Напоминание

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Авторы: Кагилева Татьяна Алексеевна, Антюшина Юлия Александровна
Должность: методист, методист
Учебное заведение: Шебекинский межмуниципальный методический центр ОГАОУ ДПО "БелИРО"
Населённый пункт: Шебекино, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ

ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Цветочки, узоры, сердечки и штрихи — стандартные украшения

тетрадей

каждого

третьего

школьника.

Некоторые

«облагораживают»

портреты Петра I в учебниках, а то и занимаются творчеством прямо на

партах. Да и сам Пушкин на полях рисовал!

Казалось бы, такой «вандализм» можно лишь порицать — только

тетради с партами портит, да от занятий отвлекает. Удивительно, но факт –

эти простые штрихи, стрелочки и цветочки можно эффективно использовать

в образовательных целях.

Визуализация полученной информации - основа техник скрайбинга и

скетчноутинга.

Ещё совсем недавно, лет пять-шесть назад, слова «скрайбинг» и

«скетчноутинг» были мало кому известны и вызывали недоумение. Да и

сейчас только некоторым педагогам известен смысл данных понятий и

эффективность применения данных техник в образовательном процессе.

Скрайбинг — это техника презентации, когда текст, видео или речь

спикер сопровождает визуальными элементами. Например, рисунками,

графиками и схемами. Такая подача информации помогает лучше и быстрее

усваивать

новую

информацию,

привлекать

и

удерживать

внимание

аудитории.

Скетчноутинг – это техника быстрого конспектирования услышанной

информации с помощью заметок, передающих суть.

По статистике более 80 % информации воспринимается людьми

визуально. Через три дня после лекции слушатели обычно помнят только

10% услышанной или 35% увиденной информации. Но от устного рассказа,

подкрепленного рисунками, вспоминается целых 65%.

Цель использования скрайбинга и скетчноутинга на уроках одна —

сделать

процесс

обучения

более

увлекательным,

продуктивным

и

результативным.

Скрайбинг и скетчноутинг похожи, но имеют свои особенности. Оба

метода предполагают визуализацию информации с помощью символов,

рисунков и слов. Однако есть и различия. Техника скрайбинга используется в

профессиональной среде, скейтчноутинга – в личных записях. Скрайбинг

предполагает фиксацию идеи или встречи в реальном времени на большом

листе бумаге или доске, а скетчноутинг – фиксацию мыслей, информации с

помощью скетчей в тетради или блокноте.

В образовательном процессе использование скрайбинга подходит для

педагогов при объяснении нового материала с целью визуализации ключевых

моментов или всего процесса целиком на доске во время урока (Рис.1).

Рис. 1

В скрайбинг-презентации задействуются одновременно слух, зрение и

воображение школьников, а это способствует запоминанию. Помните

маленькие игрушечные глазки? Если их приклеить на кактус, чашку или

кусочек бумаги, то вещи сразу пробуждаются. Так и в скрайбинге: слова

учителя «оживают» на доске, а это интересно, легко запоминаются и надолго

остаётся в памяти.

Для

работы

в

тетради

школьникам

больше

подходит

техника

скетчноутинга. Этот кардинально новый вид контента прививает привычку

моментально выделять суть из речи или текста и фиксировать на бумаге

основные, самые главные мысли.

Скетчноутинг основан на теории двойного кодирования. Согласно этой

теории, мозг использует два канала для обработки информации: вербальный

и

визуальный.

Скетчноутинг

позволяет

задействовать

оба

канала

одновременно.

Таким образом, создание скетчей школьниками ускоряет

процесс запоминания новой информации - графические элементы усиливают

ассоциации, делая материал более доступным для восприятия; способствует

повышению концентрации внимания - процесс создания визуального

конспекта требует сосредоточенности на главных моментах; развивает

креативное мышление – школьнику приходится искать оригинальные

способы представления текста, что полезно в решении нестандартных задач.

«Скетч» (быстрый набросок) может быть выполнен как от руки с

помощью карандаша или цветных ручек, так и в графическом редакторе.

Скетч позволяет быстро вспомнить всё, о чём говорилось на уроке, даже если

прошло много времени (Рис.2).

Рис. 2

Основные элементы скетча:

1.

Заголовок. В первую очередь необходимо определить тему, на

которую будет создаваться заметка.

2.

Оформление текста. Можно экспериментировать со шрифтами и

выделять ключевые слова.

3.

Графические элементы. В скетчах используются пять основных

фигур для изображения идей и мыслей: квадрат, круг, треугольник, прямая

линия и точка. С помощью этих элементов можно передать практически

любую информацию.

4.

Запись текста от руки. Не стоит бояться записывать важные

моменты обычным почерком. Скетчи объединяют визуальное и вербальное.

5.

Разделители. Они используются для разделения информации. В

качестве визуальных разделителей можно использовать подчёркивания,

вертикальные и горизонтальные линии.

6.

Стрелочные указатели. Они помогают связать блоки и направить

взгляд в нужном направлении.

7.

Маркеры абзаца. Различные символы, такие как звёздочки, точки

и галочки, помогают расставить акценты в скетчах.

При взгляде на скрайбы и скетчи многие сразу же вспоминается

система

опорных

сигналов,

разработанная

в

конце

прошлого

века

российским педагогом-новатором Виктором Фёдоровичем Шаталовым. Да,

всё новое — это хорошо забытое старое, но обновлённое и адаптированное

под современные реалии. В методике В. Ф. Шаталова учитель создаёт

опорный конспект, а ученики только слушают. В настоящее время ученики

сами могут создавать конспект, что способствует развитию воображения и

творческого

мышления

и

позволяет

ученикам

проявить

свою

индивидуальность. Существует множество графических редакторов, которые

помогают учителю создавать уникальные и неповторимые конспекты,

привлекающие детей своей яркостью и необычностью. Нельзя не упомянуть

нейросети, которые за два клика создают необходимые изображения и

экономят время педагога, которого всегда не хватает.

Необходимо отметить, что скрайбы и скетчи не только делает процесс

обучения более интересным и привлекательным для современных детей, но и

представляют собой эффективный инструмент для активизации мозговой

деятельности,

положительно

влияющий

на

когнитивные

функции

обучающихся. Именно поэтому скрайбинг и скетчноутинг заслуживают

внимания как инструменты, способные преобразить процесс обучения и

сделать его более продуктивным и захватывающим.