Автор: Галиев Рафис Хазгалиевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие профессиональных компетенций у обучающихся при организации проектно-исследовательской деятельности
Методический доклад на тему: «Развитие профессиональных
компетенций у обучающихся при организации проектно-исследовательской
деятельности» выполнил преподаватель федерального казенного
профессионального образовательного учреждения № 145 Федеральной
службы исполнения наказаний Галиев Рафис Хазгалиевич
Введение
Современное содержание образования коренным образом отличается от
предшествующего своими целями, компонентами и заданными результатами.
Одновременно осуществлен процесс его усложнения, расширения объема
учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью
постоянного
повышения
научно-теоретического
уровня
преподавания
материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных
методик, технологий обучения. Устранить это противоречие возможно
внедрением
в
учебный
процесс
современных
педагогических
и
информационных
технологий.
В
образовательных
учреждениях
страны
наблюдается
тенденция
все
более
широкого
использования
учебно-
исследовательской работы с обучающимися.
Развитие современного образования должно быть направлено на
получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется
наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в
заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Компетенция
-
это
личная
способность
специалиста
решать
определенный класс профессиональных задач.
Ключевыми компетенциями будущего специалиста являются:
академические компетенции, включающие способность и умение
учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин,
предусмотренных учебным планом;
социально-личностные
компетенции,
включающие
культурно-
ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей
общества и государства, умение следовать им;
профессиональные компетенции, включающие знания и умения
формулировать
проблемы
и
решать
задачи,
разрабатывать
планы
и
обеспечивать
их
выполнение
в
избранной
сфере
профессиональной
деятельности.
Профессиональные компетенции будущего специалиста развиваются за
счет включения в различные виды деятельности:
в аналитическую деятельность
в производственно-технологическую деятельность
в проектно-конструкторскую деятельность
в учебно-исследовательскую деятельность
в консалтинговую деятельность
в организационно-управленческую деятельность
в инновационную деятельность.
1
Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной
деятельности обучающихся.
Профессиональное
образование
является
важной
составляющей
жизненного самоопределения обучающихся. Компетентностный подход -
очередной шаг в естественном процессе следования профессионального
образования за требованиями меняющегося мира.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни
определяется уровнем развития ключевых компетентностей.
Академик
Международной
педагогической
академии,
доцент
педагогических наук А. В. Хуторской определяет компетенции как ведущие
критерии
подготовленности
современного
выпускника
организаций
профессионального образования.
Компетентностный
подход,
среди
прочих,
формирует
исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной
деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных
программ образования.
Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского
рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая
включает
«элементы
методологической,
надпредметной,
логической
деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии».
Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов
была и остается исследовательская работа обучающихся, помогающая решать
задачи соединения науки, образования и практики.
В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность
рассматривается как специально организованная, познавательная творческая
деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них
знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности
и исследовательских умений.
Проектно-исследовательская
деятельность
характеризуется
целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и
сознательностью,
а
ее
структура
соответствует
структуре
учебно-
исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный
процесс и предполагает самостоятельную деятельность обучающихся вне
рамок образовательных программ.
Цель
исследовательской
работы
обучающихся
профессионального
образовательного учреждения состоит в развитии творческих способностей
будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки
на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой
деятельности,
применения
активных
форм
и
методов
обучения
и
формировании
целостной
системы
знаний,
в
выявлении
талантливой
молодежи.
При
организации
проектно-исследовательской
работы
обучающихся
используются
принципы
добровольности
в
проведении
исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих
функций с практическим потенциалом исследователя.
2
Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы
обучающихся:
- учебная исследовательская работа обучающихся (УИРО) в рамках
учебного времени;
- учебная исследовательская работа обучающихся (УИРО), выполняемая
во внеурочное время.
Основными
формами
исследовательской
работы
обучающихся
в
профессиональном образовательном учреждении являются:
- подготовка рефератов, докладов;
- участие обучающихся в проектной деятельности;
- участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ;
- участие в совместных конференциях;
В процессе исследовательской работы обучающихся решается целый
комплекс педагогических задач:
-
обучение
навыкам
самостоятельной
теоретической
и
экспериментальной работы;
-
формирование
у
обучающихся
общих
и
профессиональных
компетенций;
- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;
- развитие коммуникативных навыков.
Исследовательская деятельность обучающихся включает в себя:
-
использование
учебной
и
дополнительной
литературы,
библиографических справочников, указателей, каталогов;
- составление рецензий и аннотаций;
- написание сообщений, докладов и рефератов;
-
создание
тематических
словарей,
кроссвордов,
практических
(ситуационных) задач;
- создание презентаций;
- оформление плакатов, буклетов, памяток;
- изготовление наглядных пособий и дидактического материала;
- создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам
информационных дисциплин;
- участие в обучающих и деловых играх;
- выполнение групповых творческих проектов;
- выполнение курсовых и дипломных проектов.
В процессе выполнения ИРО формируются:
- общие компетенции, такие как:
1) Осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения
профессиональных задач;
2) Использовать информационно-коммуникационные технологии;
3) Работать в коллективе и команде;
4) Ставить цели и принимать на себя ответственность за результат
выполнения заданий;
5) Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей;
- профессиональные компетенции, например:
3
1) Осваивать методики использования программных средств для
решения
практических
задач
-
способен
обосновывать
принимаемые
проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по
проверке их корректности и эффективности;
2)
Использовать
системы
автоматизированного
проектирования
технологических процессов обработки деталей;
3) Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки
деталей. Выбирать методы получения заготовок и схем их базирования;
4)
Составлять
маршруты
изготовления
деталей.
Проектировать
технологические операции изготовления деталей на основе конструкторской
документации.
По
преподаваемым
темам
преподавателем
разрабатываются
методические указания для проведения обучающимися исследовательских
лабораторных работ.
