"Создание образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика"

Автор: Джумаева Эльвира Рахимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Яксатовская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово
Наименование материала: Выступление на семинаре
Тема: "Создание образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика"
Дата публикации: 24.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Создание образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика.
Развитие
– 1)процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 2)Степень сознательности, просвещённости, культурности.
Среда
– 1) Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества. 2) Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Образовательный
– содействующий образованию, просвещению.
Комфорт
– условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют. Все, что составляет наш окружающий мир, называется
средой обитания
. Все, что окружает ребенка в школе, называется
образовательной средой
. Этот термин обозначает не только стены, доски, парты, но и стиль образования, и атмосферу, создаваемую учителем в классе. Образовательная среда должна быть такой, чтобы она способствовала сохранению и укреплению здоровья всех школьников, чтобы все воспитанники не зависимо от состояния здоровья имели комфортные условия обучения, чтобы она выступала гарантом отсутствия любого вида дискриминации. В качестве же значимых психологических характеристик, позволяющих придать образовательной среде развивающий характер, можно рассматривать: отношение к образовательной среде; удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия; психологическую безопасность (защищенность от любого вида дискриминации). Рассматривая образовательную среду как психолого-педагогическую реальность, содержащую специальные организационные условия для формирования, а также возможности для развития личности, чрезвычайно важным является восприятие и оценка школьниками степени комфортности своего пребывания в ней. В качестве условий, обеспечивающих позитивное развитие личности в учебном процессе, выступают: сохранение и укрепление психического здоровья личности; обеспечение востребованности личности и свободного ее функционирования; обеспечение защищенности личности и удовлетворение основных ее потребностей. Научные исследования утверждают, что визуальная среда оказывает значительное влияние на психическое и физическое состояние человека. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагогике» К.Д. Ушинский Слова великого педагога с полным основанием можно перенести на всю визуальную среду – улицу, двор, интерьер здания. Мы никуда не денемся от современных реалий, от бетона, асфальта, однообразных скучных стен. Но сделать школьные помещения визуально более комфортными для глаз можно. И начинается все с художественно-эстетического воспитания в школе. Окружая детей красотой, ненавязчиво обращая их внимание на её составляющие, можно воспитать таким образом ребёнка, который будет интуитивно стремиться создавать вокруг себя гармоничное пространство. Образование требует от школьников повышенного интеллектуального и психоэмоционального напряжения. Но, зная особенности организма человека, можно помочь ему адаптироваться к
перегрузкам, можно создать благоприятные условия для учёбы и работы, эффективно выявлять и предупреждать отклонения в состоянии здоровья. Чтобы грамотно организовать образовательное пространство, надо объединить усилия педагогов, психологов, всех участников образовательного процесса, учащихся. Образовательное пространство позитивно влияет на здоровье, потому, что при его устройстве необходимо учитывать их возрастные особенности, стимулировать учителя к использованию современных педагогических технологий. Отношение к собственному учебному заведению – важный фактор комфортности, хорошего настроения, формирования личности. Оно складывается под воздействием самых разных элементов: интерьера, наглядной агитации, личностных взаимодействий, частных ситуаций. На имидж школы влияет семантическая (знаковая) организация всех помещений, а не только кабинетов. Пространство в большей степени д. б. ориентировано на детей: расположение зеркал, стендов, газет на уровне детских глаз, предполагает доверительные отношения между взрослыми и детьми. Учебное пространство насыщено полезной информацией. Особые знаки позволяют создать атмосферу географии, биологии, литературы, истории, СБО. Необходимо определить научными методами благоприятность каждого уголка школы, исключить то, что экологи называют «агрессивным полем», создать красоту и научить обращать внимание на ее составляющие и в результате создать вокруг себя гармоничное пространство. Большое внимание уделяется созданию комфортно-пространственной среды и атмосферы творчества и красоты, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитию активной созидательной личности. В качестве приоритетных выделяются следующие направления деятельности школы: - Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования; - Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья; - Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; - Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно- исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.); - Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; - Сохранение и укрепление здоровья школьников; - Компенсация недостатков дошкольного и начального образования; - Развитие личности школьника, учёт индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития; - Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии. ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА: интерьер здания, наглядная агитация, семантическая (знаковая) организация всех помещений, а не только кабинетов, расположение зеркал, стендов, газет на уровне детских глаз, целая «лестница» комфортных помещений – места для общения и двигательной активности: скамейки, кресла, уютные диваны и диванчики, «зелёные уголки», использование детских работ в оформлении интерьера, большой аквариум. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА: создание комфортно-пространственной среды и атмосферы творчества и красоты, кружки творческого плана, мастерские, Музей истории школы, о военно-патриотическом движении, о педагогах-ветеранах, об учащихся и их достижениях, о традициях образовательного учреждения, комплексная психолого-медико- социальная и правовая поддержка детей, семей и педагогов в образовании, благоприятные условия для учёбы и работы, эффективное выявление и предупреждение отклонений в состоянии здоровья, личностные взаимодействия, частные ситуации. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: техническое, методическое обеспечение учебного процесса, открытый библиотечный фонд. НАПРАВЛЕНИЯ: - формирование школьных пространств; - организация образовательного процесса на основе творчества и успешности; - формирование социально-психологического климата в школьном коллективе; - обеспечение горячим питанием; - единство требований; - экологическая деятельность учащихся. Условия развития личности Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как социального существа. Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Развитие личности происходит под действием многих факторов: – наследственности; – среды (социальной, биогенной, абиогенной); – воспитания; – собственной практической деятельности человека. Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.
Влияние среды на развитие личности Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др. Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте.
Умные технологии в неумных руках оказывают прямо противоположное или обратное

