Автор: Чаптыкова Елена Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Аскизский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: Республика Хаксия, Аскизский район, село.Аскиз
Наименование материала: Статья
Тема: "Пропедевтика ранней профориентации дошкольников"
Тема: «Пропедевтика ранней профориентации дошкольников»
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им
первоначальных представлений о профессиях. А ведь на этапе дошкольного
детства начинается подготовка ребенка к выбору будущей профессии, и
заключается она не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по
мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными
видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в
дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания
знакомятся с разными профессиями, им прививаются ценности труда,
формируются интересы к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его
надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей
труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна
носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а
также
включать
совместное
обсуждение
мечты
и
опыта
ребенка,
приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Чем больше
разных знаний, умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше
он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно,
некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять,
но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе
наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений
работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать
определенную наглядную основу.
Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное
направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема
по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная
по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное
самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных
этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий
основы
для
профессионального
самоопределения
в
будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о
профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система
мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка,
выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той
или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный
характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает
совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в
каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при
выполнении посильной работы).
Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях
используем в своей работе ИКТ.
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.
Именно
в
игре
закладываются
первые
основы
профессиональной
деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя
разные профессиональные роли. В игре ребенок учится возможности быть, ...
быть капитаном, врачом и т.д. В играх дошкольники воспроизводят все то,
что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой
профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить
радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Ранняя
профориентация
дошкольников
по
средствам
современных
образовательных технологий
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле
деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное
направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с
окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда
дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации
узнают
о
разных
профессиях.
В
зависимости
от
способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний
о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Ему необходимо знать, кем работают его родители. Чем больше ребенок
впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче
ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его
жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,
чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо
развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в
творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков
приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои
возможности в более старшем возрасте.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы
происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение
знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности
взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации используем
разнообразные
методы,
которые
позволяют
сделать
работу
наиболее
интересной. Среди них:
● Наглядные (живые образы), к которым относятся:
− экскурсии
− наблюдения
− дидактические пособия
− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
− просмотр видеозаписей
● Словесные, которые включают:
− художественное слово
− рассказ воспитателя
− беседы
− малые фольклорные формы
− проблемные ситуации
− высказывания и сообщения
● Практические – это:
− трудовые поручения
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− игровые обучающие ситуации
− сюжетно-ролевые игры
● Игровые, к которым относятся:
− дидактические игры
− игровые упражнения
− игры с правилами
− словесные игры
− игры-воображения
− сюжетно-ролевые игры
− сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует
продуктивной детской деятельности. Это:
− показ
− объяснение
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− обсуждение труда и его результатов
− оценка
Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей
дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный
возраст
детей
является
наиболее
благоприятным
периодом
для
формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей
активный интерес к разным профессиям.