Напоминание

"Пропедевтика ранней профориентации дошкольников"

Автор: Чаптыкова Елена Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Аскизский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: Республика Хаксия, Аскизский район, село.Аскиз
Наименование материала: Статья
Тема: "Пропедевтика ранней профориентации дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Пропедевтика ранней профориентации дошкольников»

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им

первоначальных представлений о профессиях. А ведь на этапе дошкольного

детства начинается подготовка ребенка к выбору будущей профессии, и

заключается она не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по

мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными

видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в

дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания

знакомятся с разными профессиями, им прививаются ценности труда,

формируются интересы к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его

надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с

ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей

труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна

носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а

также

включать

совместное

обсуждение

мечты

и

опыта

ребенка,

приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Чем больше

разных знаний, умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше

он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно,

некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять,

но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе

наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений

работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать

определенную наглядную основу.

Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное

направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема

по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная

по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное

самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных

этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный,

закладывающий

основы

для

профессионального

самоопределения

в

будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о

профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система

мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка,

выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той

или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный

характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает

совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в

каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при

выполнении посильной работы).

Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях

используем в своей работе ИКТ.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.

Именно

в

игре

закладываются

первые

основы

профессиональной

деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя

разные профессиональные роли. В игре ребенок учится возможности быть, ...

быть капитаном, врачом и т.д. В играх дошкольники воспроизводят все то,

что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой

профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить

радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Ранняя

профориентация

дошкольников

по

средствам

современных

образовательных технологий

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле

деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное

направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с

окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда

дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации

узнают

о

разных

профессиях.

В

зависимости

от

способностей,

психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний

о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Ему необходимо знать, кем работают его родители. Чем больше ребенок

впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче

ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его

жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению

родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,

чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо

развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в

творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков

приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои

возможности в более старшем возрасте.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является

одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы

происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение

знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности

взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации используем

разнообразные

методы,

которые

позволяют

сделать

работу

наиболее

интересной. Среди них:

● Наглядные (живые образы), к которым относятся:

− экскурсии

− наблюдения

− дидактические пособия

− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

− просмотр видеозаписей

● Словесные, которые включают:

− художественное слово

− рассказ воспитателя

− беседы

− малые фольклорные формы

− проблемные ситуации

− высказывания и сообщения

● Практические – это:

− трудовые поручения

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− игровые обучающие ситуации

− сюжетно-ролевые игры

● Игровые, к которым относятся:

− дидактические игры

− игровые упражнения

− игры с правилами

− словесные игры

− игры-воображения

− сюжетно-ролевые игры

− сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует

продуктивной детской деятельности. Это:

− показ

− объяснение

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− обсуждение труда и его результатов

− оценка

Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей

дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный

возраст

детей

является

наиболее

благоприятным

периодом

для

формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей

активный интерес к разным профессиям.