"Опыт работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

Автор: Борзова Хамида Нуриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Камышла
Населённый пункт: село Камышла, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках

русского языка и литературы

и во внеурочное время.
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей яв - ляются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В на - ших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятель - ности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способ - ные. Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение мак - симально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать усло - вия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявле- ния скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если одарён - ного ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей. Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарён - ных детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе ко - торого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцирован - ное, развивающее и проблемное обучение. Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).
Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках рус - ского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побу - дить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природ - ных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных ка - честв: ответственности, самостоятельности, нравственности. Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно- исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей). На уроках русского языка в 5 классе учителю приходится решать од - новременно несколько глобальных задач. В их круг на ряду формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей развития языка, с собственно лингвистическими терминами, развитие языкового чутья и обучение азам лингвистики. Однако невозможно уделять решению всех этих задач много вре - мени. Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В таких случа - ях наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками я провожу лингвистические пятиминутки : 1. Шиворот- навыворот. Чем является морфема ши ? Корень или приставка? Как произошли слова, например, ро̀ жки и рожкѝ (ро̀ жки – рога мн. число, рог – ро- жок, рожки; рожкѝ- макароны). 2. «Угадай слово» - учащиеся решают ребусы. При этом они должны не толь - ко угадать слово, но и определить, какой частью речи являются, назвать грамматические признаки. Эта игра (игровая форма деятельности), более способным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам. При этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными, вскоре тоже активно вовлекаются в эту дея - тельность. Забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усво - ение правописания, сказочные персонажи помогают результативно и в ин - тересной форме осваивать сложные темы. Творческие задания в 5 классе предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Поэтому сначала образцы детям показываю сама – различные виды ребу-
сов, задания «Четвёртое лишнее»( например, мороз, хоровод, город, порох), «Со - ставьте слово» ( из разных слов взять указанные морфемы и составить новое слово, при выполнении этого задания учащиеся должны продемонстрировать умение раз - бирать слова по составу), «Знаете ли вы, что…». По заданию упражнения в учебни - ке учащиеся сочиняют лингвистическую сказку в диалогической форме по данному началу о Существительном и Глаголе. Пишут небольшие сочинения по личным впе - чатлениям «Летние радости», Описывают устно и письменно репродукции картин, данные в учебнике. Более способные учащиеся выступают в роли редакторов, анали- зируют работы своих товарищей. Также предлагаю задания, содействующие формированию навыка самостоя - тельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознатель - ность, желание заглянуть за рамки учебника. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на основе ситуативных задач. Например: «Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит, квартал и т.д. Поставь - те ударения в словах, используя словари». После изучения раздела «Лексика» провожу урок – сказку, урок – путешествие в страну «Лексикологию», используя слайдовую презентацию. На уроках литературы систематически веду работу над развитием выразитель - ного чтения. При изучении басен И.А.Крылова даю задания инсценировать понра - вившуюся басню в парах. При изучении устного народного творчества – сочинить сказку (волшебную, бытовую или о животных), на уроках изучения литературных сказок, учащиеся заучивают наизусть отрывки из сказок Пушкина, на уроках вне - классного чтения более сильные учащиеся пересказывают сказку дословно, в стихо - творной форме, некоторую часть наизусть. Обобщая изученное по творчеству А.С.Пушкина, провожу викторину по сказкам, чтобы дети отгадали, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат (зеркальце, корыто, верёвка и т.д.) Подобные задания одновременно и развивают учащихся, и поддерживают ин - терес к предмету. Для меня важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сде - лать стойким на долгие годы.
Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной поисковой деятельности. Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из клас - са в класс. Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тес - ной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стара- юсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это ка - сается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой не воз - можно детское творчество. Способных (одарённых) детей побуждаю к сочинитель - ству, как в стихотворной форме так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха. Особую роль играет и групповая работа на уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является сту - пенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся, т.к. именно способные ученики выступают координаторами работы в группе. Напри - мер, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся на 4 группы и получают задания: 1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пу - щина на будущее великого поэта, чтение стихов; 2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение сти - хов); 3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири); 4 группа – о лицеистах ( уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину). Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую презентацию, работают с дополнительной литературой. Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.
Этот метод обучения можно продемонстрировать, например, на основе изуче - ния произведений писателей: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького. При изучении романа – эпопеи «Война и мир» веду диалог с учащимися. - В какой семье, Ростовых или Болконских, ты хотел бы жить? - Какая она, счастливая семья? - Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом исто - рии? И т.д. Широко применяю такую форму работы, как составление сравнительных та - блиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подго - товка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной рабо- ты учащихся. Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в со - стоянии решить все задачи и проблемы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт вне - классная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, уча - стие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ. И наконец, в последние годы большие возможности работы с одарёнными детьми представляют различные интернет-проекты. Кроме уже ставших привычны - ми Всероссийской игры–конкурса по языкознанию «Русский медвежонок» и обще - российской олимпиады «Олимпус», мои дети активно и успешно участвуют во Все - российском конкурсе «Кириллица», в Международной олимпиаде по русскому языку от ЦДО «Снейл». Всякая деятельность должна быть направлена на конкретный ре - зультат. В прошлом учебном году все выпускники 11 Б класса участвовали в конкур - се «Кириллица - 2014». 6 человек были награждены Дипломами III степени, 2 чело - века – II степени, 4 человека – I степени. Из 10 участвовавших учащихся 9А класса 3 ученика награждены дипломами II степени , 4 ученика – I степени. (Всего на два класса – 16 учеников). Валиева Элина стала Лауреатом V Международной олимпиа- ды по русскому языку среди 297 учащихся 8-х классов. Одним из творческих зада - ний было сочинить стихотворение про старую дверь.
Загретдинова Азеля стала победительницей областного конкурса литературно- творческих работ учащихся «Память священна» и её стихотворение «Разговор с де - душкой» вошло в сборник сочинений, составленный Самарской Государственной Думой. 4 ученика стали победителями и призёрами районных конкурсов творческих работ. В конкурсе сочинений Кадырова Марьям заняла 1 место, Хайретдинов Ильяс – 3 место. Ахметшина Ильмира -1 место по теме «Добрая дорога детства», Гильма - нова Наргиза – 2 место. Ежегодно мои ученики становятся победителями окружного и участниками об- ластного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всё это говорит о живом ин - тересе к предмету, о развитии творческих способностей учащихся. Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновремен - но очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и умение, способность нестандартному поведению. С другой стороны, школа ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базо - вый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче ЕГЭ, поэтому учи - тель вынужден уделять большее внимание на уроке им, слабым учащимся. Эти две проблемы тесно связаны между собой. Подготовка к экзаменам, во-первых, требует огромного напряжения, во-вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм и методов обучения. Среди основных принципов моей работы по подготовке к ЕГЭ главными яв - ляются: - сочетание групповых и индивидуальных консультаций; - тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях; - система работы над ошибками; - выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого учени - ка; - использование материалов сети Интернет, обучающих сайтов и т.д. Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ построены на общих принципах, которые приводят к единой формуле успеха.
Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда. Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуально - сти. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творче- ские способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллек - туальные возможности учеников. Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность разви - ваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жиз - ни. Учитель русского языка и литературы Борзова Х. Н.