"Опыт работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
Автор: Борзова Хамида Нуриевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Камышла
Населённый пункт: село Камышла, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
и во внеурочное время.
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки
показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей яв -
ляются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В на
-
ших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных
условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятель -
ности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с
высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с
активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способ
-
ные.
Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение мак -
симально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых)
детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать усло -
вия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявле-
ния скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если одарён -
ного ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить
его от примесей.
Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарён
-
ных детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся,
а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из
главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это
должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе ко -
торого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцирован -
ное, развивающее и проблемное обучение.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой
школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как
способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две
дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).
Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках рус
-
ского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее
полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побу
-
дить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природ
-
ных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных ка
-
честв: ответственности, самостоятельности, нравственности.
Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации
учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-
исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие
задания и многие другие, развивающие способности детей).
На уроках русского языка в 5 классе учителю приходится решать од
-
новременно несколько глобальных задач. В их круг на ряду формированием навыков
грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей развития языка, с
собственно лингвистическими терминами, развитие языкового чутья и обучение
азам лингвистики. Однако невозможно уделять решению всех этих задач много вре -
мени. Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В таких случа -
ях наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками я
провожу лингвистические пятиминутки :
1.
Шиворот- навыворот. Чем является морфема ши ? Корень или приставка?
Как произошли слова, например, ро̀
жки и рожкѝ (ро̀
жки – рога мн. число, рог – ро-
жок, рожки; рожкѝ- макароны).
2.
«Угадай слово» - учащиеся решают ребусы. При этом они должны не толь -
ко угадать слово, но и определить, какой частью речи являются, назвать
грамматические признаки. Эта игра (игровая форма деятельности), более
способным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя
и сообщить об этом одноклассникам. При этом слабые учащиеся начинают
тянуться за более сильными, вскоре тоже активно вовлекаются в эту дея
-
тельность. Забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усво -
ение правописания, сказочные персонажи помогают результативно и в ин
-
тересной форме осваивать сложные темы.
Творческие задания в 5 классе предполагают выполнение работы по аналогии,
по образцу. Поэтому сначала образцы детям показываю сама – различные виды ребу-
сов, задания «Четвёртое лишнее»( например, мороз, хоровод, город, порох), «Со
-
ставьте слово» ( из разных слов взять указанные морфемы и составить новое слово,
при выполнении этого задания учащиеся должны продемонстрировать умение раз
-
бирать слова по составу), «Знаете ли вы, что…». По заданию упражнения в учебни -
ке учащиеся сочиняют лингвистическую сказку в диалогической форме по данному
началу о Существительном и Глаголе. Пишут небольшие сочинения по личным впе -
чатлениям «Летние радости», Описывают устно и письменно репродукции картин,
данные в учебнике. Более способные учащиеся выступают в роли редакторов, анали-
зируют работы своих товарищей.
Также предлагаю задания, содействующие формированию навыка самостоя
-
тельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознатель
-
ность, желание заглянуть за рамки учебника. Большое значение для формирования
навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа
со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается
на основе ситуативных задач. Например: «Вы готовитесь к докладу. У вас возникли
сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит, квартал и т.д. Поставь -
те ударения в словах, используя словари».
После изучения раздела «Лексика» провожу урок – сказку, урок – путешествие
в страну «Лексикологию», используя слайдовую презентацию.
На уроках литературы систематически веду работу над развитием выразитель -
ного чтения. При изучении басен И.А.Крылова даю задания инсценировать понра
-
вившуюся басню в парах. При изучении устного народного творчества – сочинить
сказку (волшебную, бытовую или о животных), на уроках изучения литературных
сказок, учащиеся заучивают наизусть отрывки из сказок Пушкина, на уроках вне
-
классного чтения более сильные учащиеся пересказывают сказку дословно, в стихо -
творной форме, некоторую часть наизусть. Обобщая изученное по творчеству
А.С.Пушкина, провожу викторину по сказкам, чтобы дети отгадали, из какой сказки
эти предметы и кому они принадлежат (зеркальце, корыто, верёвка и т.д.)
Подобные задания одновременно и развивают учащихся, и поддерживают ин -
терес к предмету. Для меня важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сде -
лать стойким на долгие годы.
Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной поисковой
деятельности.
Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из клас
-
са в класс.
Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тес -
ной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стара-
юсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это ка
-
сается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической
речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой не воз
-
можно детское творчество. Способных (одарённых) детей побуждаю к сочинитель
-
ству, как в стихотворной форме так и в прозе. Даже несовершенные ученические
стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических
чувств, воспитания поэтического слуха. Особую роль играет и групповая работа на
уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является сту
-
пенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся,
т.к. именно способные ученики выступают координаторами работы в группе. Напри -
мер, в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина учащиеся делятся
на 4 группы и получают задания:
1 группа рассказывает о Пушкине по заданному плану: в лицее, влияние Пу
-
щина на будущее великого поэта, чтение стихов;
2 группа рассказывает о Дельвиге, дружбе поэтов после лицея (чтение сти
-
хов);
3 группа рассказывает о Кюхелбекере (Кюхельбекер в Сибири);
4 группа – о лицеистах ( уход из жизни лицеистов, памятник Пушкину).
Обычно при подготовке учащиеся проявляют инициативу: готовят слайдовую
презентацию, работают с дополнительной литературой.
Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации.
Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а
припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий
процесс.
Этот метод обучения можно продемонстрировать, например, на основе изуче
-
ния произведений писателей: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького. При
изучении романа – эпопеи «Война и мир» веду диалог с учащимися.
- В какой семье, Ростовых или Болконских, ты хотел бы жить?
- Какая она, счастливая семья?
- Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом исто -
рии? И т.д.
Широко применяю такую форму работы, как составление сравнительных та
-
блиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подго -
товка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной рабо-
ты учащихся.
Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в со
-
стоянии решить все задачи и проблемы.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт вне
-
классная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы,
выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например,
Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, уча
-
стие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно –
творческих работ.
И наконец, в последние годы большие возможности работы с одарёнными
детьми представляют различные интернет-проекты. Кроме уже ставших привычны -
ми Всероссийской игры–конкурса по языкознанию «Русский медвежонок» и обще
-
российской олимпиады «Олимпус», мои дети активно и успешно участвуют во Все -
российском конкурсе «Кириллица», в Международной олимпиаде по русскому языку
от ЦДО «Снейл». Всякая деятельность должна быть направлена на конкретный ре
-
зультат. В прошлом учебном году все выпускники 11 Б класса участвовали в конкур -
се «Кириллица - 2014». 6 человек были награждены Дипломами
III степени, 2 чело -
века – II степени, 4 человека – I степени. Из 10 участвовавших учащихся 9А класса 3
ученика награждены дипломами
II степени , 4 ученика –
I степени. (Всего на два
класса – 16 учеников). Валиева Элина стала Лауреатом
V Международной олимпиа-
ды по русскому языку среди 297 учащихся 8-х классов. Одним из творческих зада
-
ний было сочинить стихотворение про старую дверь.
Загретдинова Азеля стала победительницей областного конкурса литературно-
творческих работ учащихся «Память священна» и её стихотворение «Разговор с де
-
душкой» вошло в сборник сочинений, составленный Самарской Государственной
Думой. 4 ученика стали победителями и призёрами районных конкурсов творческих
работ. В конкурсе сочинений Кадырова Марьям заняла 1 место, Хайретдинов Ильяс
– 3 место. Ахметшина Ильмира -1 место по теме «Добрая дорога детства», Гильма
-
нова Наргиза – 2 место.
Ежегодно мои ученики становятся победителями окружного и участниками об-
ластного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всё это говорит о живом ин -
тересе к предмету, о развитии творческих способностей учащихся.
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновремен -
но очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной
творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность
человека, но и умение, способность нестандартному поведению. С другой стороны,
школа ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базо -
вый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче ЕГЭ, поэтому учи -
тель вынужден уделять большее внимание на уроке им, слабым учащимся. Эти две
проблемы тесно связаны между собой. Подготовка к экзаменам, во-первых, требует
огромного напряжения, во-вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм
и методов обучения.
Среди основных принципов моей работы по подготовке к ЕГЭ главными яв
-
ляются:
- сочетание групповых и индивидуальных консультаций;
- тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях;
- система работы над ошибками;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого учени
-
ка;
- использование материалов сети Интернет, обучающих сайтов и т.д.
Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ построены на
общих принципах, которые приводят к единой формуле успеха.
Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как
жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии
успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых
требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуально
-
сти. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творче-
ские способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллек -
туальные возможности учеников.
Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или
угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность разви -
ваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая
большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жиз -
ни.
Учитель русского
языка и литературы
Борзова Х. Н.