"Новые приёмы и материалы в обучении детей лепке в дошкольном возрасте"

Автор: Ступникова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 72
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Новые приёмы и материалы в обучении детей лепке в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 23.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Новые приёмы и материалы в обучении детей лепке в дошкольном возрасте Содержание 1. Актуальность темы 2 2. Выбор инструментов и материалов для лепки 5 3. Основные способы лепки 8 4. Подробное описание методик и отдельных приёмов работы 10 5. Заключение 14 6. Список используемой литературы 15 Приложения Приложение 1 Фотографии инструментов и материалов 16 Приложение 2 Фотографии готовых поделок поделок 21 Приложение 3 Мастер- класс для детей средней группы «Снежинка» 39 Приложение 4 Последовательность изготовления поделок из разных материалов для педагогов 44 Приложение 5 Алгоритмы изготовления поделок из разных материалов для детей Приложение 6 Физминутки 53 1
Актуальность темы Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его. Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве. Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм. Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры. Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности. Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям. 2
Важно знать, что в лепке способности к творчеству развиваются у детей даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом находится умелый и в то же время тактичный взрослый, -лепка становится любимым занятием на долгие- долгие годы. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые в процессе лепки приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, влажный песок, снег, бумажная масса папье- маше. Чем разнообразнее выбор материалов, тем лучше. При этом техника лепки доступна детям дошкольного и младшего школьного возраста во всём богатстве и разнообразии способов (конструктивный, скульптурный, модульный, рельефный и другие). Чем разнообразнее техника, тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок в лепке. И всё же самое главное- это творческое воображение, без которого бессильна самая отточенная техника. Лепка- самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок видит не только, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашами или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоении. В лепке формат поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков , как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, его умелости и индивидуальных особенностей, ведь не секрет, что одни дети предпочитают миниатюрные изделия, а другие тяготеют к монументальности; одни любят «прорисовывать» мельчайшие детали, а другие обходятся общим образом. В настоящее время можно найти такие книги по лепке, где уделяется большое внимание ТЕХНОЛОГИИ изготовления. Это же не секретные движения рук или определённый химический состав пластилина, а это подробное, последовательное и понятное описание изготовления поделки в соответствии с возрастными возможностями ребёнка. Огромную роль в воплощении играет художник, которого можно назвать соавтором любой книги по творчеству. Именно художник позволяет добиться
красоты
в
простоте
доступных технологий. Именно ему принадлежит забота о цветовом решении! Именно художник может сделать «выражение лица или позы!» Вот и дети всегда являются Авторами, даже если их работа изначально строится по образцу. Они очень восприимчивы и, как только процесс в голове прояснится, их фантазия начинает работать «на полную катушку»! Тогда уже 3
помощь им не нужна. А свою задачу педагог выполнил: подсказал и подтолкнул! В моей методической разработке я подробно остановлюсь на следующих способах лепки и использовании следующих материалов : - Поделки из папье- маше - Лепка свечей из воска - Jovi Patcolor паста для моделирования отвердевающая - Солёное тесто - Шариковый пластилин - Природный материал - Многослойный пластилин - Плоские буквы и цифры - Рыбки, бабочки, цветочки и многое другое - Картины из пластилина - Выцарапывание на пластилине Работа по: - Технологическим картам И. Лыковой - МК «Оранжевый слон» - По книге Рони Орена «Секреты пластилина» В приложении вы найдёте фото готовых работ, рекомендуемые инструменты и материалы, модели изготовления поделок из разных материалов и в разных техниках, физминутки, проводимые на занятиях по лепке, МК «Снежинка» для детей средней группы. 4
Выбор инструментов и материалов для лепки
Материалы и инструменты для занятий
Белый и цветной картон формата А5. Обложки картонные от наборов картона и альбомов. Коробки из- под пластилина, крышки от маленьких банок или коробок. Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий). Глина. Пластилин разного вида Восковые пластины Стеки. Печатки разные. Различные «инструменты для оттисков». Трафареты. Шаблоны Формочки для пластилина или кондитерских изделий Бросовый материал
Оборудование
