Автор: Муратова Яна Викторовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 98"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка урока математики
Тема: "Что такое задача"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 98»
Технологическая карта урока математики в 1-м классе
Тема урока: Задача
Исполнитель:
Муратова Яна Викторовна,
учитель начальных классов
Кемерово 2014
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Математика
Класс
1
Тип урока
Урок «открытия» нового знания (УОНЗ)
Тема урока
Задача
Цель урока
научить объединять
Оборудование
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика.
Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 36-37; карточки для
самостоятельной работы
Планируемый результат
Предметные умения
- решать простые задачи;
- использовать понятия
«условие», «вопрос»,
«решение», «ответ» ;
- различать «условие»,
«вопрос», «решение», «ответ»
задачи
- самостоятельно составлять
простые задачи;
Личностные УУД:
- умение слушать;
- самостоятельно определять и высказывать простые, общие для всех
людей правила поведения.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке- умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе
и следовать им.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Цели
Мотивация к учебной деятельности
- актуализировать требования к ученику со стороны
учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную
деятельность;
- установить тематические рамки;
-уточнить тип урока и наметить шаги учебной
деятельности.
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения
- организовать актуализацию знаний по изученным
темам;
-организовать фиксирования учащимися
индивидуального затруднения.
Выявление места и причины затруднения
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину
затруднения.
Построение проекта «Задача»
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана
Реализация построенного проекта
- реализовать построенный проект в соответствии с
планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование
преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи
- организовать усвоение учениками работы с задачей
и проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
-
организовать выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины
затруднений, работу над ошибками.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- зафиксировать новое содержание урока; -
организовать рефлексию и самооценку учениками
собственной учебной деятельности.
Технология изучения
Технология
проведения урока
(этапы)
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые
результаты УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности (2 мин)
1. Мотивирует к изучению
предмета.
Ребята, помогите Лосяшу
составить пословицу. (сл.2)
2. Создаёт условия для
возникновения у учеников
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность. - Ребята,
помогите выполнить
Лосяшу задания
Составляют пословицу
из предложенных слов,
объясняют значение
прочитанного
К : умение оформлять
свои мысли в устной
форме; умение
слушать и понимать
речь других
II. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии (5
мин)
1. Организует повторение
изученного материала
- У каждого из вас на столе
лежат бланки для
выполнения задания. (сл.3)
Внимательно прослушайте
задания Лосяша, впишите
результаты в бланк:
1. Уменьшаемое 9,
вычитаемое 7, запишите
значение разности.
2. Первое слагаемое 4,
второе – 5, чему равна
сумма?
3. Как записать число 4 с
помощью римских цифр?
4. Как записать число 7 с
помощью римских цифр?
5. Из 10 вычесть 3?
6. К 4 прибавить 6?
7. Какое число следует
после 8?
8. Какая цифра находится
между 5 и 7?
9. Сколько сторон у
прямоугольника?
10. Считаю и пропускаю
одну цифру, а вы должны ее
записать. 1 2 3 5 6 7 8 9 10
Далее проверка
выполнения задания двумя
учениками (сл.3 )
По прочтении
каждого отдельного
задания ученики
заполняют бланки с
ответами.
Предварительно
проговариваю, что
задние, которое
ребенок не смог
выполнить необходимо
пометить знаком
вопроса «?»
П : умение
ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с
помощью учителя;
добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке.
Р: принимать и
сохранять учебную
задачу, адекватно
воспринимать оценку
учителя, планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
реализации.
К : умение оформлять
свои мысли в устной
форме; умение
слушать и понимать
речь других
III. Выявление места
и причины
затруднения
(2 мин)
Организует выявление
места затруднения.
Организует фиксирование
во внешней речи причины
затруднения.
- При выполнении какого
задания возникли
Под руководством
учителя выявляют
место затруднения.
Проговаривают
причину затруднения с
помощью учителя.
П : умение
ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с
помощью учителя;
К : умение оформлять
затруднения, как следовало
выполнить задания.
свои мысли в устной
форме;
IV. Объявление темы
и цели урока
(3 мин)
1. Организует постановку
цели урока.
- Мы с вами выполнили
задание, используя уже
имеющиеся у нас знания. С
приятелем Лосяша –
Крошем, случилась такая
история:
Лосяш попросил Кроша
решить задачу, а Крош
расстроился, потому что не
знал, что такое задача.
(сл.4,5)
2. Организует составление
совместного плана
действий.
- (обращаюсь к ребятам):
ребята поможем Крошу
разобраться , что такое
задача, и как ее решать? А
как мы назовем нашу
историю? Правильно, Что
такое задача?»
