Напоминание

"Образование и национальная безопасность России: связь, вызовы и перспективы"

Автор: Щеколдина Нина Александровна
Должность: заместитель директора по дополнительному образованию
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2", г.Белоусово
Населённый пункт: Жуковский район Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образование и национальная безопасность России: связь, вызовы и перспективы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Образование и национальная безопасность России: связь,

вызовы и перспективы»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы часто слышим, что образование – это вопрос

национальной безопасности. Это не просто громкие слова. Это

констатация того факта, что будущее страны, ее суверенитет и

стабильность

напрямую

зависят

от

того,

какую

личность

формирует школа. Давайте разберемся, в чем заключается эта

связь, с какими вызовами мы сталкиваемся и какие перспективы

открываются.

Неразрывная

связь:

Почему

образование

это

безопасность?

Национальная безопасность в XXI веке — это не только

крепкая

армия

и

надежные

границы.

В

основе

всего

лежит человеческий капитал.

1.

Формирование гражданской идентичности. Школа —

это главный институт, где формируется чувство принадлежности к

единому народу «мы — россияне». Знание истории, литературы,

географии своей страны воспитывает патриотизм и гражданскую

ответственность. Без этого любое внешнее влияние может размыть

общество изнутри.

2.

Подготовка

кадрового

суверенитета. Современная

экономика, оборонно-промышленный комплекс, медицина, IT —

все эти сферы требуют высококвалифицированных специалистов.

Школа закладывает фундамент знаний и компетенций, без которого

невозможны технологическая независимость и экономическое

развитие.

3.

Воспитание

ценностного

иммунитета. В

эпоху

гибридных войн и информационных атак главной мишенью

становится сознание молодежи. Школа, как ни один другой

институт,

способна

сформировать

критическое

мышление,

духовно-нравственные ориентиры, умение отличать правду от лжи,

противостоять манипуляции и экстремизму.

4.

Социальная сплоченность. Качественное и доступное

образование — ключевой социальный лифт. Оно сглаживает

неравенство, дает шанс каждому ребенку, независимо от его

стартовых условий, и тем самым укрепляет доверие в обществе,

предотвращает социальные конфликты.

Вывод: Система образования создает тот интеллектуальный,

моральный

и

гражданский

каркас,

на

котором

держится

национальная безопасность.

Ключевые вызовы современности

Мы, педагоги, находимся на передовой, и именно нам

приходится отвечать на самые острые вызовы.

1.

Цифровая среда и информационное противодействие.

Вызов: Интернет и социальные сети создают альтернативное

информационное пространство, часто враждебное российским

ценностям. Дети оказываются под воздействием деструктивного

контента, фейков, навязывающих чуждые модели поведения.

Наша

задача: Не

запрещать,

а

учить.

Формировать

медиаграмотность, делать уроки интереснее, чем блоги, быть

авторитетным проводником в мире информации.

2.

Размывание традиционных ценностей.

Вызов: Насаждаемый

извне

культ

потребления,

индивидуализма,

вседозволенности

подрывает

основы

семьи,

уважения к старшим, коллективизма.

Наша задача: Внедрять воспитательный компонент в каждый

урок.

Через

литературу,

историю,

общение

показывать

непреходящую важность традиционных ценностей для личного и

общественного благополучия.

3.

Миграционные

процессы

и

социокультурная

адаптация.

Вызов: В наши классы приходят дети из разных культурных

сред. Риск заключается в возникновении замкнутых диаспор, не

чувствующих связи с принимающим обществом. Это прямой вызов

социальной стабильности.

Наша задача: Перейти от простой адаптации (обучить языку)

к

глубокой интеграции (сформировать

общую

гражданскую

идентичность). Создавать в школе среду диалога культур, но в

рамках общего российского культурного кода.

4.

Неравенство образовательных возможностей.

Вызов: Разрыв между городскими и сельскими школами,

сильными и слабыми учениками ведет к социальному расслоению и

не позволяет раскрыть таланты каждого ребенка.

Наша задача: Использовать все ресурсы: дистанционные

технологии, проектную деятельность, индивидуальные маршруты,

чтобы обеспечить качественное образование для всех.

Перспективы: Что мы можем сделать? Наша роль

Вызовы серьезные, но они открывают и перспективы для

нашего профессионального роста и реального влияния.

1.

Воспитание

как

национальный

приоритет. Нас

призывают не просто учить, а воспитывать. Давайте использовать

это:

Классные часы и уроки: Поднимать темы патриотизма,

исторической памяти, личной ответственности.

Проектная деятельность: Вовлекать детей в реальные дела:

шефство

над

ветеранами,

краеведческие

исследования,

экологические проекты. Через действие приходит осознание.

2.

Консолидация вокруг традиционных ценностей. Это

не абстракция. Это:

o

На уроках литературы: Обсуждение вечных вопросов

добра и зла, чести и долга на примере классических произведений.

o

На уроках истории: Объективный разбор сложных

страниц прошлого с акцентом на героизм и стойкость предков.

o

В

повседневном

общении: Формирование

уважительной, доброжелательной атмосферы в классе.

3.

Интеграция через культуру и общее дело. В школе, где

есть дети мигрантов:

o

Сделать ставку не на их «обучение», а на вовлечение в

общие проекты, праздники, спортивные соревнования.

o

Превратить

многообразие

в

ресурс:

организовать

фестивали культур, где все дети (и местные, и приезжие)

представляют традиции своих семей в рамках большой российской

идентичности.

4.

Личность учителя как ключевой фактор. Никакие

технологии не заменят авторитета Учителя. Наша гражданская

позиция, наша компетентность, наша искренняя забота о детях –

главный ответ на любой вызов.

Уважаемые коллеги! Система образования – это «мягкая сила»

и одновременно «твердый фундамент» национальной безопасности

России. От нашего с вами ежедневного труда – провести

интересный урок, разрешить детский конфликт, зажечь в глазах

ребенка интерес к знаниям, сформировать его как личность и

гражданина – зависит будущее нашей страны.

Мы не просто преподаватели предметов. Мы – инженеры

будущего России. Давайте осознавать эту меру ответственности и

будем действовать сообща, с опорой на наши традиции и с верой в

наших детей.