Напоминание

"Словосочетание"

Автор: Смелякова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №52"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка для 8 класса
Тема: "Словосочетание"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52» Технологическая карта урока русского языка
по теме «Словосочетание»
Разработчик Учитель русского языка и литературы Смелякова Е.А.
Пермь, 2015

Учебный предмет: русский язык Класс: 8 УМК: учебник Русский язык . 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций, Разумовская М.М., Львова С.И и др. 12-изд., Просвещение, 2009. Тип урока: изучение нового материала
Тема урока:
Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний
Цель:
знакомство обучающихся с понятием «словосочетание», его строением и грамматическим значением
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся со строением и грамматическим значением словосочетания; 2) воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, способствовать формированию духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства. 3) деятельностная: развивать логическое мышление, языковое чутье, способности к мыслительной деятельности, устную и письменную речь, орфографическую зоркость. Этапы, цели этапа, время. Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1.

Самоопределение к

деятельности (орг.

момент).

1 минута.

I.

Организационный

момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Открывают тетради, записывают число. Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2.

Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности.

Цель –
актуализировать знания, умения и навыки по пройденной теме, тренировка соответствующих мыслительных операций.
БЛИЦ - ОПРОС.
1. Что такое синтаксис? 2. Какие единицы синтаксиса вам знакомы? (словосочетание и предложение) 3. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между Отвечают на вопросы, написанные на слайде, работают устно. Смыслообразовани е (Л) Целеполагание (Р) Структурирование знаний (П) Постановка вопросов (К)

2 минуты
. собой по смыслу и грамматически) 4. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова) Молодцы! Вы ориентируетесь в теоретическом материале.
3.

Постановка

учебной задачи.

Цель –
выявить тему урока, поставить учебные задачи.
6 минут.

Составление

словосочетаний из

предложенных слов.
1.Прочитайте слова, написанные на доске. 2.Можно ли сказать, что слова в них связаны по смыслу и грамматически? Почему? 3.Как установить смысловую связь? 4.Что необходимо сделать, чтобы установить грамматическую связь? 5. Устно составьте словосочетания из предложенных слов. Дети работают со словами, устанавливают грамматическую и смысловую связь в словосочетаниях. Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) Управление поведением партнера (К)
4.

Построение

проекта выхода из

затруднения детьми

нового знания.

Цель –
решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.
7 минут.

Постановка проблемы:
-Составьте определение понятия «словосочетание» на основе наблюдения. - Как найти главное и зависимое слово? -Как установить смысловую и грамматическую связь? -Определите морфологические свойства главного слова и определите, к какому типу словосочетание относится (глагольные, именные, наречные). Составление определения словосочетания. Обучающиеся работают с учебником, изучают правило, формулируют цель, ставят задачи урока, определяют вид словосочетаний. Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)
-Обратитесь к теории в случае затруднения с.32-33. - Сформулируйте цель и задачи урока. .
5.

Первичное

закрепление во

внешней речи.

Цель –
решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.
8 минут, физминутка –

3 мин.

Устное выполнение упр. 60.

Работа в парах.

2.
-Прочитайте задание упр.60. Выполните его устно в парах
IV. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.
Закройте глаза, откройте. Выполните упр. 10 раз. Посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на кончик носа. Выполните упр. 5 раз.
Разминка двигательная.
Встаньте, поднимите руки вверх, опустите. Выполните упр.5 раз. Руки на пояс, наклоны вперёд и назад. 5 раз. Встаньте на цыпочки и потянитесь, помашите руками. - А теперь тихо сядьте. Запишите 5 словосочетаний, которые сейчас прозвучали. - Определите вид словосочетания по главному слову. Какие преобладают. Как вы думаете, почему? Работа в парах. Обучающиеся работают с упражнением учебника. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П) Управление поведением партнера (К)
6.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

Т

ворческая работа по

составлению словосочетаний
(1 вар иант- глагольные,2 вариант – Работают с картиной. Самоопределение (Л)

эталону.

Цель –
выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.
7 минут.
именные,3 вариант - наречные)
с

дополнительным

грамматическим заданием
. - Составьте по картине Левитана И.И. «Осень» словосочетания своего варианта (5 сл.) и запишите, указав главное и зависимое слово, установив смысловую и грамматическую связь.
Взаимопроверка.
Обменяйтесь работами, прочитайте задание другого варианта, проверьте работу самостоятельно. В случае затруднения обратитесь к соседу по парте или учителю. Работают самостоятельно. Работают в парах. Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К)
7.

Включение в

систему знаний и

повторение.

Цель –
закрепление изученного на уроке.
3 минуты.

Составление вопросов по теме

урока.
Итак, нам нужно узнать, хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему. Предлагаю вам составить вопросы по теме урока и задать их классу. Составляют вопросы, задают их классу, обучающиеся отвечают на них. Оценка (Л) Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
8.

Рефлексия

деятельности (итог

урока).

Цель –
самооценка достигнутых результатов.
3 минуты.

Составление синквейна на

тему «Словосочетание».
Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Составьте синквейн на тему «Словосочетание». - Ответьте на вопросы: 1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока? 2.Где можно применить новые знания? -Нарисуйте смайлик, показывающие ваше настроение Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Составление синквейна. Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л)
и уровень освоенности новых знаний. Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания. Литература 1. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981. 2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987. 3. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981. 4. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980. 5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. 6. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974. 7. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978. 8. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.