"Программа дополнительного образования по развитию математических способностей у детей подготовительной группы "В царстве математики"
Автор: Тихонова Елена Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.сад №10 "Улыбка"
Населённый пункт: Ростовская обл. Аксайский р-он х.Александровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа дополнительного образования по развитию математических способностей у детей подготовительной группы "В царстве математики"
Разработчик: Воспитатель Тихонова Елена Ивановна.
МБДОУ дет. сад «Улыбка» №10
Подготовительная группа «Кораблик»
2015-2016 г.г.
Пояснительная записка.
В начале учебного 2015-2016г.г. было проведено анкетирование среди
родителей на тему: «Подготовка детей к школе», которое показало
необходимость дополнительных занятий по математике в старшей группе
«Кораблик». В связи с этим было принято решение о создании кружка по
развитию математических способностей «В царстве математики».
Цель кружка: приобщение ребенка к игровому взаимодействию, обогатить
его математические представления, интеллектуально развить дошкольника.
Занятия кружка будут способствовать формированию у детей активного
отношения к собственной познавательной деятельности, объективно
оценивать ее результаты.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное
развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он
способен постигать ее законы.
Место проведения кружка - старшая группа №4 "Кораблик". Занятия
будут проводиться во второй половине дня 1 раз в неделю 20-25 минут.
Продолжительность программы составляет 9 месяцев.
Объекты программы:
Дети 5-6 лет
Основные задачи программы
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от
получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью,
привить вкус к учению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в
процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и
положительным эмоциям ребёнка).
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать
множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в
которых предметы отличаются определенными признаками.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а
также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар
предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в
пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда,
умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и
вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами:
плюс (+, минус (-, равно (=).
Развитие представлений о величине:
Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не
один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета,
а также используя условную меру; правильно обозначать части целого
(половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ;
устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части
целого и целое по известным частям.
Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры,
километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры
(литр) .
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм,
килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях.
Познакомить с весами.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов
(вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств; упорядочивать по
размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Развитие пространственной ориентировки:
Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и
их изображения в указанном направлении, отражать в речи их
пространственное расположение.
«Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую
пространственные отношения объектов и направление их движения в
пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз
самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные
обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после,
раньше, позже, в одно и то же время.
Развитие умения определять время по часам с различными
интервалами.
Познакомить с монетами различных достоинств, их набором и
разменом.
Основными принципами программы математического кружка
являются:
умственное развития дошкольника.
индивидуальный подход: максимально учитывать индивидуальные
математические способности ребенка и создають благоприятные условия для
их развития;
гумманость: ребенок рассматривается как активный субъект с
педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения
для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализацию.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
кружка:
Подгрупповая (список прилагается)
Методы:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение,
диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-
конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий)
Содержание программы
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует
лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и
специально подобранные задания способствуют развитию психических
процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка
и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения
поставленных задач. В ходе занятия используются загадки математического
содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии
самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений,
владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их
словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять
предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и
упражнениями. Большую часть программы составляют практические
занятия.
Итоговые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования описывают интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К концу учебного 2016г. при успешном освоении Программы достигается
следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие
общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его
части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым
множеством и различными его частями (частью); находить части целого
множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах
20).
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого
числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость),
массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер.
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить
их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время
по часам с точностью до 1 часа.
Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав
чисел первого пятка из двух меньших.
Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней
недели, времен года.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по
разделам:
1.
Физическое развитие - дети развивают ориентировку в пространстве
при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях,
строевые упражнения, играя в подвижные игры, формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни
2.
Социально-коммуникативное развитие -
содержание этой области
направлено на достижение целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного
движения, где знания и умения полученные на занятии дети применяют в
игровой деятельности.
3.
Речевое развитие -
развитие свободного общения со взрослыми и
детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности.
4.
Познавательное развитие -
знакомятся с геометрическими телами,
ориентироваться на листе бумаги.
5.
Художественно-эстетическое развитие -
развивают умение
сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их
форму, величину.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на
сформированность отдельных математических представлений и понятий у
детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство
уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к
преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление,
умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и
обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый
ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным,
грамотным человеком, личностью.
