Автор: Ивачева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 74 Винни -Пух
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Интеграция технологических и методологических практик как основа современного образования
Интеграция технологических и методологических практик как основа
современного образования.
Аннотация. В статье проводится комплексный анализ и систематизация
эффективных
практик,
применяемых
в
современном
образовательном
пространстве. Рассматриваются ключевые вызовы, стоящие перед системой
образования, включая высокую степень неопределенности, смену ценностных
ориентиров и трансформацию мотивации обучающихся. Автор исследует как
технологические
инновации,
такие
как
искусственный
интеллект
и
геймификация,
так
и
методологические
подходы,
включая
проектную
деятельность, сценирование и личностно-ориентированные технологии. Особое
внимание уделяется синергетическому эффекту от интеграции различных
практик для формирования у обучающихся компетенций XXI века. В статье
доказывается, что эффективность современного образования достигается не за
счет применения отдельных инструментов, а путем построения гибкой,
адаптивной и целостной педагогической системы.
Ключевые слова:
современное образование, эффективные практики,
геймификация, искусственный интеллект, личностно-ориентированный подход,
цифровизация,
проектная
деятельность,
компетенции,
образовательные
технологии.
Современная
система
образования
функционирует
в
условиях
беспрецедентных
вызовов
и
кардинальных
трансформаций.
Эпоха,
характеризующаяся высокой степенью неопределенности, перманентными
рисками и сменой ценностных парадигм, предъявляет новые требования к
образованию как к социальному институту и как к процессу [3]. Традиционная
модель,
ориентированная
преимущественно
на
трансляцию
знаний,
демонстрирует свою несостоятельность в подготовке личности к жизни и
профессиональной деятельности в динамично меняющемся мире. Современная
образовательная система должна быть направлена не столько на передачу
информации,
сколько
на
формирование
у
обучающихся
ключевых
компетенций, необходимых для успешной самореализации [2]. В этом
контексте критически важным становится выявление, анализ и внедрение
наиболее
эффективных
образовательных
практик,
способных
адекватно
ответить на запросы времени.
Целью данного исследования является теоретическое обобщение и
систематизация эффективных практик современного образования на основе
анализа актуальных научных публикаций.
Кризисные
явления,
которые
переживает
современное
общество,
напрямую отражаются на образовательной среде. Внешняя среда, в которой
существует образование, отличается конфликтогенностью и необходимостью
адаптации к постоянным изменениям. Это усугубляется трансформацией
1
мотивационной сферы самих обучающихся. Современные дети и подростки,
выросшие в цифровой среде, обладают иным типом восприятия информации и
иными стимулами к обучению, нежели предыдущие поколения [4]. Простое
изложение материала перестает быть эффективным; на первый план выходит
необходимость вовлечения, повышения внутренней мотивации и создания
интерактивной, развивающей среды.
Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой задачи
является широкое внедрение игровых технологий, или геймификации. Данный
подход
предполагает
использование
игровых
механик
(очки,
уровни,
достижения, рейтинги) в неигровом, в данном случае образовательном,
контексте. Цель геймификации заключается в повышении вовлеченности и
учебной мотивации, превращении рутинного процесса усвоения знаний в
увлекательное и интересное занятие. Однако для достижения реального
педагогического эффекта имплементация игровых инструментов не должна
быть хаотичной. Е. В. Богданова подчеркивает важность системного подхода и
предлагает пошаговую модель внедрения геймификации в деятельность
образовательной
организации,
что
позволяет
сделать
этот
процесс
управляемым и целенаправленным [1].
Развитие геймификации тесно связано с другой прорывной технологией –
искусственным интеллектом (ИИ). Синергия этих двух направлений открывает
колоссальные возможности для персонализации обучения. Интеллектуальные
обучающие системы, основанные на ИИ, способны в режиме реального
времени анализировать прогресс каждого обучающегося, выявлять его сильные
и слабые стороны и на основе этих данных адаптировать сложность и
содержание учебного материала. Таким образом, реализуется переход от
унифицированного подхода к индивидуальным образовательным траекториям,
что является одним из ключевых принципов личностно-ориентированного
образования [6].
Наряду с технологическими инновациями, не теряют своей актуальности
и фундаментальные методологические практики, направленные на развитие у
обучающихся универсальных навыков. Одной из таких практик является
проектирование. Данная технология учит обучающихся не просто потреблять
информацию, а решать конкретные, общественно значимые проблемы. Процесс
проектирования включает в себя грамотную постановку цели, разработку задач,
планирование ресурсов, работу в команде и оценку рисков. Он формирует
системное мышление и ориентирует на достижение уникального, практически
значимого
результата,
что
особенно
ценно
в
условиях
высокой
неопределенности.
Близкой по духу, но обладающей большей гибкостью является практика
сценирования. Она предполагает разработку и анализ множества вероятных
сценариев развития событий, что развивает у личности аналитические
способности, стратегическое мышление и умение принимать взвешенные
решения в нестандартных ситуациях. Сценирование учит видеть возможности и
2
угрозы, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и выбирать наиболее
оптимальный путь действий [3].
Особое место в арсенале современных педагогов занимают технологии,
направленные на развитие творческого потенциала и критического мышления.
