Напоминание

"Программа дополнительного образования по развитию математических способностей у детей подготовительной группы "В царстве математики"

Автор: Тихонова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.сад №10 "Улыбка"
Населённый пункт: Ростовская обл. Аксайский р-он х.Александровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа дополнительного образования по развитию математических способностей у детей подготовительной группы "В царстве математики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа дополнительного образования

по развитию математических способностей

у детей подготовительной группы

«В царстве математики».

Разработчик:
Воспитатель Тихонова Елена Ивановна. МБДОУ дет. сад «Улыбка» №10 Подготовительная группа «Кораблик» 2015-2016 г.г.

Пояснительная записка.
В начале учебного 2015-2016г.г. было проведено анкетирование среди родителей на тему: «Подготовка детей к школе», которое показало необходимость дополнительных занятий по математике в старшей группе «Кораблик». В связи с этим было принято решение о создании кружка по развитию математических способностей «В царстве математики».
Цель кружка:
приобщение ребенка к игровому взаимодействию, обогатить его математические представления, интеллектуально развить дошкольника. Занятия кружка будут способствовать формированию у детей активного отношения к собственной познавательной деятельности, объективно оценивать ее результаты. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Место проведения кружка
- старшая группа №4 "Кораблик". Занятия будут проводиться во второй половине дня 1 раз в неделю 20-25 минут. Продолжительность программы составляет 9 месяцев.
Объекты программы:
Дети 5-6 лет
Основные задачи программы
 Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.  Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).  Привить любовь к конкретному предмету – математике.  Формирование представлений о числе и количестве:  Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.  Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.  Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.  Познакомить с цифрами от 0 до 9.  Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.  Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
 Развитие представлений о величине:  Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.  Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.  Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .  Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.  Развитие представлений о форме:  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств; упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.  Развитие пространственной ориентировки:  Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.  «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).  Развитие ориентировки во времени:  Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.  Развитие умения определять время по часам с различными интервалами.  Познакомить с монетами различных достоинств, их набором и разменом.
Основными принципами программы математического кружка

являются:
 умственное развития дошкольника.  индивидуальный подход: максимально учитывать индивидуальные математические способности ребенка и создають благоприятные условия для их развития;  гумманость: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

кружка:
 Подгрупповая (список прилагается)
Методы:
 Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)  Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры- конкурсы)  Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)  Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Содержание программы
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятия используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями. Большую часть программы составляют практические занятия.
Итоговые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К концу учебного 2016г. при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:  Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
 Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).  Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).  Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.  Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).  Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.  Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.  Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.  Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.  Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов.  Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.  Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.  Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.  Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.  Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по

разделам:
1.
Физическое развитие -
дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 2.
Социально-коммуникативное развитие -
содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения, где знания и умения полученные на занятии дети применяют в игровой деятельности. 3.
Речевое развитие -
развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
4.
Познавательное развитие -
знакомятся с геометрическими телами, ориентироваться на листе бумаги. 5.
Художественно-эстетическое развитие -
развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.









Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Необходимое оборудование и материалы
 Цветные счетные палочки  Объемные геометрические фигуры  Шаблоны из геометрических фигур  Раздаточный материал (цифры и математические знаки)  Цветная бумага  Крупа (гречка, рис)  Цветные веревочки, ленточки  Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревянные предметы, бумага)  
   М е с я ц    № н е д е л и   Тема занятия   Программное содержание   Материалы   Предварительная работа   Сентябрь  4  «Путешествие в царство Осени».  Уточнить представления о цифрах 1,2 и 3; упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в  Картинки с последовательными событиями, грибы разного размера;10 треугольников одного  Дид.игра «Кто быстрее подберет коробки»  Цель: учить сопоставлять предметы по длине,   Октябрь  1  «Сказка по математике»   Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц. Закрепить умение сравнивать два предмета по величине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.  Куклы, карточки с цифрами, карточки с изображением предметов одежды и обуви ленты разной длин, разные меры.  Игра- забава «Художники»  Цель: развитие ориентировки в пространстве   2  «В гостях у Вини Пуха»  Закрепить представления детей об образовании числа 6; закрепить знание дней недели и их последовательность. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать .   Корзина с предметами: компасом, часами, термосом, кружкой, телефоном, клубком; карточки с цифрами, карточки с изображением различных предметов.   Дид.игра «Назови соседей»  Цель: совершенствовать представления о цикличности временных отрезков.  «Исправь ошибку»  Цель: формирование представлений о составе числа.
  3  «Сказочный урожай».   Продолжать учить составлять число 6 из единиц; уточнить представления о цифре 6; уточнить приёмы деления круга на 2-4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их, развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.  Муляжи фруктов и овощей, 2 тарелки,  Карточки с цифрами,1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема маршрута.  Настольная игра «Геометрическое лото», «Фигуры из цветной мазайки»  4  «Цветик – семицветик»   Закрепить цифру 7и8.; совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; уточнить приёмы деления квадрата на 2,4 и 8 равных частей; ориентировки на бумаге; закрепить знания детей об ориентации пространства, развивать речь, мышление, воспитывать усидчивость, внимание.  Геометрически фигуры, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов, карточки с цифрами от 1 до7.  Математическая игра «Разложи по форме»  Цель :закрепить знание геометрических фигур.  Ноябрь  1  «Зоопарк»»   Уточнить представления о цифре9;Познакомить с составом числа 9;совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке ; дать представление о весе предметов  Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянные и металлические шарики,  Логическая игра «Что поплывёт, что потонет», «Приготовь столько же»  Цель: учить использовать свои знания.
и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учит обозначать результаты сравнивания словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Развивать умение группировать фигуры по цвету и форме. 2 банки с водой.  2  «Цирковое представление»  Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, уточнить представления о цифре 0.Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. Уточнить представления о весе предметов. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами.  Мяч, матрешка, картинки с изображением времён года, карточки с цифрами от 0до10, 9 кругов одного цвета, 3 непрозрачные ведёрка с разным количеством пшена.  Дид. Игра «Взвесь по- разному»,  «Составь поезд»  Цель: закрепление умения составлять число из единиц.  3  «Приключения лисы Алисы и кота Базилио»  Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа .Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины. Закрепить представления о временах года и месяцах.  Наборы карточек с цифрами от0 до9, 3 желтых и 3 темно- желтых круга, квадрат, сделанный из счетных палочек.  Дид. Игра «12 месяцев»  Цель: закрепить понятие о месяцах.  Математическая сказка:  «Когда это бывает?»   Дид. игра «Сломанная машина»  Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. 
 4  «В гостях у Матроскина»  Учить составлять число 4 и 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, справа, посередине.  Полоска бумаги, 15 кругов, фланелеграф, магнитная доска, 10 счётных палочек, корзина,10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей.  Беседа «Расскажи про свой узор»  Цель: учить овладевать пространственными представлениями  Игра- ситуация «Сделай вовремя»  Цель: развитие чувства времени  Декабрь  1  «Поход в магазин»  Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших .Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.Познакомить с измерением величин с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.  Две корзины: в одной 10 мячей, в другой 5 мячей, банка с рисом,6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, 2 коробки с карандашам, карточки с цифрами.  Дид.игра «Рассели соседей»,  «Волшебные окошки»  2  «Путешествие Белоснежки»  Учить составлять число 7 и 8 из двух меньших чисел и раскладывать их на два меньших числа. Продолжать знакомство с образованием чисел второго десятка в пределах 15.Упражнять в измерении длины предметов с  Карточки с цифрами, картинки с изображением гномиков, мышат ,полоска бумаги, мера, 6 шапочек разного цвета.  Дид.игра «Найди спрятанный клад», «Иди по правилам»  Цель: закрепление чётко различать право- лево.
помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.  3  «Сказка для мышат»  Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20.Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.  Карточки с цифрами от 0 до9, 20 картинок с изображением мышат, куб, полоски бумаги- мерки.  Сюжетно- ролевая игра «Стройка», «Скалолазы»  4  «Обед для крокодила»  Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закрепить умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.  Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, полоски бумаги- меры,10 кругов одного цвета, 2 тарелки.  Дид. игра «Матрешки»  Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.   Январь  1  «Монеты для Буратино»  Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 10, 50копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о многоугольниках и способах их  Купюры и монеты разного достоинства, карандаши, ластики, тетрадь, ручка,3обруча одного цвета, коробка, геометрические фигуры.  Дид. Игра «Что внутри, что снаружи», Сюжетно- ролевая игра «Банкир»