Необходимое оборудование и материалы
Цветные счетные палочки
Объемные геометрические
фигуры
Шаблоны из геометрических
фигур
Раздаточный материал
(цифры и математические знаки)
Цветная бумага
Крупа (гречка, рис)
Цветные веревочки, ленточки
Различные материалы (ткань,
металл, пластмасса, стекло,
деревянные предметы, бумага)
М
е
с
я
ц
№
н
е
д
е
л
и
Тема занятия
Программное содержание
Материалы
Предварительная работа
Сентябрь
4
«Путешествие в
царство Осени».
Уточнить представления о
цифрах 1,2 и 3; упражнять в
навыках количественного счета в
прямом и обратном порядке в
Картинки с
последовательными
событиями, грибы
разного размера;10
треугольников одного
Дид.игра «Кто быстрее
подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять
предметы по длине,
Октябрь
1
«Сказка по
математике»
Закрепить представление о
количественном составе числа 5
из единиц. Закрепить умение
сравнивать два предмета по
величине с помощью условной
меры, равной одному из
сравниваемых предметов.
Развивать умение обозначать в
речи свое местоположение
относительно другого лица.
Куклы, карточки с
цифрами, карточки с
изображением
предметов одежды и
обуви ленты разной
длин, разные меры.
Игра- забава
«Художники»
Цель: развитие
ориентировки в
пространстве
2
«В гостях у Вини
Пуха»
Закрепить представления детей
об образовании числа 6;
закрепить знание дней недели и
их последовательность.
Развивать умение анализировать,
обобщать, сравнивать .
Корзина с предметами:
компасом, часами,
термосом, кружкой,
телефоном, клубком;
карточки с цифрами,
карточки с
изображением
различных предметов.
Дид.игра «Назови
соседей»
Цель: совершенствовать
представления о
цикличности временных
отрезков.
«Исправь ошибку»
Цель: формирование
представлений о составе
числа.
3
«Сказочный
урожай».
Продолжать учить составлять
число 6 из единиц; уточнить
представления о цифре 6;
уточнить приёмы деления круга
на 2-4 и 8 равных частей, учить
понимать соотношение целого и
частей, называть и показывать
их, развивать умение двигаться в
соответствии с условными
обозначениями в пространстве.
Муляжи фруктов и
овощей, 2 тарелки,
Карточки с цифрами,1/4
часть круга, ножницы,
грузовик, силуэт дерева,
схема маршрута.
Настольная игра
«Геометрическое лото»,
«Фигуры из цветной
мазайки»
4
«Цветик –
семицветик»
Закрепить цифру 7и8.;
совершенствовать навыки
прямого и обратного счета;
закрепить знания о
геометрических фигурах, умение
изображать их на бумаге;
уточнить приёмы деления
квадрата на 2,4 и 8 равных
частей; ориентировки на бумаге;
закрепить знания детей об
ориентации пространства,
развивать речь, мышление,
воспитывать усидчивость,
внимание.
Геометрически фигуры,
2 коробки, 9 карточек с
изображением разных
инструментов, карточки
с цифрами от 1 до7.
Математическая игра
«Разложи по форме»
Цель :закрепить знание
геометрических фигур.
Ноябрь
1
«Зоопарк»»
Уточнить представления о
цифре9;Познакомить с составом
числа 9;совершенствовать
умение называть числа в прямом
и обратном порядке ; дать
представление о весе предметов
Карточки с цифрами от
1 до 9, 5 карточек с
цифрой 1, лента, на
которой разным цветом
написаны девять
единиц, деревянные и
металлические шарики,
Логическая игра «Что
поплывёт, что потонет»,
«Приготовь столько же»
Цель: учить использовать
свои знания.
и сравнении их путем
взвешивания на ладонях; учит
обозначать результаты
сравнивания словами тяжелый,
легкий, тяжелее, легче. Развивать
умение группировать фигуры по
цвету и форме.
2 банки с водой.
2
«Цирковое
представление»
Закрепить навыки порядкового
счета в пределах 10, уточнить
представления о цифре
0.Продолжать учить находить
предыдущее число к названному,
последующее число к
названному. Уточнить
представления о весе предметов.
Формировать представления о
временных отношениях и учить
обозначать их словами.
Мяч, матрешка,
картинки с
изображением времён
года, карточки с
цифрами от 0до10, 9
кругов одного цвета, 3
непрозрачные ведёрка с
разным количеством
пшена.
Дид. Игра «Взвесь по-
разному»,
«Составь поезд»
Цель: закрепление умения
составлять число из
единиц.
