Напоминание

"Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях ФГОС"

Автор: Гребенюк Татьяна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 67
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ

в условиях ФГОС
Проектирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства и комплексное его психолого-медико-педагогическое обеспечение - процесс очень трудоемкий. Он включает в себя несколько аспектов: 1) создание в ДОУ здоровьсберегающих условий; 2) проектирование самого содержания здоровьесберегающего образовательного пространства; 3) профессиональное совершенствование образовательного процесса. Содержание здоровьесберегающего пространства в разных возрастных группах простраивается на основе преемственности. Процесс проектирования здоровьесберегающего образовательного пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка - воспитанника ДОУ. Два раза в год в ДОУ проводится комплексный психолого-медико-педагогический мониторинг развития детей по трем сферам: телесно-двигательной, когнитивной, социально-эмоциональной. Совместными усилиями в дошкольном образовательном учреждении реализуется система профилактики и коррекции здоровья детей. Профилактика и коррекция здоровья детей в ДОУ осуществляться по следующим основным направлениям: «Оздоровительно-профилактические мероприятия», «Комфорт движение», «Психическое здоровье», «Закаливание», «Здоровое питание», «Здоровое дыхание». В обеспечение решения задач формирования культуры здоровья детей и навыков здорового образа жизни включены все субъекты образовательного процесса - дети, родители, социум. Проектирование здоровьесберегающего психолого-медико-педагогического обеспечения образовательного пространства ДОУ требует внесения необходимых изменений в структуру управления образовательным учреждением. Структура управления образовательным учреждением корректируется с учетом осуществления в ДОУ здоровьесберегающей деятельности в рамках ФГОС. В тесной взаимосвязи друг с другом действуют все структурные подразделения учреждения: • Общее собрание ДОУ. • Педагогический совет. • Психологическая служба. • Медицинская служба. • Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). • Информационно-методическая служба. • Инновационно-творческая группа • Аттестационная комиссия. Дополняется информационно-методическая база ДОУ С целью повышения эффективности образовательного процесса в годовой план включаются новые виды и формы контроля: ежемесячный контроль за результатами здоровьесберегающей деятельности осуществляется в соответствии со специально разработанной циклограммой; в конце каждого учебного года в ДОУ проходят отчеты по содержанию и результатам здоровьесберегающей деятельности. Здоровьесберегающее психолого-медико-педагогическое обеспечение образовательного пространства ДОУ поддерживается тесным взаимодействием детского сада с социальными партнерами - учреждениями по формированию основ здорового образа жизни и профилактике здоровья детей.
Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации 1
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Профилактика и мониторинг здоровья в образовательном учреждении.
Первичная диагностика и характеристика контингента воспитанников и педагогических работников ДОУ. Оценка состояния физического здоровья (антропометрия, осанка, двигательное развитие, функциональное состояние организма, адаптационный потенциал системы кровообращения, хронические заболевания). Оценка нервно-психического здоровья. Оценка социального здоровья (социальные категории семей, выявление семей и детей группы риска, с вредными привычками; определение школьной мотивации и др.). Оценка привычного образа жизни.
Мониторинг здоровья
. Цель, задачи, принципы, направления деятельности, методы, организация, критерии результатов (положительная динамика). Профилактика вредных привычек; исследование актуальной картины состояния вопроса в данном учреждении и социуме влияния, тенденций развития. Мониторинг здоровья педработников ДОУ. Целевые ориентиры. Воспитание здоровой самоактуализирующейся личности, проживающей в культурной среде, владеющей культурой здоровья и здоровьеформирующими умениями и навыками. Формирование мотивации и устойчивой направленности на непрерывное самообразование, духовное и физическое самосовершенствование.
Подготовка педагогов ДОУ к здоровьесозидающему воспитанию дошкольников
Мотивирование. Диагностика и анализ исходной мотивации. Социально-педагогические, психологические, валеологические направления и способы мотивирования. Использование активных и инновационных методик. Индивидуальный подход. «Познай и сотвори себя». Этапы инновационного обучения здоровью: уяснение необходимости культуры здоровья; проектирование модели собственной здоровой и высокопрофессиональной личности; организация самообразования и обучения. Здоровый образ жизни. Использование занятий для воспитания культуры здоровья. Личностно ориентированная педагогика, индивидуализация обучения – формы и методы работы.
Технологии оздоровления средствами и методами дополнительного образования.
Физкультура и спорт, туризм. Психологическая коррекция и профилактика вредных привычек и девиантного поведения. Тренинги общения. 2