Мольберты. Фланелеграф. Столы для творчества. Фартуки. Салфетки бумажные и матерчатые. Пластилин Для лепки фигурок мы используем классический пластилин фирмы «Луч», для намазывания на картон лучше использовать пластилин той же марки, но СОФТ, он гораздо мягче, его легко намазывать и цветовая гамма у него другая, с неоновыми оттенками. Зато для изготовления фигурок он не пригоден, слишком легко перемешивается, получается грязь, а не смешение цветов и плохо держит форму. Для изготовления картин лучше всего подходит пластилин Джови. Восковые пластины Для лепки свечей подходят наборы фирмы «Луч» «Лепим свечи». Восковые пластины бывают обычных цветов: красный, синий, белый, жёлтый, зелёный, бывают очень красивых перламутровых оттенков, золотые и серебряные. В некоторые наборы входят формочки, которыми можно выдавливать фигурки. Шариковый пластилин Шариковый пластилин (a ball clay) - необычный пластилин состоит из маленьких шариков, напоминающих искрящиеся бусинки, соединенных тончайшими клеевыми нитями… Шариковый пластилин (a ball clay) очень легкий, воздушный и совсем не липнет к рукам. Цвета легко смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Готовые поделки из 5
шарикового пластилина высыхают на воздухе в течение 24 часов. Массу для лепки и шариковый пластилин можно комбинировать. 1. Крупнозернистый незастывающий (яркие цвета с блестками!) Это МНОГОРАЗОВЫЙ, сухой на ощупь пластилин, не прилипающий к поверхностям (ни к рукам, ни к одежде, ни к ковровым покрытиям и т.д.) используется для развития моторики у самых маленьких. Лепить им лучше на поверхности стола, или заполнять формочки. Цвета легко смешиваются и дополняют широкую палитру новыми оттенками. Пластилин не оставляет следов не прилипает ни к рукам, ни к одежде, ни к поверхностям. Данный пластилин предназначен по большей части для выкладывания на твердую поверхность, например для выкладывания картинки или заполнения витражей. Для лепки поделок более подходит шариковый застывающий пластилин. 2. Крупнозернистый застывающий (нежные пастельные оттенки) Пластилин на глицериновой основе. Используется для лепки объемных фигурок, аппликаций (держится на любой поверхности, кроме стекла и пластика). Им легко и удобно лепить, декорировать поверхности. Используется даже для самых маленьких, благодаря глицериновой основе, не приносит вреда малышу. Перед применением полностью извлечь из баночки и перемешать до равномерного распределения геля между пенопластовыми шариками. 3. Мелкозернистый пластилин на гелевой основе. Застывает на воздухе от 3 до 12 часов в зависимости от размера поделки. После застывания необратим. Если ребенок позанимался с пластилином и потом пластилин убрали в баночку и плотно закрыли, то он не застынет и можно лепить из него снова. С помощью перемешивания цветов можно довиваться градации оттенков, как однородных, так и мраморных с замысловатыми узорами (при не полном перемешивании). Используется для заполнения витражей, декорирование вазочек (приклеивается практически к любым поверхностям), создания аппликаций на картоне и т.д. Не очень хорошо держит форму при изготовлении из него объемных фигурок, необходимо твердое основание, например, шарик бумаги. Шариковый пластилин интересен детям раннего возраста и примерно до 8 лет. Самый оптимальный возраст для манипулирования им, это 2-3 года. Когда малыш еще ни чего конкретного слепить не может, а с помощью объемных трафаретов (заполняя их путем отщипывания - *психологически обусловленная возрастная особенность*) он получает вполне узнаваемый образ, или как более сложное задание – это лепка на плоскости, можно даже по заранее нарисованной картинке. Это эффективные и интересные способы работы с данным видам пластилина. 6
Шариковый пластилин сочетается с массой для лепки. Очень удобно лепить из шарикового пластилина основание для фигурки, а например, ручки, ножки вылепить из массы для лепки. Масса для лепки Масса для лепки (a-clay) является одним из самых популярных товаров для детского творчества и обладает необыкновенными свойствами: - она приятная на ощупь и не прилипает к рукам, одежде; - масса для лепки (a-clay) очень пластичная (например, ее можно сравнить с жевательной резинкой); - масса для лепки легко смешивается, благодаря чему можно создать огромное количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта красивых узоров; - готовые изделия из массы для лепки получаются легкими, упругими и, если скатать шарик и бросить на стол или пол, то он будет «прыгать» как мячик. поделка из массы для лепки высыхает на воздухе в течение 6 часов. - И ещё одно полезное свойство массы для лепки! Если вдруг во время творческого процесса забыли закрыть пакет или пластиковую баночку, и масса для лепки потеряла эластичность – взбрызните её с пульверизатора водой и герметично закройте. Волшебные свойства массы для лепки будут восстановлены. Папье- маше Рецепт изготовления бумажной массы: Вам потребуется: туалетная бумага, клей ПВА, вода. В тёплой воде намачиваем туалетную бумагу, мокрые слои снимаем и кладём в миску. Так до тех пор, пока вся бумага не намокнет. Бумага в миске должна быть намокшей, с неё не должна стекать вода. Затем добавляем клей ПВА на глаз. Я брала строительный клей в больших банках, он более качественный, хватает на изготовление большого количества массы. Затем тщательно перемешиваем бумагу и клей. Хранить готовую бумажную массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Из этой массы на занятиях с детьми мы изготовили макет «Детского сада будущего», Рамки для фото в подарок папам на 23 февраля, украсили стаканы для карандашей, тоже для пап. Можно сделать шкатулки, панно и многое другое. Бросовый материал Для своих поделок мы используем разный бросовый материал: бумажные корзиночки от кексов, конфет Фереро – роше, стержни от ручек, используем оба конца, сами ручки, тоже используем оба конца, пружинки, колпачки от фломастеров, товары из одноразовой упаковки: зубочистки, соломинки для коктейля, рюмочки, палочки для шашлыков. 7
Основные способы лепки К основным способам лепки относятся:
1.

