Напоминание

Совместная деятельность детей и родителей

Автор: Станская Светлана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБДОУ № 83 Центрального района
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Познавательный проект " Умный рюкзачок"
Тема: Совместная деятельность детей и родителей







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психологический, познавательный проект

«Умный рюкзачок»

для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет

Автор: педагог – психолог Станская С.П

Содержание:

1.

Пояснительная записка

2.Актуальность проекта

3. Цель, задачи проекта, планируемый результат

4.Паспорт, содержание познавательного проекта «Умный рюкзачок»

Пояснительная записка:

Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных

операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум.Речевая

активность – важный элемент речевого механизма. Он отражает стремление человека к вербальному

высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи

в

практике

общения,

активном

владении

языком,

основанном

на

потребности

речевого

самовыражения.В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является

хорошее владение ребенком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять

инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребенок своевременно и

качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определенной речевой и

познавательной активностью.Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи кроме основного

речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость,

непоседливость, вспыльчивость, обидчивость. Все это ведет к ограничению круга общения,

способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности. А

также порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать

беседу, высказывать свое мнение. В результате этого наблюдается отсутствие или очень низкий

уровень речевой и познавательной активности. Из этого следует, что проблема активности у детей,

имеющими тяжелые нарушения речи, является актуальной, а целенаправленная работа (в контексте

ведущей коррекционно-образовательной деятельности) по ее развитию выступает как одно из

обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.Работая с

детьми, имеющими речевые нарушения, обратили внимание, что коррекционно – развивающей

работой занимаются только специалисты и педагоги, родители же до конца не понимают трудностей

ребенка и не только речевыхВ связи с этим мною был разработан и реализован психологический и

познавательный проект «Умный рюкзачок»Суть проекта состоит в том, что педагог – психолог пишет

письмо ребенку,в семью которого передаетсся рюкзачок,с просьбой оказать помощь незнакомому

другу, который попал в беду и если ребенок выполнит задания, он его спасет.. В «Умный рюкзачок»

так же помещаются бланковые задания, книга, игрушка и дидактическая игра, все это предполагает

совместную работу ребенка с родителями. Рюкзачок передается в семью на неделю, затем он

возвращается в группу и готовятся задания для другого ребенка.В течение периода реализации проекта

«Умный рюкзачок», педагог – психолог постоянно на связи с родителями, учитывает пожелания и

знакомится с отношением ребенка к таким заданиям. Предложенный проект, позволяет еще теснее

вести связь с родителями по совместной коррекционно – развивающей работе с детьми в группе и в

семье.

Актуальность проекта:

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является

исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика,

подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом

определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога,

специалистов и родителей. В современных условиях модернизации дошкольного

образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают

решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в

настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного

учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,

переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры

родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений,

навыков.Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если

в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для

друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное

сотрудничество педагога, специалистов и родителей. Начинается работа с диагностики,

т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка, составления

перспективного планирования работы с родителями, а затем осуществляется контроль

выполнения поставленных задач.Как показал проведенный опрос родителей, они не совсе

м компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.

Для того, чтобы партнерство педагога и семьи было наиболее действенным, необходимо

четко определить задачи работы. Для педагога важно приобщить родителей к

коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи и

познавательного развития.. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или

наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить

родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Мною было организовано обучающее просвещение родителей с помощью « Умного

рюкзачка» , а именно: привлечение родителей к активному участию в коррекционном

процессе по преодолению речевого дефекта и трудностей познавательного развития у

ребенка; обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;

формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия педагога с родителями

(по В.А.Петровскому)

1-й этап - "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не

жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш

ребенок лучше всех".

2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в

семье". Педагог сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с

другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении

ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только

поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от

родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом

использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом

этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих

этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Цель проекта: развитие речевой и познавательной активности , формирование устойчивого интереса

дошкольников к интеллектуальной деятельности книге, литерат через создание единой системы

коррекционно – развивающей системы в дс и в семье.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию грамматически правильной речи, расширению и обогащению словарного

запаса детей.

