"Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях ФГОС"
Автор: Гребенюк Татьяна Анатольевна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 67
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Единое здоровьесберегающее пространство ДОУ в условиях ФГОС"
в условиях ФГОС
Проектирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства и комплексное его
психолого-медико-педагогическое обеспечение - процесс очень трудоемкий. Он включает в себя
несколько аспектов:
1)
создание в ДОУ здоровьсберегающих условий;
2)
проектирование самого содержания здоровьесберегающего образовательного пространства;
3)
профессиональное совершенствование образовательного процесса.
Содержание здоровьесберегающего пространства в разных возрастных группах простраивается на
основе преемственности. Процесс проектирования здоровьесберегающего образовательного
пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка -
воспитанника ДОУ. Два раза в год в ДОУ проводится комплексный психолого-медико-педагогический
мониторинг развития детей по трем сферам:
телесно-двигательной,
когнитивной,
социально-эмоциональной.
Совместными усилиями в дошкольном образовательном учреждении реализуется система
профилактики и коррекции здоровья детей. Профилактика и коррекция здоровья детей в ДОУ
осуществляться по следующим основным направлениям:
«Оздоровительно-профилактические мероприятия»,
«Комфорт движение»,
«Психическое здоровье»,
«Закаливание»,
«Здоровое питание»,
«Здоровое дыхание».
В обеспечение решения задач формирования культуры здоровья детей и навыков здорового образа
жизни включены все субъекты образовательного процесса - дети, родители, социум.
Проектирование здоровьесберегающего психолого-медико-педагогического обеспечения
образовательного пространства ДОУ требует внесения необходимых изменений в структуру
управления образовательным учреждением. Структура управления образовательным учреждением
корректируется с учетом осуществления в ДОУ здоровьесберегающей деятельности в рамках ФГОС.
В тесной взаимосвязи друг с другом действуют все структурные подразделения учреждения:
• Общее собрание ДОУ.
• Педагогический совет.
• Психологическая служба.
• Медицинская служба.
• Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
• Информационно-методическая служба.
• Инновационно-творческая группа
• Аттестационная комиссия.
Дополняется информационно-методическая база ДОУ
С целью повышения эффективности образовательного процесса в годовой план включаются новые
виды и формы контроля: ежемесячный контроль за результатами здоровьесберегающей деятельности
осуществляется в соответствии со специально разработанной циклограммой; в конце каждого
учебного года в ДОУ проходят отчеты по содержанию и результатам здоровьесберегающей
деятельности.
Здоровьесберегающее психолого-медико-педагогическое обеспечение образовательного пространства
ДОУ поддерживается тесным взаимодействием детского сада с социальными партнерами -
учреждениями по формированию основ здорового образа жизни и профилактике здоровья детей.
Целевые ориентиры. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
1
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Профилактика и мониторинг здоровья в образовательном учреждении.
Первичная диагностика и характеристика контингента воспитанников и педагогических работников
ДОУ. Оценка состояния физического здоровья (антропометрия, осанка, двигательное развитие,
функциональное состояние организма, адаптационный потенциал системы кровообращения,
хронические заболевания). Оценка нервно-психического здоровья. Оценка социального здоровья
(социальные категории семей, выявление семей и детей группы риска, с вредными привычками;
определение школьной мотивации и др.). Оценка привычного образа жизни.
Мониторинг здоровья . Цель, задачи, принципы, направления деятельности, методы, организация,
критерии результатов (положительная динамика). Профилактика вредных привычек; исследование
актуальной картины состояния вопроса в данном учреждении и социуме влияния, тенденций развития.
Мониторинг здоровья педработников ДОУ. Целевые ориентиры. Воспитание здоровой
самоактуализирующейся личности, проживающей в культурной среде, владеющей культурой здоровья
и здоровьеформирующими умениями и навыками. Формирование мотивации и устойчивой
направленности на непрерывное самообразование, духовное и физическое самосовершенствование.
Подготовка педагогов ДОУ к здоровьесозидающему воспитанию дошкольников
Мотивирование. Диагностика и анализ исходной мотивации. Социально-педагогические,
психологические, валеологические направления и способы мотивирования. Использование активных и
инновационных методик. Индивидуальный подход.
«Познай и сотвори себя». Этапы инновационного обучения здоровью: уяснение необходимости
культуры здоровья; проектирование модели собственной здоровой и высокопрофессиональной
личности; организация самообразования и обучения. Здоровый образ жизни.
Использование занятий для воспитания культуры здоровья. Личностно ориентированная педагогика,
индивидуализация обучения – формы и методы работы.
Технологии оздоровления средствами и методами дополнительного образования.
Физкультура и
спорт, туризм. Психологическая коррекция и профилактика вредных привычек и девиантного
поведения. Тренинги общения.
2