Навыки
исследовательской
работы
применяются
будущими
специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при
работе с нормативно-правовой и справочной литературой.
Обучение исследовательской деятельности проводится посредством
включения
всех
обучаемых
в
учебно-исследовательскую
работу
с
ее
постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.
Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРО) - это наиболее
значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности.
НИРО дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности
образования
посредством
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций, позволяет обучающимся выполнять практические исследования,
планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели,
анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично
представлять итоги работы.
Завершающим этапом НИРО является участие в научно-практических
конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных
журналах и сборниках материалов конференций.
Одним
из
наиболее
распространенных
в
исследовательской
деятельности методов является метод проектов. Проектная деятельность
осуществляется на учебных занятиях и в ходе внеаудиторной деятельности.
В ходе учебной и производственной практики обучающиеся также
осуществляют исследовательскую деятельность. Производственная практика -
один
из
важнейших
этапов
подготовки
будущего
специалиста,
способствующий
формированию
профессионального
опыта,
умений
и
навыков к самостоятельной трудовой деятельности.
Выполнение
и
оформление
курсовых
работ
является
одним
из
перспективных видов исследовательской деятельности в системе СПО,
позволяющий обучающимся приобрести навыки и умения планирования и
анализа своей деятельности. Опыт показывает, что написание курсовых работ
существенно повышает качество знаний обучающихся, что отражается при
прохождении
итоговой
государственной
аттестации,
в
положительных
отзывах руководителей практического обучения.
4
Виды проектов в учебной деятельности обучающихся
По доминирующей в проекте деятельности обучающихся:
Исследовательские
проекты.
Этот
тип
проектов
предполагает
аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование
проблемы
исследования,
его
предмета
и
объекта,
обозначения
задач
исследования в последовательности принятой логики, определение методов
исследования,
источников
информации,
выдвижения
гипотез
решения
означенной
проблемы,
разработку
путей
ее
решения,
в
том
числе
экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы,
оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для
дальнейшего развития исследования.
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры, она только намечается и далее развивается,
подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты
предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае
следует договориться о планируемых результатах и форме их представления
(совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме,
празднике
и
т.п.).
Оформление
результатов
проекта
требует
четко
продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника,
плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной
игры, экспедиции и пр.
Ролевые,
игровые
проекты.
Участники
принимают
на
себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это
могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые
имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными
участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале
их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень
творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-
таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты).
Этот
тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении;
предполагается
ознакомление
участников
проекта
с
этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты
и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть
обозначена следующим образом:
Цель проекта - > предмет информационного поиска -> поэтапный поиск
информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая
работа над собранными фактами -> выводы - >
Практико-ориентировочные (прикладные проекты).
Результат четко
обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные
интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных
результатов исследования, - по компоновке ПК, сетевому оборудованию,
микросхемотехники и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария
всей деятельности его участников с определением функций каждого из них,
5
четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь
особенно важна хорошая организация координационной работы в плане
поэтапных
обсуждений,
корректировки
совместных
и
индивидуальных
усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных
способов их внедрения в практику, организация систематической внешней
оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны
и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при
последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов
дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте
(работает вся группа).
При
использовании
проектной
деятельности
изменяется
роль
преподавателя.
Педагог
выступает,
прежде
всего,
организатором
познавательной
деятельности
обучающихся.
Его
задача
-
научить
обучающихся учиться самостоятельно.
Меняется и роль обучающегося, который вместо пассивного слушателя
становится личностью, способной использовать все средства информации,
которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои
эмоции, свой вкус.
Таким образом, освоение обучающимися исследовательских знаний и
умений
происходит
поэтапно,
с
постоянным
увеличением
степени
самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.
Следовательно,
исследовательский
подход
к
процессу
обучения
будущих
специалистов
является
одним
из
актуальных
направлений
организации
учебной
и
внеучебной
работы
обучающихся
средних
профессиональных учебных заведений и позволяет:
привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию,
исследовательской и экспериментальной работе;
формировать у обучающихся навыки и умения исследовательской
работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;
развить гибкое интегрированное мышление;
выработать творческий подход к профессиональной деятельности.
Заключение
Применяя
проектно-исследовательскую
деятельность
в
процессе
подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные
компетенции.
Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические
условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимую информацию из разных
информационных источников;
используют приобретенные знания для решения поставленных
задач, оценивают их правильность;
развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа;
учатся презентовать свои проекты;
6
учатся совместному труду.
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной
деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для
будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции,
которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной
квалификационной работы.
Включение
обучающихся
в
проектную
деятельность
позволяет
преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает
условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий
потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться,
что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции
выпускников
учреждений
среднего
профессионального
образования,
обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список использованных источников
1.
Дубровина
О.
С.
Использование
проектных
технологий
в
формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар.
заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 124-
126.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия,
2007.
3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое
сентября. 2011. № 1. С. 9-10.
4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности
в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
5. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков
самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый.
2011. № 4. Т.2. С. 115-117.
6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и
содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед.
ун-та, 2009. С. 132.
7. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской
работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011. - № 2. - С. 139-147.
8. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента:
Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С.
Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.
9.
Болдырева,
Л.
В.
Система
научно-исследовательской
работы
студентов // Специалист. - 2011. - № 10. - С. 21-22.
10. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской
деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского
колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
11.
Иванов,
Д.
А.,
Митрофанов,
К.
Г.,
Соколова,
О.
В.
Компетентностный
подход
в
образовании.
Проблемы,
понятия,
инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.
7
12. Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов //
Прил. к журн. «СПО». - 2008. - № 10. - С. 55-68.
13. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.
14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-
ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №
2. С. 55-61.
15.
Хуторской,
А.
В.
Технология
проектирования
ключевых
и
предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -
2005. - 12 декабря.
8