этой задачи позволяет преодолеть характерную для детей с интеллек туальной недостаточностью косность мышления, стереотипность использования знаний. Факультативный курс «Математики с элементами экономики» в 9 классе не предус - матривает наращивания новых математических знаний, а включает в себя упражнения для дальнейшей отработки и узнавания уже имеющихся вычислительных навыков для решения конкретных практиче ских задач. Введения элементарных экономических понятий на уроках математики в 9 классе рассматриваются такие разделы экономики, как: - Что такое экономика? - Зачем нужна экономика? - Основы хозяйственной жизни человека. - Как устроена хозяйственная жизнь человечества? - Оптовая и розничная торговля. - Что такое собственность и зачем она людям? - Мир денег. - В мире профессий и заработков. - Экономические проблемы безработицы. - Социальные проблемы рынка труда. - Домашнее хозяйство. Работа в этом направлении обеспечивает возможность в продвижении выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида в овладении элементарными экономическими понятиями, и умениями применять математические знания в жизненных ситуациях. Как показывает практика, обучающиеся с ОВЗ после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые, им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, нами разработана программа 5
факультатива «Математика с элементами экономики», что поможет осуществлению целенаправленного формирования жизненно-практических умений и навыков. Данный курс включает разделы и темы, изу чение которых имеет большое коррекционное и практическое значение для старшеклас сников с интеллектуальной недостаточностью. Отбор тем осуществляется с учетом воз можностей обучающихся с ОВЗ, для коррекции тех или иных познавательных процессов, не сформированных или сфор - мированных частично к окончанию 8 класса. Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, обществоведе - нием, историей, русским языком, ОБЖ, профессионально-трудовым обучением. Подбор материалов для уроков «Математика с элементами экономики» в 9 классе и оценка знаний учащихся проводится с учётом их разных возможностей. Для оценки этих возможностей мы выделяем III уровня. Характеристики уровней: 1. УРОВЕНЬ - обучающиеся с ОВЗ усваивают весь программный материал; 2. УРОВЕНЬ-программный материал остаётся тем же, но предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке; 3. УРОВЕНЬ - задания по всем темам носят индивидуальный характер; обучающиеся с ОВЗ все расчеты, с многозначными числами, производят при помощи калькулятора. 6

Глава 1.

Содержание программы факультативного курса

«Математика с элементами экономики»

для специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида
В предлагаемой программе факультативного курса «Математика с элементами экономики» нет распределения часов по разделам, что даёт учителю определять это по своему усмотрению, учитывая индивидуальные возможности обучаемых 9-х классов на данный учебный год. В содержание курса включены разделы по следующей тематике: торговля и реклама, медицинские услуги, жилище (собственность и приватизация), служба быта, питание, средства связи, семья, одежда и обувь, транспорт, трудоустройство, бюджет, денежные средства, банки и финансовые услуги, налоги, социальная защита населения. Тематику при поурочном планировании учитель может изменять, дополнять или заменять в зависимости от состава класса, местонахождения школы (село, город).
Примерный перечень возможной постановки задач

на уроках факультатива «Математика с элементами экономики.»
Личная гигиена. Стоимость-цена. Услуги парикмахерских, их цена. Подсчёт экономии если сам себе парикмахер. Вычисление срока годности косметических средств по дате изготовления и сроку хранения. Торговля и реклама: Дороже-дешевле. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Выбор места покупки в зависимости от дохода семьи. Рекламные акции и выгода. Распродажа. Рыночные и магазинные цены. Сравнение цен. Семья:Меры времени. Сложение и вычитание мер времени. Вычисление возраста по дате рождения и текущей дате. Вычисление круглых дат, в каком году исполниться. Расчет стоимости праздничных блюд на торжествах в зависимости от состава семьи. Бюджет. Слагаемее бюджета семьи: зарплата, пенсия, выплаты на детей, алименты. Продовольственная корзина. Расчет оплаты за электроэнергию, телефон. Квартплата. Оплата коммунальных услуг через сбербанк. Экономия за услуги сбербанка, если оплата произведена в кассе ЖКК. Проценты: к вкладам, пенсионному вкладу. Самый большой процент. Оплата кредита и его процентной ставки. Накопления: на отдых, одежду, крупную покупку. Средства связи . Меры времени. Работа с часами. Час, минута, дни недели. Неделя на примере телепрограммы. Стоимость подписки на газету. Покупка газет в киоске. Расчет выгоды. Оплата телефона. Выгодный тариф. Оплата коммунальных услуг (сроки оплаты, %-пеня, %-льготы). Медицинские услуги . Проценты. Социальные выплаты. Оплата больничных листов (%). Льготные лекарства. Вычисление срока годности лекарств по дате изготовления и сроку хранения. Жилище . Стоимость: посуда, моющие средства, мебель, холодильник, сан. фаянс. Цены. Выбор по цене в зависимости от дохода. Сравнение цен: услуги ремонта и ремонт своими руками. Слова, требующие объяснения: коммунальное хозяйство, услуги, тарифы, абонентская плата, льготы, техобслуживание, приватизация, наем, договор, субсидия, совокупный доход семьи, себестоимость, ссуда, вклад, вкладчик, поручитель, годовые проценты, кредит, скидка, распродажа - записываются обучающимися в тетрадь.[15] 7

