Напоминание

"Что такое задача"

Автор: Муратова Яна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 98"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка урока математики
Тема: "Что такое задача"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 98» Технологическая карта урока математики в 1-м классе
Тема урока: Задача

Исполнитель:

Муратова Яна Викторовна,
учитель начальных классов Кемерово 2014

Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет Математика Класс 1 Тип урока Урок «открытия» нового знания (УОНЗ) Тема урока Задача Цель урока научить объединять Оборудование Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 36-37; карточки для самостоятельной работы
Планируемый результат

Предметные умения
- решать простые задачи; - использовать понятия «условие», «вопрос», «решение», «ответ» ; - различать «условие», «вопрос», «решение», «ответ» задачи - самостоятельно составлять простые задачи; Личностные УУД: - умение слушать; - самостоятельно определять и высказывать простые, общие для всех людей правила поведения. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке- умение обобщать. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Цели
Мотивация к учебной деятельности - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения - организовать актуализацию знаний по изученным темам; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Построение проекта «Задача»
-
организовать постановку цели урока;
-
организовать составление совместного плана Реализация построенного проекта - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-
организовать усвоение учениками работы с задачей и проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Рефлексия учебной деятельности на уроке - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Технология изучения

Технология

проведения урока

(этапы)

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты УУД

I. Мотивация к

учебной

деятельности
(2 мин) 1. Мотивирует к изучению предмета. Ребята, помогите Лосяшу составить пословицу. (сл.2) 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-
Ребята, помогите выполнить Лосяшу задания Составляют пословицу из предложенных слов, объясняют значение прочитанного
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии
(5 мин) 1. Организует повторение изученного материала - У каждого из вас на столе лежат бланки для выполнения задания. (сл.3) Внимательно прослушайте задания Лосяша, впишите результаты в бланк: 1. Уменьшаемое 9, вычитаемое 7, запишите значение разности. 2. Первое слагаемое 4, второе – 5, чему равна сумма? 3. Как записать число 4 с помощью римских цифр? 4. Как записать число 7 с помощью римских цифр? 5. Из 10 вычесть 3? 6. К 4 прибавить 6? 7. Какое число следует после 8? 8. Какая цифра находится между 5 и 7? 9. Сколько сторон у прямоугольника? 10. Считаю и пропускаю одну цифру, а вы должны ее записать. 1 2 3 5 6 7 8 9 10 Далее проверка выполнения задания двумя учениками (сл.3 ) По прочтении каждого отдельного задания ученики заполняют бланки с ответами. Предварительно проговариваю, что задние, которое ребенок не смог выполнить необходимо пометить знаком вопроса «?»
П
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Р:
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
III. Выявление места

и причины

затруднения
(2 мин) Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. - При выполнении какого задания возникли Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
П
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
К
: умение оформлять
затруднения, как следовало выполнить задания. свои мысли в устной форме;
IV. Объявление темы

и цели урока
(3 мин) 1. Организует постановку цели урока. - Мы с вами выполнили задание, используя уже имеющиеся у нас знания. С приятелем Лосяша – Крошем, случилась такая история: Лосяш попросил Кроша решить задачу, а Крош расстроился, потому что не знал, что такое задача. (сл.4,5) 2. Организует составление совместного плана действий. - (обращаюсь к ребятам): ребята поможем Крошу разобраться , что такое задача, и как ее решать? А как мы назовем нашу историю? Правильно, Что такое задача?» С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.
П:
выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;
Р
: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
V. Реализация

построенного

проекта
(10 мин)
1.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Попросим Нюшу прочитать задачу. (сл.6) 2. Организует устранение и фиксирование затруднения. Ребята, что перед вами? (история с числами). О чем мы узнали, прочитав задачу? (что Лосяш поймал 5 рыбок, а Копатыч 3). О чем нас спрашивают? (Сколько всего рыб наловили друзья?) 3. А мы можем ответить на вопрос задачи? (да, 8) А как мы узнали, что рыбок 8? (записали пример) Хорошо, мы запишем, но чем же тогда будет отличаться задача от простого примера? Сравнение оформления решения примера и решения задачи. (сл.7) Перечисляем отличия. Что же такое задача? Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока.
П
: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Р:
умение работать по коллективно составленному плану
( Текст с цифровыми данными, с вопросом, решением и фиксированием результата) Чему нам необходимо научиться еще? (оформлять решение задачи письменно) Чему мы посвятим сегодняшний урок? (Математическим задачам) (сл.8,9,10,11,12,13,14)
VI. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи
(7 мин) Крош предлагает нам прочитать задачу и соединить стрелками части задачи и ее название. (сл.15) Проверка. (сл.15) О чем говорится в условии задачи? Что необходимо узнать? Что означают записи в решении? Правильно записан ответ? (сл.16,17) А эту задачку нам предлагает решить Совунья (сл.18) Прочитайте условие задачи, вопрос. Как оформить решение. Как записать ответ? (сл. 19,20) Работают в парах Дети отвечают, сравнивают свою работу с эталоном.
Л:
нравственно- этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;
П:
освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе; формулирование ответов на вопросы;
К
: умение работать в паре; слушать и понимать речь других;
VII.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону
(7 мин) Обращаемся к учебнику. Стр.37 № 3,4, выполняем подробно проговаривая каждое действие. Выполняют задание самостоятельно в учебнике. Дети, работая в парах, заполняют «окошечки», проговаривают выбор данных. Выполняют самопроверку по эталону. (сл.21, 22) Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму.
Р
: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок
К
: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию;
Л
: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
П:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
VIII. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке
(3 мин) - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике.
Р:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л
: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»