С помощью учителя
ставят цель урока и
проговаривают ее.
П: выделение,
формулирование
познавательных задач,
выбор наиболее
эффективных
способов их решения;
умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу,
обозначая
информацию
моделью;
формулирование
ответов на вопросы;
описание предмета;
Р : умение определять
и формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
V. Реализация
построенного
проекта
(10 мин)
1. Организует реализацию
построенного проекта в
соответствии с планом.
- Попросим Нюшу
прочитать задачу. (сл.6)
2. Организует устранение и
фиксирование затруднения.
Ребята, что перед вами?
(история с числами). О чем
мы узнали, прочитав
задачу? (что Лосяш
поймал 5 рыбок, а
Копатыч 3). О чем нас
спрашивают? (Сколько
всего рыб наловили
друзья?) 3. А мы можем
ответить на вопрос задачи?
(да, 8)
А как мы узнали, что
рыбок 8? (записали
пример)
Хорошо, мы запишем, но
чем же тогда будет
отличаться задача от
простого примера?
Сравнение оформления
решения примера и
решения задачи. (сл.7)
Перечисляем отличия.
Что же такое задача?
Под руководством
учителя выполняют
составленный план
действий.
Отвечают на вопросы
учителя.
С помощью учителя
фиксируют новое
знание в речи и знаках.
Под руководством
учителя формулируют
тему урока.
П : выделение,
формулирование
познавательных задач,
выбор наиболее
эффективных
способов их решения;
умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу,
обозначая
информацию
моделью; умение
добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный опыт
и информацию,
полученную на уроке.
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь других
Р: умение работать по
коллективно
составленному плану
( Текст с цифровыми
данными, с вопросом,
решением и фиксированием
результата)
Чему нам необходимо
научиться еще? (оформлять
решение задачи письменно)
Чему мы посвятим
сегодняшний урок?
(Математическим задачам)
(сл.8,9,10,11,12,13,14)
VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
(7 мин)
Крош предлагает нам
прочитать задачу и
соединить стрелками
части задачи и ее название.
(сл.15)
Проверка. (сл.15)
О чем говорится в условии
задачи?
Что необходимо узнать?
Что означают записи в
решении?
Правильно записан ответ?
(сл.16,17)
А эту задачку нам
предлагает решить Совунья
(сл.18)
Прочитайте условие задачи,
вопрос. Как оформить
решение. Как записать
ответ? (сл. 19,20)
Работают в парах
Дети отвечают,
сравнивают свою
работу с эталоном.
Л: нравственно-
этическая оценка
содержания темы,
осознание
ответственности за
общее дело;
П: освоение методов
информационного
поиска, овладение
способностью
выделять
информацию,
содержащую
существенные
признаки,
практическое ее
использование на
межпредметной
основе;
формулирование
ответов на вопросы;
К : умение работать в
паре; слушать и
понимать речь других;
VII.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону (7 мин)
Обращаемся к учебнику.
Стр.37 № 3,4, выполняем
подробно проговаривая
каждое действие.
Выполняют задание
самостоятельно в
учебнике.
Дети, работая в парах,
заполняют
«окошечки»,
проговаривают выбор
данных.
Выполняют
самопроверку по
эталону. (сл.21, 22)
Называют с помощью
учителя место своего
затруднения, причину
исправляют ошибки.
Выполняют самооценку
по алгоритму.
Р : овладение
пооперационными
действиями,
готовность
взаимодействия со
взрослыми и
сверстниками в
учебной
деятельности,
выполнение учебных
действий в
сотрудничестве с
учителем; уметь
вносить необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на основе
его оценки и учёта
характера сделанных
ошибок
К : овладение
навыками речевого
отображения
содержания
совершаемых
действий,
способностью с
помощью вопросов,
материалов учебника
добывать и
использовать
недостающую
информацию;
Л : способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
П: осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков;
осуществлять
сравнение и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и
критерии для
указанных логических
операций.
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
(3 мин)
- О чем мы сегодня
говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Какими знаниями,
полученными на уроке, вы
хотели бы поделиться?
- Оцените свои достижения
на уроке
- Кто доволен своей
работой, все ли было
понятно?
Отвечают на вопросы
учителя.
По схеме рассказывают,
что узнали, знают,
смогли.
Делают самооценку в
еженедельнике.
Р: умение оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки
Л : - внутренняя
позиция школьника на
уровне
положительного
отношения к школе,
ориентации на
содержательные
моменты школьной
действительности и
принятия образца
«хорошего ученика»