Основные требования к знаниям и умениям к обучающимся с ОВЗ, оканчивающих

обучение в 9 классе

Учащиеся должны знать:
- Названия и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объема; - Соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента; - Понятия «экономика», «производитель ность труда», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счёт чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собствен ность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деле ние на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями; - Свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени; - Решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту; - Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использо вать знание зависимости между важнейши ми величинами: цена - количество - стои мость, площадью прямоугольника и длина ми его сторон; - Вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда; - Заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей; - Производить действия на калькулято ре: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам. 8

Глава 2.

Методические рекомендации по формированию

знаний, умений и навыков программы факультатива

«Математика с элементами экономики.»
Система коррекционных заданий, которую мы рекомендуем использовать на уроках факультатива «Математика с элементами экономики.» включает задания непосредственно связанные с программным материалом предмета «математика».[13]В качестве материала для обучения детей с ОВЗ рекомендуется использовать задания практического содержания. Такой выбор объясняется тем, что их использо вание позволяет опираться на хоть и не богатый, но жизненный опыт ребёнка. Выполнять предлагаемые задания рекомендуется в группах т.к. в разных заданиях у детей отличный друг от друга жизненный опыт, а делясь им между собой, они уже обучаются, что облегчает учащимся коррекционных классов достижения успе ха. Конечно, всё должно происходить под непосредственным контролем педагога, ведь жизненный опыт детей бывает и негативный. Наряду с особым вниманием к методической инструментов ке учебных заданий по достижению целей в условиях, когда решается общая для всех учебная задача, служит сам способ организации деятельности учащихся. Этот способ состоит в том, что в случае, когда учебное задание выполняется учеником самостоятельно, ему предлагается необходимая помощь ненавязчиво, не отбирая инициативы в решении вопроса, а лишь направляя. Подчеркнем то принципиально важное положение, что в системе коррекционного обучения выполнение любого задания, первоначально планируется и предлагается детям именно как самостоятельное. Помощь оказывается только тогда, когда ребенок самостоятельно решить задачу не может. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу - от минимальной к максимальной. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме помощь может быть фронтальная - обращенная ко всему классу или группе детей (типичным вариантом такой помощи являются наглядные опоры, таблицы), или помощь индивидуальная - предназначенная конкретному ученику. Среди видов помощи условно можно выделить три основных: стимулирующую, направляющую и обучающую. За каждым из них стоят разные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка. Так, при изучении десятичных дробей я использую счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. Как известно, тарифы и начисления в счете-квитанции даны в десятичных дробях. На примере таких квитанций можно объяснить учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, дать понятие «коммунальное хозяйство». Отрабатывать навык работы с десятичными дробями по счёту-квитанции на уроке сложно, там много лишних данных, поэтому можно выписать нужные данные в отдельную таблицу. По этим таблицам можно проводить устный счёт. Например, учитель называет услугу, обучающиеся определяют по таблице единицу услуги, тариф за неё и непосредственно проговаривают, считают и преобразовывают десятичные дроби. Например: 6,05 руб. = 6 рублей 5 коп. Затем можно решать задачи по расчёту оплаты за различные услуги: за электричество, отопление, воду, телефон. Вначале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем все услуги одновременно по нарастающей трудности. До начала решения задачи нужно каждый раз объяснять новые слова, выражения. При решении этих задач можно говорить об экономии, о том с какой целью ставятся 9
счетчики на воду. Кроме того, на уроке объясняется, что некоторые семьи могут получать субсидию, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг. При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях, уметь выбирать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью на Вариативном уроке математики решаются задачи, где речь идёт о стоимости товара, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и т.д. В некоторых задачах указанны конкретные магазины, цены и скидки в процентах, взятых из магазинов, обучающиеся имеют возможность зайти и проверить это в известном им магазине. Указание конкретного магазина или использование телевизионной, печатной рекламы повышают интерес учащихся к задаче, они заметно оживляются, увидев, что речь идёт о чём- то знакомом. Кроме того на уроках «Математика с элементами экономики.» можно решать задачи, где речь идет об услугах банков: кредитах, ссудах и вкладах. Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков – как хранить деньги в банке, как пользоваться пластиковой картой, как брать ссуду для различных крупных покупок и т.д. Обучающимся с ОВЗ объясняется, что берётся в виде ссуды меньшая сумма, а возвращается большая. Сумма платежа возвращается не в один приём, а постепенно в течение всего кредитного срока. При решении данных задач обязательно провести с детьми разъяснительную работу по таким понятиям как «поручитель», юридическая ответственность за поручительство. До начала решения задачи нужно каждый раз объяснять новые слова, выражения. В 9 классе, при изучении темы «Проценты» можно решать задачи о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи. Примеры для заданий выбираются реальные и составляются непосредственно учителем. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ требует от педагога знания разнообразных причин нарушения развития детей, отклонений в их поведении. Одной из таких причин, как убедительно сви детельствуют данные социально-психологических исследова ний, является нарушение взаимоотношений взрослого и ребенка, как в семье, так и в школе. Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребен ка в процессе учебных занятий поддерживаются им в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута. В свое время в ходе диагностических исследований, раскры вая существо такого способа организации деятельности школь ников, Л. С. Выготский охарактеризовал его как „обучающий эксперимент".[10]Ученый положил в основу этого определения свое представление о движущей силе обучения и одновременно умственного развития ребенка, какой он справедливо считал сотрудничество ребенка со взрослым. Именно это сотрудничество стимулирует процесс развития, обеспечивает переход ребен ка от того, что он умеет сегодня делать с помощью взрослого („зона ближайшего развития") к тому, что завтра он сможет делать самостоятельно („уровень актуального развития"). Именно такой способ организации деятельности характеризует сам тип коррекционного обучения. [ 10,с.37 ]. 10