Конструктивный способ
– лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический или скульптурный способ
– лепка из целого куска глины или пластилина.
3.

Комбинированный способ
– лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ
– служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5. Способ кругового налепа
(спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины или пластилина.
6. Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются
приёмы
: прижать, примазать, вдавить, загладить. Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их
Как получить шарообразную форму
1. Раскатать кусочек глины круговыми движениями; 2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности; 3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму
1. Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда – обратно; 2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями; 3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики. 8

Как преобразовать форму шара
1. Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс; 2. Оттянуть с одной стороны; 3. Раскатать и при необходимости согнуть; 4. Сплющить между ладонями в диск; 5. Раскатать в конус; 6. Сплющить с одной стороны в полусферу; 7. Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра
1. Свернуть в кольцо; 2. Скрутить в спираль; 3. Сплющить с ленту; 4. Раскатать в конус; 5. Свить или сплести 2-3 колбаски. 9
Подробное описание методик и отдельных приёмов работы На основе изученного опыта работы Рони Орена, известного израильского художника и педагога; Ирины Александровны Лыковой, автора многих книг по методике изобразительной деятельности в детском саду; мастер- классам фирмы «Оранжевый слон», я разработала свои технологические карты для педагогов и алгоритмы изготовления поделок из разных пластических материалов для детей, которые помогут педагогам в разработке занятий и успешном освоении раздела художественного творчества «лепка». С ними можно ознакомиться в приложениях 4 и 5. А в этой главе я хочу остановиться на методике Рони Орена, описать подробно коллективную работу «Детский сад будущего» и приёмы работы по теме «Пластилиновые буквы и цифры». Описание методики Рони Орена Каждый ребёнок может создавать фигурки из пластилина. Но для этого он должен быть вооружён простым, логичным и гибким способом работы с эти материалом. Именно это предлагают книги из серии «Секреты пластилина». Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, своё отношение к окружающему миру. Пластилин - удивительный материал. Он не только даёт малышам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой. Освоив технику лепки, которую предлагает Рони Орен, профессор израильской Академии искусств, каждый ребёнок сможет вылепить желаемые фигурки или предметы. Для этого нужно всего лишь педагогу правильно построить свои занятия, запомнить несколько простых правил и соблюдать необходимую последовательность в работе. Из чего складывается успех методики Рони Орена? 1. Простой способ Все пластилиновые зверюшки и предметы, предложенные в его книге, выполнены из трёх основных элементов: шариков, валиков и лепёшек, которые вылепить никому не составит труда 2. Логичный способ В книге существует естественная и простая очерёдность пошаговых инструкций, понять которые очень легко и так же легко их выполнить. 3. Гибкий способ Указания в книге не однозначны. Ребёнок, работающий над фигуркой, может менять цвет пластилина, размер деталей и создавать свои собственные элементы, насколько позволяет ему воображение. Прекрасно, если характер фигурки, которую вылепит ребёнок, будет отличаться от той, которая показана в книге. Это именно то, что делает 10
творческую работу такой интересной и полной самых неожиданных решений. Ребёнок может сравнить элемент, который он лепит, с иллюстрацией в книге (она приводит деталь в натуральную величину). Каждый зверёк сопровождается рисованным фоном, что помогает осознать пластичность пластилина и многообразие творческих возможностей. Указания в книге следуют от простых до более сложных. Желательно, чтобы дети до семи лет работали вместе со взрослым, который поможет им следить за указаниями и вылепить фигурку в том порядке, как показано в книге. Как только ребёнок освоит азы работы с пластилином, взрослый может предоставить ему возможность работать самостоятельно. Во время работы ребёнок может создать свой собственный мир- не виртуальный, как принято в наши дни, а самый настоящий, сделанный собственными руками. Этот мир будет населён зверюшками, которые малыш без труда вылепит из пластилина с помощью нескольких секретов. Далее Рони Орен раскрывает для детей свои секреты: 1. Три основных элемента. Все пластилиновые зверюшки и предметы, о которых сказано в книге, сделаны из трёх основных элементов: шариков, валиков и лепёшек. Они могут быть самых разных размеров. Иллюстрации на страницах книги приведены в натуральную величину, они помогут определить нужные размеры и пропорции фигурок и их деталей. 2. Белый цвет. Пластилин смешивается также, как и краски. Так как белый цвет является основой для многих оттенков (розового, голубого, серого и др.), белого пластилина вам понадобится больше, чем других цветов. Чтобы получить пластилин нового оттенка, нужно хорошо смешать пластилин имеющихся цветов. Лучше всего смешивать маленькие кусочки. 3. Пластилин Хороший пластилин отличается яркостью, эластичностью, легко разминается, не прилипает к рукам и не оставляет пятен на руках и рабочей поверхности. 4. Подготовка к работе Рабочая поверхность должна быть ровной и удобной для работы. Кроме пластилина заранее нужно подготовить досочку для лепки, скалку, стеки, зубочистки и другие мелочи, которые могут понадобиться для придания рельефа и украшения фигурки. В своей работе по книгам Рони Орена я использовала пластилин фирмы Джови и массу для лепки Амос. Фигурки, которые получились из массы очень яркие, жизнерадостные. Ими можно играть и использовать для драматизации. 11