В
частности,
технология
«творческих
педагогических
мастерских»
зарекомендовала
себя
как
эффективный
инструмент,
активизирующий
познавательную деятельность и способствующий развитию креативности
обучающихся [5]. В рамках таких мастерских создается особая среда для
сотрудничества, обмена идеями и самостоятельного конструирования знаний,
где педагог выступает в роли модератора и наставника, а не единственного
источника истины.
Все
вышеперечисленные
практики,
как
технологические,
так
и
методологические, находят свое концентрированное выражение в личностно-
ориентированном подходе. Этот подход ставит в центр образовательного
процесса уникальную личность обучающегося, его потребности, способности и
цели [6]. Студент перестает быть пассивным «объектом педагогического
воздействия»
и
становится
активным
«субъектом
познавательной
деятельности». Важнейшим инструментом реализации этого подхода является
«трансформационная беседа», направленная на развитие ценностных оснований
личности, ее духовное становление и формирование осмысленного отношения
к процессу обучения и будущей жизни.
Для наглядной систематизации рассмотренных подходов и их ключевых
характеристик представим обобщающую таблицу.
Таблица 1
Систематизация эффективных практик современного образования
Название
практики
Ключевая цель
Основные
инструменты/методы
Формируемые
компетенции
Геймифик
ация
Повышение
мотивации и
вовлеченности в
учебный процесс
Баллы, значки,
рейтинги, квесты,
сюжетные линии
Самомотивация,
целеустремленность,
работа в команде
Искусстве
нный
интеллект
в
обучении
Персонализация
обучения,
адаптация
контента
Интеллектуальные
обучающие системы,
чат-боты, адаптивные
тесты
Навыки
самообучения,
аналитические
способности
Проектная
деятельнос
ть
Решение
практико-
ориентированных
задач, получение
уникального
результата
Проблематизация,
целеполагание,
планирование,
командная работа
Системное
мышление,
ответственность,
коммуникативные
навыки
Сценирова
ние
Развитие
гибкости и
Анализ ситуаций,
разработка
Аналитическое и
критическое
3
стратегического
мышления
альтернативных
сценариев, оценка
рисков
мышление,
прогностические
способности
Творчески
е
мастерски
е
Развитие
креативности и
навыков
совместной
деятельности
Групповая работа,
мозговой штурм,
создание творческого
продукта
Креативность,
критическое
мышление, навыки
сотрудничества
Трансфор
мационная
беседа
Формирование
ценностных
оснований и
личностных
смыслов
Диалог, рефлексия,
коучинговые техники
Рефлексивные
навыки, ценностно-
смысловая
ориентация,
самоопределение
Как видно из таблицы, каждая из рассмотренных практик направлена на
достижение конкретных педагогических целей и формирование определенного
набора компетенций. Проектирование в большей степени ориентировано на
результат, сценирование – на процесс, а трансформационная беседа – на
мотивационно-ценностную сферу личности. Технологические инструменты, в
свою очередь, выступают мощным катализатором, позволяющим реализовать
эти методологические подходы на качественно новом уровне.
Таким образом, анализ современных исследований и образовательных
тенденций позволяет сделать вывод, что эффективное образование сегодня –
это не набор разрозненных методик, а целостная, интегрированная система. В
этой системе технологические инновации органично сочетаются с глубокими
психолого-педагогическими практиками. Успех образовательного процесса
определяется способностью педагога и образовательной организации гибко
комбинировать эти подходы, создавая уникальную развивающую среду, в
которой каждый обучающийся может максимально раскрыть свой потенциал и
подготовиться к вызовам будущего.
Список литературы:
1.
Богданова, Е. В. Использование инструментов геймификации в
практике современного образования / Е. В. Богданова // Геймификация в
современном педагогическом образовании: атлас лучших практик : электронное
издание сетевого распространения, Новосибирск, 02–03 ноября 2021 года. –
Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет,
2021. – С. 5-13.
2.
Морозов, А. В. Искусственный интеллект и игровые технологии в
практике современного образования / А. В. Морозов // Человеческий капитал. –
2025. – № 5(197). – С. 127-135.
3.
Федорова,
А.
В.
Эффективные
практики
современного
образования / А. В. Федорова, С. Н. Коневец // Развитие современной науки и
образования: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей
4
IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 сентября
2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 103-106.
4.
Эффективное
образование:
инструменты
и
практики
//
Университетская книга. – 2022. – № 2. – С. 36-43.
5.
Эффективный
инструмент
обучения
в
современной
образовательной практике / О. А. Астафьева, Т. А. Колоскова, И. А. Башкирова,
Ю. В. Елисеев // АКТУАЛЬНЫЕ проблемы науки: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД :
сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза,
25 августа 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. –
С. 53-55.
6.
Kravtsova, V. Yu. Theory and practice of a personality-oriented
approach in modern education / V. Yu. Kravtsova, Yu. M. Balakhonskaya, V. E.
Syrovatskaya // , 24 ноября 2023 года, 2023. – P. 318-320.
Статью подготовила:
Воспитатель МБДОУ 74 “Винни-Пух” г. Северодвинска
Ивачева Наталья Владимировна,
телефон: +79523006959.
5