3
«Приключения
лисы Алисы и
кота Базилио»
Учить составлять число 3 из
двух меньших чисел и
раскладывать его на два
меньших числа .Уточнить
представления о
многоугольнике, развивать
умение находить его стороны,
углы и вершины. Закрепить
представления о временах года и
месяцах.
Наборы карточек с
цифрами от0 до9, 3
желтых и 3 темно-
желтых круга, квадрат,
сделанный из счетных
палочек.
Дид. Игра «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие
о месяцах.
Математическая сказка:
«Когда это бывает?»
Дид. игра «Сломанная
машина»
Цель: учить замечать
нарушения в
изображенном предмете.
4
«В гостях у
Матроскина»
Учить составлять число 4 и 5 из
двух меньших чисел и
раскладывать его на два
меньших числа. Познакомить с
образованием чисел второго
десятка в пределах
15.Совершенствовать умение
строить сериационный ряд по
весу предметов. Закрепить
умение ориентироваться на
листе бумаги и отражать в речи
пространственное расположение
предметов словами: вверху,
внизу, справа, посередине.
Полоска бумаги, 15
кругов, фланелеграф,
магнитная доска, 10
счётных палочек,
корзина,10 морковок, 10
свекол, 5 разных по весу
баночек, картинки с
изображением овощей.
Беседа «Расскажи про
свой узор»
Цель: учить овладевать
пространственными
представлениями
Игра- ситуация «Сделай
вовремя»
Цель: развитие чувства
времени
Декабрь
1
«Поход в магазин»
Учить составлять число 6 из
двух меньших чисел и
раскладывать его на два
меньших .Продолжать
знакомить с образованием чисел
второго десятка в пределах
15.Познакомить с измерением
величин с помощью условной
меры. Развивать умение
ориентироваться в пространстве
с помощью условных
обозначений и схем.
Две корзины: в одной 10
мячей, в другой 5 мячей,
банка с рисом,6
кубиков, ложка, стакан,
линейка, шнурок, лист
бумаги, 2 коробки с
карандашам, карточки с
цифрами.
Дид.игра «Рассели
соседей»,
«Волшебные окошки»
2
«Путешествие
Белоснежки»
Учить составлять число 7 и 8 из
двух меньших чисел и
раскладывать их на два меньших
числа. Продолжать знакомство с
образованием чисел второго
десятка в пределах 15.Упражнять
в измерении длины предметов с
Карточки с цифрами,
картинки с
изображением
гномиков, мышат
,полоска бумаги, мера, 6
шапочек разного цвета.
Дид.игра «Найди
спрятанный клад», «Иди
по правилам»
Цель: закрепление чётко
различать право- лево.
помощью условной меры.
Развивать умение
ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
3
«Сказка для
мышат»
Учить составлять число 9 из
двух меньших чисел и
раскладывать его на два
меньших числа.
Совершенствовать навыки счета
в пределах 20.Упражнять в
измерении высоты предметов с
помощью условной меры.
Продолжать развивать умение
ориентироваться на листе бумаги
в клетку.
Карточки с цифрами от
0 до9, 20 картинок с
изображением мышат,
куб, полоски бумаги-
мерки.
Сюжетно- ролевая игра
«Стройка», «Скалолазы»
4
«Обед для
крокодила»
Учить составлять число 10 из
двух меньших чисел и
раскладывать его на два
меньших числа. Закрепить
умение определять предыдущее,
последующее и пропущенное
число к названному.Упражнять в
умении измерять длину и
ширину предметов с помощью
условной меры.
Мяч, карточки с
цифрами от 0 до 9,
полоски бумаги-
меры,10 кругов одного
цвета, 2 тарелки.
Дид. игра «Матрешки»
Цель: упражнять в
порядковом счете;
развивать внимание,
память.
Январь
1
«Монеты для
Буратино»
Познакомить с монетами
достоинством 1,2,5,10 рублей и
10, 50копеек. Продолжать
формировать навыки
ориентировки на листе бумаги в
клетку. Уточнить представления
о многоугольниках и способах их
Купюры и монеты
разного достоинства,
карандаши, ластики,
тетрадь, ручка,3обруча
одного цвета, коробка,
геометрические фигуры.
Дид. Игра «Что внутри,
что снаружи», Сюжетно-
ролевая игра «Банкир»
классификации по виду и
размеру.
