Авторы: Кагилева Татьяна Алексеевна, Антюшина Юлия Александровна
Должность: методист, методист
Учебное заведение: Шебекинский межмуниципальный методический центр ОГАОУ ДПО "БелИРО"
Населённый пункт: Шебекино, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ
ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ
Цветочки, узоры, сердечки и штрихи — стандартные украшения
тетрадей
каждого
третьего
школьника.
Некоторые
«облагораживают»
портреты Петра I в учебниках, а то и занимаются творчеством прямо на
партах. Да и сам Пушкин на полях рисовал!
Казалось бы, такой «вандализм» можно лишь порицать — только
тетради с партами портит, да от занятий отвлекает. Удивительно, но факт –
эти простые штрихи, стрелочки и цветочки можно эффективно использовать
в образовательных целях.
Визуализация полученной информации - основа техник скрайбинга и
скетчноутинга.
Ещё совсем недавно, лет пять-шесть назад, слова «скрайбинг» и
«скетчноутинг» были мало кому известны и вызывали недоумение. Да и
сейчас только некоторым педагогам известен смысл данных понятий и
эффективность применения данных техник в образовательном процессе.
Скрайбинг — это техника презентации, когда текст, видео или речь
спикер сопровождает визуальными элементами. Например, рисунками,
графиками и схемами. Такая подача информации помогает лучше и быстрее
усваивать
новую
информацию,
привлекать
и
удерживать
внимание
аудитории.
Скетчноутинг – это техника быстрого конспектирования услышанной
информации с помощью заметок, передающих суть.
По статистике более 80 % информации воспринимается людьми
визуально. Через три дня после лекции слушатели обычно помнят только
10% услышанной или 35% увиденной информации. Но от устного рассказа,
подкрепленного рисунками, вспоминается целых 65%.
Цель использования скрайбинга и скетчноутинга на уроках одна —
сделать
процесс
обучения
более
увлекательным,
продуктивным
и
результативным.
Скрайбинг и скетчноутинг похожи, но имеют свои особенности. Оба
метода предполагают визуализацию информации с помощью символов,
рисунков и слов. Однако есть и различия. Техника скрайбинга используется в
профессиональной среде, скейтчноутинга – в личных записях. Скрайбинг
предполагает фиксацию идеи или встречи в реальном времени на большом
листе бумаге или доске, а скетчноутинг – фиксацию мыслей, информации с
помощью скетчей в тетради или блокноте.
В образовательном процессе использование скрайбинга подходит для
педагогов при объяснении нового материала с целью визуализации ключевых
моментов или всего процесса целиком на доске во время урока (Рис.1).
Рис. 1
В скрайбинг-презентации задействуются одновременно слух, зрение и
воображение школьников, а это способствует запоминанию. Помните
маленькие игрушечные глазки? Если их приклеить на кактус, чашку или
кусочек бумаги, то вещи сразу пробуждаются. Так и в скрайбинге: слова
учителя «оживают» на доске, а это интересно, легко запоминаются и надолго
остаётся в памяти.
Для
работы
в
тетради
школьникам
больше
подходит
техника
скетчноутинга. Этот кардинально новый вид контента прививает привычку
моментально выделять суть из речи или текста и фиксировать на бумаге
основные, самые главные мысли.
Скетчноутинг основан на теории двойного кодирования. Согласно этой
теории, мозг использует два канала для обработки информации: вербальный
и
визуальный.
Скетчноутинг
позволяет
задействовать
оба
канала
одновременно.
Таким образом, создание скетчей школьниками ускоряет
процесс запоминания новой информации - графические элементы усиливают
ассоциации, делая материал более доступным для восприятия; способствует
повышению концентрации внимания - процесс создания визуального
конспекта требует сосредоточенности на главных моментах; развивает
креативное мышление – школьнику приходится искать оригинальные
способы представления текста, что полезно в решении нестандартных задач.
«Скетч» (быстрый набросок) может быть выполнен как от руки с
помощью карандаша или цветных ручек, так и в графическом редакторе.
Скетч позволяет быстро вспомнить всё, о чём говорилось на уроке, даже если
прошло много времени (Рис.2).
Рис. 2
Основные элементы скетча:
1.
Заголовок. В первую очередь необходимо определить тему, на
которую будет создаваться заметка.
2.
Оформление текста. Можно экспериментировать со шрифтами и
выделять ключевые слова.
3.
Графические элементы. В скетчах используются пять основных
фигур для изображения идей и мыслей: квадрат, круг, треугольник, прямая
линия и точка. С помощью этих элементов можно передать практически
любую информацию.
4.
Запись текста от руки. Не стоит бояться записывать важные
моменты обычным почерком. Скетчи объединяют визуальное и вербальное.
5.
Разделители. Они используются для разделения информации. В
качестве визуальных разделителей можно использовать подчёркивания,
вертикальные и горизонтальные линии.
6.
Стрелочные указатели. Они помогают связать блоки и направить
взгляд в нужном направлении.
7.
Маркеры абзаца. Различные символы, такие как звёздочки, точки
и галочки, помогают расставить акценты в скетчах.
При взгляде на скрайбы и скетчи многие сразу же вспоминается
система
опорных
сигналов,
разработанная
в
конце
прошлого
века
российским педагогом-новатором Виктором Фёдоровичем Шаталовым. Да,
всё новое — это хорошо забытое старое, но обновлённое и адаптированное
под современные реалии. В методике В. Ф. Шаталова учитель создаёт
опорный конспект, а ученики только слушают. В настоящее время ученики
сами могут создавать конспект, что способствует развитию воображения и
творческого
мышления
и
позволяет
ученикам
проявить
свою
индивидуальность. Существует множество графических редакторов, которые
помогают учителю создавать уникальные и неповторимые конспекты,
привлекающие детей своей яркостью и необычностью. Нельзя не упомянуть
нейросети, которые за два клика создают необходимые изображения и
экономят время педагога, которого всегда не хватает.
Необходимо отметить, что скрайбы и скетчи не только делает процесс
обучения более интересным и привлекательным для современных детей, но и
представляют собой эффективный инструмент для активизации мозговой
деятельности,
положительно
влияющий
на
когнитивные
функции
обучающихся. Именно поэтому скрайбинг и скетчноутинг заслуживают
внимания как инструменты, способные преобразить процесс обучения и
сделать его более продуктивным и захватывающим.