Детский сад будущего «Выше радуги» Про макет «Детского сада будущего» хочется сказать подробнее. Выполняли дети старшей группы. Это была коллективная работа «Выше радуги», конструирование из различных материалов. Использованные материалы: Масса папье- маше (туалетная бумага, клей ПВА), упаковка от холодильника , держатели от туалетной бумаги, пластилин классический, мягкий и плавающий, палочки от мороженого, зубочистки, спички, ракушки, шишки, трубочки для коктейля, фольга, бисер, бусинки, креманка, одноразовые рюмки, свечки для торта, крышки от фломастеров, фигурки животных. Из классического пластилина фирмы «Луч» мы делали фигурки детей, животных, скрепляли детали из природного материала. При изготовлении зданий на держатели от туалетной бумаги намазывали мягкий пластилин, рисунок на домах делали при помощи зубочисток, стержней, шариковых ручек. Фигурки для бассейна делали из плавающего пластилина. В незастывшую массу папье- маше легко можно закрепить разные предметы. А красить высохшую поделку можно любыми красками или гуашью. Но лучше всего использовать акриловые краски, они не пачкаются при высыхании. Наша работа на городском конкурсе заняла второе место. Детям подарили пластилин, из которого мы сделали много новых интересных поделок. Пластилиновые буквы и цифры Один из предлагаемых видов работы с пластилином- изображение буквы русского алфавита. Этот вид работы может быть использован в различной игровой деятельности ребёнка (например, игра в школу с куклами или другими детьми) или обучающей деятельности педагога (при подготовке к обучению чтению или при развитии умения проводить звуко- буквенный анализ слов). Для изготовления поделки достаточно обвести контур буквы по шаблону, а затем «раскрасить» её самыми разными способами: тонким слоем размазать внутри контура буквы цветной пластилин, нанести на него узор спичкой или зубочисткой, украсить комочками или мазками другого цвета, выложить на контуре буквы бусинки , бисер, крупинки риса или гречки, фигурки из макаронных изделий. Все эти детали легко прижимаются к пластилиновой основе. Это очень простое, но очень интересное и полезное занятие для развития способностей детей, как творческих, так и умственных. Основой каждой работы является несложное силуэтное изображение буквы на тонком картоне (удобно использовать коробки из- под конфет), при этом изображение приобретает рельефность, необычность фактуры, оригинальность. Организуя занятие с ребёнком, взрослые должны помнить, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. Поэтому очень важно сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки интересен и посилен. 12
Для того, чтобы обучить ребёнка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать большим терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения» . Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому взрослый должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (
но не подменять его в работе!
). Приступая к изготовлению поделки, ребёнок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет сначала, что потом), подбирает материал (пластилин нужных цветов, картон, карандаш, бусинки, пайетки, природный материал), реализует задуманное, сверяет результат с образцом, если это необходимо, вносит свои изменения. Все поделки можно использовать в игре. Для ребёнка 4-5 лет пластилин желательно предварительно размять или слегка нагреть, чтобы он легко намазывался на картон. Ребёнку 5-6 лет можно предложить самостоятельно обвести силуэт буквы, размять пластилин и выполнить поделку. Кроме контуров букв можно использовать контуры цифр, например, 5- мне исполнилось пять лет, 1- сделаем медаль за первое место в соревнованиях, 30 - сделаю подарок маме на её юбилей, либо любые другие цифры- закрепляем на математике названия изучаемых цифр. Фото поделок в приложении 2. Заключение 13
Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира. Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке. Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс. При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении, диагностика , проводимая в конце года, всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей. Творческая деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: - мелкой моторики рук и тактильного восприятия; - пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; - внимания и усидчивости; навыков контроля и самоконтроля. - наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Для свободного общения детей с художественным материалом в группе был создан уголок ИЗО со всем необходимым оборудованием для самостоятельной деятельности, образцами различных техник, схемами последовательности выполнения, предметами искусства, картинами и фотографиями. Родители прониклись интересами детей и сами стали участвовать во всех садовских выставках и конкурсах, пользуясь новейшими информационными технологиями. Полочка любования в группе круглый год красуется совместными работами детей и родителей по сезону. Дух родительского сотрудничества присутствует в каждом уголке группы.
Не бойтесь экспериментировать!

