Автор: Станская Светлана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБДОУ № 83 Центрального района
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Познавательный проект " Умный рюкзачок"
Тема: Совместная деятельность детей и родителей
Психологический, познавательный проект
«Умный рюкзачок»
для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет
Автор: педагог – психолог Станская С.П
Содержание:
1.
Пояснительная записка
2.Актуальность проекта
3. Цель, задачи проекта, планируемый результат
4.Паспорт, содержание познавательного проекта «Умный рюкзачок»
Пояснительная записка:
Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных
операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум.Речевая
активность – важный элемент речевого механизма. Он отражает стремление человека к вербальному
высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи
в
практике
общения,
активном
владении
языком,
основанном
на
потребности
речевого
самовыражения.В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является
хорошее владение ребенком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять
инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребенок своевременно и
качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определенной речевой и
познавательной активностью.Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи кроме основного
речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость,
непоседливость, вспыльчивость, обидчивость. Все это ведет к ограничению круга общения,
способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности. А
также порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать
беседу, высказывать свое мнение. В результате этого наблюдается отсутствие или очень низкий
уровень речевой и познавательной активности. Из этого следует, что проблема активности у детей,
имеющими тяжелые нарушения речи, является актуальной, а целенаправленная работа (в контексте
ведущей коррекционно-образовательной деятельности) по ее развитию выступает как одно из
обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.Работая с
детьми, имеющими речевые нарушения, обратили внимание, что коррекционно – развивающей
работой занимаются только специалисты и педагоги, родители же до конца не понимают трудностей
ребенка и не только речевыхВ связи с этим мною был разработан и реализован психологический и
познавательный проект «Умный рюкзачок»Суть проекта состоит в том, что педагог – психолог пишет
письмо ребенку,в семью которого передаетсся рюкзачок,с просьбой оказать помощь незнакомому
другу, который попал в беду и если ребенок выполнит задания, он его спасет.. В «Умный рюкзачок»
так же помещаются бланковые задания, книга, игрушка и дидактическая игра, все это предполагает
совместную работу ребенка с родителями. Рюкзачок передается в семью на неделю, затем он
возвращается в группу и готовятся задания для другого ребенка.В течение периода реализации проекта
«Умный рюкзачок», педагог – психолог постоянно на связи с родителями, учитывает пожелания и
знакомится с отношением ребенка к таким заданиям. Предложенный проект, позволяет еще теснее
вести связь с родителями по совместной коррекционно – развивающей работе с детьми в группе и в
семье.
Актуальность проекта:
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является
исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика,
подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом
определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога,
специалистов и родителей. В современных условиях модернизации дошкольного
образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают
решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в
настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного
учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,
переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры
родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений,
навыков.Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если
в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для
друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное
сотрудничество педагога, специалистов и родителей. Начинается работа с диагностики,
т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка, составления
перспективного планирования работы с родителями, а затем осуществляется контроль
выполнения поставленных задач.Как показал проведенный опрос родителей, они не совсе
м компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.
Для того, чтобы партнерство педагога и семьи было наиболее действенным, необходимо
четко определить задачи работы. Для педагога важно приобщить родителей к
коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи и
познавательного развития.. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или
наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить
родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Мною было организовано обучающее просвещение родителей с помощью « Умного
рюкзачка» , а именно: привлечение родителей к активному участию в коррекционном
процессе по преодолению речевого дефекта и трудностей познавательного развития у
ребенка; обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому)
1-й этап - "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не
жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш
ребенок лучше всех".
2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в
семье". Педагог сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с
другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап - "Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении
ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только
поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от
родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом
использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом
этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих
этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Цель проекта: развитие речевой и познавательной активности , формирование устойчивого интереса
дошкольников к интеллектуальной деятельности книге, литерат через создание единой системы
коррекционно – развивающей системы в дс и в семье.
Задачи проекта:
1. Способствовать развитию грамматически правильной речи, расширению и обогащению словарного
запаса детей.
2. Приобщать детей и родителей к совместным познавательным занятиям..
3. Повысить эффективность корреционно – развивающей работы во взаимодействии всех участников
образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, специалистов..
4. Способствовать поддержанию традиции совместных семейных занятий с ребенком.
5. Воспитывать желание больше проводить времени с родителями.
Паспорт проекта :
Ожидаемый результат:
1.
У детей начинает формироваться желание заниматься познавательной деятельностью не
только в дс, но и дома с родителями.
2.
Повышение интереса детей и родителей к совместной деятельности..
3.Установление
тесного
сотрудничество
между
социальными
партнерами:
психологом
и
родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к познанию..
4. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по совместной коррекционно –
развивающей работе.
Наш проект предлагает разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми:
выполнение бланковых заданий с правилами
пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;
выразительное чтение родителя;
«письмо», якобы адресованное детям ;
словесное рисование (цель которого – приблизить к ребенку образы произведения, включить
детское воображение, сконструировать возникшие представления).
Детям предлагается широкий спектр дидактических и логических игр:.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору
происходит самое близкое общение педагога – психолога , родителя и ребенка, которого взрослые
побуждают к активной познавательной деятельности ,речевому действию, а также повышают интерес
к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
совместную деятельность педагога – психолога родителей и детей;
взаимодействия воспитателей с родителями;
взаимодействие воспитателей с детьми;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги, специалисты , дети, родители.
Этапы работы с интерактивным набором «Умный рюкзачок» :
1.Комплектование интерактивного набора «Умный рюкзачок».
2. Представление рисунков и фотографий.
На первом этапе решила скомплектовать интерактивный набор «Умный рюкзачок» и
предложить нашим ребятам дома вместе с родителями познакомиться с его содержимым.
Такая форма как интерактивный набор была выбрана нами не случайно. Ведь именно в
познавательном изучении предложенных мною заданий и игровом взаимодействии при
работе с содержимым «Умного рюкзачка» мы можем достичь поставленных задач в
совместной коррекционно – развивающей работе.
Рюкзачок мог находиться в семье только одну неделю, чтобы каждая семья из нашей
группы познакомилась с ним. А чтобы процесс шёл быстрее думаю, что необходимо
запустить два «Умных рюкзачка»
2.По окончанию пребывания рюкзачка в семье , прошу родителей сделать фотографию
семьи с книгой или игрушкой или игры ребенка . или нарисовать рисунок.
Результаты реализации проекта:
1.
Методические продукты:
создан проект «Умный рюкзачок», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи;
разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного
читателя;
оформлены методические рекомендации « Как лучше заниматься с ребенком дома »
Информационно-практические продукты: создана видео – презентация « «Папа, мама, я – умная
семья»., с рекомендациями по организации совместной работы дома.
Список литературных источников:
1.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.
2.
Большева Т. В. «Учимся по сказке
». – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3.
Глинка Г. А. Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать. – СПб.: 2003.
4.
Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. – М.: Просвещение, 2000 г.
5.
Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
6.
Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. – М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2007 г.
7.
Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. – М.: Русская школьная ассоциация, 2007 г.
8.
Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в
сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по
семейному типу. – М.: Просвещение, 2000 г.
9.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
10.
Международный день детской книги. – Ж.: Дошкольное образование, 2010. – № 6.
11.
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.:
Просвещение, 1996 г.
12.
Пушкин А. С. Сказки. – М.: Детская литература, 2007 г.
13.
Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. – Ж.: Дошкольное образование.
2010. – № 6.
14.
Рубан Н., Семенова В., Смоляк А. С днем рождения, писатель! Составители: сотрудники
российской государственной детской библиотеки. – Ж.: Дошкольное образование. 2010. – № 1.
15.
Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». – М.: 2010 г.
.