"Поможем бабушке Федоре"

Автор: Москвичева Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: город Пыть - Ях, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поможем бабушке Федоре"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы» «Поможем бабушке Федоре» Н.Г. Москвичева МДОАУ детский сад «Ёлочка» воспитатель
Цель:
Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению).
Задачи:
 способствовать формированию понятия посуда;  расширить и обогатить словарный запас детей по теме «Посуда»;  закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;  развивать все компоненты речи:  развивать умение составлять рассказ по схеме;  развивать мыслительную и познавательную активность детей;  воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира;  воспитывать чувства отзывчивости, формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.
Методы:
 Словесный  Наглядный  Практический  Игровой
Приемы:
 моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создании мотивации;
 беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, художественное слово, объяснение;  выполнение практической работы.
Принципы:
 Наглядности  Доступности  Соответствие возрасту  Систематичности и наглядности
Виды детской деятельности
 Игровая  Коммуникативная  Продуктивная
Словарная работа
: кухонная, чайная, столовая, сервиз, сито.
Материалы и оборудование:
 предметы посуды;  сказочный персонаж Федора;  карандаши;  корзиночки с наборами «Дары Фрёбеля»;  альбом;  картинки посуды;  кружочки для упражнения «Подуем на чай».  влажные салфетки;  клей.
Предварительная работа
: рассматривание посуды во время приема пищи, выставка посуды. Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Федорино горе». Отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок «Посуда, дидактические игры, беседа «Для чего нужна посуда»
Ожидаемые результаты
: у детей сформировано понятие, посуда, сформирована потребность к разговорной речи, дети могут с помощью схем рассказать о посуде, знают произведения К.И. Чуковского, могут отвечать на вопросы.
Ход образовательной деятельности:

Вводно – организационный этап:

Воспитатель и дети заходят под тихую музыку, здороваются с гостями, встают в круг и произносят девиз группы, садятся на скамеечки. Мы ромашки просто класс! Полюбуйтесь вы на нас Мы пока еще малы, Но дружны и тем сильны.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая красивая коробка лежит на полке в литературном центре. Интересно, что в ней? Дети, высказывают свои предположения. Воспитатель развязывает бант, открывает коробку, демонстрирует детям яркую книгу К. И. Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель:
Ребята, как называется эта книга? Кто автор этого произведения? (К.И. Чуковский - портрет писателя) Дети вместе с воспитателем вспоминают по первым строчкам сказку, название, героев, что с ними случилось.
Мотивационно – побудительный этап:

Воспитатель:
- Ребята, давайте расскажем, какое горе случилось у бабушки Федоры? (ответ детей: от неё ушла посуда) - Ребята, почему посуда ушла от бабушки Федоры? (ответы детей) - Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, не готовила, вот посуда и обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела возвращаться. «Ох, горе Федоре, горе!»
Физминутка: «Посуда Федоры»
У бабушки Федоры приключилось горе: - ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево Чашки убежали, - бег на месте Блюдечки пропали, Потерялись ложки - присесть - закрыть глаза руками И разбились плошки. - встать и хлопнуть в ладоши Из окошка выпал стол И пошел, пошел, пошел… - шагать на месте А за ними вдоль забора, скачет - прыжки на двух ногах с
бабушка Федора: продвижением вперед – Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитесь домой!» - произносить жалобным голосом; ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево
Воспитатель:
Ребята, слышите шорох, кто - вздыхает. Да к нам пришла бабушка Федора. - Ребята, как мы можем помочь бабушке? (дети высказываются: навести порядок в доме, приготовить обед, помыть посуду т. д.) Выслушав детей, воспитатель хвалит их за отзывчивость к пожилому человеку, сердечность.
Актуализация имеющих знаний:

Воспитатель:
Бабушка Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем. Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся помочь вернуть твою посуду.
Воспитатель:
Дети, рассмотрите картинки и назовите виды посуды (чайная, столовая, кухонная). Давайте расскажем бабушке Федоре, из каких материалов делают посуду.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда» (
посуда настоящая
)
Ложка из дерева – деревянная Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Масленка из пластмассы – пластмассовая Кастрюля из металла – металлическая Стакан из стекла – стеклянный Горшок из глины - глиняный
Проводится игра «Каждому продукту своя посуду»

Воспитатель:
Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся, а ты, Федора, слушай да запоминай: Чай - в чайнике Кофе - в кофейнике,
Молоко - в молочнике Масло - в масленке Соль – в солонке Сахар - в сахарнице Хлеб - в хлебнице Конфеты - в конфетнице Селедка - в селедочнице
Воспитатель:
Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о твоей посуде, красивой и нужной, которая
лежит в этой коробке, а поможет нам в этом схема.
Воспитатель:
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде. Ребята, давайте вспомним, о чем мы должны рассказать. Сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце мы расскажем, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать. Дети достают посуду и рассказывают по схеме.
Воспитатель: Бабушка Федора, понравились тебе рассказы детей о посуде?
Воспитатель:
Ребята, когда посуда гуляла по лесам и болотам, разбилась, раскололась, перепуталась, давайте поможем бабушке Федоре навести порядок. А сделаем мы это в центрах. Сегодня работают три центра, назовите их (литературный центр, центр творчества, центр строительства). Дети выбирают центр. Пальчиковая гимнастика.
Практическая работа:

Работа в центрах активности.
Литературный центр. Распределить посуду на полках по видам, наклеить в альбом. Центр творчества – раскрасить чашки и украсить фишками из набора «Дары Фрёбеля»
Центр строительства – конструирование посуды с помощью набора Фрёбеля (палочки, фишки, полукольца, полукруг).
Заключительная часть, рефлексия:

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Как вы помогли бабушке Федоре?
Бабушка Федора
: Какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой. Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду и любить и уважать.
Воспитатель:
А вы, ребята, помогаете маме мыть посуду дома?

Федора:
Вот и чайник закипел и приглашает всех попить чаю. Бабушка Федора вместе с детьми проговаривает слова и выполняет движения. Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд Я всем на показ выставляю живот Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди я с вами чай пить хочу. Возьмите красивые, чистые чашки, но прежде чем пить чай нужно подуть, чтобы не обжечься (кружечки из плотного картона с приклеенной полоской белого капрона). Упражнение на дыхание «Подуем на чай». Федора дарит детям раскраски «Посуда»