Смело беритесь за дело и получайте удовольствие от творчества!
Список использованной литературы 14
1. Орен Р. Секреты пластилина. Новый год.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2012. – 96с. : ил. (Академия дошколят). 2. Орен Р. Секреты пластилина.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2013. – 40с. : ил. (Академия дошколят). 3. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. : ил. 4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 112 с. : ил. 5. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 110 с. : ил. 6. Волшебные буквы: Пособие для занятий с детьми/ Авт.- сост. А. В. белошистая, О. Г. Жукова.- М.: АРКТИ , 2008. – 32с. : ил. (Мастерилка) 7. Лыкова И. А. Пластилиновый петушок. Учебно- методическое пособие- ИД «Карапуз», 2012.- 16 с.: ил. 8. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил. 9. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил. 10. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 208 с. : ил. 11. Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 208 с. : ил. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 15

Инструменты

Инструменты для оттиска
Ручки, стержни, карандаши, бусины, формочки, братцы, пуговицы, металлические украшения … 16

Скалка Отрезок трубы

Формочки
17

Стеки

Материалы

Классический пластилин «Луч» Мягкий пластилин «Луч»

Пластилин «Джови»

Крупнозернистый шариковый пластилин Мелкозернистый шариковый пластилин
18

Восковые пластины Перламутровые восковые пластины

Jovi Patcolor паста для моделирования Jovi Паста для моделирования



отвердевающая терракот
19

Масса для лепки (AMOS) Масса для лепки (A-clay)