влияние на детское сознание, развитие личности.
Окружающая среда, в которой живет ребёнок, должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной и постоянно меняющейся. Важным условием построения развивающей среды в детских садах является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, которая предполагает реализацию ряда
принципов.

Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка
предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.
Принцип уважения к мнению ребенка
, который заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся способы общения — понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию.
Принцип активности в разных видах деятельности
. Среда в учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно- пространственная среда должна предоставлять возможность построения сфер активности.
Принцип учета возрастных особенностей детей
подразумевает выявление отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды. Одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения. Никита Константинович Смирнов, один из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих образовательных технологий, писал о том, что учителя необходимо в первую очередь «…обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития». Здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса с позиций психологии предоставляют возможность активно содействовать формированию у обучающихся ответственности за свое здоровье и навыков ведения здорового образа жизни.
Какие причины ведут к перегрузкам ребенка и рискам образовательной среды школы?

- приход детей в школу и переход от дошкольного детства к школьному обучению; - трудности адаптации конкретного ребенка к школе; - технический прогресс и уровень развития общества, определяющие, по сути дела, границы сложности школьных программ и соответственно структуру и содержание учебных предметов, порой не учитывающих закономерности развития ребенка-школьника; - способность-неспособность противостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе; - наличие в школе фактора соревновательности, следствием которой становится ориентация учащихся на высокие показатели. Известно, что отстающих, как правило, осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним становится враждебным; - отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющиеся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности; - негативное – враждебное, пренебрежительное, скептическое, а нередко и подавляющее ребенка отношение учителя или несдержанное грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя.
в школе учитель не для того, чтобы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они

от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем

непосредственном участии
. Однажды афинянам надлежало сделать выбор между двумя строителями, предлагавшими свои услуги для возведения собора. Один выступил с великолепной, заранее обдуманной речью о том, каким следует быть этому строению. Другой же ограничился следующими словами: «Мужи афинские, что он сказал, то я сделаю». В далекой стране жил человек. Много детей у него было, да не все они его любили. Обижался человек, винил детей в злобе и хитрости. И обидевшись на них, ушел в страну для себя неведомую. Долго ли коротко ли ходил, а ноги его опять к дому привели. И увидел он сад цветущий, дома красивые, поля, возделанные и детей своих счастливых. Опять обиделся он на детей своих и поселился недалеко от них. Прибегали внуки к нему - он их не приветствовал, приходили дети, он на них обижался, не разговаривал с ними. А когда умер человек, все дети наконец-то пришли к нему и взрастили сад на могиле его с почтением и любовью. О чём говорит эта притча? Не сердитесь и не огорчайтесь, дети наши вырастут и без нас, но лучше будет, если мы будем рядом. Развиваться нужно не только нам, но и им. Почему они должны мудрости набираться через наше твердое слово? Они сами должны учиться определять, где плохо и что хорошо.