классификации по виду и размеру.  2  «В сказочном магазине»  Продолжать знакомить с монетами достоинством 1.5.10 рублей, их набором и разменом, познакомить с песочными часами, развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом; закреплять представления о многоугольнике.  Наборы монет, песочные часы, ёлочные украшения,20 кругов одного цвета и размера, 10 карточек с изображениями различных предметов.  Дид. Игра «Наведи порядок», «Когда это бывает»,  сюжетно- ролевая игра «Продовец»  3  «В гостях у Мальвины»  Продолжать учить измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.  Миска с мукой, банка, поднос, макет часов, многоугольники.  Дид. Игра «До и после», «Раньше-позже»  4  «В деревне Простоквашино»  Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать число на 1 в пределах 10.Развивать «чувство времени»; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут. Закреплять представления о последовательности дней  Песочные часы, карточки с цифрами от 0 до 9, муз. инструменты, кувшин с водой, стакан, банка, миска с меткой  Беседа по картинкам «Когда это бывает»  «Вчера, сегодня, завтра»,  «Какой сегодня день?»  Цель: закрепить знания о частях суток. 
недели.  Февраль  1  «Готовимся к школе»  Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геом. фигуры в окружающих предметах. Развивать память, логическое мышление.  Ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов,5 треугольников одного цвета, картинки с изображением схематических кошек.  Дид. Игра «Неразбериха», «Нарисуй по заданию»  Цель: подготовка руки к письму.   2  «Монетный двор»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами различного достоинства, с их разменом и набором. Развивать логическое мышление, внимание.  Монеты различного достоинства.  Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»  Цель: закрепить умение разменивать монеты.  3  «В подводном царстве»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.  Карточки с цифрами, 9 рыбок, аквариум.  Игра- эстафета «Кто быстрее соберёт башню»,  «Исправь ошибку»  4  «В тридевятом царстве- в тридесятом государстве»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на бумаги.  Картинки с изображением дубов, сосен, Змея-Горыныча, геом. Фигуры, карточки от 0 до 9.  Математическая игра  «Покажи цифрой!  Игра- аппликация «Красивые флажки»  Цель: уточнение у детей представлений о форме, цвете, размере.
Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число. Закреплять умение называть зимние месяцы.  Март  1  «Горшочек каши»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Закрепить умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.  Карточки с цифрами и знаками +, -, =, 9 флажков, 9 ленточек, карточки с цифрами, горшочек, счётные палочки.  Дид. игра «Назови соседей»,  Цель: формирование знаний о днях недели.  «Путаница»  Цель: учить овладевать пространственными представлениями.   2  «Ну, волк, погоди!»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов. Продолжать знакомить с часами и учить определять время. Развивать логическое мышление.  Картинки с машинками, самолетами, часы, карточки с цифрами, контурное изображение ели.  Дид. игры «Разложи по порядку», «Где, чей дом?»  Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.   3  «На улицах сказочного города»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении.  Круги двух цветов, полоски разной длины, дорожные знаки, машинки.  Подвижная игра «Аэродром», «Отведи товарища»
 4  «Путешествие по островам»  Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умением отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?, «На котором месте?».Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры.  Мяч, карточки с цифрами, бубен, куб.  Занятия в тетрадях: «Чудесные превращения», «Составь узор»  Апрель  1  «Гуси- лебеди»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10.Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать память.  Мяч, изображение птиц, макет часов, карточки с цифрами.  «Проверь время»  Цель: развитие умения определять время.  «Разложи по форме»  Цель: развитие навыка моделировать фигуры.  2  «Цветочный город»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10.Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.Развитие внимание.  Мяч, карточки с цифрами, арифметическими знаками, 3 ромашки, 5 васильков, 2 полукруга и целый круг, цветные мелки.  Словесная игра «Я знаю шесть….»  Цель: закрепление познавательных процессов.  Математическая игра «Ручеек»   3  «Математическое королевство»  Продолжать учить самостоятельно составлять и  Мяч, мел, квадрат, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с  «Подумай и закрась»  Цель: развивать умение
решать арифметические задачи в пределах 10.Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы. арифметическими знаками. выделять признаки предметов. Работа в календаре года    4  «Страна птиц»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10.Закреплять умение в последовательном назывании дней недели. Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.  Мяч.  Подвижные игры «Левее, правее»,  «Составь карту»  Цель: повторение правил дородного движения.  Май  1  «В стране числовой линейки»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года. Развивать внимание, мышление.  Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.  Подвижные игры «Водители», «Чьё место»  Цель: повторение правил дородного движения; умение объединять по общим признакам.  2  «Красная шапочка идет в гости к бабушке»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в  Мяч, ключ, конверт, образец ключа.  Дид. игры «Сосчитай по- разному»,  «Сделай столько же»  Цель: упражнять в устном счёте.
пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10 . Развивать внимание, мышление.   3  «Крепость для принцессы»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, логическое мышление, память.  Мяч, квадрат, 4 прямоугольных треугольника.  Математич. игра «Назови число меньше, чем…»  Цель: упражнять в счете и отсчете предметов.    4  «Жили у бабуси…»  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. Развивать внимание, логическое мышление, память.  Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку.  Подвижные игры  «Весёлый счет», «По порядку становись»
          
Список литературы
1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г. 2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г. 3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. 4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г. 5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г. 6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г. 7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи». 9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». 10. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». 11.А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет». 12. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
13.В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников» 14.Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове 15. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников» 16. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», 17. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004 18. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009 19. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников» 20. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику» 21. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» 