Наборы для лепки (A-clay) фирмы «Оранжевый слон»
20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Поделки из ПАПЬЕ- МАШЕ Рамка для фото Стаканы под карандаши и ручки Шкатулка Панно Процесс изготовления 21
Детский сад будущего 22
На награждении 23
Лепка из воска Ракушки из перламутрового воска на 8 марта Новогодние свечи Новогодние свечи Новогодние свечи 24
Поделки из затвердевающей пасты ДЖОВИ Jovi Patcolor паста для моделирования отвердевающая 25
Jovi Patcolor паста для моделирования Домик из Jovi Паста для моделирования отвердевающая терракот Это работа в студии творчества «Цветик- семицветик» под руководством Елены Терской С подготовишками готовимся к году Дракона 26
К 8 марта в старшей группе К 8 марта в младшей группе Пластика Магнит на холодильник Подвеска для мамы Солёное тесто 27
Шариковый пластилин Природный материал 28
Многослойный пластилин Пластилиновые буквы и цифры 29
Бабочки, рыбки, цветочки … 30
Выполнила девочка дошкольного возраста Выполнила девочка школьного возраста Картины из пластилина В студии «Цветик- семицветик» из пластилина Джови 31
В лагере девочки и мальчики старших отрядов из пластилина фирмы «Луч» В детском саду Сюжет и фон подбирали соответствующими рамочке 32
33
На 8 марта и Новый год в подарок родителям из пластилина Джови. ПДД Работы по технологическим картам И. Лыковой 34
35
По книгам И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» образцы для занятий из массы для лепки (AMOS) и работы детей 36
МК «Оранжевый слон» 37
По книгам мастер- классам фирмы «Оранжевый слон» образцы для занятий из массы для лепки (AMOS) и работы детей 38
Работы по книге Рони Орена «Секреты пластилина» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Фото мастер класс « Изготовление новогодней снежинки » из пластилина в средней группе детского сада 1. Разделить кусочек белого пластилина ножом для лепки на три равных части. Из каждого кусочка скатать тонкие длинные колбаски. Выровнять их по длине. 2. Из трёх колбасок выложить снежинку, прижать в середине, чтобы скрепить детали и немного уменьшить объём 40
3. Украсить снежинку разными мелкими деталями из пластилина, стараясь соблюдать симметрию 41
42
4. Снежинка готова! 43
44
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Последовательность изготовления поделок из разных материалов для педагогов Поделки из папье-маше 1. Изготовить пасту папье-маше. 2. Облепить пастой основу (рамку, стакан, основание под панно). 3. Воткнуть в пасту ракушки, камешки, бусинки. 4. Вытащить ракушки, камешки, бусинки, смазать клеем ПВА, поставить на прежнее место, прижать. 5. Посыпать манкой, если есть желание создать эффект «песка». 6. После высыхания раскрасить работу акриловыми красками. 7. Готовую работу покрыть аквалаком. Лепка свечей из воска 1. Из готовых восковых пластин вырезать канцелярским ножом по шаблону две одинаковые детали или выдавить две детали при помощи формочек. 2. Между деталями змейкой положить фитиль, слегка придавить его. Конец фитиля смазать воском. 3. Замазать щели между деталями. 4. Обрезками разного цвета или цветными контурами украсить получившуюся поделку. 45
Jovi Patcolor - паста для моделирования отвердевающая 1. При помощи скалки (если нет скалки, можно использовать обрезки полипропиленовых труб или пластмассовых гимнастических палок) раскатать пасту слоем 2-3 мм. 2. По шаблону канцелярским ножом вырезать нужную деталь. Можно выдавить пластмассовыми формочками для лепки или жестяными формочками для печенья. 3. Если это будет подвеска, при помощи обратного конца стержня или ручки, в зависимости от размера поделки, выдавить отверстие. 4. При помощи инструментов для оттисков создать рельеф, приклеить клеем ПВА бусинки. 5. Сушить поделку время от времени переворачивая её, чтобы она не деформировалась. 6. Украсить готовую поделку цветными контурами. Солёное тесто 1. Из теста слепить фигурку конструктивным или скульптурным способом. 2. Просушить. Можно сушить в духовке при низкой температуре или в специальной печке, похожей на микроволновку. 3. После высыхания поделку раскрасить акриловыми красками 4. Покрыть готовую поделку аквалаком. 46
Шариковый пластилин 1. Распечатать понравившуюся раскраску, вырезать по контуру, приклеить на цветной картон. 2. Намазывать участки раскраски клеем ПВА, приклеивать небольшие плоские кусочки шарикового пластилина нужного цвета. 3. После высыхания можно сделать рамку из картона контрастного цвета. Природный материал 1. На картон, размером 10*15, намазать тонким слоем пластилин, лучше «Софт». 2. Наложить сверху засушенный лист, придавить. 3. Разноцветным пластилином сделать «узор» на получившихся деревьях: плоды, цветы, украшения. 4. При помощи инструментов для оттисков сделать рельеф. 5. Из пластилина, контрастного по цвету с фоном, сделать рамочку из тонких жгутиков или косичек. 6. Оформить рамку инструментами для оттисков. Вместо природного материала можно использовать макаронные изделия в виде букв, цифр, фигурок животных, видов транспорта. 47