Заключение.
В силу, ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом, перенос и использование знаний, умений и навыков, полученный умственно отсталыми детьми в одной ситуации, в новую ситуацию весьма затруднителен. Факультативный курс «Математики с элементами экономики» в 9 классе позволит более эффективно решить эту проблему, чем обычный курс математики. Ф акультативный курс «Математики с элементами экономики» в 9 классе ориентирован на подготовку выпускников к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. Изучаемый ф акультативный курс «Математики с элементами экономики» в 9 классе представляет собой учебный предмет на котором закрепляются и дополняются знания обучающихся с ОВЗ по математике за 5-8 классы полученные в специальной (коррекционной) школе VIII вида; получение новых знаний о природе, созданной руками человека и о самом человеке, т.е. элементарные сведения об «экономике», т.е. формируется более полное представление у обучающихся с ОВЗ об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями эко номической науки, формирование первичных навыков экономического мышления. В быстро меняющихся условиях жизни детям с ОВЗ особенно трудно адаптироваться в социуме. Факультативный курс «Математики с элементами экономики» в 9 классе ориентирован на подготовку выпускников к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. 11

Список литературы
1. Байромукова,П.У. Внеклассная работа по математике [Текст]: практическое пособие для учителей/ П.У. Байромукова. – М.: ИЗДАТ-ШКОЛА, 1997. – 94с. 2. Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение [Текст] / Г.Беккер // Школьный экономический журнал. – 1997. -№8.С.39-54. 3. Бгажнокова,И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа [Текст]/И.М.Бгажнокова // Дефектология. – 2000. –№5. – С.37 –43. 4. Большая книга логических игр и головоломок. Академия развития [Текст]:/ Зав. ред. Е.М.Иванова. – М.: Изд-во «Астрель», 2007. – 320с. 5. Гринько, Л.А. Практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе (из опыта работы) [Текст]/ Л.А. Гринько // Дефектология. – 1990. –№2. –С.27–29. 6. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996. 7. Залялетдинова, Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 - 9 классы [Текст]: /Ф.Р.Залялетдинова.-М.:Изд-во«ВАКО»,2007.-128с. 8. Казаков, А.П. Школьнику о рыночной экономике [Текст]:/ А.П.Казаков. – М.: Просвещение, 1995. – 98с. 9. Липсиц, И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. школьного возраста. [Текст]:/ И.В.Липсиц. – М.: Фирма «Невекс», Триада, 1992.- 336 с. 10. Перова, М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. [Текст]:/ Перова. М.Н. – М.: Просвещение,1989. – С.25-30. 11. Перова, В.Г. Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе// Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка [Текст]:/ М.Н.Петрова – М,:МГПИ, 1982.- 136 с. 12. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сб.1: 5-9 классы [Текст]:/ В.В.Воронкова, [и др.]; под редакцией В.В.Воронковой. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 240с. 13. Райзберг, Б.А. Прудченков, А.С. Экспериментальные учебные программы изучения экономики в начальных, средних и старших классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев [Текст]:/ Б.А. Райзберг, А.С. Прудченков. – М: Изд-во «Россиана», 1994.- 102с. 14. Стариченко, Т.Н. «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]:/ Т.Н.Стариченко. – М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2003. 182 с. 15. Федеральная программа Министерства образования Р.Ф. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст]:/Под редакцией В.В.Воронковой, программа «Математика. 9класс» авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк. // Сб.1:5-9 классы. - М.:ВЛАДОС, 2001. С.41-45 16. Юдилевич,А.Я. Обучение умственно отсталых школьников с использованием микрокалькуляторов [Текст]/ А.Я.Юдилевич// Дефектология. - 1996. – N2. – С.17-21. 12
