Автор: Москвичева Надежда Григорьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: город Пыть - Ях, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поможем бабушке Федоре"
Конспект
образовательной деятельности
по речевому развитию
для детей средней группы»
«Поможем бабушке Федоре»
Н.Г. Москвичева
МДОАУ детский сад «Ёлочка»
воспитатель
Цель: Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды;
группировать и объединять предметы по сходным признакам (по
назначению).
Задачи:
способствовать формированию понятия посуда;
расширить и обогатить словарный запас детей по теме «Посуда»;
закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
развивать все компоненты речи:
развивать умение составлять рассказ по схеме;
развивать мыслительную и познавательную активность детей;
воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира;
воспитывать чувства отзывчивости,
формировать желание помочь
Федоре, попавшей в беду.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой
Приемы:
моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и
создании мотивации;
беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, художественное слово,
объяснение;
выполнение практической работы.
Принципы:
Наглядности
Доступности
Соответствие возрасту
Систематичности и наглядности
Виды детской деятельности
Игровая
Коммуникативная
Продуктивная
Словарная работа : кухонная, чайная, столовая, сервиз, сито.
Материалы и оборудование:
предметы посуды;
сказочный персонаж Федора;
карандаши;
корзиночки с наборами «Дары Фрёбеля»;
альбом;
картинки посуды;
кружочки для упражнения «Подуем на чай».
влажные салфетки;
клей.
Предварительная работа : рассматривание посуды во время приема пищи,
выставка посуды. Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха»,
«Федорино горе». Отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок «Посуда,
дидактические игры, беседа «Для чего нужна посуда»
Ожидаемые результаты : у детей сформировано понятие, посуда,
сформирована потребность к разговорной речи, дети могут с помощью схем
рассказать о посуде, знают произведения К.И. Чуковского, могут отвечать на
вопросы.
Ход образовательной деятельности:
Вводно – организационный этап:
Воспитатель и дети заходят под тихую музыку, здороваются с гостями,
встают в круг и произносят девиз группы, садятся на скамеечки.
Мы ромашки просто класс!
Полюбуйтесь вы на нас
Мы пока еще малы,
Но дружны и тем сильны.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая коробка лежит на полке в
литературном центре. Интересно, что в ней? Дети, высказывают свои
предположения. Воспитатель развязывает бант, открывает коробку,
демонстрирует детям яркую книгу К. И. Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель: Ребята, как называется эта книга? Кто автор этого
произведения? (К.И. Чуковский - портрет писателя)
Дети вместе с воспитателем вспоминают по первым строчкам сказку,
название, героев, что с ними случилось.
Мотивационно – побудительный этап:
Воспитатель:
- Ребята, давайте расскажем, какое горе случилось у бабушки Федоры? (ответ
детей: от неё ушла посуда)
- Ребята, почему посуда ушла от бабушки Федоры? (ответы детей)
- Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, не готовила, вот
посуда и обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела возвращаться. «Ох,
горе Федоре, горе!»
Физминутка: «Посуда Федоры»
У бабушки Федоры приключилось
горе:
- ладони прижать к щекам, качать
головой вправо-влево
Чашки убежали,
- бег на месте
Блюдечки пропали, Потерялись
ложки
- присесть
- закрыть глаза руками
И разбились плошки.
- встать и хлопнуть в ладоши
Из окошка выпал стол
И пошел, пошел, пошел…
- шагать на месте
А за ними вдоль забора, скачет
- прыжки на двух ногах с
бабушка Федора:
продвижением вперед
– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитесь
домой!»
- произносить жалобным голосом;
ладони прижать к щекам, качать
головой вправо-влево
Воспитатель: Ребята, слышите шорох, кто - вздыхает. Да к нам пришла
бабушка Федора.
- Ребята, как мы можем помочь бабушке?
(дети высказываются: навести
порядок в доме, приготовить обед, помыть посуду т. д.)
Выслушав детей,
воспитатель хвалит их за отзывчивость к пожилому человеку, сердечность.
Актуализация имеющих знаний:
Воспитатель: Бабушка Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде,
не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши
ребята много знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем. Ты, Федора,
посиди, да на деток погляди, а мы постараемся помочь вернуть твою посуду.
Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки и назовите виды посуды (чайная,
столовая, кухонная). Давайте расскажем бабушке Федоре, из каких
материалов делают посуду.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда» ( посуда настоящая )
Ложка из дерева – деревянная
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Масленка из пластмассы – пластмассовая
Кастрюля из металла – металлическая
Стакан из стекла – стеклянный
Горшок из глины - глиняный
Проводится игра «Каждому продукту своя посуду»
Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся, а ты,
Федора, слушай да запоминай:
Чай - в чайнике
Кофе - в кофейнике,
Молоко - в молочнике
Масло - в масленке
Соль – в солонке
Сахар - в сахарнице
Хлеб - в хлебнице
Конфеты - в конфетнице
Селедка - в селедочнице
Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь,
Федора, мы тебе расскажем о твоей посуде, красивой и нужной, которая
лежит в этой коробке, а поможет нам в этом схема.
Воспитатель: Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем
красиво и правильно рассказать о посуде. Ребята, давайте вспомним, о чем
мы должны рассказать. Сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда,
затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из
каких частей состоит, и в конце мы расскажем, что можно в этой посуде
готовить и как за ней ухаживать. Дети достают посуду и рассказывают по
схеме.
Воспитатель: Бабушка Федора, понравились тебе рассказы детей о посуде?
Воспитатель: Ребята, когда посуда гуляла по лесам и болотам, разбилась,
раскололась, перепуталась, давайте поможем бабушке Федоре навести
порядок. А сделаем мы это в центрах. Сегодня работают три центра,
назовите их (литературный центр, центр творчества, центр строительства).
Дети выбирают центр.
Пальчиковая гимнастика.
Практическая работа:
Работа в центрах активности.
Литературный центр. Распределить посуду на полках по видам, наклеить в
альбом.
Центр творчества – раскрасить чашки и украсить фишками из набора «Дары
Фрёбеля»
Центр строительства – конструирование посуды с помощью набора Фрёбеля
(палочки, фишки, полукольца, полукруг).
Заключительная часть, рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы помогли бабушке Федоре?
Бабушка Федора : Какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей
дорогой.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
и любить и уважать.
Воспитатель: А вы, ребята, помогаете маме мыть посуду дома?
Федора: Вот и чайник закипел и приглашает всех попить чаю.
Бабушка Федора вместе с детьми проговаривает слова и выполняет
движения.
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд
Я всем на показ выставляю живот
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди я с вами чай пить хочу.
Возьмите красивые, чистые чашки, но прежде чем пить чай нужно подуть,
чтобы не обжечься (кружечки из плотного картона с приклеенной полоской
белого капрона).
Упражнение на дыхание «Подуем на чай».
Федора дарит детям раскраски «Посуда»