Многослойный пластилин 1. Тонко раскатать пластилин разных цветов. 2. Сложить получившиеся пластинки в стопку, слегка придавить. 3. Получившийся «бутерброд» скатать в «колбаску» или залепить в форме «капли». 4. Полученную колбаску нарезать на дольки канцелярским ножом. Из получившихся пластинок можно делать черепаху, рыбку, цветы , малахитовые шкатулки, подвески и другое. Обычный пластилин при разрезании ножом смешивается. Лучше использовать пластилин Джови. Пластилиновые буквы и цифры 1. Обвести контур буквы или цифры по шаблону. 2. «Раскрасить» её самыми разными способами: - тонким слоем размазать внутри контура буквы цветной пластилин, - нанести узор спичкой или зубочисткой, - украсить комочками или мазками другого цвета, - выложить на контуре буквы бусинки, бисер, крупинки риса или гречки, фигурки из макаронных изделий. Все эти детали легко прижимаются к пластилиновой основе. Этот приём я использовала на занятиях с детьми в детском саду, а также в лагере с детьми с ограниченными возможностями, и с детьми среднего школьного возраста, которые очень давно не брали в руки пластилин и просто боялись к нему подойти. 48
Рыбки, бабочки, цветочки и многое другое Вариант 1: 1. По шаблону на белом картоне обвести рыбку, бабочку, цветок и т.д. 2. При помощи тонких разноцветных жгутиков выложить контур рисунка. 3. Украсить внутри различными мелкими деталями (можно добавить бусинки, пайетки). 4. При помощи инструментов для оттисков создать рельеф. 5. Вырезать чуть дальше контура получившуюся работу. Вариант 2: 1. На готовом фоне из картона обвести по шаблону нужную фигурку. 2. Намазать фигурку тонким слоем пластилина. 3. При помощи инструментов для оттисков украсить изображение. Этот приём я также использовала на занятиях с детьми в детском саду и в загородном лагере с детьми, давно не занимающимися ручным трудом. 49
Картины из пластилина 1. Распечатываем понравившуюся раскраску из интернета в масштабе 1:1 . 2. Подбираем рамочку для фото размером 10*15. 3. Тонким слоем намазываем пластилин - делаем фон. Не забываем про линию горизонта, облака, камешки и т. д. 4. Раскатываем скалкой пластилин слоем примерно 2 мм, канцелярским ножом вырезаем детали, сравнивая с образцом на раскраске. 5. Делаем «аппликацию» из пластилина. Примечание: пластилин Джови легко раскатывается и отрывается от поверхности. Полученные картины даже не пылятся на воздухе. Если вы взяли обычный пластилин, то раскатывать его бесполезно, с поверхности придётся его отскребать, деталь потеряет форму. Обычный пластилин можно просто разминать в тонкие блинчики, а потом ножиком для лепки отрезать лишнее. 6. Готовую работу оформляем инструментами для оттисков (в новогодние картины можно добавить бусинки, пайетки, глиттеры). 7. Вставляем в рамочку под стекло, стараясь не придавить объёмные детали, можно и без стекла. Дети подготовительной группы с радостью делали подарки для своих родителей. Дети младшего возраста тоже могут справиться с такой работой, но им потребуется помощь взрослых, а сюжет должен быть более простым. В лагере дети, которые в силу своего возраста давно не имели дело с пластилином, с большой боязнью начинали работу. Но свой результат их приятно удивил, даже мальчиков 14 лет! 50
Выцарапывание на пластилине 1. На картон тонким слоем пластилина намазываем фон. Не забываем про линию горизонта, облака, камешки и т. д. 2. Зубочисткой процарапываем нужный рисунок. Можно фантазировать, можно брать сюжет с распечатанной раскраски. ПДД Работу с пластилином объёмную и плоскую можно выполнять на любую тему, например о знании правил дорожного движения 51
Технологические карты И. Лыковой В интернете можно найти технологические карты Ирины Лыковой. В издательстве «Карапуз» вышло очень много книг по лепке этого автора. В них есть подробные технологические карты по изготовлению разных предметов, игрушек, картин. По ним ребёнок может изготовить свои поделки. МК «Оранжевый слон» В интернете на сайте фирмы «Оранжевый слон» или в наборах для лепки этой фирмы можно найти подробные инструкции по изготовлению поделок. Ребёнок без труда может изготовить понравившуюся поделку, следуя предложенной инструкции. Из массы для лепки (a-clay) Из обычного пластилина По книге Рони Орена «Секреты пластилина» 52
В книгах Рони Орена даётся подробное поэтапное изготовление поделок. Автор советует родителям, чтобы дети до семи лет работали вместе со взрослым, который поможет им следить за указаниями и вылепить фигурку в том порядке, как показано в книге. Как только ребёнок освоит азы работы с пластилином, взрослый может предоставить ему возможность работать самостоятельно. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 53
Физкультурные минутки на занятиях по лепке
Курица с цыплятами
Вышла курочка-хохлатка. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю) С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: ко-ко, (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем пальцы в кулачок) Не ходите далеко, (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем) Лапками гребите, зернышки ищите.(перебираем пальцами обеих рук по столу)
Давайте поиграем
Пальчик о пальчик тук да тук. (указательными пальцами постукивают палец о палец) Весело пляшут пальчики наши. (поднимают руки вверх, делают «фонарики»). Ножками топ, да и топ, топ, да и топ. (дети топают ногами) Весело пляшут детки наши. (ритм убыстряется). Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. (Дети хлопают ладонями.) Весело хлопают ручки наши. (ритм убыстряется).
Птички
Птички полетели, (на первую строчку большой палец отогнут в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы) Крыльями махали, (на вторую – взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами) На деревья сели, (на третью – руки вверх, все пальцы широко расправить) Вместе отдыхали. (на четвертую – то же что на первую)
Алые цветы
Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы из кулачков) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо- влево) Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулаки) Головой качают, тихо засыпают... (Покачивание кулачков вперед-назад.) 54

