Автор: Смелякова Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №52"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка для 8 класса
Тема: "Словосочетание"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №52»
Технологическая карта
урока русского языка
по теме «Словосочетание»
Разработчик
Учитель русского языка и литературы
Смелякова Е.А.
Пермь, 2015
Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: учебник Русский язык . 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
Разумовская М.М., Львова С.И и др. 12-изд., Просвещение, 2009.
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний
Цель: знакомство обучающихся с понятием «словосочетание», его строением и
грамматическим значением
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся со строением и грамматическим значением
словосочетания;
2) воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, способствовать формированию
духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные
произведения и произведения искусства.
3) деятельностная: развивать логическое мышление, языковое чутье,
способности к
мыслительной деятельности, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
Этапы, цели этапа, время.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.
Самоопределение к
деятельности (орг.
момент).
1 минута.
I.
Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята,
садитесь. Я вижу, что вы пришли
на урок с хорошим настроением,
надеюсь, что оно поможет вам в
овладении новыми знаниями и
умениями, в закреплении ранее
изученного. Откройте,
пожалуйста, тетради, запишите
число.
Открывают
тетради,
записывают число.
Самоопределение
(Л)
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К)
2.
Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
деятельности.
Цель –
актуализировать
знания, умения и навыки по
пройденной теме,
тренировка
соответствующих
мыслительных операций.
БЛИЦ - ОПРОС.
1.
Что такое синтаксис?
2.
Какие единицы
синтаксиса вам знакомы?
(словосочетание и предложение)
3.
Какая синтаксическая
единица называется
словосочетанием?
(Словосочетание – это два или
несколько слов, связанных между
Отвечают на
вопросы,
написанные на
слайде, работают
устно.
Смыслообразовани
е (Л)
Целеполагание (Р)
Структурирование
знаний (П)
Постановка
вопросов (К)
2 минуты .
собой по смыслу и
грамматически)
4.
Из чего состоит
словосочетание? (Из главного и
зависимого слова)
Молодцы! Вы ориентируетесь
в теоретическом материале.
3.
Постановка
учебной задачи.
Цель – выявить тему
урока, поставить учебные
задачи.
6 минут.
Составление
словосочетаний из
предложенных слов.
1.Прочитайте слова, написанные
на доске.
2.Можно ли сказать, что слова в
них связаны по смыслу и
грамматически? Почему?
3.Как установить смысловую
связь?
4.Что необходимо сделать, чтобы
установить грамматическую
связь?
5. Устно составьте
словосочетания из
предложенных слов.
Дети работают со
словами,
устанавливают
грамматическую и
смысловую связь в
словосочетаниях.
Целеполагание,
коррекция (Р)
Структурирование
знаний; осознанное
и произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной форме;
подведение под
понятие, выведение
следствий;
формулировка
проблемы (П)
Управление
поведением
партнера (К)
4.
Построение
проекта выхода из
затруднения детьми
нового знания.
Цель – решить
проблемную ситуацию,
активизировать работу в
парах.
7 минут.
Постановка проблемы:
-Составьте определение понятия
«словосочетание» на основе
наблюдения.
- Как найти главное и зависимое
слово?
-Как установить смысловую и
грамматическую связь?
-Определите морфологические
свойства главного слова и
определите, к какому типу
словосочетание относится
(глагольные, именные,
наречные).
Составление
определения
словосочетания.
Обучающиеся
работают с
учебником,
изучают правило,
формулируют цель,
ставят задачи
урока, определяют
вид
словосочетаний.
Целеполагание,
коррекция (Р)
Структурирование
знаний; осознанное
и произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной форме;
подведение под
понятие, выведение
следствий;
формулировка
проблемы (П)
-Обратитесь к теории в случае
затруднения с.32-33.
- Сформулируйте цель и задачи
урока.
.
5.
Первичное
закрепление во
внешней речи.
Цель – решение
заданий на новый
способ действий с
проговариванием
установленного
алгоритма.
8 минут, физминутка –
3 мин.
Устное выполнение упр. 60.
Работа в парах.
2.
-Прочитайте задание
упр.60. Выполните его
устно в парах
IV. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Закройте глаза, откройте.
Выполните упр. 10 раз.
Посмотрите на самую
дальнюю точку, а теперь на
кончик носа. Выполните упр.
5 раз.
Разминка двигательная.
Встаньте, поднимите руки
вверх, опустите. Выполните
упр.5 раз. Руки на пояс,
наклоны вперёд и назад. 5
раз. Встаньте на цыпочки и
потянитесь, помашите
руками.
- А теперь тихо сядьте.
Запишите 5 словосочетаний,
которые сейчас прозвучали.
- Определите вид
словосочетания по главному
слову. Какие преобладают.
Как вы думаете, почему?
Работа в парах.
Обучающиеся
работают с
упражнением
учебника.
Выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в
зависимости от
конкретных
условий; рефлексия
способов и условий
действия, контроль
и оценка процесса
и результатов
деятельности;
подведение под
понятие, выведение
следствий (П)
Управление
поведением
партнера (К)
6.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
Т
ворческая работа по
составлению словосочетаний (1
вар
иант- глагольные,2 вариант –
Работают с
картиной.
Самоопределение
(Л)
эталону.
Цель – выявить в процессе
индивидуальной работы
уровень усвоения
материала.
7 минут.
именные,3 вариант - наречные)
с
дополнительным
грамматическим заданием .
- Составьте по картине Левитана
И.И. «Осень» словосочетания
своего варианта (5 сл.) и
запишите, указав главное и
зависимое слово, установив
смысловую и грамматическую
связь.
Взаимопроверка.
Обменяйтесь работами,
прочитайте задание другого
варианта, проверьте работу
самостоятельно. В случае
затруднения обратитесь к соседу
по парте или учителю.
Работают
самостоятельно.
Работают в парах.
Целеполагание (Р)
Планирование
учебного
сотрудничества (К)
7.
Включение в
систему знаний и
повторение.
Цель –
закрепление
изученного на уроке.
3 минуты.
Составление вопросов по теме
урока.
Итак, нам нужно узнать, хорошо
ли мы усвоили сегодняшнюю
тему. Предлагаю вам составить
вопросы по теме урока и задать
их классу.
Составляют
вопросы, задают их
классу,
обучающиеся
отвечают на них.
Оценка (Л)
Структурирование
знаний;
рефлексия
способов и условий
действия, контроль
и оценка процесса
и результатов
деятельности (П)
8.
Рефлексия
деятельности (итог
урока).
Цель – самооценка
достигнутых
результатов.
3 минуты.
Составление синквейна на
тему «Словосочетание».
Заканчивая урок, мне хотелось
бы наглядно увидеть, насколько
хорошо вы усвоили материал
сегодняшнего урока.
Составьте
синквейн на тему
«Словосочетание».
- Ответьте на вопросы:
1.Какие затруднения вы
испытывали при изучении темы
урока?
2.Где можно применить новые
знания?
-Нарисуйте смайлик,
показывающие ваше настроение
Осуществляют
оценку урока и
самооценку,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия.
Составление
синквейна.
Рефлексия
способов и условий
действий (П)
Контроль и оценка
результатов
деятельности (П)
Самооценка (Л)
и уровень освоенности новых
знаний.
Урок закончен! Спасибо всем
за работу! До свидания.
Литература
1. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю.
Максимов. М, 1987.
3. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
4. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.
5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
6. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском
языке. М., 1974.
7. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий,
А.К. Федоров. М., 1978.
8. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М.,
1979.