Приложение 1
Тема урока: «семейный бюджет»

Цели и задачи урока:
познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; определить источники формирования бюджета семьи; формировать бережное отношение к бюджету семьи.
Содержание урока
I. Организационный момент. I. Устный счёт(см.карточки) II. Новый материал. Тема сегодняшнего урока: «семейный бюджет».
Бюджет
- в переводе с английского означает «денежная сумка». Бюджет представляет таблицу, в одной части которой указаны денежные доходы, а в другой - расходы за тот же период времени. Бюджет составляется для того, чтобы заранее знать источники доходов и направления расходов и достичь их соответствия. Бюджет можно назвать денежным пла- ном семьи (семейный бюджет). Как вы думаете, как легче жить, зная план: по нему или без него? - Для чего нужен бюджет? - Есть ли бюджет у России, у других государств? - Кто его составляет? (для страны бюджет составляет правительство (министры). Он обсуждается в различных государственных органах и организациях, рассматривается и утверждается президентом.) А вот в семье бюджет обычно составляют на месяц. - как вы думаете, от чего это зависит? - Кто из вас знает, из чего складывается доход и расход семьи? Доходы - разные виды поступлений за определенный период времени (за месяц, год), выраженные в денежных единицах.
Расходы
- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо. Расходы человека, семьи обусловлены необходимостью приобретения потре- бительских товаров, оплаты услуг. III.Работа в тетради. 1. Заполнение таблицы: «семейный бюджет». Сначала идёт заполнение левого столбика (доходы - слово не называется), когда он заполнен, дети озаглавливают эту колонку, причём учитель должен помочь им подобрать слово - доходы. Аналогично заполняется второй столбик расходы.
Доходы

Расходы
Зарплата Питание Пенсия Одежда и обувь Стипендия Квартплата и бытовые услуги Пособие Транспорт Премии Культурные и образовательные цели и т д. И т.д. Мебель Медицинские нужды и т.п. Задача, связанная с подсчётом доходов семьи. Посчитайте, чему равен доход семьи, если: папа получает зарплату - 200 монет ; мама получает зарплату - 150 монет; бабушка 13
получает пенсию - 140 монет; дедушка получает пенсию-190 монет; внучка получаетстипендию-70 монет. Ответ: доход семьи равен Задача, в которой нужно рассортировать записи по принципу «доход - расход» и под - считать, хватит ли денег семье до следующей зарплаты. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты. Но у неё случилась беда: блокнот, в котором она делала записи, рассыпался на отдельные листочки. Попробуйте рассортировать записи по графам «доход» - «расход» и подсчитайте, какой результат ожидает семью. Вот эти записи: зарплата папы и мамы - 200 монет; купили хозяйственную сумку - 15 монет; истратили на продукты - 30 монет; заплатили за квартиру, свет и газ-30 монет; пенсия бабушки – 5монет; выиграли в лотерею - 5 монет; заплатили за ремонт холодильника - 120 монет; купили билеты в театр - 40 монет; купили проездной на метро - 20 монет; оплатили покупки в магазине - 160 монет. Итоги урока. 14