Дружба
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Первые 2 строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.) Один, два, три, четыре, пять, Пять, четыре, три, два, один. (В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять начиная с мизинца.)
Лошадки
По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. (пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)
Прятки
В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. (ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках)
На лужок
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок! (Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно) 55

Матрешки
Все они матрешеньки, (На первые две строчки ритмично сгибать и разгибать пальцы.) Все они милашеньки. С аленькими щечками (На две следующие строчки коснуться ладошками щек и покачать головой из стороны в сторону.) Под пестрыми платочками. Нарядные, пригожие, (На последние две строчки хлопки в ладоши.) На нас чуть-чуть похожие.
Утята
Встали как-то утром в ряд (постепенно разжать кулаки, по одному пальцу) Десять маленьких утят. (показать 10 пальцев) Посчитались, удивились, (указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят) На две группы разделились.( развести ладони в стороны) Перышки почистили, (растопырить пальцы, щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки) Головками повертели, (пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону) Червячка склевали, (хватательные движения клювами – пальцами) К речке побежали. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)
Теремок
Стоит терем-теремок (сложить из ладоней «крышу») Между двух лесных дорог. (прямые руки вперед от себя) В этом тереме тетери (скрестить ладони и помахать) Захотели печь пирог. (хлопки ладонями) Если любишь пироги –( Заходи, заходи. (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Дом
На опушке дом стоит, (сложить из ладоней «крышу») На дверях замок висит. (руки в «замок») За дверями стоит стол. (правый кулак накрыть левой ладонью) Вокруг дома частокол. (скрестить ладони перед собой) Тук, тук, дверь открой! (правым кулаком стучим по левой ладони) Заходите, я не злой. (развести ладошки вертикально)
Кузнец
56
Ой, кузнец-молодец, («зовем» к себе раками) Захромал мой жеребец. (сжимать и разжимать большой палец на обеих руках) Ты подкуй его опять. (стучать кулачками) Отчего ж не подковать. (круговые движения ладонями) Вот гвоздь, вот подкова, (выставить поочередно каждую раскрытую ладошку) Раз, два и готово. (хлопать в ладоши)
Конь
Конь меня в дорогу ждет, (на 1 и2 стр. постукивание пальцами по столу) Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону) Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу (постукивание кулачками по столу) Не поеду – полечу. Цок-цок-цок-цок (имитация «топота копыт» пальцами по столу) Там за дальнею рекой (ритмичное сжимание и разжимание кулачков обеих рук) Помашу тебе рукой. (помахать ладонями обеих рук)
Мак
На пригорке вырос мак. (ладони рук плотно сжаты) Он склонил головку – так. (наклоны сжатых ладошек влево и вправо) Бабочка над ним порхает, (кисти рук перекрестить) Быстро крыльями мелькает. (помахать ладошками) 57