2. Приобщать детей и родителей к совместным познавательным занятиям..

3. Повысить эффективность корреционно – развивающей работы во взаимодействии всех участников

образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, специалистов..

4. Способствовать поддержанию традиции совместных семейных занятий с ребенком.

5. Воспитывать желание больше проводить времени с родителями.

Паспорт проекта :

Ожидаемый результат:

1.

У детей начинает формироваться желание заниматься познавательной деятельностью не

только в дс, но и дома с родителями.

2.

Повышение интереса детей и родителей к совместной деятельности..

3.Установление

тесного

сотрудничество

между

социальными

партнерами:

психологом

и

родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к познанию..

4. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по совместной коррекционно –

развивающей работе.

Наш проект предлагает разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми:

выполнение бланковых заданий с правилами

пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;

выразительное чтение родителя;

«письмо», якобы адресованное детям ;

словесное рисование (цель которого – приблизить к ребенку образы произведения, включить

детское воображение, сконструировать возникшие представления).

Детям предлагается широкий спектр дидактических и логических игр:.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору

происходит самое близкое общение педагога – психолога , родителя и ребенка, которого взрослые

побуждают к активной познавательной деятельности ,речевому действию, а также повышают интерес

к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

совместную деятельность педагога – психолога родителей и детей;

взаимодействия воспитателей с родителями;

взаимодействие воспитателей с детьми;

взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги, специалисты , дети, родители.

Этапы работы с интерактивным набором «Умный рюкзачок» :

1.Комплектование интерактивного набора «Умный рюкзачок».

2. Представление рисунков и фотографий.

На первом этапе решила скомплектовать интерактивный набор «Умный рюкзачок» и

предложить нашим ребятам дома вместе с родителями познакомиться с его содержимым.

Такая форма как интерактивный набор была выбрана нами не случайно. Ведь именно в

познавательном изучении предложенных мною заданий и игровом взаимодействии при

работе с содержимым «Умного рюкзачка» мы можем достичь поставленных задач в

совместной коррекционно – развивающей работе.

Рюкзачок мог находиться в семье только одну неделю, чтобы каждая семья из нашей

группы познакомилась с ним. А чтобы процесс шёл быстрее думаю, что необходимо

запустить два «Умных рюкзачка»

2.По окончанию пребывания рюкзачка в семье , прошу родителей сделать фотографию

семьи с книгой или игрушкой или игры ребенка . или нарисовать рисунок.

Результаты реализации проекта:

1.

Методические продукты:

создан проект «Умный рюкзачок», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного

возраста с тяжелыми нарушениями речи;

разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного

читателя;

оформлены методические рекомендации « Как лучше заниматься с ребенком дома »

Информационно-практические продукты: создана видео – презентация « «Папа, мама, я – умная

семья»., с рекомендациями по организации совместной работы дома.

Список литературных источников:

1.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.

2.

Большева Т. В. «Учимся по сказке

». – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

3.

Глинка Г. А. Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать. – СПб.: 2003.

4.

Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. – М.: Просвещение, 2000 г.

5.

Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

6.

Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. – М.: Русская школьная

библиотечная ассоциация, 2007 г.

7.

Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. – М.: Русская школьная ассоциация, 2007 г.

8.

Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в

сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по

семейному типу. – М.: Просвещение, 2000 г.

9.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у

дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

10.

Международный день детской книги. – Ж.: Дошкольное образование, 2010. – № 6.

11.

Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.:

Просвещение, 1996 г.

12.

Пушкин А. С. Сказки. – М.: Детская литература, 2007 г.

13.

Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. – Ж.: Дошкольное образование.

2010. – № 6.

14.

Рубан Н., Семенова В., Смоляк А. С днем рождения, писатель! Составители: сотрудники

российской государственной детской библиотеки. – Ж.: Дошкольное образование. 2010. – № 1.

15.

Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». – М.: 2010 г.

.