Напоминание

"Друг детства"

Автор: Муратова Яна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 98"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературного чтения
Тема: "Друг детства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 98» Технологическая карта урока литературного чтения в 1-м классе
Тема урока: Настоящие друзья детства.

В. Драгунский «Друг детства».

Исполнитель:

Муратова Яна Викторовна,
учитель начальных классов Кемерово 2015

Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок «открытия» нового знания (УОНЗ) Тема урока Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства». Цель урока Познакомить с особенностями творчества В.Драгунского на примере рассказа «Друг детства» Оборудование Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литературное чтение. Учебник для 1-го класса. Стр. 16 - 20.
Планируемый результат

Предметные умения
- умение работать с текстом - грамотное выразительное чтение художественных текстов; - работа с библиографическими данными; Личностные УУД: - умение слушать; - самостоятельно определять и высказывать простые, общие для всех людей правила поведения. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке- умение обобщать. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Цели
Мотивация к учебной деятельности - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения - организовать актуализацию знаний по изученным темам (текст, художественный текст) -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения - формулировка нравственных задач, поставленных автором перед читателем Построение проекта «Настоящие друзья»
-
организовать постановку цели урока;
-
организовать составление совместного плана Реализация построенного проекта - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-
организовать усвоение учениками работы с задачей и проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Рефлексия учебной деятельности на уроке - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Технология изучения

Технология

проведения урока

(этапы)

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты УУД

1.Работа

с текстом

до

чтения

5-10 мин.
1.Антиципация чтения. 2. Появление целей урока. 1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Ребята, какие предметы больше всего любят дети? (Игрушки) Мы с вами прочитали уже ни одну историю, которая связана с игрушками. Давайте вспомним названия этих произведений и их авторов. (слайд 1) 2. Создание проблемной ситуации. Разгадав эту загадку, вы поймете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Прежде чем рассказать о том, кого можно назвать другом, давайте разберем несколько пословиц о друзьях: ребята разбирают пословицы, предложенные для «четверок». Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Представляет автора произведения Перед вами головоломка – вам необходимо решить ребус, для того, чтобы узнать фамилию автора произведения. А что вы знаете о Викторе Драгунском? Учитель сообщает интересную информацию о писателе. Откроем страницу учебника 16 и рассмотрим иллюстрацию к произведению. Что можно предположить, о чем пойдет речь? «Друг детства», о чем это произведение»? Итак, мы познакомимся с произведением В.Драгунского «Друг детства» При первом прочтении текста мы попробуем выяснить верны ли Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного. Читают загадку, отвечают на вопрос. Определяют тему. работают над смыслом пословицы, определяют нравственное содержание каждой пословицы.
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение называть отличительные особенности произведений, называть авторов произведений.
наши предположения?
II

этап
.
Работа

с текстом

во время

чтения

15-20 мин.
1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися – дома или в классе, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. В данном случае комбинированное : учитель –ученики дочитывают последние 2 абзаца) Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. Ребята, о чем это произведение? Верны ли наши предположения? 2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. От чьего имени ведется рассказ? Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности (фактуальных и подтекстовых) с учётом художественных особенностей текста и возможностей учащихся. Краткий попутный комментарий текста учителем, в том числе словаря текста: астроном – изучающий звезды приспичило – захотелось очень сильно груша – боксерская, называется груша т.к. по форме напоминает одноименный фрукт игрушечный утиль- не нужные старые вещи Деление текста на смысловые части, постановка уточняющего вопроса к каждой части. 1 часть – Кем стать? 2 часть – Помощь мамы. 3 часть – Друг детства. 1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысление чтения) Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. 2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
П
: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовыва ть информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Л:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
К
: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Р
: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану
3. Беседа по содержанию в целом. 4 часть – Я никогда не стану боксером. Возможно попутное составление плана, работа над пересказом, выполнение заданий в учебной тетради. 3.Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Как вы считаете, автор сдержал свое слово? 3. Развёрнутые и краткие ответы, элементы пере- сказа, выразительного чтения. Определение темы текста.
III.
Работа с текстом после чтения 10-15 мин. 1.Концептуальная беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 1. Постановка концептуального вопроса к тексту (возможно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста, его концепта (совокупности смыслов). Вам понравилось это произведение? Чем? Ребята, можно сказать, что мы сегодня подружились сегодня с новым автором .В.Драгунским? Почему? У В. Драгунского много историй о Дениске и все они такие же замечательные как эта. Нужно подружиться с этим замечательным автором. Кто помог нам познакомиться в писателем? (книга) Можно сказать, что книга тоже может стать другом? Почему? Какова идея рассказа? (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные) 2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов, корректировка своей точки зрения, (Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня. 2. Характеристика личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. Творческие задания. 3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Почему В.Драгунский выбрал для своего произведения именно такое название? Как отразил художник содержание текста в своих иллюстрациях, художнику удалось передать то, что чувствовал автор? Вернемся еще раз к концу нашего произведения с. 20 и перечитаем первое предложение. Почему ребенок долго молчал, почему употребляет слово «задрал». (поднял резко, потому что не мог справиться со слезами) 4. Выбор творческого задания, направленного на коррекцию читательских эмоций, включение творческого воображения, на осмысление содержания прочитанного, на развитие внимания к художественной форме. Обоснованность выбора задания общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Дифференциация заданий, выбор организационной формы их выполнения. Какой из отрывков этого произведения произвел на вас большее впечатление? Почему? Давайте восстановим последовательность событий в нашем тексте с помощь иллюстраций. Какие из представленных пословиц подойдут к нашему тексту?
Д\з с. 20 вопросы к тексту
отталкивает ? В чём особенность его взгляда на мир? и т. д.) Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Работа с дополнительными источниками информации (учебник, учебная тетрадь, словарь и пр.) 3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Выполнение творческого задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группе.