Автор: Огородникова Людмила Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/С № 5"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск,Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Удивительные камни"
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Тема: «Удивительные камни».
Составитель: воспитатель МБДОУ Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад
№5» Огородникова Людмила Валерьевна
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно- эстетическое развитие.
Форма организации детей: подгрупповая.
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма,
размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие: Развивать
познавательную
деятельность
в процессе
экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное
формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать
интерес
к объектам
неживой
природы,
аккуратность
в работе.
Предварительная
работа:
выставка
рисунков
детей
«Мы
–
архитекторы»
(дети
самостоятельно задумывали и рисовали здания и строения)
Материалы:
Демонстрационный стол,
набор схем-рисунков,
наборы камней на подгруппу детей,
деревянный брусок,
магниты,
магнитная доска,
карта России;
фартуки, лупы,
кусочки пластилина,
стаканы с водой,
ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка,
иллюстрации современных строений, средневековых замков;
иллюстрации каменных пещер древних людей, каменные орудия для охоты, для выделки
шкур;
иллюстрации моря и камней у моря;
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях
2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.
Словарная работа: лаборатория, лупа, гипотеза,
Ход экспериментальной деятельности:
Я приготовила для вас, ребята, шкатулку, а что в ней предлагаю угадать!
- А для этого обратите внимание, ребята, на выставку ваших работ!
- Что это вы рисовали и кем по профессии вы были, когда задумывали эти здания.
(Были архитекторами. Рисовали замки, часовни, церкви, маяки)
- Когда вы задумывали здания, из какого материала они должны были строиться?
(Ответы детей. Из камня из кирпича.)
- Как вы думаете, сейчас строят из камня здания? (иллюстрации современных строений)
- Почему раньше строили из камня крепости и замки? (Иллюстрации замков)
(Дети отвечают, почему строят из камня, потому что камень очень прочный,
твёрдый )
- Что же в шкатулке, ребята?
— Ребята, а что вы знаете о камнях? А хотели бы узнать больше?
- Действительно, ребята, всегда интересно узнать, что-то новое, а особенно про земные
богатства, потому что и камни можно отнести к этим богатствам. Ведь человеку с древних
времён помогал камень, благодаря своим основным свойствам.
- А как же камень помогал человеку с древних времён?
(Люди жили в каменных пещерах, разжигали огонь с помощью камня, делали орудия для
охоты,
для
выделки
шкур.
Потом
люди
стали
использовать
камень
для
строительства.)
- Вы, ребята высказали гипотезу, что камни твёрдые и прочные. А правда ли это. Все ли с
этим согласны?
(Высказывания детей)
- Чтобы подтвердить нашу гипотезу и ещё больше узнать о камнях
поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию.
- Что такое лаборатория?
(Это
специальный
кабинет,
где
проводят
исследования,
ставят
опыты,
эксперименты.)
- Для работы в лаборатории, необходимо знать правила работы в лаборатории.
Сначала вспомним правила:
- надеть специальную одежду
- внимательно слушать,
- аккуратно работать с оборудованием.
(Дети надевают фартуки).
- Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза, пальчики и уши.
Предлагаю вам подготовить ваши глаза к работе.
Гимнастика для глаз.
- С помощью чего подготовим пальчики к работе?
Пальчиковая гимнастика.
- Для того чтобы уши внимательно слушали - подготовим и их.
Массаж ушных раковин.
На столах наборы камней.
- Вот теперь вы готовы к исследованию, вы согласны со мной, ребята?
Тогда, как вы считаете, с чего мы начнём? Я согласна с вами, а начнём мы с
рассматривания коллекции камней.Какими они бывают?
(Дети рассматривают коллекции камней)
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
(На магнитную доску вывешивается первая схема).
- Наше исследование подтвердило, что камни бывают разными по цвету, форме
и размеру. Но следующее наше предположение говорит, что и поверхность у камней
бывает разная.
Сейчас предлагаю вам в этом убедиться, ребята с помощью следующего опыта.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши
камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой
камень? (У моря)
(Иллюстрации моря и камней у моря)
— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся
они
и о песок,
острые
углы
постепенно
стираются,
исчезают.Камешек
становится
округлым.)
- Кому из вас хотелось бы подробнее изучить поверхность камней, как это можно
сделать?
- Действительно с помощью прибора.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— А теперь предлагаю вам исследовать камни с помощью лупы
— Что интересного вы увидели?
- Что же мы ребята, подтвердили этим опытом?
- Посмотрите на предметы следующего опыта.
( перед детьми лежат камни и пластилин, на демонстрационном столе воспитателя
– деревянный брусок, молоток и гвоздь)
- Как вы думаете, какое свойство камня мы попробуем сейчас подтвердить?
- Правильно, это твёрдость.
Опыт № 3. Определение твёрдости.
- Что же по-вашему мы должны сделать?
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Что же мы должны сделать для
этого?
- Я думаю, что вы все наблюдали ,как ваши папы забивают гвозди.
Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что
получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
- А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется,
но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя
камень? Какой можно сделать вывод?
- Что мы сейчас подтвердили ребята? Подтвердили наше предположение о том, что
камень твёрдый и прочный.
Опыт № 4. Определение температуры.
— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас
у нас
будет
очень
сложный
опыт.
От вас
потребуется
внимание
и сосредоточенность.
- Обратите внимание на подоконник, там лежат камни. Возьмите себе покамню.
- Что вы чувствуете?
(Камни тёплые.)
- Что произошло с камнями? Действительно они нагрелись.
- Что вы можете сказать о температуре тех камней, которые находились в коробочках?
Значит, камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика.
Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
- Что мы узнали из этого опыта? Что камни могут быть тёплые, горячие, холодные. А от
чего зависит температура камней?
— Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание
я предлагаю вам поиграть в игру
« С другом мы пойдём гулять»
С другом мы гулять пойдём,
Речку – каменку найдём
(шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камешкам бежит.
(руки вперёд, движение «волна»)
Через речку мы пойдём,
по мосточку перейдём.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперёд, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдём
(руки над головой в форме крыши)
Мостик каменный стоит
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперёд, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме крыши)
Для друзей всегда открыт.
- Может вы догадались, какую гипотезу мы будем подтверждать следующим опытом?
(Стаканы с водой)
- Молодцы, мы подтвердим, что камни не плавают, не могут держаться на воде.
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети
осторожно
кладут
камень
в воду.
Наблюдают. (Камень
утонул,
от него
на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
- В чём же мы убедились с помощью этого опыта?
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
- Как, можно услышать разные голоса камней?
(Маленькие камни и большие издают разные звуки)
- Какой, вывод мы сделаем из этого опыта, ребята? Подтвердились ли наши
предположения?
Камни могут издавать звукии у каждого из них свой голос.
- Вот и подошли к концу наши исследования в лаборатории. Что мы хотели доказать
своими опытами?
(Хотели доказать гипотезу, о том, что камни прочные, твёрдые, разной формы и
разных размеров, что они не плавают, могут звучать. А так же, хотели узнать
другие свойства камней.)
- Ребята, смогли мы подтвердить нашу гипотезу?
-Посмотрите, пожалуйста, на схемы наблюдений. Страничка за страничкой мы составили
целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым,
и прочесть о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных
опытах)
- Даже не яркие, невзрачные камни, предметы не живой природы на земле, так для нас
интересны и нужны в жизни человека.
- Посмотрите, сколько у нас разных камней и камешков, я предлагаю всем вместе
выложить красивую картину.