2
«В сказочном
магазине»
Продолжать знакомить с
монетами достоинством 1.5.10
рублей, их набором и разменом,
познакомить с песочными
часами, развивать чувство
времени, учить регулировать
свою деятельность в
соответствии с временным
интервалом; закреплять
представления о
многоугольнике.
Наборы монет,
песочные часы, ёлочные
украшения,20 кругов
одного цвета и размера,
10 карточек с
изображениями
различных предметов.
Дид. Игра «Наведи
порядок», «Когда это
бывает»,
сюжетно- ролевая игра
«Продовец»
3
«В гостях у
Мальвины»
Продолжать учить измерять
объём сыпучих веществ с
помощью условной меры.
Продолжать знакомить с часами,
учить устанавливать время на
макете часов.
Миска с мукой, банка,
поднос, макет часов,
многоугольники.
Дид. Игра «До и после»,
«Раньше-позже»
4
«В деревне
Простоквашино»
Познакомить с правилами
измерения жидких веществ с
помощью условной меры.
Закреплять понимание
отношений между числами
натурального ряда, умение
увеличивать число на 1 в
пределах 10.Развивать «чувство
времени»; учить различать
длительность временных
интервалов в пределах 5 минут.
Закреплять представления о
последовательности дней
Песочные часы,
карточки с цифрами от 0
до 9, муз. инструменты,
кувшин с водой, стакан,
банка, миска с меткой
Беседа по картинкам
«Когда это бывает»
«Вчера, сегодня, завтра»,
«Какой сегодня день?»
Цель: закрепить знания о
частях суток.
недели.
Февраль
1
«Готовимся к
школе»
Учить составлять
арифметические задачи на
сложение. Закреплять умение
видеть геом. фигуры в
окружающих предметах.
Развивать память, логическое
мышление.
Ваза, 4 флажка, 3
кубика, квадраты двух
цветов,5 треугольников
одного цвета, картинки
с изображением
схематических кошек.
Дид. Игра «Неразбериха»,
«Нарисуй по заданию»
Цель: подготовка руки к
письму.
2
«Монетный двор»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Продолжать знакомить с
монетами различного
достоинства, с их разменом и
набором. Развивать логическое
мышление, внимание.
Монеты различного
достоинства.
Сюжетно- ролевая игра
«Супермаркет»
Цель: закрепить умение
разменивать монеты.
3
«В подводном
царстве»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Продолжать знакомить с часами
и устанавливать время на макете
часов. Совершенствовать умение
ориентироваться на листе
бумаги.
Карточки с цифрами, 9
рыбок, аквариум.
Игра- эстафета «Кто
быстрее соберёт башню»,
«Исправь ошибку»
4
«В тридевятом
царстве- в
тридесятом
государстве»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Развивать представления о
геометрических фигурах и
умение рисовать их на бумаги.
Картинки с
изображением дубов,
сосен, Змея-Горыныча,
геом. Фигуры, карточки
от 0 до 9.
Математическая игра
«Покажи цифрой!
Игра- аппликация
«Красивые флажки»
Цель: уточнение у детей
представлений о форме,
цвете, размере.
Закреплять умение называть
предыдущее, последующее и
пропущенное число. Закреплять
умение называть зимние месяцы.
Март
1
«Горшочек каши»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Закрепить умение
последовательно называть дни
недели и правильно
использовать в речи слова:
раньше, позже, сначала, потом.
Карточки с цифрами и
знаками +, -, =, 9
флажков, 9 ленточек,
карточки с цифрами,
горшочек, счётные
палочки.
Дид. игра «Назови
соседей»,
Цель: формирование
знаний о днях недели.
«Путаница»
Цель: учить овладевать
пространственными
представлениями.
2
«Ну, волк,
погоди!»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Совершенствовать навыки
измерения высоты предметов.
Продолжать знакомить с часами
и учить определять время.
Развивать логическое мышление.
Картинки с машинками,
самолетами, часы,
карточки с цифрами,
контурное изображение
ели.
Дид. игры «Разложи по
порядку», «Где, чей дом?»
Цель: упражнять в
сравнении предметов по
длине и ширине.
3
«На улицах
сказочного
города»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Совершенствовать навыки счета
со сменой его основания.
Закреплять умение двигаться в
пространстве в заданном
направлении.
Круги двух цветов,
полоски разной длины,
дорожные знаки,
машинки.
