Напоминание

"Обитатели пресных водоемов"

Автор: Бубликова Наталья Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" имени Героя Советского Союза С.С.Заруднева с. Августовка
Населённый пункт: с. Августовка Большечерниговского района Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Обитатели пресных водоемов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по окружающему миру в 2-ом классе
«
Обитатели пресных водоемов». Номер урока по теме: 2 Тема урока: Обитатели водоемов. Цель урока: составить целостное представление об обитателях пресного водоема. Задачи урока: образовательная: - познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними; развивающая: - развивать память, мышление, связанную речь учащихся; - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах. воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах, дружеское отношение друг к другу. Тип урока: Ознакомление учащихся с новым материалом. Методы обучения: рассказ, беседа. Средства обучения: учебник «Окружающий мир: 2 класс» , Ч. 2/ Н.Ф.Виноградова.- М.: Вентана- Граф, 2012г., тетрадь «Учимся думать и фа, ИКТ. Оборудование: флеш-карта с презентацией, мультипроектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки. Формы работы: коллективная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах. Вид урока- нестандартный, урок-путешествие ,урок- презентация. Ход урока I. Организационный момент. «Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Слайд 2 2.Актуализация знаний. Учитель:
«Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит».
Слайд 2 Ребята, что изображено на слайде? - Водоем. - Что такое водоем? (Ответы детей) - Какие водоемы бывают? (Ответы детей) - Какие пресные водоемы вы знаете? -Река, пруд, озеро. Слайд 3 -А какие водоемы есть у нас? Слайд 4 -Пруды, река Иргиз. - Правильно. -Что вы знаете об этой реке? (Ответы детей) -Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных. С растениями вы уже познакомились. 3.Постановка цели урока: - Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке? -Об обитателях водоемов. Правильно. Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов» 4.Изучение нового материала. Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем селе. Это река Иргиз. Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов) «Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой Хватает клешнёй.» (Рак.) Слайд 5 «У родителей и деток
вся одежда из монеток.» (Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете? -Ответы учеников «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» (Сом.) Слайд 6 «Он колючий, но не еж, А речная рыба …»(Ерш.) «Хвостом виляет, зубаста, а не лает.» (Щука.) -Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. - Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд 7 Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы. Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит. Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне. -Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей) -Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр. 5.Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе. -Опираясь на схему, давайте исправим ошибки в наших тетрадях в упражнении 24 на странице 30. - А вы знаете, как называются маленькие рыбки? (Ответы детей) - Как они появляются на свет? (Ответы детей) -Правильно. У большинства рыб потомство появляется из икринок, но есть и живородящие рыбы. Например, гуппи. Икринки очень малы. Состоят они из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малек внутри икринки. Этого запаса хватает до тех пор, пока малек не подрастет. Кроме рыб в водоемах обитают другие животные. И с ними мы также познакомимся. Отгадайте загадки. «У кого глаза на рогах, а дом на спине?» (Улитка.)
«Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. « (Стрекоза.) (Ребята рассказывают о водомерке, улитке, раке, лягушке, стрекозе) -Вот так, оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом “этаже А теперь отдохнем немного, встанем из-за парт. 6.Физкультминутка. «Мы немного отдохнём И разминку проведём. Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже Солнце жжёт. Побежим скорее в реку. Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ.» (Слайд 16) Учитель: -Ну, это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы возвращаемся на урок . 7.Закрепление изученного материала. Работа в парах в ученических ноутбуках.(ПМК «Академия младшего школьника».) Учитель: Ребята, откройте ноутбуки, войдите в ПМК «Академия младшего школьника», найдите тесты по окружающему миру в разделе Пресные водоемы. Самостоятельно отвечайте на вопросы. А я посмотрю, как вы усвоили материал. Ученики работают в ноутбуках. - Как быстро и правильно вы ответили на вопросы. Теперь я уверенна, что вы многое узнали. Учитель: А какие птицы живут на пресных водоемах? Рассказы учеников о птицах: утках, гусях, цаплях, аистах. (Слайд 17) - Какие животные обитают в пресном водоёме.
Рассказы учеников о бобре и ондатре. (Слайд 19,20) А ещё ребята в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, как они связаны между собой. Зачитывание некоторых взаимосвязей из учебника с.95, с.97 -Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.) -Какой из этого можно сделать вывод? Вывод: -Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут. -Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит? -Какие беды принёс человек водоёму? - Реки загрязнены мусором. - Что же делать, чтобы этого не было? - Нельзя бросать в реки мусор. - А как еще люди загрязняют воду? - Моют машины, велосипеды. - А это можно делать? - Нет, мыть транспорт нельзя! - Наши заводы сбрасывают в реки нечищеную воду. С полей во время обильных дождей в реку попадают химические удобрения. Давайте прочитаем правила охраны рек. (Слайд 19) 8.Итог урока. Рефлексия. - Ребята, о ком мы говорили сегодня на уроке? - Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился? - А еще о чем говорили? - Почему мы должны охранять реки от загрязнения? - Что нового вы узнали сегодня? - Что вам особенно запомнилось или понравилось? Учитель: Окончен урок и вас ждет перемена, И шум в коридорах опять. Но хочется мне успеть непременно Вам доброе слово сказать!: «Спасибо за работу!»