Подвижная игра
«Аэродром», «Отведи
товарища»
4
«Путешествие по
островам»
Продолжать учить составлять
арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Закреплять представления о
количественном и порядковом
значении числа, умением
отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Который по порядку?, «На
котором
месте?».Совершенствовать
умение моделировать
геометрические фигуры.
Мяч, карточки с
цифрами, бубен, куб.
Занятия в тетрадях:
«Чудесные
превращения», «Составь
узор»
Апрель
1
«Гуси- лебеди»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи в
пределах 10.Совершенствовать
умение делить круг на 8 равных
частей, правильно обозначать
части, сравнивать целое и его
части. Упражнять в умении
определять время по часам с
точностью до 1 часа. Развивать
память.
Мяч, изображение
птиц, макет часов,
карточки с цифрами.
«Проверь время»
Цель: развитие умения
определять время.
«Разложи по форме»
Цель: развитие навыка
моделировать фигуры.
2
«Цветочный
город»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи в
пределах 10.Закреплять
понимание отношений рядом
стоящих чисел в пределах
10.Развитие внимание.
Мяч, карточки с
цифрами,
арифметическими
знаками, 3 ромашки, 5
васильков, 2 полукруга
и целый круг, цветные
мелки.
Словесная игра «Я знаю
шесть….»
Цель: закрепление
познавательных
процессов.
Математическая игра
«Ручеек»
3
«Математическое
королевство»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
Мяч, мел, квадрат,
конверт, 2 полукруга,
целый круг, карточки с
«Подумай и закрась»
Цель: развивать умение
решать арифметические задачи в
пределах 10.Совершенствовать
умение измерять длину
предметов с помощью условной
меры. Совершенствовать умение
в ориентировке на листе бумаги
в клетку. Закреплять умение
называть последовательно
времена и месяцы.
арифметическими
знаками.
выделять признаки
предметов. Работа в
календаре года
4
«Страна птиц»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи в
пределах 10.Закреплять умение в
последовательном назывании
дней недели. Развивать
способность в моделировании
пространственных отношений
между объектами на плане.
Мяч.
Подвижные игры «Левее,
правее»,
«Составь карту»
Цель: повторение правил
дородного движения.
Май
1
«В стране
числовой
линейки»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи
на сложение в пределах
10.Упражнять в умении
ориентироваться на листе бумаги
в клетку. Развивать умение
последовательно называть дни
недели, месяцы и времена года.
Развивать внимание, мышление.
Картинки с
изображением времен
года, карточки с
цифрами и
арифметическими
знаками.
Подвижные игры
«Водители», «Чьё место»
Цель: повторение правил
дородного движения;
умение объединять по
общим признакам.
2
«Красная шапочка
идет в гости к
бабушке»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи
на сложение и вычитание в
Мяч, ключ, конверт,
образец ключа.
Дид. игры «Сосчитай по-
разному»,
«Сделай столько же»
Цель: упражнять в устном
счёте.
пределах 10. Упражнять в
умении ориентироваться на
листе бумаги в клетку.
Закреплять умение составлять
число из двух меньших и
раскладывать его на два
меньших числа в пределах 10 .
Развивать внимание, мышление.
3
«Крепость для
принцессы»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи
на сложение и вычитание в
пределах 10. Упражнять в
умении ориентироваться на
листе бумаги в клетку.
Закреплять умение считать в
прямом и обратном порядке в
пределах 20. Развивать
внимание, логическое
мышление, память.
Мяч, квадрат, 4
прямоугольных
треугольника.
Математич. игра «Назови
число меньше, чем…»
Цель: упражнять в счете и
отсчете предметов.
4
«Жили у
бабуси…»
Продолжать учить
самостоятельно составлять и
решать арифметические задачи
на сложение и вычитание в
пределах 10. Упражнять в
умении ориентироваться на
листе бумаги в клетку.
Совершенствовать умение
ориентироваться в окружающем
пространстве относительно себя
и другого лица. Развивать
внимание, логическое
мышление, память.
Карточки с цифрами и
арифметическими
знаками, числовая
линейка на доске в
клетку.
Подвижные игры
«Весёлый счет», «По
порядку становись»
Список литературы
1.
Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
2.
Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
3.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа
и методические рекомендации.
4.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
5.
Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов
ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
6.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,
1985 г.
7.
Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое
пособие. М.: АРКТИ, 2008
8.
Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
9.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
10. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
11.А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
12. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
13.В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
14.Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
15. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
16. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
17. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
18. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
19. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
20. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
21. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»